Элементы народной культуры в образовательном пространстве начальной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 08:07, доклад

Описание работы

Гуманизация и гуманитаризация в образовании способствовали вычленению предметов искусства – музыки, изобразительного искусства, литературы в самостоятельную образовательную область «Искусство», что определяется спецификой этих предметов. Именно эти образовательные дисциплины обращены к личностному началу человека, чувственной, эмоциональной, образной сфере личности. Решение проблемы познания в художественной, творческой, образной форме гарантирует целостность восприятия мира на основе личной заинтересованности, деятельностном подходе и инициативы в обучении.

Файлы: 1 файл

ЭЛЕМЕНТЫ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ.doc

— 36.50 Кб (Скачать файл)

ЭЛЕМЕНТЫ  НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОСТРАНСТВЕ  НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 

А. А. Колесникова (г.Уфа)

 

Гуманизация и  гуманитаризация в образовании  способствовали вычленению предметов  искусства – музыки, изобразительного искусства, литературы в самостоятельную образовательную область «Искусство», что определяется спецификой этих предметов. Именно эти образовательные дисциплины обращены к личностному началу человека, чувственной, эмоциональной, образной сфере личности. Решение проблемы познания в художественной, творческой, образной форме гарантирует целостность восприятия мира на основе личной заинтересованности, деятельностном подходе и инициативы в обучении.

Уроки искусства в школе  имеют великое социальное и культурное значение. Они делают возможным не только порождение собственного образа, воспитание культурной личности, но и формирование в сознании ребенка целостной картины мира.

Культура или культурная среда выступает средой формирования личности, в том числе формирования национального самосознания. Искусство обладает национальными чертами. Человек воспитывается в определенной, сложившейся на протяжении многих веков культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков. Предметы народного искусства предоставляют ребенку возможность составить целостное представление о мировоззрении конкретного народа, о существовании в истории разных моделей мира. Информация и знания исторического, географического и иного характера, используемые на занятиях по искусству, помогают расширить горизонты познания ребенка в рамках целостного восприятия мира. Построение процесса обучения на основе регионального компонента – обращение к природе родного края, природных ритмов, использование национального фольклора, цветового колорита, включение приданий, поговорок, оборотов речи, заданий на исследование глубинной содержательности и образности родного языка, т. е. изначально близкого, понятного ребенку не просто оптимизирует процесс обучения, но делает интересным (включается фактор личной заинтересованности), усвоение материала, определений, закономерностей, легким, а рождаемый художественный образ обладает национальными чертами. Региональный компонент способствует воссоединению в сознании ребенка единых законов бытия и формированию целостной картины мира. Реализуя интеграцию, виды искусства выступают в качестве модулей единого художественного пространства образовательной области «Искусство», которые поочередно доминируют как в блоках одного учебного года, урока, серии уроков (раскрытие темы, проблемы, решение творческой задачи, освоения необходимых понятий, становления мировоззрения, эстетических и художественных представлений и приоритетов), так и от класса к классу.

Работа с детьми в режиме «мыслеобразов» позволяет естественным образом использовать на занятиях с  детьми по искусству информацию из разных областей наук, в том числе  из точных и смежных наук, которые  осваиваются учащимся и развертываются перед ними на других (учебных предметах). Такого рода информация позволяет уравнять в значениях частное и целое, совместить индивидуальное и особенное, внутреннее и внешнее, объективное и субъективное, выходить в «силовое поле целого» и порождать полноценный, богатый и емкий художественный образ.

Работа ребенка в «силовом поле» дает ему творческую свободу, позволяет ему легче выходить в надобразное, не следовать образцам, а искать свое, избежать давления правил и стандартов, установленных ранее, а, следовательно, того, что уже было открыто, познано и отнесено в ряд стандартов, законов, постулатов и правил. Творческая свобода, вытекающая из работы в силовом поле надобразного, позволяет, совершая личностные открытия и принося в мир людей еще не познанное, познавать его целостность.

Работа педагога способствует возникновению у учащегося «случайных и необязательных утверждений» эвристического порядка, рождаемых на уровне индивидуальных открытий, работе в объемной пространственной модели, когда происходит своеобразное «взаимоналожение» искусств и другого вида информации, чувственного опыта ребенка, ощущений, переживаний, душевных движений. Все это помогает избежать стандартной и привычной стереотипности и привносит ощущение новизны, полноты, целостности, убедительности, объемности, жизненности, правдивости детского творчества, осуществляя на практике закон полнокровной связи времен и народов.

Отслеживание и оценка успешности освоения учащимися знаний, представлений, понятий, а так же уровень духовного, нравственного, культурного развития происходит на каждом уроке, но наиболее зрима и заметна она на уроках-праздниках – «художественных событиях», таких как – «Осенины-именины», «Святки», «Масленица», «Весна-Красна», «Егорьев день», которые представляют собой смотр достижений и результатов работы учащихся, учителей и родителей за четверть.

Образовательный процесс  решает проблему подготовки ребенка  к вхождению в мир взрослого  на основе: способности к саморазвитию и самореализации, освоения ребенком аппарата познания мира, включения  в социокультурный процесс развития общества, познания культурного наследия своего народа, приобретения потребности в творческой деятельности, определения своего места в мире и понимание мира целостной структурой и, как результат, формирование мировоззренческих основ личности.

Литература

1. Гачев, Г. Д. Национальные  образы мира / Г. Д. Гачев. – М. : Академия, 1995. – 480 с.

2. Гумилев, Л. Н. Этнос,  история, культура / Л. Н. Гумилев //. Декоративное искусство. – 1989. –№ 3. – С. 18-23.


Информация о работе Элементы народной культуры в образовательном пространстве начальной школы