Эстетическое воспитание дошкольников на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 22:03, реферат

Описание работы

Эстетическое воспитание - понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.

Содержание работы

1. Введение
2. Значение и задачи эстетического воспитания дошкольников
2.1 Развитие эстетического восприятия, чувства и представлений детей
2.2 Задачи и методы эстетического воспитания
3. Развитие художественно-творческих способностей детей
4. Формирование основ эстетического вкуса
5. Условия и средства эстетического воспитания
6. Формы организации эстетического воспитания
7. Заключение

Файлы: 1 файл

Эстетическое воспитание дошкольников на современном этапе.docx

— 29.98 Кб (Скачать файл)

Эстетическое  воспитание дошкольников на современном  этапе

Тема:

« Эстетическое воспитание дошкольников на современном этапе»

 

Содержание

 

1. Введение

2. Значение и задачи  эстетического воспитания дошкольников

2.1 Развитие эстетического  восприятия, чувства и представлений  детей

2.2 Задачи и методы эстетического  воспитания

3. Развитие художественно-творческих  способностей детей

4. Формирование основ  эстетического вкуса

5. Условия и средства  эстетического воспитания

6. Формы организации эстетического  воспитания

7. Заключение

8. Литература

 

1. Введение

 

Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический  процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у  него способности видеть красоту  окружающего мира, искусства и  создавать ее. Начинается оно с  первых лет жизни детей.

Эстетическое воспитание - понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения  к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства  настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы  эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.

Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувство ребёнка, но и способствует развитию воображения  и фантазии.

В процессе осуществления  эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления  детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического  вкуса.

Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны  действительности (известно, что для  дошкольника понятия «красивый» и «добрый» почти идентичны), повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом  эстетического воспитания является эстетическое развитие.

Важно, чтобы работа воспитателя  строилась на научной основе и  проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень  развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к  знаниям и умениям детей различных  возрастов.

Эстетическое воспитание тесно связано с современностью и во многом определяется ею. Эстетическое воспитание действительности предполагает близость к жизни, стремление преобразовать  окружающий мир, общество, природу, предметную среду.

 

2. Значение и  задачи эстетического воспитания  дошкольников

 

2.1 Развитие эстетического  восприятия, чувства и представлений  детей

 

Ребёнок с первых лет жизни  неосознанно тянется ко всему  яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь  детей. С первого года жизни они  слышат песню, сказку, рассматривают  картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчётного отклика на всё яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная  форма вещей - их цвет, форма, звук. Поэтому  его развитие требует большой  сенсорной культуры.

Красота воспринимается ребёнком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему.

Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающая  от встречи с прекрасным.

Воспитатель должен вести  ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на неё к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая  от педагога умение систематически, ненавязчиво  пронизывать жизнь ребёнка красотой, всячески облагораживать его окружение.

 

2.2 Задачи и  методы эстетического воспитания

 

Задачи эстетического  воспитания дошкольников, исходя из его  цели, можно представить двумя  группами.

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

Названные группы задач дадут  положительный результат лишь при  условии их тесной взаимосвязи в  процессе реализации.

Ведущими методами для решение задач первой группы являются показ, наблюдение, анализ, пример взрослого. Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточенно на том, что им показывают, предлагают послушать.

При использовании этих методов  очень важно, чтобы воспитатель  умел показывать свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств. Выразительность интонации при чтения стихотворения, искренний восторг по поводу красивой вещи, неподдельное огорчение при встрече с небрежностью в одежде, неряшливостью, яркое эмоциональное проявление взрослым своих чувств служит активным методом воздействия на ребенка, так как опирается на особенность детства – подражательность.

Для решения задач второй группы в качестве ведущих требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Подробно эти методы рассматриваются в методиках изобразительной деятельности и музыкального воспитания.

Общий принцип отбора методов  – находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей  желание создавать «произведения  искусства», своими руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать), учувствовать в  художественной деятельности разных видов. Полезны творческие задания, они  и всякое проявление творчества обязательно  должны сочетаться с обучением навыкам  художественной выразительности. Если ребенок не владеет навыками рисования, он не сможет создать что-то творческое при всей условности понимания данного  термина применительно к дошкольникам. Потому и нужны методы прямого  обучения: показ, упражнение, обследования предметов, описание. В этих случаях  обучение становится одним из факторов, стимулирующих творчество, а творческие задания придают обучению развивающий  характер.

 

3. Развитие художественно-творческих  способностей детей

 

Дошкольникам доступны почти  все виды художественной деятельности - составление рассказов. Придумывание стихов, пение, рисование, лепка. Естественно, они имеют большое своеобразие, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в  необыкновенной искренности, в вере в правдивость изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях. Уже на этом этапе происходит развитие художественных творческих способностей детей, которые проявляются в возникновении замысла, в претворении его в действительности, в умении комбинировать свои знания и впечатления, в большей искренности при выражении чувств и мыслей.

Своеобразие детского творчества заключается так же в том, что  оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание, находит широкое отражение в  игровой деятельности детей - образной реализации их впечатлений от окружающего  мира.

Именно в игре раньше всего  проявляется творчество дошкольников. Для игры, возникающей по инициативе детей, характерно наличие замысла. Сначала он ещё не устойчив, один сюжет сменяется другим; чем старше дети, тем замысел становится полнее и целенаправленнее.

Для сюжетно-ролевой творческой игры характерно не только наличие  замысла в выборе и определении  темы, сюжета, но и творческого изображения  в их осуществлении. «Пусть поезд, –  писала Н.К.Крупская,- на котором они  едут, построен из стульев, пусть дом  построен из щепок. В процессе игры ребёнок учится преодолевать трудности, познаёт окружающее, ищет выходы из положения».

Творческое воображение  детей проявляется и в том, что они для своих игр нередко  сознательно объединяют разные сюжеты: берут материал из сказок, рассказов, из жизни, из телевизионных и театральных  постановок. Другими словами, они  комбинируют свои знания, впечатления  от увиденного и услышанного, объединяя их в одно целое.

Так же как в игре, творчество детей проявляется в других видах  их художественной деятельности. В  рисунке, лепке, рассказе, песне ребёнок  удовлетворяет свою потребность  в действенном, образном выражении  своих впечатлений. И здесь сначала  рождается замысел, а потом средство претворения его в жизнь; дети комбинируют свои впечатления, полученные при восприятии различных произведений искусства. И в этом случае ребёнок  остаётся таким же искренним, как  и в игре: он не просто копирует увиденное, а передаёт своё отношение к нему.

Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла  и его реализации, в умении комбинировать  свои знания, представления, в искренней  передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение, в процессе которого они овладевают способами  образного выражения и изображения  своих замыслов в слове, пении, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает  ребёнка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные  эмоции, развивает способности.

Цель обучения навыками художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т.д., но и в том, чтобы  вызвать в них интерес и  желание самостоятельной творческой деятельности. Осваивая те или иные навыки, ребёнок использует их, внося  свою, пусть маленькую, лепту в  украшении жизни семьи, детского сада, своих сверстников.

В развитии художественно - творческих способностей детей особая роль принадлежит личности педагога, его культуре, знаниям, увлеченности.

 

4. Формирование  основ эстетического вкуса

 

Эстетический вкус проявляется  в том, что человек получает удовольствие, духовное наслаждение от встречи  с истинной красотой в искусстве, в жизни, в быту. Эстетический вкус – понятие широкое; оно включает в себя не только понимание, наслаждение  глубокими, прекрасными произведениями искусства. Но и понимание красоты  природы, труда, быта, одежды.

В формировании эстетического  вкуса у детей большая роль принадлежит обучению. На занятиях дошкольников знакомят с классическими  произведениями детской литературы, музыки, живописи. Дети учатся узнавать, любить доступные их возрасту истинные произведения искусства.

Знакомясь с народной сказкой, с произведениями С.Я.Маршака, С.В.Михалкова, К.И.Чуковского, слушая произведения П.И.Чайковского, Д.Б.Кабалевского и других композиторов, дети начинают приобщаться к красоте и богатству художественного слова, музыки. Все это доставляет им истинное удовольствие, запоминается и формирует основы художественного вкуса.

Воспитывая у детей  основы эстетического вкуса, мы учим их видеть и чувствовать красоту  окружающего мира, беречь ее. Цветок лучше сохранить на клумбе, а чтобы  он расцвел и доставил радость  другим, за ним надо ухаживать. Чистоту  в группе, создающую уют и красоту, надо поддерживать, не сорить, убирать  за собой игрушки и книги. Так  в процессе воспитания и обучения осуществляются задачи эстетического  воспитания в дошкольном возрасте.

 

5. Условия и  средства эстетического воспитания

 

Эстетическое воспитание детей осуществляется путем ознакомления детей с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях, и средствами искусства. Научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни - большая и трудная задача, которая требует длительной работы взрослых.

Для реализации задач эстетического  воспитания детей необходимы определенные условия. Прежде всего, это среда, в  которой ребенок живет и развивается. Она оказывает на ребенка воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична, красива (совсем необязательно – богата), если ребенок  видит красивые отношения между  людьми, слышит красивую речь и т.п., то он с малых лет будет принимать  эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от нормы  будет вызывать у него неприятие. Эстетика быта включает в себя множество  деталей. Это эстетика обстановки: вещей, которые окружают ребенка и которыми он пользуется, игрушек, одежды малыша и окружающих его людей, дизайн помещений  и т.д. Красивые вещи «радуют глаз», вызывают положительные эмоции, желание  их сохранять. Теория «белой скатерти»  вполне справедлива: если мы хотим воспитывать  не только аккуратность, но и потребность  в эстетическом окружении, мы должны исключить неэстетичность как таковую. С первых лет жизни ребенка важно и дома, и в дошкольном учреждении уделять внимание эстетике быта.

Эстетика быта детского сада проявляется в художественной простоте, в продуманном подборе предметов  обихода, где каждая вещь имеет свое место, где нет ничего лишнего. Окраска  стен должна быть спокойных, светлых  тонов.

Информация о работе Эстетическое воспитание дошкольников на современном этапе