Экспериментальное изучение личностных особенностей дошкольников с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение личностных особенностей дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: личностные особенности дошкольников.
Предмет исследования: личностные особенности дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
Теоретически обосновать состояние по проблеме личностных особенностей дошкольников с общим недоразвитием речи;
подобрать диагностические методики;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..…….3
Глава I. Состояние проблемы личностных особенностей дошкольников с общим недоразвитием речи……………………………………………………………………………….5
Личностные особенности дошкольников с нормальным развитием речи……………………………………………………………………………5
Личностные особенности дошкольников с общим недоразвитием речи………………………………………………………………………........8
Выводы…………………………………………………………………….11
Глава II. Экспериментальное изучение личностных особенностей дошкольников с общим недоразвитием речи………………………………..14
2.1 Диагностические методики и организация эксперимента……………...14
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………16
Выводы……………………………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………….22
Список литературы……………………………………………….……..23

Файлы: 1 файл

lichnostnye_osobennosti_doshk-v_s_onr_1_2.docx

— 57.44 Кб (Скачать файл)

 

Из таблицы 2 видно, что дети с  общим недоразвитием речи и дети с нормальным речевым развитием  ставили себя на верхние ступени, что говорит о высокой самооценке, что свойственно их возрасту. При проведении этой методики дети не проявляли особой заинтересованности, отвечали, не задумываясь. У детей с ОНР критичность к своему дефекту снижена, поэтому они ставили себя на верхние ступени.

Таким образом, проанализировав, получившиеся данные исследования, мы пришли к выводу, что у всех обследованных нами детей отмечаются такие черты характера как неуверенность в себе, подчинение в игре другим детям и выполнение второстепенных ролей. Эмоциональной сфера не представляет каких либо серьезных отклонений от нормы. У всех исследуемых детей не достаточно развиты игровые навыки и умения. Дети стараются ограничить круг своего общения рамками семьи, что отражается на не сформированности форм коммуникации, на установление и поддержание контактов со сверстниками во время игры как деятельности.

В диалогическое  взаимодействие дети практически не вступают. Инициативные высказывания испытуемых носят характер побуждений, сообщений, вопросов. Характер инициации  детерминирует ответ партнера. Такой  вид деятельности не стимулирует  собеседника к общению. На поставленные вопросы отвечают односложно, либо при помощи простых распространенных и нераспространенных предложений. На занятиях дети пассивны. Воспитатели отметили у детей недостаточно сформированную познавательную активность, внимание и память, низкую способность к рассказыванию и чтению. Эти недостатки сказываются на формировании словаря ребенка. В прямой зависимости от степени недоразвития языковых средств оказалась сниженная речевая активность испытуемых.

 

 

 

           Выводы

Для изучения личностных особенностей детей с  общим недоразвитием речи были использованы следующие методики: тест «Рисунок семьи» (Интерпретация Г.Т. Хоментаускас); методика определения самооценки дошкольника (методика В.Г. Шур); графическая методика «Кактус» (М.А. Панфилова).

Таким образом, проанализировав, получившиеся данные исследования, мы пришли к выводу, что у всех обследованных нами детей отмечаются неуверенность в себе, подчинение в игре другим детям, выполнение второстепенных ролей,  несформированность форм коммуникации, низкая способность к рассказыванию и чтению, пассивность и др.

 

 

 

 

 

                                            

 

 

 

                                  

 

                                               Заключение

В данной работе мы попытались выявить специфику  личностных особенностей дошкольников с ОНР. Отставание в развитии личности у таких детей обусловлено  трудностями общения; речевого контакта с окружающими людьми.

Во второй главе были использованы диагностические  методики, позволяющие выявить личностные нарушения у детей с общем  недоразвитием речи (для обследования была выбрана именно такая группа).Для проведения исследования были использованы следующие методы: проекционные графические методики «Кактус»; «Рисунок семьи»; тест на определение определения его самооценки.

В результате исследований мы выявили, что дети с  отставанием развития речи имеют  проблемы в коммуникативной сфере  общения; у них недостаточно для  своего возраста развиты игровые  навыки и умения, вследствие чего их психическое развитие соответствует  развитию детей более раннего  возраста.

Важна ранняя диагностика и коррекция речевых  нарушений, которые, в свою очередь, ведут к серьёзным проблемам  развития личности ребёнка в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избр. психол. труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М-Воронеж, 1995.
  2. Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно – методическое пособие/Под ред. Т.В.Волосовец. – М.: В.Секачев, 2007.
  3. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1985.
  4. Карандашев Ю. Н. Возрастная функционально-стадиальная периодизация психического развития детей: Дис. … д-ра психол. наук … – Л.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1991.
  5. Ковалев А.Г. Психология личности. – М., 1970.
  6. Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей // Специальная школа, 1967, вып. 2.
  7. Леонтьев А.Н. Психическое развитие в дошкольном возрасте// Избр. психолог, труды: В 2 т. - М., 1983.
  8. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда/ Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева, 1999.
  9. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
  10. Нарушение речи у дошкольников Состав .Р.А. Белова-Давид М. «Просвешение»-1972 г.
  11. Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет/Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.-М.: Педагогика, 1992.
  12. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб.:, 2004.
  13. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. — М., 1996.
  14. Памфилова М.А. Графическая методика «Кактус» Текст.: Обруч. -2000. №5.
  15. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.
  16. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум. - М., 1999.
  17. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М., 2001.
  18. Финькевич Л. В. Формирование личности дошкольников в их совместной деятельности со сверстниками. … – М.: Педагогика, 1987.
  19. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка.- М.: Педагогика. -1999 г.
  20. Эльконин Д.Б Детская психология М.,1960.
  21. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Москва, 1989.
  22. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избр. психол. труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М-Воронеж, 1995.

 

 

                                                                                     Приложение 1

Таблица 1

Дети с ОНР

 

 

Имя

Возраст

Тест «Рисунок  семьи»

Методика определения  самооценки дошкольника

Графическая методика «Кактус»

Егор (5 лет 10 мес.)

В семье ребенка низкий уровень  эмоциональных связей. Более близкие  в эмоциональном плане ребенку  бабушка и мама, с папой и  братом возможны конфликтные отношения. Ребенок рисовал молча, делал значительные паузы, на мои вопросы отвечал неохотно.

Самооценка ребенка не занижена, из чего можно сделать вывод, что  трудности в общении с людьми и занимаемое ребёнком подчинённое  положение в группе обусловлено  недостаточным речевым развитием.

На мои вопросы отвечал  неохотно, ставил себя на ступени не задумываясь.

Ребенку свойственна неуверенность  в себе, зависимость, интровертированность. Ребенок стремиться к домашней защите, ему необходимо чувство семейной общности. Ребенок чувствует себя одиноким обобщенным от семьи. В характере преобладает женское начало.

Женя (5 лет 11 мес.)

Ребенок ищет человека способного удовлетворить его потребность в эмоциональных контактах. В семье просматривается низкий уровень эмоциональных связей. Ребенок ищет эмоциональной связи с отцом.

Ребенок рисовал молча, все время смотрел в окно, быстро справился с заданием. На мои вопросы отвечал с заинтересованностью.

Самооценка ребенка не занижена, из чего можно сделать вывод, что трудности в общении с людьми и занимаемое ребёнком подчинённое положение в группе обусловлено недостаточным речевым развитием. Но ребенок не защищен психологически и эмоционально не благополучен, что видно из его оценок поставленных себе с точки зрения мамы.

Ребенку свойственна неуверенность  в себе, зависимость, интровертированность. Ребенок стремиться к домашней защите, ему необходимо чувство семейной общности. Ребенку свойственна импульсивность, подавленная агрессия.

Костя(6 лет )

В семье ребенка низкий уровень  эмоциональных связей. Возможно ребенок испытывает чувство отверженности, покинутости, незначительности своего «Я» в семье, требует по отношению к себе опеки. Отсутствие рук указывает на бессилие, чрезмерный контроль со стороны. Мама является наиболее эмоционально близким человеком для ребенка. Ребенку не хватает внимания со стороны родственников на что указывает информация полученная вербальным путем.

Ребенок рисовал молча, все время смотрел в рисунок соседа, пытаясь срисовать. На мой вопрос «Зачем ты срисовываешь у соседа?» он ответил –«Хочу, чтобы было как у него.»

Самооценка ребенка не занижена. Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку.

Ребенок плохо шел на контакт. Что  такое кактус он не знал и ему  предложили нарисовать его на следующий  день. Ребенок согласился. На следующий  день ребенок проявил заинтересованность и уверенность при выполнении задания но изобразил кактус в  виде фигурки человека без рук. ( хотя вопреки инструкции по выполнению данной методики, днем раньше, ребенку было дано пояснение, что кактус это растение).

Анализируя результаты проведенного эксперимента можно сделать вывод о низкой познавательной активности ребенка, о низком уровне словарного запаса.

Ребенку свойственна неуверенность  в себе, зависимость, интровертированность. Ребенок чувствует себя одиноким.


 

 

Настя(5 лет)

В семье ребенка хорошая эмоциональная  связь, присутствие эмоционального благополучия в семье. Все члены  семьи нарисованы одного размера, что  говорит о том, что он никого не выдвигает на первый план, но нарисовала себя рядом с папой. Рисовала быстро, пауз практически не было, но на мои вопросы отвечать не хотела.

Самооценка ребенка не занижена.  После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи.

Ребенок стремится к лидерству, нарисовав  большой кактус в середине листа, использовал яркие цвета, что  говорит об оптимизме.


 

 

 

 

Алина(5 лет)

Ребенок выделяет из всех членов семьи  маму. Сильная штриховка или сильный нажим карандаша при изображениии фигуры отца выдают чувство тревоги, которое испытывает ребенок по отношению к этому персонажу. И напротив, именно такая фигура может быть изображена с помощью слабой, тонкой линии. Присутствует эмоциональное благополучие в семье. Себя ребенок нарисовал улыбчивым, используя яркие карандаши. Рисовал быстро, на мои вопросы отвечал с заинтересованностью.

Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения. Самооценка адекватная.

Рисунок внизу листа, что говорит  о неуверенности ребенка в  себе, использовала темные цвета, что  говорит  о тревожности.


 

 

Дети с нормальным речевым развитием

 

Дети  с нормой.

Имя, возраст

Тест «Рисунок  семьи»

Методика определения самооценки дошкольника

Ксюша (5 лет)

Выделила себя на рисунке ярче всех, что говорит о том что она выражает важность собственной личности. Сильная эмоциональная связь с мамой .Благоприятный эмоциональной фон в семье. Рисовала медленно, тщательно, попутно с речевым сопровождением.

Не раздумывая, ставит себя на самую  высокую ступеньку, не слушая даже задания. Завышенная самооценка.

Максим (6 лет)

На рисунке изобразил себя меньше всех, использовал тонкие линии, что  говорит о  том, что он требует  заботы и ухода. . Ребенок испытывает трудности самовыражения в отношениях с близкими людьми. Рисовал быстро, но подглядывал в чужой рисунок.

Ребенок эмоционально благополучен, ставит себя на верхние ступеньки, что говорит  об адекватной самооценке.

Антон (5 лет)

На рисунке нарисовал только себя и папу, причем себя сделал большего размера, это указывает на сильное чувство соперничества и желание ребенка занять такое же прочное и авторитетное место в семье, как и отец.

В большинстве ставил себя на низкие и средние ступеньки, что говорит  о заниженной самооценке, свой выбор  он не обьясняет.

Маша (6 лет)

На рисунке мама изображена больше всех, на рисунке присутствуют домашние животные, Выделила себя на рисунке ярче всех, что говорит о том что она выражает важность собственной личности.

В большинстве на верхних ступенях.

Максим(6 лет)

Расположил себя больше всех на рисунке, вся семья присутствует на рисунке, благоприятный эмоциональный фон. Рисовал очень быстро, на мой вопрос «Почему ты так быстр рисуешь?» ответил- «Хочу быть первым.»

Большинство на верхних ступенях.


 

 


Информация о работе Экспериментальное изучение личностных особенностей дошкольников с общим недоразвитием речи