Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 21:12, реферат
Важным элементом педагогических исследований является измерение тех или иных свойств: знаний, умений, способностей, мотивации, качества учебных материалов, степени наглядности и т.д.
Сущность измерений состоит в том, чтобы наблюдаемым переменным (объектам, событиям, явлениям) приписать некоторые значения, чаще всего численные. Такое приписывание производится по определенным правилам. Каждое правило порождает свою измерительную шкалу.
Анкеты, предусматривающие измерения по номинальной шкале должны требовать ответа либо "да", либо "нет".
Пример 1.
Хотите -ли Вы быть полезны обществу?
да |
нет |
Пример 2.
Кем Вы хотите стать? |
да |
нет | |
1 |
Бизнесменом |
||
2 |
Общественным деятелем |
||
3 |
Научным работником |
||
4 |
Специалистом в избранной области |
||
5 |
Преподавателем |
Анкеты, предусматривающие измерения в порядковой шкале должны требовать выбора из нескольких вариантов ответов.
Приведем примеры подобных анкет.
Пример 3.
Укажите важность учебной дисциплины в баллах (1,2,3,4,5), причем 1 - наиболее важная дисциплина, 5-наименее важная.
№ |
Дисциплина |
балл |
1 |
Математика |
|
2 |
Физика |
|
3 |
Информатика |
|
4 |
Экономика |
Пример 4.
Выскажите свое мнение о
преподаваемой учебной
Полезная |
4 3 2 1 |
Бесполезная |
Трудная для понимания |
4 3 2 1 |
Легкая для понимания |
Материал новый |
4 3 2 1 |
Повторяет сведения из других дисциплин |
Содержит много практических советов |
4 3 2 1 |
Носит чисто теоретический характер |
Сопровождается многими иллюстрациями |
4 3 2 1 |
Иллюстраций практически нет |
Выбор количества градаций в измерительной шкале.
В настоящее время в педагогических измерениях чаще всего используется шкала с 4-мя градациями (4-х бальные оценки). Для относительно неточных измерений такое количество градаций вполне приемлемо. Однако, многие преподаватели считают это количество градаций недостаточным и неявно используют большее количество градаций, добавляя к численной оценке знаки "+" или "-".
По существу, они переходят к измерению параметров учебно-воспитательного процесса в шкале с 8-ю градациями. Такое количество градаций позволяет более точно произвести измерения, что обеспечивает более высокую достоверность результатов измерения. Поэтому при проведении исследований необходимо стремиться использовать шкалы с 8-10 градациями. Большее количество градаций использовать не целесообразно, особенно в тех случаях, когда измеряемые параметры трудно поддаются формализации и несут в себе элементы субъективизма. Исследователь должен выбрать такое количество градаций измерительной шкалы, которое в наибольшей степени соответствует решаемой задаче.
Отдельные лица, подвергающиеся анкетированию, могут проявить недобросовестность и формализм при ответах на вопросы. С целью уменьшения количества таких лиц, перед началом измерений целесообразно разъяснить цель и важность проводимых исследований. Необходимо помнить, что анонимность анкетирования повышает правдивость ответов. Кроме того, в состав вопросов могут быть включены такие, ответы на которые очевидны, либо вопросы, ответы на которые наверняка противоположны ответам на другие вопросы. Первый этап обработки таких анкет будет состоять в том, что чтобы отбраковать анкеты с противоречивыми ответами.
В целом, проблема обеспечения добросовестности ответов на вопросы анкеты в настоящее время не решена. Поэтому здесь важен неформальный подход и учет конкретных условий.
Информация о работе Измерительные шкалы, применяемые при педагогических исследованиях