Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 20:01, контрольная работа
Под изменением структуры воспитания Монтессори подразумевала создание «условий свободы» в процессе воспитания. Именно поэтому свободный выбор деятельности и средств для нее коренным образом отличал организацию учебного процесса в Монтессори-группах от традиционной классно-урочной системы и групповых занятий в обычном детском саду. Воспитание свободной, самостоятельной, самоуправляемой и ответственной личности является главной целью. Отсюда девиз образования по Монтессори: «Помоги мне сделать это самому». «Я сам!» – для педагога это желание ребенка обязательно для исполнения. Монтессори полагала, что стремление маленького ребенка к самостоятельности, независимости должно уважаться взрослыми, подкрепляться и поддерживаться в процессе воспитания, для того чтобы вырос самостоятельный и ответственный человек.
1.Принцип свободы ребенка в педагогическом методе М. Монтессори.
2. Интеллектуальное развитие ребенка на основе самовоспитания и саморазвития.
3. Организация воспитательно – образовательной работы в Домах ребенка.
4. Методика развития сенсорной культуры дошкольников.
«Задача воспитания — не сформировать ребенка, а позволить ему проявлять себя самому...» М. Монтессори.
Мария Монтессори осуществила переворот в представлениях о возможностях и способностях детей младшего возраста.
Педагогика Монтессори основывается на следующих постулатах:
В основе альтернативной образовательной системы М. Монтессори лежит философская идея: каждый ребенок рождается со своим внутренним потенциалом и зависит от среды, в которой он находится. Мария Монтессори считала, что ребенок обладает важным свойством — «впитывающим умом», умение запечатлевать увиденное, запоминать спонтанно сигналы из окружающей обстановки. Ребенок находится в постоянном взаимодействии с окружающим миром и готов его познавать.
Задача взрослых — создать условия для такого «впитывания».
Взрослый должен учитывать сензитивные периоды развития ребенка (СП), которые характеризуются особой восприимчивостью к тем или иным сторонам действительности. Среди основных сензитивных периодов М. Монтессори выделяла:
Основной лозунг М. Монтессори: «Помоги мне это сделать самому». В центре развивающей среды находится ребенок, в которой он «строит» себя сам. М.
Монтессори выделяла три аспекта в построении ребенком себя:
Понятия «свобода» и «дисциплина» занимают важное место в системе М. Монтессори. Свобода выражается в возможности выбирать наилучшее для себя и другого. Но свобода ограничивается интересами коллектива, наличием правил обращения с материалом, правилами игры или труда. Дисциплинированным в группе Монтессори называют того, кто умеет свободно владеть собой, подчиняться определенным жизненным правилам. Свобода сочетается с дисциплиной, но насильственные принуждение как метод обучения в этой педагогике исключен. Это очень важный момент в решении задач нравственного воспитания, позволяющий на практике осуществлять личностно ориентированный подход к детям.
В работе с детьми необходимо стремиться к достижению следующих целей:
Для учета учебной деятельности ребенка и отслеживания динамики его развития педагогом ведется дневник наблюдений за работой группы, фиксируется уровень достижений каждого ребенка. Один раз в год составляются подробные психолого-педагогические характеристики.
М. Монтессори выделила ряд качеств, которыми должны обладать все предметы, окружающие ребенка.
Первое. «Материал, предоставленный ребенку, должен, насколько это возможно, включать «контроль ошибок...», — подчеркивает Монтессори и считает, что исправление ошибок учителем не приносит желаемой пользы, поскольку ведет к формированию у ребенка комплекса неполноценности и, самое главное, не дает ему возможности научиться замечать их самому.
Второе из важнейших качеств материалов — их притягательный характер, эстетика. Ребенка должны окружать красивые вещи. Цвет, блеск, гармония форм — все это присуще предметам, с которыми работает ребенок.
Третье качество — активность. Возможность поддерживать заинтересованное внимание ребенка зависит не столько от того, насколько качественно выполнена вещь, но, главным образом, от того, какое руководство к действию дает.
Четвертое качество, присущее всем предметам, — ограниченность. Каждый материал присутствует в помещении в единственном экземпляре. В «подготовленной среде» не должно быть слишком много материалов. Это необходимо для хорошей ориентации ребенка в окружающей среде, создание порядка в его сознании, для упорядочения впечатлений внешнего мира, облегчения понимания огромного количества вещей, окружающих ребенка дома и вне его.
Помощь саморазвитию ребенка осуществляется посредством дифференцированной системы материалов, относящихся к следующим учебным разделам: упражнениям в практической жизни; развитию сенсорики; математика; развитие речи, обучение письму и чтению, «космическому воспитанию».
Общая цель упражнений «практической жизни» — развитие независимости, самостоятельности, ответственности, навыков самообслуживания, концентрации внимания, координации движений (особенно пальцев и мускулатуры), реализация потребностей в двигательной активности, в достижениях, самостоятельном познании мира, подражании деятельности взрослых. Эти упражнения подготавливают ребенка к выполнению других более сложных задач, оказывают влияние на успешность эмоционального, социального и интеллектуального развития.
Все развивающие материалы и упражнения с ними организуются таким образом, чтобы дети имели возможность:
Сенсорный материал объединяет предметы, сгруппированные по ряду признаков (цвет, форма, величина и т.д.). Основная цель использования сенсорного материала — развитие и совершенствование сенсорной чувствительности, периферических и корковых отделов различных анализаторов, усвоение абстрактных понятий.
Все развивающие материалы и упражнения с ними организуются таким образом, чтобы дети имели возможность:
Косвенная цель упражнений с сенсорным материалом — подготовка ребенка к переходу на новый уровень мышления, подготовка к развитию речи и математических представлений.
Организация работы с языковыми материалами предусматривает развитие как устной, так и письменной речи.
Все развивающие материалы и упражнения с ними подбираются таким образом, чтобы дети имели возможность:
Математический материал позволяет ребенку усваивать понятия количества и символа, связь между ними. Дети знакомятся с десятичной системой при помощи знаменитого золотого материала, и выполняют сначала под руководством учителя, а потом самостоятельно математические действия на сложения, вычитание, умножение и деление.
Все развивающие материалы и упражнения с ними организуются таким образом, чтобы дети имели возможность:
Информация о работе Экспериментальная педагогика Марии Монтессори