Измерительные шкалы, применяемые при педагогических исследованиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 21:12, реферат

Описание работы

Важным элементом педагогических исследований является измерение тех или иных свойств: знаний, умений, способностей, мотивации, качества учебных материалов, степени наглядности и т.д.
Сущность измерений состоит в том, чтобы наблюдаемым переменным (объектам, событиям, явлениям) приписать некоторые значения, чаще всего численные. Такое приписывание производится по определенным правилам. Каждое правило порождает свою измерительную шкалу.

Файлы: 1 файл

ЗМЕРЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Анкеты, предусматривающие  измерения по номинальной шкале  должны требовать ответа либо "да", либо "нет". 

 

 

 

Пример 1. 

 

Хотите -ли Вы быть полезны  обществу?

да

нет


 

  

 

 

 Пример 2. 

 

 

  

 

Кем Вы хотите стать?

да

нет

1

Бизнесменом

   

2

Общественным деятелем

   

3

Научным работником

   

4

Специалистом в избранной  области

   

5

Преподавателем

   

 

 

Анкеты, предусматривающие  измерения в порядковой шкале  должны требовать выбора из нескольких вариантов ответов.

Приведем примеры подобных анкет. 

 

 

  

 

Пример 3. 

 

Укажите важность учебной  дисциплины в баллах (1,2,3,4,5), причем 1 - наиболее важная дисциплина, 5-наименее важная. 

 

Дисциплина

балл

1

Математика

 

2

Физика

 

3

Информатика

 

4

Экономика

 

 

 

Пример 4.

Выскажите свое мнение о  преподаваемой учебной дисциплине (обведите кружком цифру). 

 

Полезная

4     3     2     1

Бесполезная

Трудная для понимания

4     3     2     1

Легкая для понимания

Материал новый

4     3     2     1

Повторяет сведения из других дисциплин

Содержит много практических советов

4     3     2     1

Носит чисто теоретический  характер

Сопровождается многими иллюстрациями

4     3     2     1

Иллюстраций практически  нет


 

                                   

Выбор количества градаций в измерительной шкале. 

 

В настоящее время  в педагогических измерениях чаще всего  используется шкала с 4-мя градациями (4-х бальные оценки). Для относительно неточных измерений такое количество градаций вполне приемлемо. Однако, многие преподаватели считают это количество градаций недостаточным и неявно используют большее количество градаций, добавляя к численной оценке знаки "+" или "-".

По существу, они переходят к  измерению параметров учебно-воспитательного  процесса в шкале с 8-ю градациями. Такое количество градаций позволяет  более точно произвести измерения, что обеспечивает более высокую  достоверность результатов измерения. Поэтому при проведении исследований необходимо стремиться использовать шкалы с 8-10 градациями. Большее количество градаций использовать не целесообразно, особенно в тех случаях, когда измеряемые параметры трудно поддаются формализации и несут в себе элементы субъективизма. Исследователь должен выбрать такое количество градаций измерительной шкалы, которое в наибольшей степени соответствует решаемой задаче.  

 

 

                                Проверка добросовестности ответов на поставленные вопросы. 

 

Отдельные лица, подвергающиеся анкетированию, могут проявить недобросовестность и формализм при ответах на вопросы. С целью уменьшения количества таких лиц, перед началом измерений  целесообразно разъяснить цель и  важность проводимых исследований. Необходимо помнить, что анонимность анкетирования повышает правдивость ответов. Кроме того, в состав вопросов могут быть включены такие, ответы на которые очевидны, либо вопросы, ответы на которые наверняка противоположны ответам на другие вопросы. Первый этап обработки таких анкет будет состоять в том, что чтобы отбраковать анкеты с противоречивыми ответами.

В целом, проблема обеспечения добросовестности ответов на вопросы анкеты в настоящее  время не решена. Поэтому здесь  важен  неформальный подход и учет конкретных условий.


Информация о работе Измерительные шкалы, применяемые при педагогических исследованиях