Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 15:58, дипломная работа
Целью данной работы было выяснить роль учителя биологии в экологическом воспитании школьников, а также выбрать на практике наиболее доступные и эффективные методы экологического воспитания.
Для достижения цели ставились следующие задачи:
- по литературным источникам выяснить роль и задачи экологического воспитания;
- изучить различные методы и формы экологического воспитания в рамках обучения детей биологии;
- теоретически обосновать и доказать возможность широкого использования сведений экологического характера во внеклассной работе для формирования у детей нового ответственного отношения к окружающей природной а также социальной среде;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..……3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………..5
1. Историко-педагогический аспект проблемы экологического воспитания………………………………………………………………………...5
1.1 Содержание и сущность экологического воспитания……………..8
1.2 Методы и формы экологического воспитания …………………....10
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ……………………………….......12
2.1 Экологическое воспитание в рамках уроков биологии по теме «Человек»………………………………………………………………………...12
2.2 Воспитание школьников в рамках внеклассной работы по биологии…………………………………………………………….…………..13
2.4 Результаты работы…………………...………………………….……..15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………….…………………………..…16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….…………………18
На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения. [16]
На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.
Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета.
Ряд методов имеет универсальное значение. Количественный эксперимент (опыты по измерению величин, параметров, констант, характеризующих экологические явления; экспериментальное изучение экологической техники, технологии; опыты, иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей и т.п.) позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним как к лично значимым. Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции, показать непривлекательность безответственных действий, учитель использует пример и поощрение. Наказание рассматривается как крайняя, исключительная мера воздействия на учащихся.
Если данные методы воспитания будут использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий, то учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность [18].
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
2.1Экологическое воспитание в рамках уроков биологии по теме «Человек»
Педагогический эксперимент проходил в МОУ «Физико-технический лицей №1 г. Саратова» во время прохождения педагогической практики в 2012 г. на базе школьной программы по биологии раздела «Человек».
Методика заключалась в практическом применении знаний по экологии, а в частности про бытовые санитарные требования. У ребят должен был появиться интерес к экологическим знаниям, которые являются основой экологического мировоззрения.
На уроке «Осанка» методом
совместной познавательной
Ученики проводили лабораторную работу «Выявление нарушений осанки» (приложение В) с помощью сантиметровой ленты. Сделали статистический подсчет, выявили у 75% класса нарушения. Как выяснилось, эти ребята много времени проводят за компьютером дома, не соблюдая санитарных требований к рабочему месту. Я рассказала ребятам, каким должно быть правильное рабочее место. В конце урока многие ребята, по моим наблюдениям, внимательно следили за своей осанкой и сидели прямо. Это говорит об эффективности метода лабораторной работы для формирования экологического сознания.
2.2 Экологическое воспитание в рамках внеклассной работы по биологии.
В ходе моей педагогической практики было проведено 2 внеклассных мероприятия о биологии:
Запланированный руководством школы субботник с краткой десятиминутной обзорно-воспитательной лекцией «Экология как часть биологии», которая была проведена мной успешно и своим личным примером на уборке территории я способствовала привитию ученикам экологического поведения.
Рядом с территорией ФТЛ есть зеленая зона на аллее по ул. Астраханская.
Мы подрезали кусты вдоль аллеи (чтобы свет лучше попадал на другие ярусы) и рыхлили почву граблями, для лучшего аэрирования. Во время субботника я рассказывала ребятам о том, как лучше готовить деревья к зиме. Так как почти у всех ребят у родителей/бабушек есть дачи, им было интересно послушать. Итогом такой совместной работы стало приобщение к окружающей среде, формирование экологического мировоззрения и поведения.
В конце четверти было проведено интегрированное внеклассное мероприятие среди 2-х восьмых классов – викторина «Занимательный окружающий мир». (Приложение Б). По просьбе учителей в игру были включены кроме биологических знаний знания по химии. Цель – мероприятия расширить кругозор, научиться работать в команде, и самое главное понять взаимосвязь вещей в природе.
Для проведения мероприятия учитель и учащиеся провели активную подготовку. Заранее класс разделили на 2 команды. Было дано задание для каждой команды - придумать название и выбрать капитана. Мною был подготовлен материал для проведения урока: конверты с вопросами, презентация, музыка, слайды с яркими изображениями, правильно сформулированные вопросы. Кабинет биологии был соответствующе подготовлен.
После проведения мероприятия, жюри подвело итоги и огласило победившую команду. Всем командам были вручены сладкие призы.
2.3 Результаты работы
Для проверки результатов экологического воспитания я проводила анкетирование в начале четверти на уроке и в конце. (приложение А)
Вопросы анкеты имеют эколого-нравственный характер.
Объем вопросов 25 – я считаю самым оптимальным – ребенок не успеет устать. Начинается, как и любая другая анкета, с общих вопросов.
В середине анкеты - основные нравственные вопросы.
Для хорошего результата ученикам надо было получить более 30 баллов – показатель экологической культуры; удовлетворительный – от –21 до 29 баллов – показатель экологического сознания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе педагогического эксперимента мы выяснили что:
- Анализ учебно-методической
-Роль учителя биологии в экологическом, как и в любом, воспитании учеников очень важна;
-Анкетирование показало, что отношение к природе учеников изменилось, и стало осознаваться глубоко и правильно. Об этом говорят следующие результаты: на 9% повысился уровень экологической культуры., на 55% - уровень экологического сознания;
- В ходе эксперимента был
определен наиболее
Но при этом успешное экологическое воспитание школьников может быть обеспечено лишь при тех условиях, что семья своим примером тоже подкрепляет сознание ребенка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. пед. вузов / И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова; под ред. И.Н. Пономаревой. М.: Издательский центр «Академия», 2007. С. 280.
2. Верзилин, Н.М. Общая методика преподавания биологии / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. Учебник для студентов биол. фак. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1976. С. 384.
3. Бруновт, Е.П. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека: пособие для учителей / Е. П. Бруновт, И. Д. Зверев, Г. Я. Малахова и др. / 2-е изд., испр. Москва: Просвещение, 1978. С. 297-299.
4. Всесвятский, Б.В. Системный подход в биологическому образованию в средней школе: Кн. для учителя / Б.В. Всесвятский. М.: Просвещение. 1985. 144 с.
5. Белинский, В.Г. Избранные педагогические сочинения / Под ред. действ. чл. АПН Е. Н. Медынского / В.Г. Белинский. М.; Л.: Академия пед. наук РСФСР, 1948. 280 с.
6. Писарев, Д.И. Сочинения / Д. И. Писарев. М.: Изд. 5, Т. V, СПб. 1911. 328 с.
7. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения /Под ред. А.И. Пидкасистого. М.: Педагогика, 1974. Т.1. 584 с.
8. Колесов, Д.В. Маш, Р. Д. Беляев, И.Н. Биология. Человек./Учеб. для 8 класса общеоразоват. Учреждений - 2004. 336 с. –разраб. Под рук. Пасечника В.В.
9. Цингер, Я.А. Занимательная зоология. Очерки и рассказы о животных / сост. Я.А. Цингер. 3-е издание. Изд. Государственное учеб. - пед., 1963. 184 с.
10. Аксенова, М.Д. Биология. Энциклопедия для детей / сост. М.Д. Аксенова, С.Т. Исмаилова; Т2. М.; Изд. Аванта+, 1993. 672 с.
11. Старостин В.И. Природа в системе эстетического воспитания. - М.. Просвещение, 1990. - 56с.
12. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Кн. для учителя /Н.И. Кнященко, Н.Л. Лейзеров, М.С. Каган и др. – М.: Просвещение, 1983. – 303с.
13. Экологическое образование и воспитание. Метод. рекомендации. – Улан – Удэ, 1990. – 29с.
14. Популярный экологический словарь. Под. ред. A.M. Гилярова.– М.: Устойчивый мир, 1999.-186 с.
15. Дерябо С.Д., Ясвин В.П. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996. - С36-38.
16. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. - М.: Просвещение, 1984.
17. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы. Пособие для учителя /Составитель Мельчаков Л.Ф. - М.:Просвещение, 1981. – 215 с.
18. Букин. А.П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение, 1991-135с.
19. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. - М.: Педагогика, 1989. – 347с
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Анкета «Моё отношение к природе»
№ п/п |
Вопросы |
Ответы и баллы | ||
да |
нет |
По разному | ||
1 |
Задумываетесь ли Вы о своем отношении к природе? |
2 |
0 |
1 |
2 |
Делите ли вы природные объекты на привлекательные (красивые) и непривлекательные (некрасивые) |
0 |
2 |
1 |
3 |
Всегда ли вы бережно относитесь к природе? |
2 |
0 |
1 |
4 |
Заслуживают ли внимание, на ваш взгляд, окружающая природа и происходящие в ней явления? |
2 |
0 |
1 |
5 |
Всегда ли Вы обращаете внимание на окружающую вас природу? |
2 |
0 |
1 |
6 |
Все ли в окружающей природе Вас интересует? |
2 |
0 |
1 |
7 |
Проявляется ли этот интерес в ваших поступках? |
2 |
0 |
1 |
8 |
Цените ли Вы разнообразие в природе? |
1 |
2 |
0 |
9 |
Влияет ли природа на ваше настроение? |
2 |
0 |
1 |
10 |
Можете ли Вы объяснить, чем привлекает Вас те или иные объекты природы или природные явления? |
1 |
0 |
2 |
11 |
Вмешиваетесь ли Вы в ситуацию, когда видите, что кто-то наносит природе ущерб своими действиями? |
2 |
0 |
1 |
12 |
Любите ли Вы читать описание природы в книгах? |
2 |
0 |
1 |
13 |
Влияет ли окружающая природа на Ваши мысли? |
2 |
0 |
1 |
14 |
Влияет ли природа на Ваше поведение? |
2 |
0 |
1 |
15 |
Часто ли Вы отдыхаете среди природы? (в том числе в городских скверах и парках) |
1 |
2 |
0 |
16 |
Приходилось ли Вам вольно или невольно чем-то вредить природе? |
0 |
2 |
1 |
17 |
Есть ли какие либо занятия, которые Вы любите среди природы? |
2 |
0 |
1 |
18 |
Часто ли Вы проявляете равнодушие к природе? |
0 |
2 |
1 |
19 |
Вы начали принимать посильное участие в охране природы в 1-5 классах? |
2 |
0 |
1 |
20 |
Или в более старшем возрасте? |
0 |
2 |
1 |
21 |
Любите ли Вы рассматривать пейзажи или изображения животных на картинках? |
2 |
0 |
1 |
22 |
Знакомы ли Вам музыкальные произведения, связанные с природой? |
2 |
0 |
1 |
23 |
Приходилось ли Вам сочинять стихи о природе, рисовать природу, работать с природным материалом? |
2 |
0 |
1 |
24 |
Всегда ли Вы добросовестно к выполнению какой либо работы по уходу за окружающей средой? |
2 |
0 |
1 |
25 |
Повлияли ли на Ваши отношения к природе уроки ли другие учебные занятия? Если да, то укажите по каким предметам или занятиям. |
2 |
0 |
1 |
Если Вы набрали
менее 20 баллов – очень жаль, но
судя по всему, ни впечатления
от общения с природой, ни знакомство
с природой через искусство, ни
полученные занятия об
От 21 до 29 баллов – ваше
отношение к природе мало
От 30 до 39 баллов – отношение к природе осознается Вами глубоко и правильно.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Интегрированное внеклассное мероприятие
«Занимательный окружающий мир»
Дата проведения: 25.10.2012
Тема – знания о человеке и окружающем мире.
Цель – расширить биологический и экологический кругозор учеников.
Задачи:
1. образовательная – познакомить учащихся с знаниями об окружающем мире
2. развивающая – развить у учащихся способность работать в команде;
3. воспитательная – воспитать бережное отношение к природе.
Форма проведения – игра – беседа.
План мероприятия
Мероприятие проводилось среди двух 8-х классах в кабинете биологии, оформленном в виде лабиринта.
Предварительно каждому
(Звучит музыка в форме гимна). Под музыку каждая команда садится за отдельный столик, на котором лежат деревянные флажки зелёного цвета, обозначающие готовность отвечать.
Сигнальными флажками пользуется только капитаны, учитывая мнение своего взвода. На груди у каждого игрока бейджик, где указана должность игрока, имя и фамилия, так как, кроме командного, ведётся и индивидуальный учёт баллов.
Информация о работе Экологическое воспитание школьников в рамках обучения биологии