Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 09:05, реферат
Развитие национальных систем специального образования и его исторические периоды связаны с социально-экономическим устройством страны, ценностными ориентациями государства и общества, политикой государства по отношению к детям с отклонениями в развитии, законодательством в сфере образования в целом, уровнем развития дефектологической науки как интегративной области знания на стыке медицины, психологии и педагогики, мировым историко-педагогическим процессом.
На шкале становления и развития систем специального образования Россия находилась в 90-е гг. на границе перехода со II на III этап. Специфичность и сложность современного периода в развитии системы состоит в том, что с 1991 года по настоящее время одновременно в рамках одной и той же системы специального образования действуют разнонаправленные тенденции и подходы. Одни подходы (и соответственно одни группы специалистов) ориентированны на завершение II этапа в развитии системы, другие - на революционный переход к III этапу, третьи - на разработку стратегии эволюционного перехода на III этап развития отечественной системы специального образования.
Наиболее оправданным является эволюционный подход. Учитывая незавершенность предшествующего этапа, в России необходимо разрабатывать свою модель, которая «работала» бы на продвижение в области интеграции, взаимодействия структур массового и специального образования, но при этом не приводила бы к свертыванию специальных образовательных учреждений, не блокировала бы развитие системы дифференцированного специального образования.
Итак, система специального образования является институтом государства, который возникает и развивается как особая форма реализации его ценностных ориентаций и культурных норм общества, вследствие чего каждый этап развития национальных систем специального образования соотносится с определенным периодом в эволюции отношения государства к лицам с отклонениями в развитии.
Заключение
Как видно из анализа исторических данных, в Россия этапы становления специального образования протекали в иные исторические сроки, нежели в других странах, причем изначально была не совсем осмысленна цель введения специального образования и следовательно Россия не была нацелена на развитие специального образования и на адаптацию детей с отклонениями в развитии в общество.
Специфичность и сложность современного периода в развитии системы и состоит в том, что с 1991 г. по настоящее время одновременно в рамках одной и той же системы специального образования действуют разнонаправленные тенденции и подходы. Одни подходы (и соответственно одни группы специалистов) ориентированы на завершение II этапа в развитии системы, другие (и соответственно другие группы специалистов) - на революционный переход к III этапу, третьи — на разработку стратегии эволюционного перехода на III этап развития отечественной системы специального образования. Наиболее оправданным является эволюционный подход.
Учитывая незавершенность предшествующего этапа, в России необходимо разрабатывать свою модель, которая «работала» бы на продвижение в области интеграции, взаимодействия структур массового и специального образования, но при этом не приводила бы к свертыванию специальных образовательных учреждений, не блокировала бы развитие системы дифференцированного специального образования.
Список использованной литературы:
Информация о работе История возникновения специальных учреждений