История татарской педагогики от Волжской Булгарии до конца 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 14:04, реферат

Описание работы

Как бы трудно не было татары и в городах и в деревнях стремились получить грамоту. И хотя по сведениям статистиков того времени большинство татар объявлены были неграмотными надо иметь в виду следующее: татары всегда хорошо знали свою родную грамоту, свою речь. Статистики лукавят - не было в истории татарского народа периода поголовной неграмотности.
Целью данного реферата является стремление попытаться доказать этот тезис и опровергнуть неверное в корне мнение о неграмотности татар до Октябрьской революции.

Содержание работы

Введение.
Просвещение и образование в Волжской Булгарии
Просвещение и образование в Казанском ханстве.
Татары в составе Российского государства.
Просвещение татарского народа в 18 в.
Новые тенденции просвещения и образования в 19 веке.

Файлы: 1 файл

История татарской педагогики.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)


КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ.

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

« История татарской  педагогики

от Волжской Булгарии до конца 19 века».

 

                          Выполнила:  Идрисова Алсу

                           студентка 102 группы ФИЯ.

                           Проверила: Шигапова Э.М.

                                     кафедра педагогики

                            гуманитарных факультетов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Казань

2003 г.

 

 

 

 

План реферата:

 

 

 

  1. Введение.
  2. Просвещение и образование в Волжской Булгарии
  3. Просвещение и образование в Казанском ханстве.

        Татары в составе Российского  государства. 

  1. Просвещение татарского народа в 18 в.
  2. Новые тенденции просвещения и образования в 19 веке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

    История татарского народа  насчитывает века. Многое уже  безвозвратно потеряно для нас  с вами. Но очень многое сохранилось.  И сохранилось оно благодаря   тому, что для татарского народа  была присуща такая черта национального характера как стремление к знаниям, к грамоте.

    Эту черты  не смогли истребить никакие  катаклизмы истории.

Известный ученый  К.Фукс работавший в казанском университете и написавший весьма поучительную книгу  «Казанские татары» особо отмечал  эту черту. Он писал следующее «Татары на первое место ставят грамоту, человек не разумеющий грамоту и не стремящийся её разуметь не пользуется у них никаким уважением, а напротив он презираем всеми как человек недостойный».

    Как бы трудно  не было татары и в городах и в деревнях стремились получить грамоту. И хотя  по сведениям статистиков того времени  большинство татар объявлены были неграмотными надо иметь в виду следующее: татары всегда хорошо знали свою родную грамоту, свою речь. Статистики лукавят - не было в истории татарского народа периода поголовной неграмотности.

    Целью данного  реферата является стремление  попытаться доказать этот тезис  и опровергнуть неверное в  корне мнение о неграмотности  татар до Октябрьской революции. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просвещение в Волжской Булгарии Х-ХII вв.

 

    С принятием ислама  в Волжскую Булгарию проникла  арабская письменность. Однако ещё  до неё у булгар была письменность, о чем свидетельствуют некоторые  исторические и археологические  источники. Известный арабский  библиограф конца Х в. Ибн ан- Надим в совей работе «Китаб ал-Фихрист» (Книга росписи наукам), написанной в 987 г., сообщил, что булгаре и нуббат употребляют восточные письмена, в том числе  письмена Мани. Говоря о письменах Мани Ибн ан – Надим имел в виду руническую письменность, которой пользовались булгару во времена до Х в..

    По мнению  специалистов, у булгар ещё до  их переселения в Среднее   Поволжье было руническое письмо. В тех районах, где жили болгары  наряду с хазарами, аланами, «хазарскими  печенегами» и другими племенами, были выявлены находки надписей восточноевропейской разновидности древнетюркского рунического письма.

    С принятием  ислама эта письменность была  заменена письменностью основанной  на арабском шрифте. Уже с начала  Х века возникают школы – «начальные училища» в селениях, о чем ясно писал Ибн-Русте. Эта письменность постепенно получает в Волжской Булгарии широкое распространение. О грамотности не только верхушки, но и широкого населения, в том числе и ремесленников, говорят надписи на различных изделиях. Известна надпись на бронзовом замке из Билярска, сделанном мастером Абу- Бекром в 1146 г. при раскопках Балымерского городища  обнаружены надписи арабским шрифтом на обломках сосудов и на пряслицах.

    Принятие ислама  и нового алфавита, на котором тогда писал почти весь цивилизованный Восток, способствовало расширению не только экономических, но и культурных связей Волжско-Камской Булгарии со многими арабо-персидскими и тюркскими государствами. Под влиянием передовых арабской и среднеазиатских культур у булгар наблюдается дальнейшее развитие культуры, просвещения, разных наук. В письменных источниках можно встретить отдельные сообщения об ученых – историках, медиках, философах и юристах. Ал-Гарнати будучи в Булгарии читал там книгу «История Булгара», написанную булгарским кадием «судьей» Йакубом ибн-Ну,маном, который был учеником  известного богослова из Нишапура Абу-л-Масали (Магали) ал- Джайхани (1028-1085 гг.). Хаджжи Халифа упоминает одного булгарского ученогоБурхан-ад-Дина ибн-Юсуфа, составившего комментарий к двум известным в тогдашнем мусульманском мире книгам: сочинению Самарканди под названием «Адаб» (Этика) и к книге Иссери о риторике. Сам Бурхан-ад Дин написал книгу «О простых лекарствах». В странах Востока был очень популярен труд Таджеддина ал-Булгари «Лучшие лекарства от отравления». Славилось имя врачевателя Ходжи Булгари, могила которого в Газни (Афганистан) до сих пор почитается мусульманами. Сохранились глухие сведения о том, что один булгарский ученый занимался астрономическими наблюдениями в 700 верстах в северу от Булгара.

    В домонгольский  период получают развитие художественная  литература и поэтическое народное  творчество. Правда, сведения о памятниках  Х-ХI вв. весьма скудны. В знаменитом словаре Среднеазиатского лингвиста и историка Махмуда Кашгари (ХI в.) сохранились некоторые образцы поволжской (булгарской) поэзии.

    К концу  домонгольского периода времени  относится широко распространенная  позже среди татар поэма «Юзуф  и Зулейха» (или «Кисса-и Юсуф»), написанная булгарским поэтом Кол Гали в 1212 г. она создана прекрасными стихами на древнебиблейский сюжет об Иосифе и жене египтянина  Пентефрия. Однако поэма имеет совершенно другую, самостоятельную форму и идею о прекрасной, чистой любви Зулейхи к Юсуфу. К перу того же поэта относят поэму «Кисек-баш» («Отсеченная голова»), написанную на религиозно-мифологический сюжет.

    Таким образом  Волжская Булгария была страной  высокой духовной культуры эпохи  средневековья. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просвещение в Казанском  ханстве.

 

    С момента  завоевания Волжской Булгарии её развитие и просвещение проходило в рамках развития тюркского преимущественно кипчакского мусульманского мира. Будучи одним из улусов Золотой Орды Булгария сыграла определенную роль в цивилизировании монгольских завоевателей.

    Распад Золотой  Орды и образование Казанского  Ханства не прервали этот процесс,  скорее они его стимулировали. 

    Достаточно  широкую распространенность получила  грамотность населения. Грамоте  как в Булгаре, так и в  Казанском ханстве обучались  в мектебе (начальная школа), медресе (средняя школа) и в школе высшего типа –типа медресе Кул-Шарифа. Грамотность была обязательна для духовенства и чиновников правительственной администрации. Она, несомненно, распространялась также среди части светских феодалов, и особенно купцов. Потребность в переписке, в счете, оформлении деловых и дипломатических бумаг и т.д., требовали обучения письму. Переписывались религиозные книги, изготовлялись эпитафии, чеканились монеты с надписями. Часть ремесленников тоже знала грамоту. О значительной распространенности грамотности и письменной культуры в Казанском ханстве свидетельствует и поэт Мухамедьяр в своей поэме «Тухфаи Мардан» (Дар мужей):

    «Вот диво! От поэтов нам в Казани места  нет,

       В  поэты лезет всяк: дитя и дряхлый дед».

    Разгром Казанского  ханства привел и к падению  просвещенности населения. Хотя  грамотность татар и в период  с 16 по 18 века оставалась достаточно  высокой, за счет  бежавших  из городов и особенно из  Казани просвещенных людей, которые  в селах по прежнему продолжали обучать грамоте подрастающее поколение.

Грамотность и знание арабской графики и письма были в  то время символом сохранения татарского народа, сохранения его культуры и  самобытности.

    Не зря же  известный мракобес архиерей  Лука Конашевич так рьяно боролся против того чтобы дети татар обучались на родном языке

 

 

 

Просвещение и образование  в 18 веке.

 

    Крупные изменения  в социально-экономическом развитии  Казанского края вызвали дальнейший  подъем культурной жизни, что  выразилось в заметных сдвигах в области грамотности и просвещения.

    В татарских  слободах продолжали существовать  так называемые конфессиональные  школы начального  и среднего  типа. Они содержались за счет  родителей или же находились  на обеспечении богатых купцов  –меценатов. Учащиеся обучались богословию, арабскому языку и литературе, а также некоторым светским предметам. Главное было в том, что эти школы обучали детей чтению и письму на основе арабского алфавита. Ученый путешественник 18 века Г.Георги отметил, что «казанские татары…не только приучают детей к прилежанию, бережливости и к другим прародительским обыкновениям, но пекутся ещё и о научению их чтению, письму, арабскому языку и вере. Небрежное же о таковом наставлении поставляется родителям в великий грех».

Он же писал, что «в казанских слободах имелись и девичьи школы». Девочки обычно собирались в доме муллы, где их обучала чтению и вере жена муллы-«абыстай» (наставница, учительница).

    Во второй  половине 18 века в Казанской губернии  возникают такие крупные медресе, как Апанаевское и Ахундовское (1771 г), Амирхановское (1780г). они получают довольно большую известность. Обучение в школах в целом было религиозное и велось старыми средневековыми схоластическими методами. Некоторые сведения по светским наукам: арифметике, геометрии, истории, географии, логике, риторике, учащиеся получали при изучении вопросов религии, раздела наследства, при письме под диктовку и т.д. Изучались арабский и персидский языки. Некоторые выступали и за изучение русского языка, но в 18 веке это предложение ещё не получило поддержки.  Основными учебниками являлись букварь, Коран, а также другие религиозные и древние рукописные книги. В начале19 века профессор истории Казанского университета П.Томас про казанских татар писал, что «каждый из них умеет читать и писать по-арабски, а ещё старательно они изучают арифметику».

    Некоторые  татары для получения высшего  мусульманского образования ездили  в среднеазиатские медресе в  Бухару и Самарканд. 

    Мектеб и медресе не  имели общих программ. Поэтому постановка и качество обучения были  разнообразными и всецело находились в зависимости от уровня подготовки и взглядов самих мулл и мударрисов (учителей), которые руководили этими школами. В медресе шакирды не только посещали занятия, но и жили, уходя только с четверга на пятницу домой. Приезжие шакирды проживали в медресе с осени по май-июнь.

    Убедившись в бесполезности  попыток насильственной ассимиляции  тюрко-мусульман, правительство  Екатерины II было вынуждено пойти на реформы, легализовавшие ислам, открывшие возможности оживления экономической и общественной жизни мусульман, формирования национальной буржуазии. В сфере духовной культуры и общественной мысли этот исторический рубеж характеризуется сменой идеологических приоритетов и ориентиров. На первый план постепенно выдвигается задача переосмысления традиционных духовных ценностей, в первую очередь ислама, с позиций преодоления вынужденного застоя, консервации национальной жизни. В творчестве татарских мыслителей рубежа 18-19 веков Г.Утыз-Имяни, А. Курсави намечается новый, реформаторско-просветительский этап в развитии общественной мысли, отвечавший объективным потребностям секуляризации духовной культуры, прогрессивных преобразований во всех сферах жизни, связанных с развитием буржуазных отношений в регионе и формированием татарской нации. Широкий размах и глубину это течение приобретает уже во второй половине 19 века, отмеченной развитием просветительской идеологии и его практическим выражением в общественно-культурном движении джадидизма.

 

 

 

 

 

 

 

Новые тенденции в просвещении  татарского народа

 

    В пореформенные  годы в развитии народного  образования в Казанской губернии  произошли заметные сдвиги. Утверждение  капиталистического хозяйства, развитие  промышленности и торговли настоятельно  требовали повышения образовательного уровня  населения, увеличивали спрос на дипломированных специалистов, грамотных и обученных рабочих.

       Несмотря  на увеличение числа школ, большинство  детей рабочих и других слоев  населения оказывались вне школы.  В 1898 году, например, в Казани детей школьного возраста было не многим более 15 тысяч человек, а училось в начальных городских школах менее трех тысяч. Велик был и отсев учащихся. Причины этого заключались в тяжелых материальных и бытовых условиях жизни трудящихся.

      Городские  власти не проявляли большой  заботы о состоянии и дальнейшем  развитии начальных школ. В 1898 году, например, на их содержание  было израсходовано всего лишь 7,3% общего городского бюджета.  На содержание одного учащегося  в городских училищах за год тратилась мизерная сумма-19руб.16 копеек.

Информация о работе История татарской педагогики от Волжской Булгарии до конца 19 века