Оглавление
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Обзор литературных данных
по проблеме развития положительных
эмоций у детей в период адаптации
к ДОУ
- Понятие адаптации, периоды и этапы адаптации детей к ДОУ……..6
- Особенности эмоциональной сферы у детей раннего возраста…….14
- Формы работы по успешной адаптации детей к ДОУ………………20
Выводы по главе 1……………………………………………………………...31
Глава 2. Эмпирическое
исследование эффективности работы
по развитию у детей положительных
эмоций в период адаптации к ДОУ
- Характеристика объекта и методики исследования………………....33
- Система работы психолога в период адаптации……………………..37
- Анализ результатов исследования…………………………………….42
Выводы по главе 2……………………………………………………………...52
Заключение………………………………………………………………………54
Список литературы……………………………………………………………...56
Приложение……………………………………………………………………...60
Введение
Детский сад – это
новое окружение, новая обстановка,
новые люди. Поступление ребенка
в дошкольное образовательное учреждение
сопровождается изменением окружающей
его среды, режима дня, характера питания,
системы поведенческих реакций (динамического
стереотипа) крохи, приводит к необходимости
устанавливать социальные связи, адаптироваться
к новым условиям жизни.
Актуальность. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью
эмоционального состояния. Разлука с близкими
людьми и изменение привычного образа
жизни вызывают у детей негативные эмоции
и страхи. Длительное пребывание ребенка
в стрессовом состоянии может привести
к развитию невроза, замедлению темпа
психофизического развития.
Для успешной адаптации
ребенка к условиям дошкольного
учреждения необходимо сформировать у
него положительную установку на
детский сад, положительное отношение
к нему. Это зависит, прежде всего, от воспитателей,
от их умения и желания создать атмосферу
тепла, доброты, внимания в группе. Поэтому
организация адаптационного периода начинается
задолго до посещения ребенком ДОУ. Прежде
всего, с повышения профессионального
уровня воспитателей, их психологического
просвещения с помощью традиционных и
новых методов обучения (педсоветы, семинары,
тренинга, консультации), развития у них
таких качеств, как умение сопереживать,
коммуникативные навыки, доброжелательность,
организаторские и артистические способности,
эмоциональная стабильность и т. д.
Целью данной работы является исследование
психоэмоционального состояния детей
в период адаптации к ДОУ и развитие у
них положительных эмоций.
Задачи исследования:
- Изучить понятие, периоды и этапы адаптации к ДОУ, а также факторы успешной адаптации детей.
- Изучить особенности эмоциональной сферы у детей раннего возраста.
- Рассмотреть и апробировать систему по специфике работы психолога с воспитателями и родителями по развитию положительных эмоций у детей в период адаптации в ДОУ.
- Провести исследование психоэмоционального состояния детей в период адаптации к ДОУ.
- Оценить эффективность работы психолога с воспитателями и родителями, а также детьми по развитию у них положительных эмоций.
Гипотеза: Целенаправленная и своевременная психопрофилактическая
работа в период адаптации к ДОУ будет
способствовать развитию положительных
эмоций и оптимизации психоэмоционального
состояния детей.
Объектом исследования являются дети раннего
возраста.
Предмет – психоэмоциональное состояние детей
в период адаптации к ДОУ.
Методы исследования:
- Метод теоретического анализа.
- Метод эмпирического анализа с использованием следующих психодиагностических методик:
- «Индивидуальный лист адаптации» разработанной Т.Д.Марцинковской.
- «Карта нервно-психического развития ребенка» разработанной К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной и Л.Г. Голубевой.
3. Метод количественного и качественного
анализа с оценкой достоверности различий
средних данных по t-критерию Стъюдента.
Список литературы
- Авдеева Н.Н., Хохлачева И.В. Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ // Психологическая наука и образование. 2010. №3.
- Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л.В. – Воронеж: Учитель, 2004.
- Айсина Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в ДОУ. 2003. №6.
- Алямовская В.Г. Ясли – это серьезно. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.
- Баскакова Е. Проблема адаптации детей к детскому саду // Ребенок в ДОУ. 2009. №5.
- Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием. Ранний возраст // Альманах института коррекционной педагогики РАО. 2001. №4.
- Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Учебное пособие. – М.: Учитель, 2004.
- Борисенко М.Г., Камышникова О.Е. Руководство для практических психологов и других специалистов, работающих с детьми раннего дошкольного возраста. – СПб.: Паритет, 2002.
- Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Работа с детьми раннего возраста. – СПб: Паритет, 2005.
- Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Л.И. Каплан. – М.: Просвещение, 2003.
- Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести лет. – М.: Интор, 1996.
- Давыдова О. И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера 2006.
- Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация). – Ростов на Дону: Феникс, 2007.
- Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи: пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2007.
- Запорожец А.И. Эмоциональное развитие дошкольников. – М., 1985.
- Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – Спб., 2001.
- Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого – педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Дошкольное воспитание. 2004. №7.
- Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2004.
- Илларионова Е. Радость общения // Ребенок в детском саду. 2004. №2.
- Инхельдер Б., Пиаже Ж. Психология ребенка. – СПб., 2003.
- Калинина Р. Ребенок пошел в детский сад. К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. 1998. №4.
- Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практическое пособие. 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006.
- Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под ред. Л.М. Шиклустой. – СПб., 2003.
- Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. 2006. №1.
- Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду: пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2008.
- Лямина Г.М. В группу поступил новый ребенок. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателей дет. садов. – М.: Просвещение, 1981.
- Мамланцева. К проблеме адаптации 3-х-летних детей к ДОУ // Вестник МГУ, серия 14. 2003. №1.
- Мельникова Н. Адаптация малышей к детскому саду // Дошкольное образование. 2002. №5.
- Морозова Е.И. Психологические подходы к изучению процесса адаптации детей раннего возраста. Альманах института коррекционной педагогики РАО. 2001. №4.
- Образцова Л.Н. Не хочу идти в детский сад: маленькие подсказки для родителей. – М.: АСТ; – СПБ.: Сова, 2005.
- Овсепян К.Р. Я иду в детский сад (проблемы адаптации). – М.: Карапуз, 2002.
- Островская Т.В. Игровая методика введения детей в условия детского сада // Психологическая наука и образование. 2008. №3.
- Остроухова А. Успешная адаптация // Обруч. 2000. №3.
- Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2002.
- Психологические аспекты адаптации ребенка к детскому учреждению. – М.: МГППУ, 2003.
- Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации / Дошкольное воспитание. 2003. №2.
- Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к ДОУ. – М.: Книголюб, 2004.
- Севостьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. – М., 2006.
- Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. – М.: АРКТИ, 2006.
- Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. – М.: Академия, 2000.
- Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой. – М., 1980.
- Теплюк С.Н. Улыбка малыша в период адаптации // Дошкольное воспитание. 2006. №3.
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Академия, 2007.
- Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. – М.: ЮНИТИ, 2007.
- Шипицина Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. – CПб.: Речь, 2005.
- Эльконин Д. Б. Детская психология. – М.: Академия, 2006 .