История возникновения языкового портфеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 08:50, реферат

Описание работы

На сегодняшний день проблема заключается в отсутствии эффективной системы контроля, который бы удовлетворял требованиям современного общества в целом и самой личности учащегося в частности. Существующая система является крайне формальной и однообразной, это простой математический набор отметок, зачастую не отображающий реальные знания ребенка и не демонстрирующий прогресс в усвоении учебного материала и тем более его развития.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
§ 1 История возникновения языкового портфеля………………….....4
§ 2 Понятие языкового портфеля……………………………………......5
§ 3 Преимущества языкового портфеля……………………………......7
§ 4 Задачи и цели языкового портфеля………………………………...8
§ 4 Структура и содержание языкового портфеля…………………...10
Заключение……………………………………………………………………...15
Список использованной литературы…

Файлы: 1 файл

Реф Технология Портфолио.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………….3

§ 1 История возникновения языкового портфеля………………….....4

§ 2 Понятие языкового портфеля……………………………………......5

§ 3 Преимущества языкового портфеля……………………………......7

§ 4 Задачи и цели языкового портфеля………………………………...8

§ 4 Структура и содержание языкового портфеля…………………...10

Заключение……………………………………………………………………...15

Список использованной литературы………………………………………..16

Приложение……………………………………………………………………..18

 

ВВЕДЕНИЕ

Чтобы работа учителя в новых условиях оставалась успешной и соответствовала новым требованиям, ему приходится меняться самому и менять методику своего преподавания. Качественное образование предполагает не только получение общих и специальных знаний, но также личностное развитие ребенка. Школа должна воспитывать свободную личность, человека, который реально оценивает свои возможности, всегда стремится к большему и несет ответственность за свои поступки. Каждый учащийся должен чувствовать, что он не просто учебная единица в огромной школе, он уникален и неповторим.

На сегодняшний день проблема заключается в отсутствии эффективной системы контроля, который бы удовлетворял требованиям современного общества в целом и самой личности учащегося в частности. Существующая система является крайне формальной и однообразной, это простой математический набор отметок, зачастую не отображающий реальные знания ребенка и не демонстрирующий прогресс в усвоении учебного материала и тем более его развития. Роль обычного стандартного, формального контроля в системе школьного образования сильно переоценена, чаще всего она становится самоцелью на уроке. Учитель становится очень субъективным при оценивании учащихся. Таким образом, актуальность данной темы сложно переоценить: новая система контроля и качества способствует реализации нового системного подхода к изучению иностранного языка.

§ 1 История возникновения языкового портфеля

 

Языковой портфель под названием «Европейский языковой портфель» (European Language Portfolio) был разработан в рамках проекта Совета Европы на основе документа «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценки». Языковой портфель представляет собой пакет рабочих материалов, в котором его обладатель фиксирует свои достижения и опыт в овладении изучаемым иностранным языком, включает отдельные виды работ, свидетельствующих о его успехах в изучаемом языке.

Языковой портфель дает представление о  результатах учебной деятельности учащегося по овладению иностранным языком,  позволяет  оценивать достижения учащихся в той или иной области изучаемого языка, а также опыт учебной деятельности в данной области.

Языковой портфель проходил апробацию в 1997-2000 годах в 15 странах Европы, включая Россию, на различных ступенях образования: в средней и в высшей школе, на языковых курсах и, по отзывам участников проекта, оказал большое влияние на изучение иностранных языков.  Широкое внедрение языкового портфеля в систему языкового образования началось с 2001 года, который был назван Европейским годом языков, и получило положительные отклики в методической литературе.

На основе Европейского языкового портфеля были разработаны национальные варианты языкового портфеля, учитывающие национально-культурные и учебные традиции в изучении языков.  Внедрением языкового портфеля в отечественную практику обучения иностранным языкам занимается Московский государственный лингвистический университет при участии экспертов Совета Европы.

 

 

§ 2 ПОНЯТИЕ ЯЗЫКОВОГО ПОРТФЕЛЯ

 

Одним из новых, перспективных средств обучения ИЯ в последние годы становится Языковой Портфель или Портфолио, который получает все большее распространение в системе языкового образования от раннего обучения до высшей школы.

По мнению Н.Д. Гальсковой, языковой портфель – это документ, в котором ученик фиксирует свои достижения и опыт в овладении неродными языками.  Согласно Н.Ф. Коряковцевой, «языковой портфель понимается как пакет рабочих материалов, которые представляют тот или иной результат учебной деятельности учащегося по овладению иностранным языком, дающий учащемуся и преподавателю возможность самостоятельно или совместно проанализировать и оценивать объем работы и спектр достижений учащегося в области изучения языка и культуры, динамику овладения изучаемым языком в различных аспектах».  Также следует отметить определение Европейского языкового портфеля, которое обобщает вышеупомянутые суждения: «...Европейский языковой портфель ... представляет собой личный документ, который позволяет человеку продемонстрировать свою языковую компетентность в различных языках и контакты с другими культурами, а также руководит им в направлении изучения других языков».

        В современной практике преподавания  иностранных языков эффективно  используются различные виды  языкового портфеля в зависимости  от его целевой направленности:

  • ЯП как инструмент самооценки достижений учащегося  и уровня владения изучаемым языком (Self Assessment Language Portfolio);
  • ЯП как инструмент автономного изучения ИЯ (Language Learning Portfolio) - данный вид ЯП может также варьироваться в зависимости от одноцелевой или комплексной направленности:
  • ЯП по чтению (Reading Portfolio),
  • ЯП по аудированию (Listening Portfolio),
  • ЯП по говорению (Speaking Portfolio),
  • ЯП по письму (Writing Portfolio),
  • ЯП взаимосвязанного развития видов иноязычной речевой деятельности (Integrated Skills Portfolio);
  • ЯП как инструмент демонстрации учебного продукта — результата овладения ИЯ (Administrative Language Portfolio);
  • ЯП как инструмент обратной связи в учебном процессе по иностранному языку (Feedback Language Portfolio);
  • многоцелевой ЯП, включающий различные цели в области овладения ИЯ (Comprehensive Language Portfolio).

В отечественной методике преподавания иностранных языков выделяют также следующие типы языковых портфолио в зависимости от целей их создания:

- портфолио – «папка достижений»: направлено на повышение значимости ученика в собственных глазах, отражает успехи;

- рефлексивное портфолио: раскрывает  динамику личностного развития  ученика, помогает отследить результативность  его деятельности как в количественном, так и в качественном плане;

- проблемно-исследовательский портфолио: помогает подготовиться к написанию  реферата или научной работы, к выступлению на конференции;

- тематический языковой портфель: создаётся в процессе изучения  какой-либо большой темы, раздела, учебного курса.

        Цели и формы работы с указанными  видами языкового портфеля в  практике преподавания иностранного  языка могут быть различными. В методической литературе по  языковому портфелю подчеркивается, что вряд ли правомерно говорить  об «одном правильном способе» использования ЯП в том или ином образовательном контексте.

        Очень важно помочь школьнику  осмыслить приобретаемый опыт  общения, поэтому каждый учитель  формирует свою концепцию преподавания  иностранного языка.

        Центральным звеном учительской концепции является принцип автономности в предоставлении каждому учащемуся возможности самостоятельно анализировать и оценивать объем работы, спектр своих достижений в области изучения языка и культуры, динамику овладения изучаемым языком в различных аспектах, а также опыт учебной деятельности в данной области.

 

 

§ 3 ПРЕИМУЩЕСТВА ЯЗЫКОВОГО ПОРТФЕЛЯ

 

 Применение  этой инновационной технологии  на протяжении последних лет  позволило увидеть важные преимущества языкового портфеля по сравнению со стандартизированными тестами, которые дают «разовую» оценку.

        Во-первых, портфолио предоставляет возможность учащемуся самостоятельно проследить динамику уровня владения изучаемым языком в течение определенного времени и отразить своеобразную биографию своего языкового и речевого развития.

        Во-вторых, работа с языковым портфелем  внесла изменения в систему  взаимодействия учителя с учащимися. Это взаимодействие приобрело  характер переговоров, консультаций, определенных «учебных контрактов», в которых ответственность за решение задач учебной деятельности разделяется обоими субъектами.

Среди особенностей портфолио школьников можно выделить:

  • портфолио как способ накопления, фиксирования и оценки личных достижений ребенка в определенном временном промежутке;
  • портфолио как дополнение к традиционным способам контроля знаний и умений;
  • портфолио как способ учета результатов, полученных ребятами в разных сферах – социальной, учебной, творческой, коммуникативной. Это является одним из элементов практико-ориентированного подхода к образованию.
  • портфолио как форма представления личной направленности достижений в учебе конкретного ученика, которая отвечает задачам профильного обучения.
  • применение портфолио позволяет учителю создать для каждого ученика индивидуальную ситуацию «переживания успеха».

        Таким образом, эффективное использование  языкового портфеля обеспечивает  аутентичные условия взаимодействия  в системе учащийся-учитель-группа, показывает учащимся формы самостоятельной  работы над языком. Это определенным образом приобщает учеников к культуре учебного труда. Важно отметить, что языковой портфель не заменяет деятельность по обучению иностранному языку, а сопровождает ее.

 

 

§ 4 ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ ЯЗЫКОВОГО ПОРТФЕЛЯ

 

В результате целенаправленной деятельности работа с Языковым Портфелем позволяет учащимся:

  • повысить свою мотивацию в изучении иностранного языка и осознать ценность межкультурного общения;
  • оценить свой уровень владения иностранным языком;
  • правильно организовать самостоятельную работу по овладению иностранным языком;
  • определить наиболее рациональные способы совершенствования своих знаний и умений.

        Работа с Языковым Портфелем  помогает учителю:

  • повысить мотивацию в преподавании иностранного языка;
  • творчески подходить к разработке уроков;
  • помочь каждому ученику осознать свой индивидуальный путь овладения языком и тем самым формировать автономность обучающегося;
  • вносить необходимые коррективы в процесс обучения на основе полученной информации;
  • повысить свое профессионально-методическое мастерство.

        Анализ имеющегося опыта работы  позволяет сделать вывод, что  технология Языкового Портфеля, основанная на развитии способности  к рефлексивной самооценке,

  • создает в процессе самостоятельной работы учащегося над изучаемым языком реальную ситуацию развития и тем самым условия для продуктивной учебной деятельности,
  • обеспечивает способность и готовность учащегося к автономному изучению языка и культуры на протяжении всей жизни,
  • а также создает условия для непрерывного самостоятельного языкового образования личности, как основы общего образования, что указывает на перспективность использования Языкового Портфеля в других предметных областях.

Основными целями и задачами создания портфолио в средней школе являются:

  • повышение самооценки учащегося, создание ситуации «успеха»;
  • раскрытие личных способностей каждого школьника;
  • постановка правильных целей и задач, мотивация творческого и индивидуального развития.
  • развитие положительных нравственных качеств;
  • развитие умения анализировать и делать выводы в различных ситуациях;
  • мотивация стремления к самосовершенствованию.

«Портфолио» является достаточно важным проектом в школе, ведь во время его разработки ребенок осмысливает свои первые достижения, осознает свои возможности и формирует собственное отношение к получившимся результатам.

 Портфолио  школьника – это первый шаг  на этапе формирования собственного  Я ребенка: анализ побед, разочарований, открытий, переживаний. Это своеобразная  «копилка» достижений в разных  родах деятельности, возможность  повторно пережить положительные эмоции.

Портфолио ребенка рассматривается как личные достижения во всех видах деятельности, собираемые на протяжении всего времени пребывания ученика в школе. Введение портфолио позволяет учителю с самого начала поступления ребенка в учебное заведение собирать и систематизировать информацию о школьнике, фиксировать уникальные особенности ребенка.

Также стоит четко понимать цель накопления информации, создания непосредственно такого документа как портфолио. Данные могут собирать для выявления результатов деятельности по определенному направлению.

Второй целью является накопление информации за определенный временной промежуток. Проанализировав данные, можно выявить тенденции развития школьника или студента.

 

 

§ 4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЯЗЫКОВОГО ПОРТФЕЛЯ

 

Обратимся к структуре и содержанию языкового портфеля для начальной школы. Языковой портфель включает в себя 3 раздела, которые предваряются информацией о целях языкового портфеля и небольшой автобиографической страничкой, куда ученик вклеивает свою фотографию и вписывает своё имя, название города или села/республики/края/области/страны, где он живёт.

Раздел 1 – Языковой Паспорт (в европейской терминологии) – носит название «Языки, которые я знаю». В нем ученик описывает свой опыт изучения языков и межкультурного общения, а также уровень владения соответствующим языком. Раздел представляет собой дневник записей, который постоянно пополняется информацией о продвижении и достижениях учащегося в изучении английского языка.  По сути, языковой паспорт – это список того, что учащиеся включают в свой языковой портфель как подтверждение своих успехов.

Раздел 2 – Биография – называется «Мои успехи» и предназначен для самостоятельной оценки учащимися своего уровня владения неродными языками.

Это регулярно обновляющиеся записи личной языковой биографии ученика, которая предлагает обзор иноязычной коммуникативной компетенции владельца языкового портфеля, помогает поставить индивидуальные учебные цели и задачи, проанализировать свои собственные учебные достижения, способствует развитию навыков планирования, рефлексии и самооценки в процессе изучения английского языка.  Языковая биография в свою очередь состоит из 5 разделов: All About Me, How I Learn, My World of English, Now I Can, Future Plans.

Информация о работе История возникновения языкового портфеля