Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 15:58, дипломная работа
Целью данной работы было выяснить роль учителя биологии в экологическом воспитании школьников, а также выбрать на практике наиболее доступные и эффективные методы экологического воспитания.
Для достижения цели ставились следующие задачи:
- по литературным источникам выяснить роль и задачи экологического воспитания;
- изучить различные методы и формы экологического воспитания в рамках обучения детей биологии;
- теоретически обосновать и доказать возможность широкого использования сведений экологического характера во внеклассной работе для формирования у детей нового ответственного отношения к окружающей природной а также социальной среде;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..……3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………..5
1. Историко-педагогический аспект проблемы экологического воспитания………………………………………………………………………...5
1.1 Содержание и сущность экологического воспитания……………..8
1.2 Методы и формы экологического воспитания …………………....10
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ……………………………….......12
2.1 Экологическое воспитание в рамках уроков биологии по теме «Человек»………………………………………………………………………...12
2.2 Воспитание школьников в рамках внеклассной работы по биологии…………………………………………………………….…………..13
2.4 Результаты работы…………………...………………………….……..15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………….…………………………..…16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….…………………18
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
Кафедра методики преподавания
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
Квалификационная работа СПЕЦИАЛИСТА
студента (ки) 5 курса 521 группы
направления (специальности) 020201 «Биология»
код и наименование направления (специальности)
наименование факультета, института, колледжа
Савиной Ксении Александровны
Научный руководитель:
канд. биол. наук, доцент __________ Т.Б.
(число, подпись)
Зав. кафедрой:
канд. биол. наук, доцент __________ Т.Б.
(число, подпись)
Саратов – 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………..5
1. Историко-педагогический аспект проблемы
экологического воспитания……………………………………………………
1.1 Содержание и сущность экологического воспитания……………..8
1.2 Методы и формы экологического воспитания …………………....10
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ……………………………….......12
2.1 Экологическое воспитание в рамках уроков
биологии по теме «Человек»………………………………………………………
2.2 Воспитание
школьников в рамках внеклассной работы
по биологии…………………………………………………………
2.4 Результаты работы…………………...………………………….…….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………….……………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….…………………18
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………….…………………………20
ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………………………………………………..24
ПРИЛОЖЕНИЕ В………………………………………………………..29
ВВЕДЕНИЕ
Происходящее в последние десятилетия интенсивное антропогенное воздействие и преобразование окружающей человека среды привело к природному дисбалансу. Обострение экологической обстановки в мире вызвало повышение интереса к экологическим проблемам общества и путям их преодоления. Основным вариантом решения проблем в системе «человек-природа» является, по мнению многих ученых, воспитание экологической культуры, формирование нового типа экологического сознания у подрастающего поколения. Таким образом, одним из основных социальных институтов, призванных к разрешению выше обозначенной проблемы, является школа[14].
Задача общеобразовательной школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствует приобретению навыков научного анализа явлений природы, сознанию значимости своей практической помощи природе.
В этом процессе одновременно участвуют семья и школа, т.е. воздействие со стороны школы подкрепляется активной деятельностью родителей в том же направлении.
Целью данной работы было выяснить роль учителя биологии в экологическом воспитании школьников, а также выбрать на практике наиболее доступные и эффективные методы экологического воспитания.
Для достижения цели
- по литературным источникам
выяснить роль и задачи
- изучить различные методы и
формы экологического
- теоретически обосновать и доказать возможность широкого использования сведений экологического характера во внеклассной работе для формирования у детей нового ответственного отношения к окружающей природной а также социальной среде;
Объект исследования: ученики в 8 «4»классе;
Предмет исследования: практика экологического воспитания учеников на уроках биологии и во внеурочной работе.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1 . Историко-педагогический аспект проблемы экологического воспитания
Экология имеет точную формальную дату своего рождения, ее «отцом» был последователь Чарльза Дарвина Эрнест Геккель, в 1886 году определивший экологию как «Общую науку об отношениях организмов с окружающей средой». Однако факт рождения науки не означает, что до этого никто не занимался ее предметом – «отношениями организмов и среды». Тема эта постоянно была в поле зрения биологов, и без своего названия наука как система знаний фактически существовала всегда.
Большой вклад в формирование экологических знаний внесли такие выдающиеся ученые как шведский естествоиспытатель Карл Линней и французский исследователь Жорж Бюффон. Огромное значение для развития экологии имели труды известного русского зоолога Н. А. Северцова. Особую роль в развитии экологических идей сыграли труды великого английского ученого-естествоиспытателя Чарльза Дарвина – основателя учения об эволюции органического мира. Большой вклад внесли Тимирязев, Сукачев, Вернадский, известный английский химик Роберт Бойль оказался первым, кто осуществил экологический эксперимент.
Экология – это наука будущего, и возможно, само существование человека будет зависеть от прогресса этой науки. Поэтому воспитание экологически грамотного человека должно начинаться с раннего детства, с начальной школы [11].
Проблема взаимоотношения человека и природы нашла свое отражение задолго до нашего века. Еще в XVII веке Ян Амос Коменский обратил на природосообразность всех вещей, т.е. на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде "Великая дидактика". Эпиграфом к этой книге послужил девиз "Пусть течет все свободно, без применения насилия". Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек - это часть природы, следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы. Ян Амос Коменский выводил законы обучения и воспитания, исходя из законов природы. В книге отмечается, что образование человека с наибольшей пользой происходит в раннем возрасте. Именно в раннем возрасте ему легче привить какие-то полезные идеи, исправить недостатки. И доказывается это принципом природосообразности. Все рождающиеся существа таковы, что усваивают все легче и лучше в раннем возрасте. Воск легче лепится, если он горячий. Неровности ствола дерева можно исправить, если дерево маленькое. Ян Амос Коменский говорил о том, что учебный материал должен изучаться постепенно, так как "природа не делает скачков, а идет вперед постепенно". В юном возрасте дается общее образование, затем оно углубляется с годами так как "всякое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным". То есть Коменский вывел дидактические принципы обосновывая их примерами природы. Например, здесь обосновывается принципы постепенности и обучение от общего к частному. Как видим, Ян Амос Коменский подметил самую суть вопроса о взаимоотношении природы и человека. Уже в те времена педагогом было выведено важнейшее экологическое положение о связи человека и природы, о их неотделимости друг от друга[19].
Ж.-Ж. Руссо в книге "Эмиль, или О воспитании" предлагал воспитывать детей в дали от испорченной цивилизации на "лоне природы". Руссо считал природу ребенка совершенной и поэтому не надо портить ее цивилизацией.
Не остался в стороне от вопросов экологии и великий русский педагог К.Д. Ушинский. Следует отметить, что познание объективного мира невозможно без познания экологических связей, реально существующих в нем. Вместе с тем изучение экологических связей играет важную роль в развитии у ребят логического мышления, памяти, воображения. Ушинский заметил, что логика природы - есть самое доступное и самое полезное для учеников. А логика природы, как нам известно, состоит во взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов. Изучение же существующих в окружающем мире связей служит одним из основных звеньев формирования экологической культуры школьников, необходимым условием становления ответственного отношения к природе. В его учебнике "Родное слово" ребята знакомятся с животными, растениями и грибами при помощи стихов, загадок, пословиц, поговорок, сказок.
Вот как раскрывается логика природы паука: "Паука нельзя назвать красивым животным; многие чувствуют к нему отвращение и даже боятся его: такой у него разбойничий вид. Но не забудем, что ядовитые змеи бывают иногда очень красивы, паук же не только безвреден, но даже очень полезен, истребляя множество наших крылатых мучителей - комаров и мух".
(Тут открывается эстетическая сторона экологического воспитания)
Идеи Ушинского о воспитании
средствами природы в
Проблемой экологического воспитания педагоги стали заниматься еще в XVII - XVIII веках, хотя в то время еще не было такого термина, как и науки экологии [5],[6].
1.1Содержание, сущность, цель, критерий эффективности экологического воспитания
На мой взгляд, рассмотрение теории экологического воспитания необходимо начать с определения его сущности. Я считаю, что экологическое воспитание – составная часть воспитания нравственного. Поэтому под этим понятием я понимаю единство экологического сознания и поведения. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения, которые формируются на уроках биологии. Для формирования этих представлений у учеников я дополняла каждый урок экологическими вопросами. Экологические знания на протяжении ряда уроков переводила в убеждения, доказывая ребятам на интересных примерах необходимость жить в гармонии с природой. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание (мировоззрение).
Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение)[17].
Выявив в сущности экологического воспитания две стороны: первая – экологическое сознание, вторая – экологическое поведение; я пришла к выводу, что первое формируется скорее на уроках биологии, а второе на внеклассных мероприятиях.
Цель экологического воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.
Содержание экологического воспитания отражается в следующих его аспектах :
Научный – ведущие идеи, теории и концепции, характеризующие здоровье человека и природную среду его обитания; происхождение, эволюцию и организацию природных систем как объектов использования и охраны.
Ценностный – экологические ориентации человека на различных этапах истории общества; цели, идеалы, идеи, характеризующие человека и природу как универсальные ценности; понятие экономической оценки окружающей среды, ущерба, наносимого ей, затрат, необходимых на ее восстановление и предотвращение ущерба.
Нормативный – система нравственных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера.
Деятельностный (формирование познавательных, практических и творческих умений, видов и способов деятельности экологического характера).
Критерием эффективности экологического воспитания и образования могут служить как система знаний на глобальном, региональном, локальном уровнях, так и реальное улучшение окружающей среды своей местности, достигнутое усилиями школьников [19], а также анкетирование.
1.2 Методы и формы экологического воспитания
Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности.
Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.
На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.
Информация о работе Экологическое воспитание школьников в рамках обучения биологии