Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 11:26, контрольная работа
На самой ранней ступени развития человеческого общества существовал первобытнообщинный строй. При нем имели место общий труд, общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации классов.
Вопрос 1. Воспитание в первобытном, рабовладельческом обществе и при феодализме.
Вопрос 2. Педагогическая деятельность и теория Я. А. Коменского.
Вариант №1
Тема: «История развития дошкольного образования за рубежом».
Вопрос 1. Воспитание в первобытном, рабовладельческом обществе и при феодализме.
Вопрос 2. Педагогическая деятельность и теория Я. А. Коменского.
1.Воспитание в первобытном, рабовладельческом обществе, при феодализме.
На самой
ранней ступени развития человеческого
общества существовал первобытнообщинный
строй. При нем имели место
общий труд, общественная собственность
на средства производства, отсутствие
эксплуатации классов. Материалы археологических
раскопок, данные этнографии позволили
ученым сделать предположение, что воспитание
как объективный процесс начало складываться
в период перехода первобытного человека
от животнообразных форм деятельности
к собственно трудовой, орудийной. Изготовление
простейших орудий труда привело к постепенному
усовершенствованию руки человека, послужило
основой для развития его сознания. Совместная
трудовая деятельность сплотила членов
первобытного общества. Орудийная деятельность
влияла на биоморфологическое развитие
человека, способствовала изменению его
сознания, появлению членораздельной
речи. Эволюция в хозяйственной деятельности
сказалась на общих условиях жизни людей:
улучшилось питание, стали возникать постоянные
стойбища. Люди жили в коллективных жилищах.
Эти перемены повлекли за собой рост численности
детей, удлинение периода детства. В обществе
стала формироваться объективная потребность
в воспитании: появилась необходимость
в передаче детям опыта орудийно-трудовой
деятельности с тем, чтобы, с одной стороны,
сохранить этот опыт, а с другой подготовить
их к будущей самостоятельной жизни. Воспитание
в бесклассовом обществе носило равный
для всех характер, но некоторые различия
имели место в воспитании мальчиков и
девочек. Мальчики – подростки участвовали
вместе с мужчинами в охоте и рыбной ловле;
девочки помогали женщинам изготовлять
одежду, посуду, готовить пищу. Первоначально
эта потребность удовлетворялась в совместной
деятельности взрослых и детей.
кореньев, плодов, приготовление пищи, участие в охоте, рыбной ловле и др.), и орудия, с помощью которых он осуществлялся, были достаточно примитивны. Заботу о подрастающем поколении сначала проявляли все взрослые члены общины. Народы, жившие родовым строем, знакомили детей с названиями животных, их повадками, приемами и способами скотоводства. Затем она концентрируется в руках представителя старшего, умудренного опытом поколения.
Воспитательные отношения между взрослыми и детьми не ограничивались сферой труда. Взрослые направляли и поведение детей, приучая соблюдать сложившиеся в общине правила, требования, запеты. Это знаменовало зарождение собственно форм воспитания, целью которого становилась не только передача опыта трудовой деятельности, но и развитие у детей таких качеств, форм поведения, которые соответствовали требованиям общества, особенно хозяйствования. Старики рассказывали детям о славных деяниях предков, о врагах их рода. Они приобщали их к религиозным верованиям и обрядам культа.
Долгое время подготовка ребенка к жизни не отделялась от его практического участия в коллективной и трудовой жизни сообщества. Однако, по утверждению исследователей-этнографов, к периоду первобытного общества относятся возникновение и накопление эмпирических средств воспитания и обучения (игрушки, ритуалы, обряды, произведения устного народного творчества). Большое место на данном этапе занимало народное творчество: сказания, песни и т.д.
С упорядочением
брачных отношений, появлением парного
брака зарождаются домашне-
Инициализация – переход юношей и девушек в число полноправных членов родовой общины сопровождался особыми «церемониями посвящения». Они состояли из публичных испытаний, в которых проверялись их умения.
На определенном этапе развития первобытного общества появляется частная собственность, богатые и бедные, исчезает равенство, происходит разложение общины, возникают классы. Эти изменения отражаются и на воспитании, которое утрачивает свой прежний характер.
Значительную
часть требуемых инициацией умений
дети приобретали в семье, в общине.
Но непосредственно перед
Первой классовой общественно-экономической формацией являлся рабовладельческий строй, который достиг своего наивысшего развития в античных государствах: Греции и Риме. Слово «педагог» возникло в Древней Греции.
В древней Греции в VI-IV вв. до н.э. основную массу населения составляли рабы, лишенные всех человеческих прав.
Воспитание, которое рабовладельцы давали своим детям, имело ярко выраженный классовый характер. Оно вооружало их знаниями и умениями, необходимыми для управления держать рабов в подчинении.
Рабовладельцы лишали рабов знаний и стремились воспитывать их в духе покорности. Борясь против эксплуатации, рабы воспитывали своих детей в духе ненависти к угнетателям. Несмотря на общий для небольших государств рабовладельческий характер системы воспитания имели различия.
У власти в Спарте стояли рабовладельцы, которые поддерживали свое господство силой оружия.
Воспитание
детей в Спарте имело целью
подготовить жестких
Девочки оставались в семье, получали физическое и нравственное воспитание. Они готовились к тому, чтобы стать матерями здоровых детей и при необходимости держать в повиновении рабов.
В Афинах в V в до н. э. сложившаяся рабовладельческая демократическая республика, в которой народные массы, принадлежали к свободному населению, были предоставлены некоторые права по управлению государством.
Воспитание
детей господствующей рабовладельческой
верхушки Афин по своим задачам, содержанию
отличалось от спартанской. Они стремились
дать детям гармоническое
Мальчики до 7 лет получали одинаковое с девочками домашнее воспитание под наблюдением матери. В состоятельных семьях попечение о детях возлагалось на рабов. Большое место в их воспитании занимали сказки, басни. В 7 лет мальчики поступали в частные платные школы, а девочки оставались жить затворницами. Здесь они обучались чтению, письму, игре на музыкальном инструменте. Более или менее образованного раба, который сопровождал ребенка своего господина в школу, нес все необходимое для учебы, дожидался окончания занятий, чтобы, почтительно следуя позади своего подопечного, довести его до дома. Дома раб следил за ребенком, за его поведением, охранял от разного рода опасностей. Такого раба звали педагогом, что в буквальном переводе с греческого означает, дето водитель.
В школах мальчики обучались грамоте, письму и счету. Они должны были уметь играть на музыкальных инструментах. Обучали детей учителя, которые назывались дидаскалами. С 12 лет они занимались «пятиборьем» (бег, борьба, прыганье, метание диска и копья). Кроме всего они должны были уметь плавать.
После окончания школы наиболее знатные юноши направлялись в государственную школу. С 16 до 18 лет они продолжали свою гимнастическую подготовку. Система образования завершалась двухлетней военной подготовкой. Воспитание было лишь уделом богатых. Рабы были лишены права посещать школы.
Позднее из обычного раба педагог превратился в домашнего воспитателя. Таким образом, слово педагог утратило свое первоначальное значение. Педагогами стали называть профессиональных воспитателей, а затем и преподавателей и учителей.
Рабовладельческий строй сменился феодальным. Большую роль в жизни западноевропейского средневекового общества на протяжении ряда столетий играла католическая церковь. Она имела огромное количество земель. Церковь оправдывала при помощи религии эксплуатацию народных масс, воспитывала в них терпение и смирение, покорность феодалам.
В это время школы, прежде всего, возникают при монастырях, в которых велась переписка церковных книг. В начальных монастырских школах и организациях затем при церквах приходских школах готовили духовных лиц для занятия низших церковных должностей. Со временем в них стали также учиться люди, которые не намеревались быть служителями церкви.
В этих школах мальчики воспитывались в духе религии и христианской нравственности. Они обучались читать и писать на латинском языке, заучивать наизусть молитвы, церковное пение, а также усвоить начальный счет. В монастырской школе учителями были монахи, а в приходской – священники. Они занимались с каждым из своих учеников в отдельности. В церковных школах обучение было крайне трудным и длительным. За неуспеваемость в обучении и малейшее нарушение дисциплины мальчиков подвергали тяжелым физическим наказаниям.
2. Педагогическая деятельность и теория Я. А. Коменского.
Великий славянский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670г.) родился в семье мельника. Взгляды Коменского на ребенка и на его развитие отличалось от господствующих в средневековой педагогике представлений. Он отвергал церковные положения о греховности детской природы. Коменский полагал, что все дети обладают от рождения определенными способностями, которые являются «даром божьим». Но в тоже время он указывал, что природные способности ребенка могут получить развитие только путем воспитания. Он указывал на необходимость учитывать индивидуальные особенности детей, считал, что все дети, в том числе не обладающие острым умом, ленивые и упрямые, могут, при умелом к ним педагогическом подходе, стать воспитанными и образованными. Идеалом Коменского, соответствующим прогрессивным требованиям нового времени, является человек, который способен «знать, действовать и говорить».
Считая, что все дети способны воспринимать знания, он хотел «учить всех всему». Он требовал всеобщего обучения. Коменский горячо защищал право женщин на образование, он полагал, что школа должна давать детям всестороннее образование. Коменский требовал, чтобы школы, в которых молодежь растрачивает лучшие годы, были преобразованы. Обосновывал свои педагогические положения, он часто прибегает к ссылкам на явления природы и примеры человеческой деятельности.
Желая доказать, что преподавание следует начать с общего ознакомления с предметом, с целостного его восприятия, а уже затем переходить к изучению отдельных его сторон. Он стремился построить обучение на знании законов развития человека, рассматриваемого как часть природы.
Природосообразным, по Коменскому, является только такое обучение, которое строится с учетом возрастных особенностей детей.
Коменский устанавливает возрастную периодизацию. Он намечает 4 основных периода: детство, отрочество, юность, возмужалость. Каждому периоду, охватывающему 6 лет, соответствует определенная школа. Для детей до 6 лет предназначено особая «материнская школа», в которой учительницей является сама мать. С 6 до 12 без различия пола обучаются в школе родного языка, с 12 до 18, обнаружившие наклонности к научным знаниям, посещают латинскую школу или гимназию, имеющуюся в каждом большом городе, для юношей с 18 до 24 предлагает организовать в каждом государстве академию.
Таким образом, демократ Коменский мечтал об установлении стройной и единой системы школ, которая должна обеспечивать всестороннее воспитание молодого поколения. Он справедливо требовал, чтобы в первоначальных школах детям давались бы самые простые и общие знания, которые затем бы уточнялись и накапливались.
Коменский требовал, чтобы начальная школа стала «школой родного языка». Он стремился всесторонне подготовить подрастающее поколение к предстоящей ему деятельности: вооружить его наряду с полезными для жизни знаниями так же и навыками ручного труда. Начальная школа давала такие знания как: чтение, письмо, арифметика, элементы геометрии, географию и естествоведение. В курс гимназии он вводил науки: физику (естествознание), географию и историю.
Коменский приходит к требованию наглядности в обучении. Он устанавливает «золотое правило» дидактики, согласно которому следует « все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащее вкусу – вкусом; доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами». Коменский указывал на то, чтобы люди «черпали свою мудрость не из книг, но из созерцания земли и неба, дубовых и буковых деревьев». Он требовал расположить материал «по ступеням возраста, чтобы только то, предлагалось для изучения, что доступно способности восприятия». Так в материнской школе, считал Коменский, необходимо развивать внешние чувства и наблюдательность; затем упражнять в школе родного языка их воображение и память и одновременно язык и руку; далее развивать в латинской школе их понимание и суждение и, наконец, формировать в академии то, что относится к области воли.
Информация о работе История развития дошкольного образования за рубежом