Экспериментальное исследование развития устойчивости внимания у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение возрастных особенностей развития устойчивости внимания у детей дошкольного возраста.
Для реализации цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. раскрыть понятие, сущность, свойства внимания,
2. изучить процесс развития внимания в дошкольном возрасте,
3. рассмотреть особенности развития устойчивости внимания у детей дошкольного возраста,
4. просвети экспериментальное исследование развития устойчивости внимания у детей дошкольного возраста,
5. дать рекомендации по развитию устойчивости внимания у детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы развития устойчивости внимания у детей дошкольного возраста…………………………………………………………….7
1.1. Понятие, сущность, свойства внимания…………………………………….7
1.2. Развитие внимания в дошкольном возрасте………………………………13
1.3. Особенности развития устойчивости внимания у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...17

Глава 2. Экспериментальное исследование развития устойчивости внимания у детей дошкольного возраста………………………………………………….20
2.1. Описание и обоснование методики исследования………………………..20
2.2. Анализ результатов исследования устойчивости внимания у дошкольников……………………………………………………………………22
2.3. Рекомендации по развитию устойчивости внимания у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...29

Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

Возрастные особенности развития устойчивости внимания у детей дошкольного возраста.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

У испытуемой (прил. 2, рис. 2) среднепродуктивное, но крайне неустойчивое внимание, отмечены колебания внимания. Продуктивность испытуемого оценивается на 6-7 баллов, а устойчивость внимания на 4-5 баллов.

  1. Настя Н.

График (прил. 2, рис. 3) находится в зоне среднепродуктивного внимания, все точки графика расположены в двух зонах, колебания внимания незначительные, внимание испытуемой довольно устойчивое. Продуктивность оценивается на 4-5 баллов, а устойчивость внимания на 8-9 баллов.

  1. Ильнара И.

Показатель S =0,74 , таким образом, продуктивность внимания средняя – оценивается на 4-5 баллов. На графике (прил. 2, рис. 4) видны большие колебания внимания, сам график находится в четырех разных зонах, следовательно внимание неустойчиво и оценивается 4-5 балла.

  1. Настя И.

График (прил. 2, рис. 5) находится в зоне низкопродуктивного внимания (2-3 балла), но все точки графика находятся в одной зоне, колебания незначительные, внимание очень устойчиво, оценивается на 10 баллов.

Итак, вычислены  показатели и построены графики  по второй подгруппе детей и можно  сделать вывод, что у двух детей было отмечено среднепродуктивное внимание, но неустойчивое с большими колебаниями (Ильнара И., Саша Д.); у Кати Н. среднепродуктивное, но неустойчивое внимание с большими колебаниями; и у одного ребенка (Настя И.) внимание хоть и непродуктивное, но хорошо устойчивое.

Педагоги группы охарактеризовали детей так, что  Ильнара И. и Саша Д. довольно неплохо  успевают на занятиях, они могут  охватить много предметов, очень  любознательны, но им тяжело сосредотачиваться  долгое время на одном предмете, довольно неусидчивы. Довольно плохая успеваемость на занятиях у Кати Н.. Настя Н. и Настя И. характеризуются как дети со средней успеваемостью, они любят познавать окружающий мир, без труда сосредотачиваются на предмете и легко выполняют монотонную работу, которая у других детей вызывает раздражение.

Вывод по группе:

Таким образом, мы видим, что действительно существуют индивидуальные различия во внимании. При том, что все участники  эксперимента примерно одного возраста. Состояние здоровья хорошее, условия  проведения эксперимента одни и те же. Если сравнивать 2 подгруппы и построить график на подгруппу в целом путем сложения всех показателей S1, S2, S3, S4, S5 подгруппы и разделить числа на 5 (по количеству участников) получим:

1 подгруппа: 

2 подгруппа: 

 

Построим графики  динамики устойчивости и продуктивности внимания по подгруппам (рис. 1).

Рис. 1. Динамика устойчивости и продуктивности внимания по подгруппам

 

Таким образом, оба графика находятся в зоне среднепродуктивного внимания, но у второй подгруппы колебания внимания существеннее чем у первой, т.е в первой подгруппе внимание более устойчиво. Мы видим, что дифференциация внимания произошла, следовательно, методика была выбрана верно и соответственно возрасту. Не у всех испытуемых еще сформировано внимание для поступления в школу.

 

2.3. Рекомендации  по развитию устойчивости внимания  у детей дошкольного возраста

 

Педагогу группы и родителям можно дать следующие рекомендации по развитию устойчивости внимания дошкольников.

 

 

Упражнение 1 на развитие устойчивости внимания

Предлагается  детям, умеющим читать.

На бланке напечатаны буквы в случайном порядке (5 строчек). В каждой строке примерно 30 букв. Ребенок  просматривает внимательно каждую строку и пытается обнаружить среди  случайных букв слова. Он должен отыскать эти слова (трех-, четырех-, пятибуквенные) и подчеркнуть их.

Показатель  успешности – число найденных  правильных слов и скорость выполнения задания.

Для дальнейшей тренировки внимания приготовьте самостоятельно аналогичный стимульный материал.

Буквы и слова между ними можно напечатать на машинке или написать от руки. Придумайте слова смешные, детям это всегда нравится.

 

Упражнение 2 на развитие устойчивости внимания

Для развития устойчивости внимания дайте ребенку небольшой  текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую либо букву (например, «а»).

Фиксируйте  время и количество ошибок. Ежедневно  отмечайте результаты на графике, проанализируйте, как изменяется результативность.

Если вы делали все правильно, то должно быть улучшение результатов – ознакомьте ребенка с ними, порадуйтесь вместе с ним.

Для тренировки распределения и переключения внимания измените инструкцию. Например, так: «В каждой строке зачеркни букву «а», а  букву «б» подчеркни». Или так: «Зачеркни букву «а», если перед ней стоит буква «н», и подчеркни букву «а», если перед ней стоит буква «л»». Фиксируйте время и ошибки.

Проводите эти  развивающие упражнения в соревновательной форме.

Не всегда внимание можно рассматривать как отдельное  психическое явление. Внимание связано с другими психическими процессами. Внимание «жертвуя собой» обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Поэтому вместе с развитием внимания развивается и мыслительная деятельность человека. Хотя в целом в онтогенезе внимание изменяется мало и его основные характеристики с возрастом остаются достаточно устойчивыми, но все же со временем при достаточных и систематических усилиях можно избавиться от многих недостатков в развитии внимания. Это объясняется тем, что одни слаборазвитые качества внимания можно компенсировать усиленным развитием других его качеств. Так, слабая устойчивость внимания нередко может быть восполнена его хорошей переключаемостью, объемом и т.д.

 

 

Заключение

 

Таким образом, внимание - это психическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действий, предмете, явлении).

Внимание обладает рядом свойств: объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость.

Устойчивость  – это временная характеристика внимания, длительность привлечения  внимания к одному и тому же объекту. Устойчивость внимания характеризуется  его длительностью и степенью концентрации.

Развитие внимания в старшем дошкольном возрасте связано с появлением новых интересов, расширением кругозора, овладением новыми видами деятельности. Старший дошкольник все больше обращает внимание на те стороны действительности, которые раньше оставались вне его внимания.

Внимание ребенка  в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам  и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех  пор, пока интерес не угаснет. Появление  нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.

На протяжении дошкольного возраста в связи  с усложнением деятельности детей  и их продвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большую  сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30 - 50 минут, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до 2 часов. Это объясняется тем, что в игре отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций.

Для исследования развития устойчивости внимания у детей  дошкольного возраста была использована методика колец Ландольта.

В исследовании участвовали 10 детей. Они все посещают одну старшую группу МДОУ № 11 Г. Череповца. Для исследования было сформировано 2 подгруппы: подгруппа мальчиков и подгруппа девочек. Дети, участвовавшие в эксперименте все примерно одного возраста.

По результатам  исследования был сделан вывод, что  обе подгруппы находятся в зоне среднепродуктивного внимания, но у второй подгруппы колебания внимания существеннее чем у первой, т.е в первой подгруппе внимание более устойчиво. Дифференциация внимания произошла, следовательно, методика была выбрана верно и соответственно возрасту. Не у всех испытуемых еще сформировано внимание для поступления в школу.

Педагогу группы и родителям были даны рекомендации по развитию устойчивости и продуктивности внимания.

 

 

Список  литературы

 

  1. Волков Б.С. Детская психология: Логические схемы. - М.: Академия, 2004. - 420 с.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1999. - 324 с.
  3. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию. - М., 1976. – 217 с.
  4. Гальперин П.Я. Психика - особое свойство организованной материи. - М., 1997. - 208 с.
  5. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова М.И. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2004. - 436 с.
  6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2002. - 440 с.
  7. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2001. - 992 с.
  8. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Просвещение, 1995. - 368 с.
  9. Мухина В.С. Детская психология. - М.: Апрель Пресс, 2000. - 352 с.
  10. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высших пед. Учеб. Заведений: в 3 кн.: кн.2: Психология образования. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2001. - 688 с.
  11. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высших пед. Учеб. Заведений: в 3 кн.: кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2001. - 540 с.
  12. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психологическая готовность ребенка к школе. - М., 2002. - 204 с.
  13. Психология внимания. Хрестоматия по психологии/ Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Л. Романова. – М.: Академия, 2006. - 485 с.
  14. Психология детства: практикум: тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / под ред. А.А. Реана. – СПб.: Питер, 2004. - 360 с.
  15. Психология человека от рождения до смерти: младенчество, детство, юность, взрослость, старость: полный курс психологии развития / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: Питер, 2005. - 506 с.
  16. Реан А.А. Психология и педагогика: Учеб. пособ. для вузов. - СПб.: Питер, 2004. - 374 с.
  17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001. - 514 с.
  18. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. завед. – М.: Просвещение, 2001. - 264 с.
  19. Урунтаева Г.А.. Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г.А. Урунтаевой, - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 291 с.

 

 

Приложение 1

 

Результаты  по методике колец Ландольта в первой подгруппе

 

1) Дима К.

Минуты

Кол-во просмотренных  колец

Кол-во ошибок

Продуктивность  и устойчивость внимания за минуту времени

Общая оценка продуктивности и внимания

1

70

4

2

102

10

3

98

7

4

70

4

5

58

4


 

 

Рис. 1 – Динамика устойчивости и продуктивности внимания

 

2) Алеша В.

Минуты

Кол-во просмотренных  колец

Кол-во ошибок

Продуктивность  и устойчивость внимания за минуту времени

Общая оценка продуктивности и внимания

1

110

3

2

80

3

3

96

4

4

94

1

5

108

6


 

 

Рис. 2 – Динамика устойчивости и продуктивности внимания

 

 

3) Вадим У.

Минуты

Кол-во просмотренных  колец

Кол-во ошибок

Продуктивность  и устойчивость внимания за минуту времени

Общая оценка продуктивности и внимания

1

132

3

2

119

1

3

99

0

4

163

8

5

111

0

Информация о работе Экспериментальное исследование развития устойчивости внимания у детей дошкольного возраста