Экспериментальное изучение личностных особенностей дошкольников с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение личностных особенностей дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: личностные особенности дошкольников.
Предмет исследования: личностные особенности дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
Теоретически обосновать состояние по проблеме личностных особенностей дошкольников с общим недоразвитием речи;
подобрать диагностические методики;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..…….3
Глава I. Состояние проблемы личностных особенностей дошкольников с общим недоразвитием речи……………………………………………………………………………….5
Личностные особенности дошкольников с нормальным развитием речи……………………………………………………………………………5
Личностные особенности дошкольников с общим недоразвитием речи………………………………………………………………………........8
Выводы…………………………………………………………………….11
Глава II. Экспериментальное изучение личностных особенностей дошкольников с общим недоразвитием речи………………………………..14
2.1 Диагностические методики и организация эксперимента……………...14
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………16
Выводы……………………………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………….22
Список литературы……………………………………………….……..23

Файлы: 1 файл

lichnostnye_osobennosti_doshk-v_s_onr_1_2.docx

— 57.44 Кб (Скачать файл)

По словам Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской, дети с речевой патологией, несмотря на возраст, еще просто не созрели для потребности в речевом общении, их коммуникации носили более элементарный эмоциональный и жестовый характер. Другие, более старшие и более развитые интеллектуально, имели примитивные формы речевого общения вполне удовлетворяющие их. И, наконец третьи, с выраженным дефектом экспрессивной речи понимали и умели значительно больше, чем могли сказать. Однако и у них импрессивная речь не соответствовала возрастным нормам. Тоже можно было сказать и о других видах интеллектуальной деятельности.

По своим характерологическим  особенностям обследованных детей  можно было подразделить на две основные категории: с повышенной возбудимостью нервной системы и склонностью к реакциям тормозного типа. Первым детям была свойственна эйфория, быстрая смена настроения, легкий переход от слез к радости, благодушие, постоянная, часто неадекватная улыбка на лице, стремление к контакту с окружающими на доступном им уровне, суетливость, двигательное беспокойство, отвлекаемость во время занятий и игр, большая эмоциональная поверхность. Они быстро и легко уходили от родителей во время свидания, ласкались ко всем, ни к кому избирательно не привязывались. У их не было «любимых» игрушек, определенного места, стойких привычек. При поверхностном знакомстве с ними создавалось неплохое впечатление, казалось, что ребенок будет старательно заниматься и даст хорошее продвижение. Однако чаще всего результаты оказывались неважными, их «любопытство» не было любознательностью, взгляд их скользил по окружающему, ни на чем не задерживаясь, ничего не запоминая, не делая никаких выводов. Память была ослабленная, внимание поверхностное, продуктивность в работе не высокая. Описав крайние характерологические типы (возбудимые и тормозные), следует подчеркнуть, что между ними можно было выделить промежуточные подгруппы, где отмеченные выше психические особенности были менее четко выражены [9].

Таким образом, у детей с ОНР  имеются типичные проявления, указывающие  на личностные особенности.

Выводы

«Дошкольный возраст  – период первоначального  фактического склада личности». Именно в это время происходит становление  основных личностных механизмов и образований, развиваются тесно связанные  друг с другом эмоциональная и  мотивационная сферы, формируется  самосознание.

В качестве основных психологических  новообразований дошкольного возраста исследователи считают: возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения; возникновение первичных этических инстанции; возникновение соподчинения мотивов; возникновение произвольного поведения; возникновение личного сознания.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны и смысловой стороны при нормальном слухе и интеллекте. У детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на личностные особенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Экспериментальное  изучение личностных особенностей дошкольников с общим недоразвитием речи

2.1 Диагностические методики и организация  эксперимента     

Задачи диагностического этапа:

  1. Отбор диагностических методик.
  2. Экспериментальное изучение личностных особенностей дошкольников с  ОНР.
  3. Интерпретация полученных экспериментальных данных

Исследование  проводилось на базе МДОУ «Детский сад комбинированного вида №78» г. Череповца.

 

 В эксперименте приняли участие 10 детей  старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР в возрасте 5-6 лет.

 

      Для изучения личностных особенностей детей с общим недоразвитием речи были использованы следующие методики:

  1. Тест «Рисунок семьи» (Интерпретация Г.Т. Хоментаускас)
  2. Методика определения самооценки дошкольника (методика В.Г. Шур)
  3. Графическая методика «Кактус» (М.А. Панфилова)

Тест «Рисунок семьи» (Интерпретация  Г.Т. Хоментаускас) [19].

Цель применения данной проективной  методики: выявление особенностей внутри-семейных отношений.

Задачи: на основе выполнения изображения, ответов  на вопросы оценить особенности  восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.

 

Анализ  данного рисуночного теста дополнит полученные анкетные данные о внутрисемейном общении, поможет ориентации в проблемах  ребенка. Ребенку предлагается: лист белой бумаги , 6 цветных карандашей  (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик. Дается инструкция: «Нарисуй», пожалуйста, свою семью». Слово « семья» не объясняется, чтобы не искажать суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, инструкция повторяется вновь. Время выполнения задания не ограничивается. При выполнении задания в протоколе отмечается:

а) последовательность рисования деталей;

б) паузы  более 15 секунд;

в) стирание деталей;

г) спонтанные комментарии ребенка;

д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После выполнения задания у ребенка вербальным путем добирается информация: «Кто тут нарисован? Где они находятся? Что они делают? Им весело или  скучно? Почему? Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему? Кто из них самый несчастный? Почему?»

Интерпретацию рисунка семьи разделяют на три  части которые соответствуют трем выводам в конце работы.

Методика определения самооценки дошкольника (методика В.Г. Шур) [16].

Цель исследования: определить особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.

Ребенку предлагаются шесть лесенок из пяти ступенек (методика В.Г. Шур), где верхняя  ступенька – позитивная оценка, а нижняя – негативная. Просят отметить крестиком на каждом отрезке свое место « среди людей» по уровням, соответственно «здоровья», «ума», «характера», «счастья», «красоты», «доброты». Считается, что отмеченные значения характеризуют общую удовлетворенность - «счастье» и частные самооценки - «здоровье», «ум», «характер», «красота», «доброта».

После выполнения этого задания ребенок отмечает условным обозначением (кружочком, звездочкой, и т.п.) свое место по уровням с  позиции мамы.

Методика  используется для сопоставления  ее результатов с оценкой данного  ребенка со стороны семьи.

Графическая методика «Кактус» (М.А. Панфилова) [14].

Графическая методика « Кактус» предназначена  для работы с детьми старше трех лет. Благодаря этой методике можно  увидеть состояние эмоциональной  сферы малыша, отметить наличие агрессивности, ее направление, интенсивность и  т.п.

При проведении диагностики испытуемому выдаются лист белой бумаги стандартного размера  А4 и простой карандаш.

Инструкция. «На листе белой  бумаги нарисуй кактус – такой, какой  ты себе представляешь». Обработка данных. 
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

  • пространственное положение
  • размер рисунка
  • характеристики линий
  • сила нажима на карандаш

 

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы на которые  помогут уточнить интерпретацию.

Таким образом, для изучения личностных особенностей детей с общим недоразвитием речи были использованы следующие методики: тест «Рисунок семьи» (Интерпретация Г.Т. Хоментаускас); методика определения самооценки дошкольника (методика В.Г. Шур); графическая методика «Кактус» (М.А. Панфилова).

2.2 Анализ  результатов исследования

Нами было исследовано  10 детей. В таблице 1 представим получившиеся результаты.(см.Приложение 1).

Анализируя  полученные результаты, мы сравнивали показатели в двух выборках детей: I группа – дети старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием; II группа – дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Сравним результаты методики «Рисунок семьи.»

Таблица 1

Критерии

Дети  ОНР

Дети с нормальным речевым развитием

Отсутствие на рисунке одного из членов семьи

 

 

 

 

 

 

-отсутствие папы

1

0

-отсутствие мамы

0

0

Отсутствие на рисунке самого автора рисунка

1

0

Пространство листа 

-в центре

3

5

-в углу

2

0

Расположение себя 

-между родителями

3

4

-отдельно от всех

2

1


 

 

Из таблицы 1 видно, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (II группа) имеются трудности в семье, неуверенность в себе. Многие дети из II группы при ответе на вопрос «Кто из них самый несчастный? Почему?» выбирали себя. При ответе на вопрос «Им весело или скучно? Почему?» долго раздумывали. При рисовании семьи многие дети делали значительные паузы, стирали, заново рисовали.

В группе детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием не возникло никаких затруднений, дети с заинтересованностью отвечали на заданные вопросы, быстро справились с заданием.

Сравним результаты методики «Методика определения самооценки дошкольника» (методика В.Г. Шур)

Таблица 2

Качества

Дети с ОНР

Дети с нормальным речевым развитием

Ум

-1 ступень

 

4

 

3

-2 ступень

1

2

-3 ступень

0

0

-4 ступень

0

0

-5 ступень

0

0

Красота

   

-1 ступень

3

4

-2 ступень

2

1

-3 ступень

0

0

-4 ступень

0

0

-5 ступень

0

0

Здоровье

   

-1ступень

4

4

-2 ступень

0

1

-3 ступень

1

0

-4 ступень

0

0

-5 ступень

0

0

Счастье

   

-1 ступень

2

3

-2 ступень

3

2

-3 ступень

0

0

-4 ступень

0

0

-5 ступень

0

0

Речь

   

-1ступень

5

2

-2 ступень

0

2

-3 ступень

0

0

-4 ступень

0

1

-5 ступень

0

0

Информация о работе Экспериментальное изучение личностных особенностей дошкольников с общим недоразвитием речи