Татарские
дети в массе своей обучались
в религиозных мектебе и медресе,
которые давали только богословские
знания. Однако новое время, проникнутое
духом буржуазного предпринимательства,
остро ставило проблему подготовки светскообразованной
татарской интеллигенции-учителей, инженеров,
адвокатов и др. в этих условиях на передний
план выдвинулся вопрос о создании национальной
светской (новометодной) школы, вокруг
которого развернулась острая борьба,
так как он затрагивал актуальные социальные
и культурные проблемы, многие жизненные
сферы татарского народа. Либерально-демократическая
часть татарского общества стремилась
к созданию таких школ, которые давали
бы ученикам основы научных знаний, обучали,
кроме родного языка, русскому языку, знакомили
с культурой русского народа. Напротив,
реакционное духовенство и консервативная
часть татарского общества ратовали за
сохранение старой, чисто религиозной
системы образования. Убежденными сторонниками
светского образования выступали Х.Фаизханов,
Ш.Марджани, К.Насыри, Ш.Культяси и ряд
других просветителей. Их идеи поддержала
и определенная часть татарской буржуазии,
преследовавшая свои интересы. В Казанской
губернии первые новометодные (джадидские)
школы появились в конце 80-х годов 19 века.
Объективно они сыграли положительную
роль в деле светского просвещения татар,
хотя во многих таких школах и продолжали
преобладать теологические дисциплины.
Подготовка учителей
для начальной школы проводилась
в Казани в нескольких учебных
заведениях: в учительском институте,
учительской семинарии, крещенно-татарской
учительской школе, татарской учительской
школе.
В 1864 году в Казани
была открыта частная центральная
крещенно-татарская школа с откровенно
миссионерскими целями. С1872 года
школа находилась в ведении директора
учительской семинарии. Она готовила учителей
и учительниц для начальных татарских
школ главным образом в сельских районах
Среднего Поволжья и Приуралья. Объем
преподавания в школе был приравнен к
программе двухклассного училища Министерства
народного просвещения. В первые четыре
десятилетия своего существования в школе
обучалось в общей сложности 3390 мальчиков
и 1415 девочек. Окончило же курс со званием
учителя 468 человек, учительницы 186 человек.
Казанский университет
способствовал развитию прогрессивных
тенденций в культуре народов Поволжья
и прежде всего татарского. Так, в деятельности
Общества археологии, истории и этнографии
активное участие приняли татарские ученые
К. Насыри, Х.Фаизханов, Ш. Марджани.
Каюм Насыри был
крупным татарским ученым-энциклопедистом,
просветителем и писателем –демократом,
который создавал на родном
языке книги и учебники по
языкознанию, литературе, истории,
этнографии, математике, физике, географии,
педагогике и другим отраслям
науки. Особой популярностью среди татарского
народа пользовались издаваемые им в течение
24 лет настольные календари, в которых
помешалось много научного и литературного
материала.
Большое значение для
формирования передового общественного
и научного мировоззрения К.Насыри имела
учеба в 60-х годах в Казанском университете
на правах вольнослушателя, где он близко
познакомился с выдающимися русскими
учеными и педагогами. Проработав 15 лет
преподавателем татарского языка в русском
духовном училище и семинарии, он создает
школу для татарских детей, где обучает
их русской грамоте. К. Насыри оказал большое
влияние на массы своими новаторскими
научно-популярными и литературными произведениями,
выступая как писатель-реалист, талантливый
и неутомимый пропагандист светского
образования и воспитания, чем пробуждал
самосознание татарского народа, вел его
к прогрессу.
А в 50-60-х годах в
области лингвистики, этнографии
и истории татарского народа
много и успешно работал замечательный
ученый-просветитель Х.Фаизханов,
который в качестве адъюнкта восточной
словесности преподавал в Петербургском
университете тюркские языки. В 1862 году
он опубликовал «Краткую грамматику татарского
языка».
Х.Фаизханов в начале
60-х годов выдвинул смелый и
в целом прогрессивный проект
создания в Казани крупного светского
учебного заведения для татар, в котором
должны были обязательно обучаться русскому
и европейским языкам, вооружаться медицинским
образованием и т.п. однако из-за систематического
противодействия царского правительства
планам замечательного просветителя не
суждено было осуществиться.
Серьезный вклад в
развитие передовой общественно-политической
и исторической мысли внес
Ш.Марджани- широко образованный
философ, историк, литератор, языковед,
крупный знаток истории, культуры
и быта Востока. Его перу принадлежит около
30 работ и прежде всего его фундаментальный
труд «Мустафад ал-ахбар фи ахвали Казан
ва Булгар» ( «Сведения, привлеченные для
истории Казани и Булгар»), который выдвинул
его в ряды основоположников национальной
исторической науки. Философская концепция
Ш.Марджани была идеалистической с налетом
религиозно-этических представлений.
Вместе с тем он активно пропагандировал
просветительские идеи, выступал против
патриархальной косности. Ученый обращал
большое внимание на достижения в области
науки и искусства. Он имел тесные контакты
с передовыми учеными Казанского университета,
посещал научные заседания Общества археологии,
истории и этнографии. Все это было выдающимся
явлением в тогдашней жизни татарского
общества. Ш.Марджани выступал за овладение
русским языком, приобщение к русской
и европейской культуре, страстно разоблачал
религиозных догматиков.
Список использованной литературы.
Исторические портреты (под
ред. Р.М.Мухаметшина) Казань,
Магариф, 2000 г.
История Казани (коллектив авторов)
Казань, Таткнигиздат, 1988
Фахрутдинов
Р.Г. Очерки по истории Волжской Булгарии
М., Наука, 1984.