Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 22:25, реферат
Термин «сравнительная педагогика» впервые употребил М.А. Жульен Парижский в начале XIX века. Он обосновал необходимость аналитического сопоставления образования в различных странах с целью его непрерывного совершенствования. Во 2-ой половине XIX века во Франции, Бельгии, Германии начали осуществляться сравнительно-педагогические исследования в значительных масштабах. В ряде стран стали издаваться научные труды и периодическая печать по сравнительной педагогике. В США в 1898 году был прочитан первый курс сравнительной педагогики (в Колумбийском университете).
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
Факультет педагогики и практической психологии
Отделение дошкольного образования
Кафедра дошкольной педагогики
Реферат на тему
«История сравнительной педагогики»
Степень – бакалавр
Направление –050100 «Педагогическое образование»
Профиль – 540600 «Дошкольное образование»
Курс 2, группа 21 Д
Исполнитель:
Ходева Виктория Андреевна
Преподаватель:
Маркарян Ирина Андреевна
Ростов – на – Дону
2013 год
Введение
Термин «сравнительная педагогика» впервые употребил М.А. Жульен Парижский в начале XIX века. Он обосновал необходимость аналитического сопоставления образования в различных странах с целью его непрерывного совершенствования. Во 2-ой половине XIX века во Франции, Бельгии, Германии начали осуществляться сравнительно-педагогические исследования в значительных масштабах. В ряде стран стали издаваться научные труды и периодическая печать по сравнительной педагогике. В США в 1898 году был прочитан первый курс сравнительной педагогики (в Колумбийском университете).
В России сравнительная педагогика выделилась в самостоятельную область педагогической науки относительно недавно. Считается, что основоположником ее является К.Д. Ушинский. Его отдельные исследования содержат в информативном плане сравнения систем образования во Франции, Англии, Германии и Северной Америке. Большой вклад в создание фундамента сравнительной педагогики внесли Л.Н.Модзалевский, П.Ф.Каптерев
В области сравнительной
История сравнительной педагогики
в России до настоящего времени не
исследовалась. Не выявлен вклад
отечественных педагогов-
Становление и развитие сравнительной педагогики за рубежом и в России
Сравнительная педагогика -
область педагогической науки, изучающая
преимущественно в
Интерес к сравнительной
педагогике возник еще в эпоху
господства донаучных представлений.
Известны сопоставительные описания спартанского
и афинского воспитания, которые
можно считать исследованиями в
области сравнительной
В средние века социально-политические
и культурные условия в Западной
Европе не способствовали развитию знаний
к международным сопоставлениям
в сфере образования. На протяжении
ряда столетий образование и воспитание
было монополизировано церковью. Основным
содержанием образования
Развитие мануфактуры, крупной
машинной индустрии способствовало
возникновению реальных школ, организации
профессионального обучения. Консолидировались
и расширялись культурные сферы
в Европе. Разрабатывались новые
фундаментальные принципы формирования
человека. Началась систематизация духовного,
в том числе педагогического,
наследия Античного мира. Идеи в
области образования и
В XV-XVI в.в. средневековые традиции в сфере образования и воспитания заменяются гуманистической педагогикой Возрождения и Реформации. Общим для многих стран Западной Европы становится классическое образование. Отличительные особенности систем образования, организации обучения и воспитания в разных странах Европы получили освещение в трудах Я. Коменского, педагогов XVIII-XIX в.в., И.Г. Гарднера, И.П. Бринкмана (Германия), Э.А. Эверса (Швейцария), И. Нифа, Д. Грисома (США) и др. В сравнительном плане в произведения названных исследователей характеризовались преимущественно типы школ и содержание образования в них.
М.-А. Жюльен известен как
публицист. Он автор ряда статей и
брошюр по вопросам политики, социальных
отношений и культуры. К сожалению,
почти все публицистические и
научные труды утеряны или
забыты. И только небольшая брошюра
"Очерк и предварительные
По данным исследования Б.Л.
Вульфсона, сравнительная педагогика,
в представлении Жюльена, должна
в сопоставительном плане изучать
педагогический опыт в разных странах
с целью создания наиболее рациональной
системы образования и
Теоретико-методологические основы исследований по сравнительной педагогике
Сравнительная педагогика как
самостоятельная область
Одним из сложных теоретических
положений сравнительной
Ведущим принципом теории сравнительных педагогических исследований является объективный подход к изучаемым фактам, явлениям, процессам. Недопустимо однозначное и тенденциозное оценивание, подчинение оценок прошлого современным политическим приоритетам. Объективный подход сравнительных педагогических исследованиях включает в себя изучение подлинных документов, источников; рассмотрение предметов, явлений, идей во всех их сложностях и противоречиях; недопустимость искажения реальных фактов, явлений, подгонки их под заранее заданные или господствующие схемы, установки.
Объективность сравнительно-педагогического исследования означает опору на совокупность фактов, отражающих наиболее общие тенденции. Б.Л. Вульфсон рассматривает два подхода к определению и пониманию факта: непосредственно воспринимаемое явление действительности и объект научного познания. В первом случае факт осмысливается в рамках строгого научного анализа, во втором - в контексте обыденного сознания. Непомерное увлечение фактами, позитивистский «культ факта» идут в ущерб теоретическому осмыслению рассматриваемой проблемы. Ученый обращает внимание на то, что «систематизированное описание новейших и малоизвестных сведений, отражающих процессы развития образования за рубежом, может выступать как одна из важных самостоятельных научных задач и как существенный элемент сравнительно-педагогического исследования... Следует придавать воспроизведению фактов обобщенный характер, при котором неизбежно опускаются многие второстепенные детали и подробности, а сами факты подвергаются тщательной проверке путем сопоставления и критического анализа источников» (Вульфсон Б.Л. Методы сравнительно-педагогических исследований // Педагогика, 2002, № 2, с. 72).
Педагог-компаративист
Объективный подход, научный
анализ диалектического соотношения
объективного и субъективного в
сравнительных педагогических исследованиях
позволяют педагогу-
Коллективные исследования педагогов-компаративистов (60-80-е годы)
Вкладом в педагогическую
науку явились результаты исследования,
проведенные в конце 60-х - начале
70-х годов членами
В.П.Лапчинская и Е.К.Таршис, соавторы коллективного труда «Вопросы сравнительной педагогики» (1975 г.), выявляя специфику развития школьной системы в Англии после второй мировой войны, отмечали, что в этой стране фактически продолжали существовать две системы образования — одна для бедных, вторая - для богатых. Особенность английской системы народного образования они видели в том, что в управлении школами большую роль играют местные органы власти. Все дело управления народным образованием в этой стране находилось в двойном ведении — центрального и местных органов. Министерство просвещения, преобразованное в 1965 году в Министерство просвещения и науки, наделено лишь функциями распределения государственных субсидий, издания рекомендаций для школ и консультирования местных органов народного образования и директоров школ по вопросам учебно-воспитательной работы. Оно осуществляло общий контроль за проведением местными властями национальной политики в области образования. Другой особенностью английских школ В.П.Лапчинская и Е.К.Таршис считали организацию работы всех школ по принципу продленного дня. При этом учащиеся как начальных, так и младших классов средних школ не перегружались домашними заданиями. Еще одну особенность английских школ они видели в том, что в них нет единых учебных планов и программ, в том числе и для школ одного и того же типа. Они обычно разрабатывались директорами школ только для своей школы. Конкретные (детальные) программы составлялись, как правило, старшими учителями (руководителями отделений). Имели место случаи, когда каждый учитель составлял учебную программу для своего класса. Учебные планы и программы ежегодно пересматривались и значительно видоизменялись (См.: Лапчинская В.П., Таршис Е.К. Народное образование в Англии // Вопросы сравнительной педагогики. - М.: Изд. МГПИ им. В.И.Ленина, 1975, с. 7, 11).