Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 11:38, реферат
Социальное воспитание, являясь отражением социально-экономической ситуации в конце XX - начале XXI в., испытывает с точки зрения своего развития и соответствующей эффективности либо прямое, либо опосредованное влияние различных факторов как социального, так и биосоциального свойства: невысокий уровень жизни населения, алкоголизация молодежи - людей в возрасте от 14 до 35 лет; высокая занятость родителей, с одной стороны, и столь же высокий уровень безработицы в отдельных регионах - с другой, и, следовательно, минимальное время, уделяемое на содержательное, педагогически насыщенное общение с детьми; невысокий культурный и образовательный уровень значительной части взрослых (родителей в первую очередь), асоциальный образ жизни многих семей; плохое развитие инфраструктуры на селе, крайне низкое качество дорог и сообщений, и, как следствие, - недоступность своевременной и систематической медицинской помощи в ситуации прогрессирующих ранних заболеваний (во многих случаях как следствие несбалансированности и недостаточности питания); тяжелые последствия алкогольного зачатия.
Введение
Глава I. Теоретический аспект исторического развития социальной педагогики.
1. Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России.
2. Этапы становления социальной педагогики в современный период
Глава II. Практическая часть.
1. Анализ современного состояния социальной педагогики.
Заключение.
Список используемой литературы.
В 1940 - е гг. продолжалось развитие педагогической науки. В октябре 1943 г. правительство приняло решение о создании Академии педагогических наук РСФСР. Учёные - педагоги в этот период сосредоточили своё внимание на исследовании важных проблем воспитания подрастающих поколений. К середине 1940 - х. гг. советская педагогическая наука накопила значительный исследовательский материал по основным проблемам воспитания и обучения. Он получил отражение в крупном исследовании Н.К. Гончарова "Основы педагогики" (1947) и работе П.Н, Груздева "Вопросы воспитания и обучения" (1950). В этот же период были изданы новые учебные пособия по педагогики для ВУЗов А.И. Каирова, И.Т. Огородникова и др.
В 60-70 гг. в педагогической
науке и практике наметился явный
поворот в сторону социальной
педагогики, создания и развития ее
организационных форы и институтов,
возобновления теоретических
2. Этапы становления социальной педагогики в современный период.
Более чем пятнадцатилетний
опыт развития социальной педагогики
свидетельствует о том, что она
имеет все объективные
социально-политические основания (потребности различных групп населения и его социальный заказ);
социально-психологические основания (ожидания людей различных видов поддержки и помощи от институтов социально-педагогической деятельности);
историко-педагогические основания (знания, накопленные на предыдущих этапах развития государства и общества);
научно-теоретические основания (теоретическое знание о содержании и организации социально-педагогической деятельности, полученное в ряде научно-исследовательских работ, в т.ч. и на уровне докторских и кандидатских диссертаций);
научно-практические основания (разнообразный опыт социально-педагогической деятельности субъектов социума - людей и социальных институтов);
нормативные правовые основания (в ряде федеральных законов России содержится юридическое регулирование социально-педагогической деятельности) и т.д.
Анализ состояния социальной педагогики позволил выделить четыре этапа её развития в современном периоде.
Временные границы первого периода - периода эмпирического развития - могут быть условно определены рубежом 80-90-х годов, то есть до появления социальной педагогики как специальности, как научной дисциплины, как вида профессиональной деятельности.
Советское общество в тот период находилось в состоянии, которое позже будет названо "периодом застоя". Это состояние заставляло исследователей и практиков искать пути решения накапливающихся проблем в направлении совершенствования социальной среды, советского макро - и микросоциума. В связи с тем, что науке такая задача не могла быть поставлена по политико-идеологическим причинам, предпринимались попытки поиска путей решения этих проблем на смежных направлениях в частности, в направлении усиления и практической реализации социальной функции педагогики. Это, в свою очередь, привело, с одной стороны, к преобладанию воспитательной проблематики в педагогической науке, а с другой - к появлению в теории воспитания социально-педагогической тематики.
Знакомство с основными выводами некоторых исследований позволило сделать вывод о том, что в них, в целом, верно были определены те теоретические положения, которые впоследствии стали играть роль методологических оснований последующих разработок на втором и третьем этапах развития научно-исследовательской и практической деятельности в социальной педагогике в новейшем периоде ее истории.
Временные границы второго периода - периода научно-эмпирического развития социальной педагогики - ориентировочно могут быть определены как 1989 - 1992 годы. Несмотря на его краткосрочность, для этого этапа свойственны следующие характеристики.
В содержательном плане:
- осуществляется поиск
наиболее общих, типичных, повторяющихся
черт (фактов, условий, тенденций,
закономерностей) в социально-
происходит определение теоретических и концептуальных оснований для развития практики социально-педагогической деятельности, обеспечивающих в ней единство педагогического и социального компонентов с учетом внимания и к самому человеку, и к окружающему его социуму;
- начинается поиск взаимосвязей социальной педагогики с другими науками и научными дисциплинами, относящимися к социальной сфере (социальной философии, социальному праву, социальной психологии, социологии, социальной информатики и др.), выявление ее методологических и теоретико-методологических;
проводятся исследования соотношения между социальной педагогикой и общей педагогикой; а также между социальной работой и социальной педагогикой. Разворачиваются дискуссии о том, что шире - социальная педагогика или социальная работа (в зависимости от ответов на эти вопросы начинается формирования различных научных школ);
- обосновываются функциональные
обязанности социальных
В плане развития организационных форм:
- в 1990 году формируется и начинает функционировать временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) "Школа-микрорайон" под эгидой Государственного комитета СССР по народному образованию и Академии педагогических наук СССР (руководитель В.Г. Бочарова);
- в регионах Советского Союза создается около 100 опытно-экспериментальных площадок, имеющих целью отработку опытных моделей социально-педагогической деятельности специалистов и учреждений разной ведомственной подчиненности в различных условиях социума;
- формируется
- возникают другие
общественные объединения
- открывается специальность
"социальная педагогика" в высших
учебных заведениях России (Приказ
Государственного Комитета
начинается подготовка социальных педагогов и социальных работников в вузах России, создаются кафедры и факультеты социальной педагогики в педагогических вузах и университетах (формируется ее образовательный комплекс);
- создается первое
Учебно-методическое
начинается издание журнала "Социальная работа" (а также появляются новые специализированные журналы данной проблематики);
- Правительством Российской Федерации утверждаются новая профессия "социальный педагог" и первая квалификационная характеристика этого специалиста.
Основные итоги развития социальной педагогики представлены в диссертациях, монографиях, материалах международных, российских и региональных конференций по социальной педагогике.
Серьезным событием для развития социальной педагогики и социальной работы стал международный семинар "Исторические корни, современные проблемы и перспективы социальной работы в России" (1993 г.). В этот период выходит одна из первых книг по социальной педагогике.
Третий период - период научно-теоретического обоснования социальной педагогики - 1994-2002 гг. - характеризовался экстенсивным развитием социально-педагогической науки и практики.
Такой характер их развития отразился в проведении большого числа научных исследований, которые в основном обозначали проблемное поле социально-педагогической практики.
Этому периоду присущи следующие особенности.
В содержательном плане:
- расширяется проблематика
научных исследований до
- разворачиваются
определяются парадигмы развития социальной педагогики: педагогическая, социологическая, педагогико-социологическая, собственно социально-педагогическая;
появляются учебные
пособия и курсы лекций, рекомендованные
Министерством образования
В плане развития организационных форм:
- в 1993 году в Российской академии образования создается Центр социальной педагогики; при АСОПиР и РАО формируется Квалификационная комиссия подготовки и профессионального развития специалистов в области социальной педагогики и социальной работы;
- открываются Комплексные
программы научных
- разрабатывается
развиваются и укрепляются научные сообщества с признанными лидерами (научные школы), которые сосредоточили усилия на исследовании относительно самостоятельных направлений и проблем социальной педагогики;
- получают дальнейшее развитие общественные объединения социальных педагогов и социальных работников России - создается Ассоциация преподавателей школ социальной работы (В.А. Фокин) и др.
В этот же период Центр социальной педагогики Российской академии образования был переименован в Институт педагогики социальной работы (1997 г.), что более точно (но не окончательно) определило объектно-предметное поле его научных исследований. Отметим, что такой шаг явился шагом назад по отношению к научной отрасли "социальная педагогика", некоторым сужением функций Института как разработчика теории социальной педагогики, что послужило началом процесса утраты методологических разработок в этой отрасли знания.
Завершая анализ трех предыдущих этапов развития социальной педагогики, необходимо охарактеризовать ее современное состояние.
В настоящее время (по нашему мнению, с 2003 года) социальная педагогика вступила в четвертый период развития социальной педагогики - период ее профессионализации. Несмотря на то, что вопросам профессионализации социально-педагогической деятельности, подготовки кадров социальной сферы уделялось внимание и на предыдущих этапах, в то время социально-педагогические кадры еще не располагали достаточным количеством учебно-методического, опытно-экспериментального материала. Такой результат был получен, в основном, в третьем периоде развития социальной педагогики.
В связи с тем, что социальная педагогика во всех трех ее качественных состояниях находится только в начале этого периода, предсказать его основные характеристики можно только в прогностическом плане. Первая такая попытка была предпринята в конце предыдущего этапа развития социальной педагогики.
Значительный прогностический материал дали научно-практические конференции, проведенные в 2005 - 2007 годах во Владивостоке, Казани, Москве, Муроме, Самаре, Тамбове, Ульяновске, Ярославле. Апробация многих из них осуществлялась на II Всероссийском съезде социальных работников (Москва, 2006 г.) и I Международном форуме социальных работников Сибири и Дальнего Востока (Ханты-Мансийск, 2007 г.). В результате специальной исследовательской работы, проведенной в лабораториях Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания Российской академии образования (лаборатории И.А. Липского и Л.Е. Никитиной), были сформулированы следующие прогностические выводы в связи с новым периодом развития социальной педагогики (при этом учитывалось, что "период" является более широким понятием, означающим некоторые временные рамки, внутри которых могут быть разные этапы).
Сегодня мало разрозненных усилий и эпизодических мероприятий, чтобы удовлетворить все обостряющуюся социальную потребность. Ей отвечают идеи социальной педагогики, в частности, компетентность одного из ее конкретных субъектов - социального педагога. Он может успешно действовать при условии, если включен в целостную систему общественного по своей сущности воспитания. Вне такой системы он бессилен, как впрочем, и она резко ослаблена без него.
Социальное воспитание как система включает все то, что формирует человека, образует целостность разного. Очевидно, без школы не научиться жить среди людей, но ущербно и общественное воспитание вне органической связи со школьным.
Социальная педагогика имеет свои цели, содержание, структуру. Ее место действия - не только школа, семья, двор, но в целом социум или микросоциум. Объектами педагогического влияния становятся не только школьник, его семья, но большие группы людей, часто разновозрастные объединения, т.е. клубы, секции, отряды. В таких объединениях все держится на добровольности, свободе, самодеятельности.
В центре общественных интересов стоит личность. Значит и социальная педагогика может выполнить свое назначение при условии, если создает ситуацию, в которой возможны будут в окружающей среде деятельность, отношения и общение этой личности, иначе окажется искаженной педагогическая формула: возможности среды, влияющей на формирование личности тем больше, чем сильнее деятельность этой личности способствует преобразованию данной среды. В противном случае - невежество и практицизм, иждивенчество и потребительство, распространившиеся в условиях робких попыток перейти на рыночную экономику.
Информация о работе История становления социальной педагогики