Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 15:00, реферат
В эпоху глобализации взгляд людей на образование становится всё более прагматичным. Например, высшее образование в русле «глобальных ценностных ориентаций» уже не служит источником распространения фундаментальных научных ценностей. «Клиенты» высшего образования прежде всего ценят в нем доступность и удобство потребления «товара» - конкретных знаний и умений (т.е. сокращение усилий для получения нужного результата), экономическую усредненность и эффективность, мобильность перехода ( обмен студентов, преподавателей разных вузов или стран), а также последующую максимальную коммерческую реализуемость, «конвертируемость» полученных знаний и умений. Стандартизация образовательных систем разных стран все больше подчиняется требованиям глобального рынка и конкуренции.
Введение ……………………………………………………………………. 3
Высшее образование в эпоху глобализации …………………………….. 4
Заключение………………………………………………………………… 10
Список использованной литературы …………………………………….. 11
Содержание:
Введение
В эпоху глобализации
взгляд людей на образование
становится всё более
Высшее образование в эпоху глобализации.
Одна из главных характеристик современной мировой системы – усиление процессов глобализации. Такие сферы, как политика, экономика, культура, все более подвергаются идентичным изменениям во всем мире. А поскольку система высшего образования по своей сути призвана реагировать на трансформации общества, она также не осталась в стороне от этих изменений. Важнейшим компонентом глобализации высшего образования является Болонский процесс.
В 21 веке наступил новый этап интеграции и колонизации народов и культур. Этот процесс носит название глобализации и осуществляется с помощью информационной агрессии, финансового мондиализма, неравноценного обмена, гибридизации культур, а также других современных методов введения «холодной» войны. Цель этой войны – передел оставшихся природных ресурсов, который сопровождается экспансией наиболее продвинутых культур.
Погоня за производительностью
труда и развитие машинного
производства все сильнее
Цель глобализации – это технологизация мира. Технология суть цивилизации и глобализации. Диалог культур – это диалог между культурами, пытающимися сохранить такие внутренние регуляторы, как честь, долг, совесть, обязанность и др., а также внешние отражения современности (технологичность), которые являются атрибутом глобализации и цивилизации.
Между культурами происходит борьба, в т.ч. в образовании. Важнейшая составляющая модернизации – технологизация образования, а значит и вытеснение из него культуры и человека. Происходит информатизация и идеологизация образования. Все становится технологичным. А технология – это то, что исключает субъекта, самость и индивидуальность.
Действие по технологии есть алгоритм. Культура же и субъект не алгоритмичны, они индивидуальны. Процесс технологизации реально осуществляется как информатизация образования, создание не человеческой среды, а среды компьютерной. Это означает, что из образования в первую очередь вытесняются его ценностные воспитательные компоненты, вытесняется искусство, самобытность. Диалог культур приобретает в современных условиях особое значение как средство взаимопонимания индивидов и этносов, фундамент построения и развития межличностных, межэтнических и межнациональных отношений.
Изменение условий
жизни с неизбежностью ведет
к трансформации существующей
системы образования. Поэтому
университет как специфический
социальный институт выступает
в качестве интегратора
С момента своего возникновения университет как социальный институт соединил в себе единство образования, научного исследования и воспитания. Нарушение этого единства оказывалось отрицательным и для университета, и для общества и для культуры в целом.
Многие проблемы образования возникли отнюдь не сегодня. Целостность или функциональность, общее или индивидуальное, знание или понимание – именно в рамках данных альтернатив находится центральная ось многих проблем, связанных с реформированием системы образования. Если исходить из характера проблем, стоящих перед обществом, современная педагогическая парадигма должна исходить из задачи подготовки не функционера, способного лишь на осуществление стандартных операций, а из задачи подготовки творческой личности, способной быстро реагировать на вызовы времени, синтезировать разрозненные факты в единую, целостную картину, позволяющую принимать нужные решения в нужное время, видеть перспективу и свое место в общей картине.
Адаптация человека
к условиям глобализации –
объективный и необходимый
Это определяет необходимость
рассмотрения образования как
процесса передачи культуры на
различных уровнях ее
Глобализация сегодня является
важной проблемой для высшего
образования, ибо от
Ключевые проблемы, решение которых
образует область совместного
– стратегии интернационализации;
– транснациональное образование;
– обеспечение международного качества;
– региональное и межрегиональное сотрудничество;
– информационная и коммуникационная технологии;
– виртуальные университеты;
– проблемы равенства и доступности образования.
Причинами возникновения указанных проблем в контексте процесса глобализации предлагается считать следующие характерные черты сегодняшнего процесса образования:
а) прикладной процесс производства знаний;
б) широкий набор
в) сложные и нелинейные социально-технические взаимосвязи участников при создании знаний;
г) возрастание социальной ответственности и отчетности за производимое знание, что является следствием растущего участия социальных групп в решении глобальных проблем;
д) расширение базы систем контроля качества (имеются в виду новые критерии, вторгающиеся в производство знания через контекст его приложения), что подразумевает возрастание внутренних противоречий между разноплановыми интеллектуальными, социальными, экономическими и политическими интересами.
При разрешении поставленных проблем
приемлемо было бы сначала определить
степень и структурность
В условиях глобализации возможны следующие сценарии развития высшего образования:
1. Низкая конкуренция и низкая
информативная грамотность в
высшем образовании.
2. Высокая конкуренция и
3. Высокая конкуренция и высокая
информативная грамотность в
высшем образовании. Большое
4. Низкая конкуренция и высокая
информативная грамотность в
высшем образовании.
Глобализация не является исключительно отрицательным явлением для организации университетского образования – ее положительные следствия могут быть осознаны и использованы только в том случае, если университеты включатся в настойчиво предлагаемый ею процесс информатизации и международных коммуникаций. Глобализация образования не должна пониматься в качестве гомогенизации или, что еще опаснее, в качестве средства экономического доминирования; скорее, ее следует воспринимать как режим производства тождества и различия для социальных структур.
Чтобы глобализация в сфере образования проходила без катастроф (что достаточно реально при некачественном образовании для социальной сферы) необходимо и достаточно соответствия образовательных программ уровню гуманизации и социализации. Если учитывать логику социальной нестабильности в эпоху глобализации применительно к проблемам высшего образования, выделяя в качестве факторов давления на образовательные системы новые потребности общества и вызовы демографии (рост числа студентов при одновременной недоступности образования для маргинальных экономических и культурных групп, что способствует усилению политической напряженности), то достаточно выраженными будут именно социальные проблемы в высшем образовании, и решающую роль арбитра в данном вопросе справедливым будет передать государству. Существует также вопрос о противоречиях между ориентацией на предоставление услуг фундаментального образования (где знание само по себе оценивается как высшая ценность) и ситуативными потребностями рынка.
Данную проблему в контексте
глобализации предлагается вынести
на международный диалог с целью
установления определенных стандартов
в рамках университетского образования,
чтобы так часто употребляемый
термин «конкуренция высшего образования»
в реальности не подверг системы
образования развивающихся
«Время также безжалостно к университетам, как и ко всему, что когда-либо было создано человеком. Оно хладнокровно изменяет и сами университеты, и их место в обществе, и задачи, которые разрешаются в университетах, и отношение к университетам извне.» В условиях глобализации на мировом рынке образовательных услуг конкурентоспособными являются крупные университеты с численностью студентов до 100-200 тысяч. Это связано с тем, что на данном рынке, как и на любом другом глобальном рынке, происходят процессы поглощения и слияния.