Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 21:12, реферат
Важным элементом педагогических исследований является измерение тех или иных свойств: знаний, умений, способностей, мотивации, качества учебных материалов, степени наглядности и т.д.
Сущность измерений состоит в том, чтобы наблюдаемым переменным (объектам, событиям, явлениям) приписать некоторые значения, чаще всего численные. Такое приписывание производится по определенным правилам. Каждое правило порождает свою измерительную шкалу.
отлично
1 2 3
Рис.3 Иллюстрация функций принадлежности
Легко увидеть аналогии между числовыми шкалами и соответствующими им лингвистическими шкалами. Действительно, шкала наименований легко превращается в лингвистическую шкалу, если для каждого из наименований построить свою функцию принадлежности.
Для порядковой шкалы аналогом является
лингвистическая шкала, для каждого
значения которой (ранга) построена
своя функция принадлежности. Ранговые
лингвистические шкалы
Для интервальной шкалы и шкалы отношений при исследованиях могут быть использованы нечеткие числа и интервалы, которые также характеризуются своими функциями принадлежности, заданными на числовой оси. Над этими нечеткими величинами возможно выполнение по специальным правилам основных арифметических операций.
Многомерные шкалы предназначены для оценивания близости отдельных объектов друг к другу. Понятие близости является приближенным, расплывчатым и характеризуется не одним, а одновременно несколькими признаками.
Сущность многомерного шкалирования состоит в геометрическом представлении объекта в виде точки в многомерном пространстве измерений. В простейшем случае это пространство является двумерным.
Пусть имеется n факторов, которые учитываются при многомерном шкалировании. Каждому фактору соответствует ортогональная ось в n-мерном пространстве, на которой откладывается хі - измеренное значение і-гофактора. Совокупность хі задают в пространстве вектор Х= , отображающий обобщенные свойства некоторого объекта Х по величине измеренных n факторов. Для другого объекта Y в этой же системе одномерных шкал может быть построен вектор , характеризующий этот объект.
Для определения близости между этими двумя объектами может быть использован один из двух способов.
Во-первых, можно вычислить эвклидово расстояние по формуле
d (Х,Y)=
Во-вторых, можно вычислить скалярное произведение по формуле
B (X,Y)=
Каждая из этих величин может
быть использована в качестве меры
близости между объектами X и Y.
Измерение факторов у сравниваемых объектов должно производиться по одинаковым шкалам.
Сравнивая различные объекты путем вычисления меры близости можно приближенно выделить классы отдельных объектов, и исследовать структуру исследуемого множества объектов.
Необходимо иметь в виду, что увеличение размерности шкалируемого пространства ведет к увеличению точности, но снижает наглядность результатов.
а) задачи измерений при проведении педагогических исследований
Любые педагогические исследования предполагают получение тех или иных количественных результатов, характеризующих отдельные стороны учебно-воспитательного процесса. В качестве исходных данных при этом выступают результаты измерений отдельных параметров учебно-воспитательного процесса. От полноты и объективности этих исходных данных зависит достоверность результатов проводимых исследований. Таким образом,, квалифицированное и полное измерение параметров учебно-воспитательного процесса является важнейшим этапом исследований и поэтому ему необходимо уделить самое пристальное внимание.
При всяком измерении возникают
три основных вопроса:
-что измерять?
-каким инструментом измерять?
-какова методика измерений?
Дать исчерпывающий ответ на эти вопросы в современных условиях не представляется возможным, так как проблема измерений в педагогических исследованиях еще далека от своего полного решения. Однако уже выработалась определенная методика, позволяющая сформулировать ряд рекомендаций, обеспечивающих удовлетворительное качество измерений.
Вопрос о том, что измерять, должен решить сам исследователь, исходя из целей исследований и их существа. Предварительно нужно четко и однозначно выбрать цель исследования и определить численные параметры, величина которых будет измеряться.
В связи с тем, что
учебно-воспитательный процесс представляет
собой сложную организационно-
Поэтому, при выборе цели исследования необходимо выявить и обобщить мнения наиболее подготовленных и опытных преподавателей и руководителей. При этом, чем более объемными и сложными являются планируемые исследования, тем больше внимания необходимо уделить определению цели измерений. Выбор цели измерений тесно связан с определением показателя (или показателей), соответствующего выбранной цели. В вопросе выбора показателя тоже нет однозначного ответа. Такие показатели могут быть прямыми и косвенными. Отсюда следует, что вопрос о цели и показателе измерений в сложных случаях может быть решен методом проведения экспертизы.
Важнейшей задачей измерительного процесса является обеспечение необходимой достоверности результатов. Уже при определении цели измерений и выборе показателя нужно спрогнозировать достоверность ожидаемых результатов.
Методику проведения педагогических измерений можно разбить на два класса - методика простых измерений и методика сложных измерений.
При простых измерениях ставится задача вычисления значений какого-либо показателя, используются очевидные способы измерений и относительно несложные способы получения результатов.
Сложные измерения предполагают разработку специальной, иногда довольно сложной методики измерений, выдвижения необходимых гипотез и проверки их состоятельности. Сложные измерения, как правило, уникальны и представляют собой отдельную научную задачу.
В качестве методов простых измерений используются анкетирование, собеседование и наблюдение.
Анкетирование предполагает разработку специальных анкет, на основе которых происходит получение количественных характеристик. С целью увеличения точности и достоверности измерений анкетирование целесообразно использовать в максимальной степени. Простейшие анкеты требуют альтернативного ответа "да" или "нет". В более сложных случаях исследуемым может быть предложено дать оценку в баллах либо указать один из нескольких вариантов ответов, либо ранжировать некоторые факторы и т.д.
Собеседование состоит в устных ответах на вопросы исследователя, на основе которых делаются соответствующие выводы о величине измеряемых параметров. Этот метод не обладает высокой точностью и применяется в тех случаях, когда те или иные параметры трудно представить в числовой форме, например, определить уровень творческих способностей обучаемого или степень и причины мотивации изучения той или иной учебной дисциплины.
Наблюдение является пассивным методом измерения и состоит в фиксации некоторых параметров учебно-воспитательного процесса без какого-либо вмешательства в него. Например, путем наблюдения можно установить среднее время выполнения задания при проведении лабораторной работы или количество студентов не способных решить заданную задачу за отведенное время и т.д.
Методами измерений
могут быть:
-самооценивание обучающихся;
-оценивание исследователя;
-экспертное оценивание.
Самооценивание используют в тех случаях, когда исследователь хочет измерить параметры, связанные с субъективным состоянием обучающихся (определение мотивов учебной деятельности, выявление жизненных интересов, анализ желания проводить научные исследования и т.д.). Вопросы в анкете либо при собеседовании ставятся при этом в следующей форме: "Считаете ли Вы себя подготовленным к…","Выскажите свое мнение о…","Оцените уровень своей готовности к…".
Оценивание исследователя на практике применяется чаще всего. При этом исследователь опирается на свой опыт и эрудицию. Вольно или невольно при этом проявляется субъективность. Поэтому необходимо принимать специальные меры к снижению субъективности: четко и однозначно ставить вопросы и убеждаться, что они правильно поняты, разрабатывать специальные критерии оценивания, обсуждаемые на заседании кафедры, задавать при необходимости дополнительные вопросы.
Экспертное оценивание предполагает групповое измерение параметров учебно-воспитательного процесса. В этом случае обеспечивается высокая степень объективности. Примером простейших экспертиз могут быть прием экзаменов комиссиями, обсуждение тех или иных вопросов на заседаниях кафедр и методических советов. Более сложным экспертным оцениванием является защита кандидатских и докторских диссертаций. Методы экспертного оценивания в настоящее время хорошо разработаны, используют современные методы статистики и позволяют получить достаточно объективные результаты.
в) обеспечение объективности при выполнении педагогических измерений
Высокая степень объективности результатов педагогических измерений является важным элементом педагогических исследований. Зачастую дать количественную оценку объективности не представляется возможным в связи со сложностью и многогранностью исследований. Поэтому объективность должна обеспечиваться комплексом методов и приемов измерений. Во многом степень объективности зависит от самого исследователя и его подготовленности.
Выскажем общие рекомендации, которые целесообразно учесть при обеспечении объективности измерений.
Если вопросы анкеты затрагивают личные чувства и интересы опрашиваемого, то необходимо стремиться получить анонимные ответы. В этом случае предпочтительно проводить массовое анкетирование в масштабе учебной группы или курса. Все анкеты должны быть абсолютно идентичны, и должны исключать их идентификацию с отдельными личностями. Опрашиваемые должны быть полностью уверены, что результаты ответов не нанесут ему какого-либо вреда или ущерба. Перед началом анкетирования исследователь должен объяснить, с какой целью оно проводится, ориентировать группу на высказывание своих личных мнений с целью минимизации влияния опрашиваемых друг на друга.
Обеспечение равнозначности внешних условий измерений.
Измерения уровня знаний и умений, мотивов действий и т.д. должны проводиться по возможности в равноценных условиях. Величины учебных групп должны быть примерно одинаковы и другие условия должны быть равноценными. Например, условия будут неравноценными, если в одних группах студенты будут заранее предупреждены о факте и теме анкетирования, а в других такое анкетирование будет произведено неожиданно. Или, например, измерения уровня умений в одних группах проводится до проведения практики, а в других - после практики. В связи с этим исследователь должен тщательно анализировать условия проведения измерений и обеспечивать их равноценность.
Вопросы анкеты должны быть хорошо продуманы и сформулированы таким образом, чтобы исключить их двусмысленность и возможность двусмысленного ответа. Такая формулировка вопросов вызывает определенные трудности и требует соответствующего опыта и подготовленности исследователя. Поэтому целесообразно предварительно обсудить вопросы со своими коллегами и, если это необходимо, произвести пробное анкетирование.
Для того, чтобы облегчить формулирование ответа на вопрос, его целесообразно сформулировать так, чтобы можно было ответить односложно - "да" или "нет". Если измерения будут производиться путем статистической обработки результатов ответов, необходимо обеспечить действительную равноценность поставленных вопросов. К сожалению, это далеко не всегда удается, особенно если вопросы носят сложный характер.
Как правило, анкеты обеспечивают измерение параметров учебного процесса либо по номинальной, либо по порядковой шкале.
Информация о работе Измерительные шкалы, применяемые при педагогических исследованиях