Экспериментальная педагогика Марии Монтессори

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 20:01, контрольная работа

Описание работы

Под изменением структуры воспитания Монтессори подразумевала создание «условий свободы» в процессе воспитания. Именно поэтому свободный выбор деятельности и средств для нее коренным образом отличал организацию учебного процесса в Монтессори-группах от традиционной классно-урочной системы и групповых занятий в обычном детском саду. Воспитание свободной, самостоятельной, самоуправляемой и ответственной личности является главной целью. Отсюда девиз образования по Монтессори: «Помоги мне сделать это самому». «Я сам!» – для педагога это желание ребенка обязательно для исполнения. Монтессори полагала, что стремление маленького ребенка к самостоятельности, независимости должно уважаться взрослыми, подкрепляться и поддерживаться в процессе воспитания, для того чтобы вырос самостоятельный и ответственный человек.

Содержание работы

1.Принцип свободы ребенка в педагогическом методе М. Монтессори.
2. Интеллектуальное развитие ребенка на основе самовоспитания и саморазвития.
3. Организация воспитательно – образовательной работы в Домах ребенка.
4. Методика развития сенсорной культуры дошкольников.

Файлы: 1 файл

Дкр.docx

— 39.17 Кб (Скачать файл)

   Сенсорное воспитание – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия.

   Итальянский врач и педагог Марии Монтессори (1870–1952), первая женщина в Италии, получившей степень доктора медицины. В плане психологического обоснования формирования личности особую роль придавала Монтессори «гигиене мышления», называя его «ключом», открывающим тайны формирования человеческой личности, действенным средством «внутреннего строительства» психики человека.

   Уметь различать – характерная черта мышления.

  Различать – это значит группировать. Таким образом, сенсорные упражнения – это упражнения в различении и классификации. Размер, форма, шероховатость, вес, температура, вкус, звук, цвет – различать все это надо научить ребенка. «Процессы различения, группирования и обозначения внешних предметов на основе установившегося в уме прочного порядка, – пишет Монтессори, – и составляют мышление и вместе с тем и известную степень культуры». Следовательно, для того чтобы научить мыслить, необходимо научить правильно сравнивать и группировать, т.е. правильно различать. В свою очередь, умение правильно различать приобретается детьми только через сенсорную гимнастику, т.е. через систему упражнений по развитию органов чувств. Монтессори подробно описывает методику развития тактильного чувства, стереогностического, барического, хроматического, чувства зрения, звука и других. Например, для развития тактильного чувства она использовала деревянную дощечку, разделенную на два квадрата. Один из них – с гладкой отполированной поверхностью, другой – с наклеенной наждачной бумагой (шесть полосок разной шероховатости, от грубой наждачной до атласной). Развивать у детей чувство осязания – значит учить их «видеть руками»

   Для развития чувства зрения Монтессори предлагала сравнивать и различать предметы разной формы – бруски, кубики, цилиндры, палочки. Но не только в этом состояло использование зрительного рецептора. Он обеспечивал развитие хроматического чувства (зрительное восприятие цветов). В «Доме ребенка» дети обучались различению восьми цветов по восемь тонов каждый (всего предлагались 64 цветные таблички). Обстоятельно разработала Монтессори и упражнения в распознавании звуков.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МОНТЕССОРИ

   «Задача воспитания — не сформировать ребенка, а позволить ему проявлять себя самому...» М. Монтессори.

   Мария Монтессори осуществила переворот в представлениях о возможностях и способностях детей младшего возраста.

   Педагогика Монтессори основывается на следующих постулатах:

  1. Чтобы воспитывать и обучать человека, его необходимо знать.

  1. Чтобы знать человека, его нужно изучать.

  1. Чтобы изучать, надо наблюдать.

  1. Чтобы человека наблюдать, он должен быть свободен в самопроявлениях.

   В основе альтернативной образовательной системы М. Монтессори лежит философская идея: каждый ребенок рождается со своим внутренним потенциалом и зависит от среды, в которой он находится. Мария Монтессори считала, что ребенок обладает важным свойством — «впитывающим умом», умение запечатлевать увиденное, запоминать спонтанно сигналы из окружающей обстановки. Ребенок находится в постоянном взаимодействии с окружающим миром и готов его познавать.   

   Задача взрослых — создать условия для такого «впитывания».

   Взрослый должен учитывать сензитивные периоды развития ребенка (СП), которые характеризуются особой восприимчивостью к тем или иным сторонам действительности. Среди основных сензитивных периодов М. Монтессори выделяла:

  • сензитивный период развития движений (от 0 до 4 лет);

  • сензитивный период порядка (от 2 до 3 лет);

  • сензитивный период развития речи и языка (от 0 до 7 лет);

  • сензитивный период сенсорного развития (от 0 до 7 лет);

  • сензитивный период интереса к маленьким предметам (от 1 до 2 лет);

  • сензитивный период социального развития (от 2 до 7 лет).

   Основной лозунг М. Монтессори: «Помоги мне это сделать самому». В центре развивающей среды находится ребенок, в которой он «строит» себя сам. М.  

   Монтессори выделяла три аспекта в построении ребенком себя:

  1. Каждый ребенок рождается со своим внутренним потенциалом, своим темпом развития.

  1. Развитие осуществляется только в движении: ребенок проявляет активность внешнюю (движение) и внутреннюю (наблюдение, анализ увиденного).

  1. Внутреннее развитие ребенка связана со средой, которая является стимулом для проявления его активности.

   Понятия «свобода» и «дисциплина» занимают важное место в системе М. Монтессори. Свобода выражается в возможности выбирать наилучшее для себя и другого. Но свобода ограничивается интересами коллектива, наличием правил обращения с материалом, правилами игры или труда. Дисциплинированным в группе Монтессори называют того, кто умеет свободно владеть собой, подчиняться определенным жизненным правилам. Свобода сочетается с дисциплиной, но насильственные принуждение как метод обучения в этой педагогике исключен. Это очень важный момент в решении задач нравственного воспитания, позволяющий на практике осуществлять личностно ориентированный подход к детям.

   В работе с детьми необходимо стремиться к достижению следующих целей:

  1. Создание обучающей среды, которая включает в себя оборудование с учетом детских возможностей, помещение, отвечающее эстетическим требованиям; разновозрастную группу детей; подготовленного педагога.

  1. Наличие обучающих материалов.

  1. Предоставление детям свободы во время любых занятий:

    • Свободы выбора материала;

    • Свободы выбора времени и продолжительности работы с материалами.

    • Свободы выбора места для работы.

    • Свободы выбора партнера или партнеров.

    • Свободы общения с учителем или с другими детьми.

    • Соблюдение правила: «Пользуйся всеми свободами, но не мешай другим».

  1. Создание педагогами атмосферы доброжелательности, доверия, сотрудничества, принятия каждого ребенка.

  1. Наблюдение учителем за детьми и при необходимости оказание помощи в их самостоятельном обучении.

  1. Подготовка учителем и проведение общих тематических занятий по разным областям знаний, участие в которых детей происходит по их выбору и желанию. При этом строго определяются основные пункты программы обучения, последовательность подачи материала, примерное распределение тем в течение года.

   Для учета учебной деятельности ребенка и отслеживания динамики его развития педагогом ведется дневник наблюдений за работой группы, фиксируется уровень достижений каждого ребенка. Один раз в год составляются подробные психолого-педагогические характеристики.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ МОНТЕССОРИ

   М. Монтессори выделила ряд качеств, которыми должны обладать все предметы, окружающие ребенка.

   Первое. «Материал, предоставленный ребенку, должен, насколько это возможно, включать «контроль ошибок...», — подчеркивает Монтессори и считает, что исправление ошибок учителем не приносит желаемой пользы, поскольку ведет к формированию у ребенка комплекса неполноценности и, самое главное, не дает ему возможности научиться замечать их самому.

   Второе из важнейших качеств материалов — их притягательный характер, эстетика. Ребенка должны окружать красивые вещи. Цвет, блеск, гармония форм — все это присуще предметам, с которыми работает ребенок.

   Третье качество — активность. Возможность поддерживать заинтересованное внимание ребенка зависит не столько от того, насколько качественно выполнена вещь, но, главным образом, от того, какое руководство к действию дает.

   Четвертое качество, присущее всем предметам, — ограниченность. Каждый материал присутствует в помещении в единственном экземпляре. В «подготовленной среде» не должно быть слишком много материалов. Это необходимо для хорошей ориентации ребенка в окружающей среде, создание порядка в его сознании, для упорядочения впечатлений внешнего мира, облегчения понимания огромного количества вещей, окружающих ребенка дома и вне его.

   Помощь саморазвитию ребенка осуществляется посредством дифференцированной системы материалов, относящихся к следующим учебным разделам: упражнениям в практической жизни; развитию сенсорики; математика; развитие речи, обучение письму и чтению, «космическому воспитанию».

ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

   Общая цель упражнений «практической жизни» — развитие независимости, самостоятельности, ответственности, навыков самообслуживания, концентрации внимания, координации движений (особенно пальцев и мускулатуры), реализация потребностей в двигательной активности, в достижениях, самостоятельном познании мира, подражании деятельности взрослых. Эти упражнения подготавливают ребенка к выполнению других более сложных задач, оказывают влияние на успешность эмоционального, социального и интеллектуального развития.

   Все развивающие материалы и упражнения с ними организуются таким образом, чтобы дети имели возможность:

  • Развивать координацию;

  • Формировать точность движений;

  • Получить навыки практической жизни;

  • Получить удовольствие и удовлетворение от собственной деятельности.

СЕНСОРНАЯ ЗОНА

   Сенсорный материал объединяет предметы, сгруппированные по ряду признаков (цвет, форма, величина и т.д.). Основная цель использования сенсорного материала — развитие и совершенствование сенсорной чувствительности, периферических и корковых отделов различных анализаторов, усвоение абстрактных понятий.

   Все развивающие материалы и упражнения с ними организуются таким образом, чтобы дети имели возможность:

  • Развивать по отдельности различные сферы чувств (осязание, вкус, зрение, обоняние). На этих материалах ребенок учится слушать тишину, звуки, различать вес, цвет, форму предметов.

  • Учились видеть одну и ту же учебную задачу под другим углом зрения.

  • Развивать организационные способности (планирование своей работы, распределение внимания, сил, согласование действий, выполнение договоренности).

  • Развивать самостоятельность и чувство ответственности за свою работу.

   Косвенная цель упражнений с сенсорным материалом — подготовка ребенка к переходу на новый уровень мышления, подготовка к развитию речи и математических представлений.

ЯЗЫКОВАЯ ЗОНА

   Организация работы с языковыми материалами предусматривает развитие как устной, так и письменной речи.

   Все развивающие материалы и упражнения с ними подбираются таким образом, чтобы дети имели возможность:

  • Получить представление о звуках и буквах русского языка;

  • Расширить свой словарный запас (через рассказывание историй, обсуждение повседневных событий, игру, чтения стихов, сказок, загадок и т.д.);

  • Учиться упорядочивать свои мысли, давать логически связанные ответы;

  • Самовыражаться естественно и спонтанно.

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЗОНА

   Математический материал позволяет ребенку усваивать понятия количества и символа, связь между ними. Дети знакомятся с десятичной системой при помощи знаменитого золотого материала, и выполняют сначала под руководством учителя, а потом самостоятельно математические действия на сложения, вычитание, умножение и деление.

   Все развивающие материалы и упражнения с ними организуются таким образом, чтобы дети имели возможность:

Информация о работе Экспериментальная педагогика Марии Монтессори