Эффективность метода наглядного моделирования в развитии речи детей старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 01:12, контрольная работа

Описание работы

Цель метода наглядного моделирования - научить детей связно, последовательно грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, поскольку необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует лучше памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. Опираясь на логически более последовательное мышление, чем в процессе диалога, разговора, монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные распространенные предложения, более точный словарь.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………стр.3
1. Основные направления по развитию связной речи………………………стр.5
2. Наглядное моделирование…………………………………………………стр.8
2.1. Формирование связной речи…………………………………………….стр.9
2.2. Пересказ текста………………………………………………………......стр.10
2.3. Составление описательных рассказов по сюжетной картине………..стр. 10
Заключение……………………………………………………………….......стр.11
Список литературы………………………………………………………......стр.12

Файлы: 1 файл

педагогика 2013.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

2.3 Составление описательных рассказов по сюжетной картине

Для рассказа по сюжетной картинке картинно-графический  план просто необходим. Ребенку трудно “сконструировать ситуацию”, изображенную на картине, придумать развитие событий  и грамотно закончить свой рассказ, т.е. оформить речевым материалом схему построения высказывания: зачин – развитие событий – итог. 
При составлении описательных рассказов по сюжетной картинке особое внимание уделяется приемам, направленным на развитие внимания, зрительного восприятия, логического мышления. Предваряя появление картинно-графического плана, проводится беседа по содержанию картины, по ходу беседы выставляются опорные карточки-символы и фрагменты картины. Таким образом, составляя свой рассказ, дети комбинируют в рассказе свои знания и изображенные на картине действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Используя в своей работе наглядное  моделирование, мы учим детей:

  1. добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
  2. формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
  3. применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и  графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности работы. 
Использование наглядного моделирования дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей. 
Из всего выше сказанного можно сделать вывод: метод наглядного моделирования можно и нужно использовать для работы с детьми дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] Т.В. Большова / Спб.,2005 — 71с.

2. Вахрушев, А.А., Кочемасова, Е.Е., Акимова, Ю.А.  Здравствуй, мир![Текст]/  Вахрушев, А.А., Кочемасова, Е.Е., Акимова, Ю.А. Москва  “Баласс”, 2000 — 21с.

3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] /Воробьева В.К. – М., 2005 — 114с.

4. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] // Глухов В.П.  Дощкольное воспитание 2004г. № 6, с.6

5. Громова,  О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П.  Стихи о временах года и  игры. Дидактические материалы по  развитию речи детей 5 – 6 лет  [Текст] /Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Москва, 2005.  - с. 59

6. Давьщова  Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми [Текст] // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16

7. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Ефименкова Л.Н. – М., 1985 — с.92

8. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007 — с.18

9. Кудрова  Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи [Текст] // Кудрова Т.И.  Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.

10. Омельченко  Л.В. Использование приёмов мнемотехники  в развитии связной речи [Текст] / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4.  - с.102 -115.

11. Ткаченко  Т.А. Использование схем в составлении  описательных рассказов [Текст] /  Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.

12. Фалькович,  Т.А., Барылкина, Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма.[Текст]  Фалькович, Т.А., Барылкина, Л.П.Москва  “ВАКО”, 2005. - с.12

13. Широких  Т.Д. Учим стихи – развиваем  память[Текст] / Широких Т. Д. Ребёнок в детском саду. 2004. №2. -  с.59-62.

14. Шорыгина, Т.А. Стихи и сказки о родной  природе. [Текст] / Шорыгина, Т.А. Москва, 2005. - с.8


Информация о работе Эффективность метода наглядного моделирования в развитии речи детей старших дошкольников