Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 18:54, курсовая работа
Задачи:
1) Изучить современные позиции, сопредельные с проблемой формирования знаний, выявить отношение учителей физической культуры к целесообразности формирования знаний у учащихся на уроках физической культуры.
2) Проанализировать раздел программы физического воспитания учащихся I-XI классов «Теоретические сведения» и определить структуру и содержание теоретических сведений для учащихся.Теоретически обосновать и экспериментально проверить методику формирования знаний у учащихся на уроках физической культуры.
Введение………………………………………………………….3
Глава 1. Проблема формирования и контроля знаний по предмету "физическая культура" в общеобразовательных учреждениях……………………………………………………...4
1.1 Учебный предмет "физическая культура" - источник получения знаний по физической культуре…………………………………………5
1.2 Формирование и контроль знаний у школьников на уроках физической культуры………………………………………………………….9
Выводы по главе 1……………………………………………….15
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня знаний у школьников 10-15 лет………………………………………………………….16
2.1 Исследование уровня физической подготовленности
школьников 10-15лет……………………………………………16
2.2 Разработка системы занятий с применением подвижных игр и рекомендации……………………………………………………21
Выводы по главе 2………………………………………………33
Заключение……………………………………………………...34
Список используемой литературы…………………………………………
Реализация принципа направленности обучение на развитие физических качеств школьников требует специального обоснования направлений этой работы с позиции прежде всего возрастной физиологии. Средства и формы для решения этой важной задачи физического воспитания в школе необходимо предусмотреть на каждом уроке, во всех его главных частях: подготовительной, разминочной; основной, где осуществляется обучение двигательным действиям; заключительной, игровой. Подбор игр для завершающей урок игровой части, выполняемые в игре упражнения должны быть прямо ориентированы на развитие соответствующих возрасту и полу двигательных качеств. Кроме этого учителю целесообразно вести постоянную работу по составлению соответствующей классификации игр и упражнений, а также по созданию банка подвижных игр и физических упражнений, направленных на развитие силы, быстроты, ловкости, координации и т.д., для дальнейшего применения в учебном процессе.
Выводы по главе 2
Итак, изучение современных подходов к организации физического воспитания младших школьников на уроках физической культуры, направленных на повышение получения знаний по физической культуре, уровня физической подготовленности позволило определить направления решения данной проблемы.
Результаты исследования позволили выявить удовлетворительный уровень физической подготовленности учащихся и определить направления его повышения. Системный подход к организации уроков физической культуры младших школьников, направленных на получение теоретических знаний, комплексное развитие физических качеств и формирование двигательных умений и навыков, усиление образовательной направленности учащихся за счет третьего урока физкультуры, а так же включение ритмической гимнастики как обязательного раздела программы в учебный процесс позволит повысить качество обучения и уровень двигательной активности учащихся.
Предложенная программа планирования учебного материала по физической культуре для учащихся 4-х классов позволит улучшить образовательную направленность учащихся, внедрить в практику теорию развивающего обучения, повысить уровень развития физических качеств.
Анализ результатов повторного тестирования школьников 10-11 летсвидетельствует о значительном повышении показателей общей и специальной физической подготовленности. Тенденция сдвигов в сторону увеличения результатов закономерна, так как в изучаемом возрастном периоде развитие двигательных способностей происходит как под воздействием специальных направленных средств и методов, так и в ходе естественного роста и развития организма.
Заключение
Проблема разработки системы воспитания в области школьной физической культуры в последнее время все больше привлекает внимание специалистов. Это объясняется объективно сложившейся негативной ситуацией в подготовке учащихся общеобразовательной школы по учебному предмету "физическая культура".Оценка уровня двигательной подготовленности проведена на основе тестирования трех двигательных качеств (бег на 30 м), силы (подтягивание на перекладине) и гибкости (наклон вперед из положения сидя). Все результаты оценивались по пятибалльной системе согласно данным, представленным в комплексной программе физического воспитания учащихся начальной школы.
Для развития физических качеств была разработана и апробирована система занятий с включением подвижных игр. Нагрузка устанавливалась примерно равной для всех учащихся, в то же время, по возможности, индивидуально в зависимости от начального уровня подготовленности ребенка.По окончании педагогического эксперимента были проведены повторное определение уровня физической подготовленности.
Сравнение абсолютных значений результатов тестирования школьников, участвующих в эксперименте, выявило эффективность предложенных занятий и упражнений. Школьники исследуемой группы показали более высокие результаты в количестве сгибаний рук в упоре, прыжке в длину, беге, (р<0,05)в конце года. Различия в уровне развития соответствующих качеств у школьников группы в начале и конце года были статистически достоверны на высоком уровне значимости (р<0,001).Увеличение количества занятий физической культурой и спортом ставит задачу не только вовлечения большого числа детей в спортивные группы, но самое главное улучшение здоровья и функционального состояния подрастающего поколения. Физическая активность имеет важное значение для укрепления здоровья, предупреждения заболеваний, повышения устойчивости организма. Анализ заболеваемости детей, участвующих в исследовании, показал, что дополнительные занятия физической культурой и спортом в секциях способствуют уменьшению количества и продолжительности заболеваний.
Оценивая в целом рост физической подготовленности школьников, можно сказать, что он обусловлен комплексным влиянием морфологических, педагогических, психологических факторов. Одним из определяющих факторов является направленность тренировочных воздействий, рациональное использование средств физической подготовки, и включением в тренировки подвижных игр.Организация физического воспитания в общеобразовательной школе не позволяет поддерживать оптимальный двигательный режим для школьников в должной мере развивать физические качества, что приводит к патологическим изменениям в опорно-двигательном аппарате, недостаточному развитию основных систем организма ребенка, высокому уровню заболеваемости. Количество часов, отводимых программой на физическую культуру, недостаточно, следовательно, необходимо создавать спортивные секции по различным видам спорта. Особое внимание следует уделять детям 10-11 лет, так как этот период является сенситивным для большинства физических качеств. В этом возрасте происходят не только интенсивные морфологические преобразования и закладка будущего уровня развития физических качеств, но и формируются основы здорового образа жизни, воспитывается потребность в определенном двигательном режиме.Процесс физической подготовки целесообразно осуществлять, используя методику применения скоростно-силовых упражнений. В процессе воспитания физических качеств значительное место необходимо отводить спортивным подвижным играм, которые успешно решают задачу формирования, закрепления и совершенствования двигательных навыков, повышают эмоциональный тонус занятий, воспитывают чувство товарищества в командных играх, а также представляют собой огромное поле для творческой деятельности преподавателя.
Для эффективного управления педагогическим процессом по физическому воспитанию целесообразно регулярно проводить тестирование основных двигательных качеств и определять не только исходный уровень подготовленности, но и темпы прироста. Объективная оценка уровня развития двигательных качеств детей должна проводиться на основании комплексного исследования, которое должно включать антропометрию, исследование функциональных систем организма, педагогическое тестирование и динамометрию основных групп мышц. На основании динамики результатов исследований, необходимо корректировать образовательно-оздоровительный процесс. Широкая групповая вариативность и индивидуальная стабильность данных характеристик позволяют использовать метод стабилометрии в качестве одного из средств контроля эффективности тренировочных воздействий.
Список используемой
литературы
1. Алябышев А.П. Стандартная программа определения способностей детей к сложнокоординированным движениям на этапе начальной спортивной подготовки. - Омск, 2000. – 20 с.
2. Ахмеров Э.К. Спортивные и подвижные игры в школе. Минск: Аспект, 2004.-334c.
3. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М., 1998. -223 с.
4. Балакирева М.В. Морфофункциональные особенности организма и развития двигательных качеств у девочек 7-10 лет в зависимости от биологической зрелости и типа конституции. - М., - 1997. - 22 с.
5. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 1.
6. Бальсевич В.К. Концепция физического воспитания детей и молодёжи // Физическая культура, спорт и здоровье нации: Матер. Междунар. конгресса. - СПб., 1996. – 134 с.
7. Бальсевич В.К. Методология построения инновационной программы спортивно-ориентированного физического воспитания детей и подростков в условиях общеобразовательной школы. - М., 2002. – 211 с.
8. Баскаков А.А. Спортивные и подвижные игры. М., 2004. - 334 c.
9. Бахрах И. И., Дорохов Р. К, Попов И. М. Спортивно-медицинские аспекты отбора и ориентации. - Смоленск, 2005. -164 с.
10. Бахрах И.И. Морфофункциональные особенности детей школьного возраста. Врачебный контроль за физическим воспитанием и спортивным совершенствованием учащихся общеобразовательной школы.. - Смоленск, 1999. – 134 с.
11. Благуш Л.К. К теории тестирования двигательных способностей. – М., 1992. - 166 с.
12. Виленский М.Я., Литвинов Е.Н. Физическое воспитание школьников: вопросы перестройки. Физическая культура в школе. 1990. - № 12. - с. 2-7.
13. Волков Л. В. Физические способности детей и подростков. – Киев, 2001.-140 с.
14. Гаврилов Ф.К. Военно-спортивные игры. - М., 2006 – 83 c.
15. Галицкий А.В. Путешествие в страну игр. - М., 2001. - 152с.
16. Граси А.М. Специальные упражнения баскетболистов. - М., 2000. - 321c.
17. Губа В. П. Возрастные основы формирования спортивных умений. - Смоленск, 1996.-130 с.
18. Губа В.П. Сравнительная характеристика показателей "быстрой" и "медленной" силы при помощи метода компьютерной диагностики у детей и спортсменов. - М., 1999. – 203 с.
19. Гужаловский А. А. Развитие двигательных качеств у школьников. - Минск, 2002. - 88 с.
20. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики: Учебн. пос. для слушат. ФПК /Под ред. М.Н. Скаткина. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1982. - 319 с.
21. Дмитриев В.Н.Игры на свежем воздухе. М.,2001.-210 с.
22. Дорохов Р.Н. Физическое развитие детей школьного возраста // Медицина, подросток и спорт. - Смоленск, 1995.- 267 с..
23. Железняк Ю.Д. Учебное пособие для тренеров. - М., 2005. – 164 с.
24. Жуков М.Н. Подвижные игры. М., 2000. – 56 c.
25. Завьялов, Л.К. Методические основы формирования знаний на уроке. Физическая культура в школе. – 1982. – № 11, 12..
26. Казаков С.В. Спортивные игры. Феникс. Ростов на Дону,2004.-448с.
27. Козак О.П. Путешествие в страну игр. СПБ., 2000.-234 c.
28. Корженевский А.Н., Квашук П.В. Особенности адаптации детей к физическим нагрузкам. Теория и практика физической культуры. - 1993. -№5-6.-С. 18-24.
29. Коротков И.М. Подвижные игры для детей. Прсвещение. М., 2001.- 42 с.
30. Коротков И.М.Подвижные игры на занятиях спортом. - М.,2001.-120с.
31. Кумынцев А.С. Подвижные игры на уроках физической культуры. – Спорт в школе. М., 2002. – 123 с.
32. Леднев В.С. Содержание образования: Учебн. пос.. - М.., 1989. - 360 с.
33. Лесгафт П.Ф. Избранные труды.- Физкультура и спорт. М., 1987.-359 с.
34. Ломов Н.Д. Спортивные и подвижные игры: Учебное пособие. Просвещение. М., 2002.-232c.
35. Лях В. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классы. – Просвещение. М., 2007. – 412 с.
36. Лях В.И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе. Теор. и практ. физ. культ. - 1990. - № 9. - С. 10-17.
37. Махмутов М.И. Современный урок (вопросы теории). – Педагогика. М., 1981. - 191 с.
38. Минаев Б.Н. Основы методики физического воспитания школьников. – Просвещение. М., 2000. - 220 с.
39. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры.- М., 1991. – 312 с.
40. Найминова Э.Б.Методика преподавания спортивных игр. Ростов на Дону, 2001. – 256 с.
41. Педагогика: Учебн. пос. для студ. пед. вузов и пед. колледжей /Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1996. - 602 с.
42. Подласый В.Р.Педагогика. - М.,2004. - 345с.
43. Шаулин В.Н., Шаулина Е.Б., Мейксон Г.Б. Самостоятельные занятия учащихся по физической культуре. – Просвещение. М., 1986. – 378 с.
44. Уроки физической культуры в IV-VI классах: Пособие для учителей/Под ред. Г.П. Богданова. – 2-е изд., доп.. – Просвещение. М., 2004. – 208 с.
45. Физическая культура. Учебник для проф. тех. образования. – М., 2002.-297с.
46. Физическая культура и спорт в общеобразовательной школе: Пособие для учителя / В.П. Богословский, М.Н. Давыденко, В.И. Дробышев и др. Под ред. М.Д. Рипы. – Просвещение. М., 1985. - 490 c.
47. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. М., 2000.-366 с.
48. Яковлев В.Г.Подвижные игры. Просвещение. М., 2006 - 143 с.
49. Виленский М.Я., Литвинов Е.Н. Физическое воспитание школьников: вопросы перестройки. Физическая культура в школе. - 1990. - № 12. - С. 2-7.
Приложение 1
Таблица 1
Общая характеристика двигательной подготовленности школьников до педагогического эксперимента
№№ |
Результаты | ||||
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа |
Удержание тела в висе на перекладине |
Наклон туловища вперед из положения сидя |
Прыжок в длину с места |
Бег 1000 м | |
1 |
0,01 |
-0,03 |
-0,11 |
-0,01 |
-0,03 |
2 |
0,15 |
-0,09 |
-0,2 |
-0,07 |
-0,04 |
3 |
0,03 |
-0,19 |
0,03 |
0,02 |
0,07 |
4 |
0,01 |
0,03 |
0,01 |
0,15 |
0,02 |
5 |
0,02 |
0,7 |
0,03 |
0,06 |
0,01 |
6 |
0,01 |
0,11 |
0,03 |
0,03 |
-0,11 |
7 |
0,03 |
0,01 |
0,15 |
0,12 |
0,03 |
8 |
0,03 |
-0,11 |
0,06 |
-0,11 |
0,1 |
9 |
0,11 |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
0,11 |
10 |
0,11 |
0,1 |
0,12 |
0,1 |
0,01 |
11 |
0,01 |
0,11 |
0,15 |
0,03 |
0,03 |
12 |
0,09 |
0,01 |
0,030 |
0,1 |
0,9 |
M |
0,0508 |
0,0566 |
0,047 |
0,0375 |
0,0916 |
m |
0,053 |
0,078 |
-0,023 |
0,0256 |
0,0116 |
Информация о работе Экспериментальное исследование уровня знаний у школьников 10-15 лет