Эстетическое воспитание дошкольников на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 22:03, реферат

Описание работы

Эстетическое воспитание - понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.

Содержание работы

1. Введение
2. Значение и задачи эстетического воспитания дошкольников
2.1 Развитие эстетического восприятия, чувства и представлений детей
2.2 Задачи и методы эстетического воспитания
3. Развитие художественно-творческих способностей детей
4. Формирование основ эстетического вкуса
5. Условия и средства эстетического воспитания
6. Формы организации эстетического воспитания
7. Заключение

Файлы: 1 файл

Эстетическое воспитание дошкольников на современном этапе.docx

— 29.98 Кб (Скачать файл)

Требования к оформлению детского сада определяются задачами охраны жизни и здоровья детей, содержанием  воспитательной работы с ними. Главными среди них являются:

Целесообразность, практическая оправданность обстановки.

Чистота, простота, красота.

Правильное сочетание  цвета и света, создающего зрительный контраст, обеспечивающий видимость  каждого предмета.

Все компоненты оформления должны составлять единый ансамбль.

Понятие «эстетика быта»  включает в себя и красоту каждодневных отношений между людьми, которые  окружают ребенка. Очень важно, какую  речь он слышит, какие интонации. Необходимо чтобы она была правильной, образной, интонационно богатой и доброжелательной.

Эстетика быта – это  и внешний вид человека. Небрежность, неопрятность в одежде, несуразность в подборе цветовой гаммы, неумение найти свой стиль – все это  противоречит законом красоты.

Эстетика быта является непременным  условием для эстетического воспитания ребенка, тем фоном, который закрепляет или разрушает складывающиеся у  него представления о красоте.

Три правила: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать  красоту вокруг себя – делают эстетику быта средством эстетического воспитания ребенка.

Мощным средством эстетического  воспитания является природа.

Именно в ней можно  увидеть гармонию – основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в  их сочетании. Сама по себе природа  – это условие для всестороннего  воспитания и развития ребенка. Средством  она становится, когда взрослый целенаправленно  использует ее «воспитательные возможности» и делает ее наглядной для ребенка.

Воспитатель раскрывает детям  мир природы, помогает им увидеть  ее прелесть в капле росы на бутоне, и в переплетении трав, и в красках  заката… Надо только видеть эту красоту самому и найти слова, доступные сердцу ребенка. Неоценимую помощь в этом ему окажут художественные произведения о природе, которые он должен хорошо знать и умело использовать. В воспитании средствами природы необходимо не только пассивное созерцательное, но и действенное начало (беречь природу, помогать ей).

Общественная жизнь, труд людей, с которыми ребенок постоянно  сталкивается, также является важным средством эстетического воспитания. Слаженный труд строителей вызывает у детей желание создать хорошую  постройку, действовать дружно, быть внимательным друг к другу. Описание труда моряков, летчиков, учителей, врачей не только знакомят дошкольников с этими профессиями, но и вызывают желание подражать им. Все это  отражается в их играх, способствует воспитанию нравственных и эстетических чувств.

Поэтому воспитатель основательно готовится к проведению экскурсий, в процессе которых дети получают и накапливают необходимый им чувственный опыт. Экскурсии при  правильной подготовке и проведении расширяют кругозор дошкольников, учат их видеть, сопоставлять, обобщать, что составляет основу для развития творческого воображения и способностей.

Многогранным и неисчерпаемым  средством эстетического воспитания является искусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр, кино. Раннее приобщение детей к  настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Каждый вид искусства своеобразно  отражает жизнь и оказывает свое особое влияние на ум и чувства  ребенка.

С первых лет жизни детей  сопровождает устное народное творчество, детская литература. Особое место  в их жизни занимает сказка.

Не все можно выразить словами. Есть такие оттенки чувств, которые глубже и полнее всего  могут быть выражены в музыке. Музыка обостряет эмоциональную отзывчивость. Она необходима ребенку. «Детство так  же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки» - в этом был убежден В.А.Сухомлинский.

Условием и средством  эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так  и самостоятельная. Изобразительное  искусство необходимо ребенку. Оно  дает ему богатые зрительные образы.

В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И тот и другой необходимы и взаимосвязаны – ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.

Все названные выше средства эстетического воспитания – быт, природа, искусство, деятельность –  эффективны как сами по себе, так  и во взаимосвязи, но перенасыщение  так же вредно для развития, как  и недостаток эмоционального воздействия. Надо искать и находить золотую середину.

 

6. Формы организации  эстетического воспитания

 

Эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении осуществляется в разных формах в зависимости  от принципа руководства их деятельностью, способа объединения дошкольников, вида деятельности.

Воспитатель управляет процессом  развития детей. Дети и сами любят  художественную деятельность, и часто  по собственной инициативе занимаются ее. Нельзя сказать, что самостоятельная  художественная деятельность полностью  осуществляется без руководства  взрослого. Просто характер этого руководства  косвенный. Воспитатель заботится  о накоплении ребенком опыта, впечатлений, которые потом отразятся в  самостоятельном рисовании, лепке, рассказах, музыкальной деятельности; обучает изобразительным способам и приемам.

Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, смастерить игрушку для игры и  др. Задача педагога – не нарушая  замысла ребенка, помочь ему, если возникнет  такая необходимость. Воспитатель  развивает самостоятельность детей, используя подсказку, привлечения  внимания к предмету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и  уровня самостоятельности, выдумки, фантазии.

Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер, а иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместе готовят концерт, рисуют декорации, изготовляют атрибуты для игры, организовывают театрализованную игру и т.д.

Признаками самостоятельной  деятельности являются внимание ребенка  к средствам выразительности  в музыке, движениях, рисунке, речи и  умение переносить усвоенное в собственную  новую деятельность, применять для  решения новых задач.

Самостоятельная художественная деятельность тесно связана с  той работой, которую целенаправленно  и в разных формах проводит воспитатель. Это могут быть организованные занятия  по развитию речи, изобразительной  деятельности, музыке. Они входят в  обязательную «сетку» недельных  занятий, проводятся систематически по заранее разработанному содержанию и в порядке нарастания сложности.

Воспитатель организует экскурсии  в природу, к памятникам, в музей, на празднично украшенную улицу и  т.д. Задача педагога – продумать  содержание экскурсии с учетом законов  детского восприятия, воспитательных задач. Следует заранее определить и изучить место проведения экскурсии, способ размещения детей вокруг объекта  наблюдения, поскольку очень важно  не только сообщить дошкольникам новые  знания, но и вызвать у них эстетические чувства.

Одна из форм детской деятельности, способствующих эстетическому воспитанию, - театрализованные игры и игры –  драматизации. Эти игры проходят под  руководством воспитателя.

Значительное место в  педагогическом процессе дошкольного  учреждения и в жизни детей  занимают праздники и развлечения.

Развлечения как форма  работы с детьми дошкольного возраста проводятся один раз в две недели. Содержание развлечений разнообразно. Это могут быть тематические литературные и музыкальные вечера.

Полезны для эстетического  развития развлечения, сочетающие разные виды искусств. Подбирается разнообразный  материал – и литературный, и  музыкальный, и изобразительный  на одну тему.

Такие вечера развлечений  доставляют дошкольникам радость, приобщают  к национальной культуре, воспитывают  эстетические чувства.

Праздники в дошкольном учреждении соответствуют принятым в нашей  стране. Их можно разделить на праздники, связанные с общественной жизнью(23 февраля, 9 Мая, 12 июня и т.д.), и праздники, связанные с народной и религиозной традицией (Пасха, Масленица, Рождество, Новый год). Могут быть праздники, отражающие события местного значения (День города), а также свои, детсадовские (юбилей дошкольного учреждения, день рождения группы и т.д.). При проведении праздников решается комплекс воспитательных задач – нравственных, интеллектуальных, а также задач физического воспитания. И конечно, реализуют задачи эстетического воспитания.

Праздник должен быть эмоционально насыщенным. Красота обстановки, торжественность  музыки, общее приподнятое настроение – все это повышает восприимчивость  к эстетической стороне действительности. Дети хотят участвовать в празднике  активно, их не удовлетворяет роль наблюдателей. И воспитателю предоставляется  возможность удовлетворить желания  и потребность в активности каждого  ребенка. Надо только правильно подобрать  форму проявления активности для  каждого из воспитанников. Один будет  читать стихи, другой споет, третий станцует. Нельзя ни кого из детей лишить возможности  показать, на что он способен, и почувствовать  себя равноправным в атмосфере общей  радости.

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста может  быть организованно в разных формах, и эти формы имеют свою квалификацию.

 

7. Заключение

 

В современных условия в детском саду выдвигаются следующие задачи эстетического воспитания:

Систематически развивать  восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все  виды искусства, природа и быт  способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.

Приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного  в быт, природу, общественные отношения.

Формировать основы эстетического  вкуса детей и способность  самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.

Развивать художественно-творческие способности детей. Их деятельность, связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным  устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем более эстетически  развит ребенок, тем прочнее его  художественные умения и навыки, тем  полнее развивается его творческая деятельность.

Ведущее место в осуществлении  эстетического воспитания принадлежит  детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий  детского сада и семьи возможно полноценное  осуществление задач эстетического  воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у  каждого ребенка можно и нужно  воспитывать любовь и интерес  к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.

Воспитатель помогает семье  создать необходимые условия  для правильного эстетического  воспитания детей. Он рассказывает о  важности эстетики быта, советует, что  читать детям, какие пластинки для  слушания музыки приобрести, добивается, чтобы у ребенка в семье  было все необходимое для проявления детского творчества: альбом, карандаши, краски, игрушки, книги.

Установление преемственности  в эстетическом воспитании детского сада и семьи формирует первоосновы  духовной культуры, которой должен обладать человек.

 

8. Литература

 

Н.А.Ветлугина « Эстетическое воспитание в детском саду» 1978г.

В.И.Ядешко «Дошкольная педагогика» 1978г.

С.А.Козлова «Дошкольная  педагогика»

О.А. Куревина «Путешествие в прекрасное»

М. В. Грибанова «Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста» 1999г.

А. А. Адаскина « Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности» 1996г.


Информация о работе Эстетическое воспитание дошкольников на современном этапе