История становления социальной педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 11:38, реферат

Описание работы

Социальное воспитание, являясь отражением социально-экономической ситуации в конце XX - начале XXI в., испытывает с точки зрения своего развития и соответствующей эффективности либо прямое, либо опосредованное влияние различных факторов как социального, так и биосоциального свойства: невысокий уровень жизни населения, алкоголизация молодежи - людей в возрасте от 14 до 35 лет; высокая занятость родителей, с одной стороны, и столь же высокий уровень безработицы в отдельных регионах - с другой, и, следовательно, минимальное время, уделяемое на содержательное, педагогически насыщенное общение с детьми; невысокий культурный и образовательный уровень значительной части взрослых (родителей в первую очередь), асоциальный образ жизни многих семей; плохое развитие инфраструктуры на селе, крайне низкое качество дорог и сообщений, и, как следствие, - недоступность своевременной и систематической медицинской помощи в ситуации прогрессирующих ранних заболеваний (во многих случаях как следствие несбалансированности и недостаточности питания); тяжелые последствия алкогольного зачатия.

Содержание работы

Введение

Глава I. Теоретический аспект исторического развития социальной педагогики.
1. Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России.
2. Этапы становления социальной педагогики в современный период

Глава II. Практическая часть.
1. Анализ современного состояния социальной педагогики.

Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

реферат история соц педаг.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

В 1940 - е гг. продолжалось развитие педагогической науки. В октябре 1943 г. правительство приняло решение  о создании Академии педагогических наук РСФСР. Учёные - педагоги в этот период сосредоточили своё внимание на исследовании важных проблем воспитания подрастающих поколений. К середине 1940 - х. гг. советская педагогическая наука накопила значительный исследовательский материал по основным проблемам воспитания и обучения. Он получил отражение в крупном исследовании Н.К. Гончарова "Основы педагогики" (1947) и работе П.Н, Груздева "Вопросы воспитания и обучения" (1950). В этот же период были изданы новые учебные пособия по педагогики для ВУЗов А.И. Каирова, И.Т. Огородникова и др.

В 60-70 гг. в педагогической науке и практике наметился явный  поворот в сторону социальной педагогики, создания и развития ее организационных форы и институтов, возобновления теоретических исследований в области педагогики среды, связанных с разработкой системного подхода в обучении и воспитании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Этапы становления социальной педагогики в современный период.

 

Более чем пятнадцатилетний опыт развития социальной педагогики свидетельствует о том, что она  имеет все объективные основания  для своего дальнейшего развития:

социально-политические основания (потребности различных групп населения и его социальный заказ);

социально-психологические  основания (ожидания людей различных видов поддержки и помощи от институтов социально-педагогической деятельности);

историко-педагогические основания (знания, накопленные на предыдущих этапах развития государства и общества);

научно-теоретические основания (теоретическое знание о содержании и организации социально-педагогической деятельности, полученное в ряде научно-исследовательских работ, в т.ч. и на уровне докторских и кандидатских диссертаций);

научно-практические основания (разнообразный опыт социально-педагогической деятельности субъектов социума - людей и социальных институтов);

нормативные правовые основания (в ряде федеральных законов России содержится юридическое регулирование социально-педагогической деятельности) и т.д.

Анализ состояния социальной педагогики позволил выделить четыре этапа её развития в современном  периоде.

Временные границы первого  периода - периода эмпирического развития - могут быть условно определены рубежом 80-90-х годов, то есть до появления социальной педагогики как специальности, как научной дисциплины, как вида профессиональной деятельности.

Советское общество в  тот период находилось в состоянии, которое позже будет названо "периодом застоя". Это состояние заставляло исследователей и практиков искать пути решения накапливающихся проблем в направлении совершенствования социальной среды, советского макро - и микросоциума. В связи с тем, что науке такая задача не могла быть поставлена по политико-идеологическим причинам, предпринимались попытки поиска путей решения этих проблем на смежных направлениях в частности, в направлении усиления и практической реализации социальной функции педагогики. Это, в свою очередь, привело, с одной стороны, к преобладанию воспитательной проблематики в педагогической науке, а с другой - к появлению в теории воспитания социально-педагогической тематики.

Знакомство с основными  выводами некоторых исследований позволило  сделать вывод о том, что в  них, в целом, верно были определены те теоретические положения, которые  впоследствии стали играть роль методологических оснований последующих разработок на втором и третьем этапах развития научно-исследовательской и практической деятельности в социальной педагогике в новейшем периоде ее истории.

Временные границы второго  периода - периода научно-эмпирического развития социальной педагогики - ориентировочно могут быть определены как 1989 - 1992 годы. Несмотря на его краткосрочность, для этого этапа свойственны следующие характеристики.

В содержательном плане:

- осуществляется поиск  наиболее общих, типичных, повторяющихся  черт (фактов, условий, тенденций,  закономерностей) в социально-педагогической  практике с целью их осмысления  и изучения, нашедших отражение  в виде статей, методических пособий,  монографий, диссертаций (в этот период завершается исследовательская работа и защищается первая докторская диссертация, ориентированная на осмысление и разработку социальной педагогики во всех ее качественных состояниях.

происходит определение  теоретических и концептуальных оснований для развития практики социально-педагогической деятельности, обеспечивающих в ней единство педагогического и социального компонентов с учетом внимания и к самому человеку, и к окружающему его социуму;

- начинается поиск  взаимосвязей социальной педагогики с другими науками и научными дисциплинами, относящимися к социальной сфере (социальной философии, социальному праву, социальной психологии, социологии, социальной информатики и др.), выявление ее методологических и теоретико-методологических;

проводятся исследования соотношения между социальной педагогикой и общей педагогикой; а также между социальной работой и социальной педагогикой. Разворачиваются дискуссии о том, что шире - социальная педагогика или социальная работа (в зависимости от ответов на эти вопросы начинается формирования различных научных школ);

- обосновываются функциональные  обязанности социальных педагогов  в различных институтах социума;  развертывается практическая социально-педагогическая  деятельность в различных социумах  страны (О практике социально-педагогической работы в России и перспективах ее развития: Решение Коллегии Министерства образования Российской Федерации. - М., 1993).

В плане развития организационных  форм:

- в 1990 году формируется и начинает функционировать временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) "Школа-микрорайон" под эгидой Государственного комитета СССР по народному образованию и Академии педагогических наук СССР (руководитель В.Г. Бочарова);

- в регионах Советского  Союза создается около 100 опытно-экспериментальных площадок, имеющих целью отработку опытных моделей социально-педагогической деятельности специалистов и учреждений разной ведомственной подчиненности в различных условиях социума;

- формируется неправительственная  (общественная) организация - Всероссийская Ассоциация социальных педагогов России (ВАСОП); в некоторых регионах СССР создаются ее отделения и первичные организации;

- возникают другие  общественные объединения аналогичного  или близкого направления работы - Ассоциации работников социальных служб (В.М. Панов) и т.п.;

- открывается специальность  "социальная педагогика" в высших  учебных заведениях России (Приказ  Государственного Комитета СССР  по народному образованию от 21 августа 1990 г.);

начинается подготовка социальных педагогов и социальных работников в вузах России, создаются кафедры и факультеты социальной педагогики в педагогических вузах и университетах (формируется ее образовательный комплекс);

- создается первое  Учебно-методическое объединение  по специальности "социальная  педагогика" на базе Свердловского государственного педагогического института;

начинается издание  журнала "Социальная работа" (а  также появляются новые специализированные журналы данной проблематики);

- Правительством Российской  Федерации утверждаются новая  профессия "социальный педагог" и первая квалификационная характеристика этого специалиста.

Основные итоги развития социальной педагогики представлены в  диссертациях, монографиях, материалах международных, российских и региональных конференций по социальной педагогике.

Серьезным событием для  развития социальной педагогики и социальной работы стал международный семинар "Исторические корни, современные  проблемы и перспективы социальной работы в России" (1993 г.). В этот период выходит одна из первых книг по социальной педагогике.

Третий период - период научно-теоретического обоснования социальной педагогики - 1994-2002 гг. - характеризовался экстенсивным развитием социально-педагогической науки и практики.

Такой характер их развития отразился в проведении большого числа научных исследований, которые в основном обозначали проблемное поле социально-педагогической практики.

Этому периоду присущи  следующие особенности.

В содержательном плане:

- расширяется проблематика  научных исследований до описания  проблемного поля социальной педагогики в целом. Проведены исследования проблем социального воспитания человека в различных условиях; педагогики социальной работы; истории, методологии и теории социальной педагогики; педагогики социальной среды; теории и методики профессионального образования социальных педагогов и др. Широкое распространение получили исследования конкретных проблем социально-педагогической практики;

- разворачиваются прогностические  исследования и формируется проблематика  перспективных научно-исследовательских работ в целях определения предметного и задачно-целевого поля социальной педагогики как научной дисциплины и др.;

определяются парадигмы  развития социальной педагогики: педагогическая, социологическая, педагогико-социологическая, собственно социально-педагогическая;

появляются учебные  пособия и курсы лекций, рекомендованные  Министерством образования России в качестве учебных пособий для  студентов высших учебных.

В плане развития организационных  форм: 

- в 1993 году в Российской  академии образования создается Центр социальной педагогики; при АСОПиР и РАО формируется Квалификационная комиссия подготовки и профессионального развития специалистов в области социальной педагогики и социальной работы;

- открываются Комплексные  программы научных исследований  Российской академии образования "Социальная педагогика" (1993-1995 гг.), "Педагогика социальной работы" (1996-1998 гг.), "Педагогика социальной работы: интеграция науки и практики" (1999 г.), "Развитие системы образования в сельском социуме: интеграция науки и практики" (2000-2002 гг.);

- разрабатывается Государственный  стандарт высшего профессионального  образования по социальной педагогике  и совершенствуется система подготовки  кадров для работы в различных  институтах социума, начинается  ее научно-методическое сопровождение;

развиваются и укрепляются  научные сообщества с признанными  лидерами (научные школы), которые  сосредоточили усилия на исследовании относительно самостоятельных направлений  и проблем социальной педагогики;

- получают дальнейшее  развитие общественные объединения социальных педагогов и социальных работников России - создается Ассоциация преподавателей школ социальной работы (В.А. Фокин) и др.

В этот же период Центр  социальной педагогики Российской академии образования был переименован в  Институт педагогики социальной работы (1997 г.), что более точно (но не окончательно) определило объектно-предметное поле его научных исследований. Отметим, что такой шаг явился шагом назад по отношению к научной отрасли "социальная педагогика", некоторым сужением функций Института как разработчика теории социальной педагогики, что послужило началом процесса утраты методологических разработок в этой отрасли знания.

Завершая анализ трех предыдущих этапов развития социальной педагогики, необходимо охарактеризовать ее современное состояние.

В настоящее время (по нашему мнению, с 2003 года) социальная педагогика вступила в четвертый период развития социальной педагогики - период ее профессионализации. Несмотря на то, что вопросам профессионализации социально-педагогической деятельности, подготовки кадров социальной сферы уделялось внимание и на предыдущих этапах, в то время социально-педагогические кадры еще не располагали достаточным количеством учебно-методического, опытно-экспериментального материала. Такой результат был получен, в основном, в третьем периоде развития социальной педагогики.

В связи с тем, что  социальная педагогика во всех трех ее качественных состояниях находится  только в начале этого периода, предсказать  его основные характеристики можно  только в прогностическом плане. Первая такая попытка была предпринята в конце предыдущего этапа развития социальной педагогики.

Значительный прогностический  материал дали научно-практические конференции, проведенные в 2005 - 2007 годах во Владивостоке, Казани, Москве, Муроме, Самаре, Тамбове, Ульяновске, Ярославле. Апробация многих из них осуществлялась на II Всероссийском съезде социальных работников (Москва, 2006 г.) и I Международном форуме социальных работников Сибири и Дальнего Востока (Ханты-Мансийск, 2007 г.). В результате специальной исследовательской работы, проведенной в лабораториях Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания Российской академии образования (лаборатории И.А. Липского и Л.Е. Никитиной), были сформулированы следующие прогностические выводы в связи с новым периодом развития социальной педагогики (при этом учитывалось, что "период" является более широким понятием, означающим некоторые временные рамки, внутри которых могут быть разные этапы).

Сегодня мало разрозненных усилий и эпизодических мероприятий, чтобы удовлетворить все обостряющуюся социальную потребность. Ей отвечают идеи социальной педагогики, в частности, компетентность одного из ее конкретных субъектов - социального педагога. Он может успешно действовать при условии, если включен в целостную систему общественного по своей сущности воспитания. Вне такой системы он бессилен, как впрочем, и она резко ослаблена без него.

Социальное воспитание как система включает все то, что  формирует человека, образует целостность разного. Очевидно, без школы не научиться жить среди людей, но ущербно и общественное воспитание вне органической связи со школьным.

Социальная педагогика имеет свои цели, содержание, структуру. Ее место действия - не только школа, семья, двор, но в целом социум или микросоциум. Объектами педагогического влияния становятся не только школьник, его семья, но большие группы людей, часто разновозрастные объединения, т.е. клубы, секции, отряды. В таких объединениях все держится на добровольности, свободе, самодеятельности.

В центре общественных интересов  стоит личность. Значит и социальная педагогика может выполнить свое назначение при условии, если создает  ситуацию, в которой возможны будут  в окружающей среде деятельность, отношения и общение этой личности, иначе окажется искаженной педагогическая формула: возможности среды, влияющей на формирование личности тем больше, чем сильнее деятельность этой личности способствует преобразованию данной среды. В противном случае - невежество и практицизм, иждивенчество и потребительство, распространившиеся в условиях робких попыток перейти на рыночную экономику.

Информация о работе История становления социальной педагогики