Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 22:03, реферат
Эстетическое воспитание - понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.
1. Введение
2. Значение и задачи эстетического воспитания дошкольников
2.1 Развитие эстетического восприятия, чувства и представлений детей
2.2 Задачи и методы эстетического воспитания
3. Развитие художественно-творческих способностей детей
4. Формирование основ эстетического вкуса
5. Условия и средства эстетического воспитания
6. Формы организации эстетического воспитания
7. Заключение
Требования к оформлению детского сада определяются задачами охраны жизни и здоровья детей, содержанием воспитательной работы с ними. Главными среди них являются:
Целесообразность, практическая оправданность обстановки.
Чистота, простота, красота.
Правильное сочетание цвета и света, создающего зрительный контраст, обеспечивающий видимость каждого предмета.
Все компоненты оформления должны составлять единый ансамбль.
Понятие «эстетика быта» включает в себя и красоту каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребенка. Очень важно, какую речь он слышит, какие интонации. Необходимо чтобы она была правильной, образной, интонационно богатой и доброжелательной.
Эстетика быта – это и внешний вид человека. Небрежность, неопрятность в одежде, несуразность в подборе цветовой гаммы, неумение найти свой стиль – все это противоречит законом красоты.
Эстетика быта является непременным условием для эстетического воспитания ребенка, тем фоном, который закрепляет или разрушает складывающиеся у него представления о красоте.
Три правила: жить в красоте,
замечать красоту, поддерживать и создавать
красоту вокруг себя – делают эстетику
быта средством эстетического
Мощным средством
Именно в ней можно
увидеть гармонию – основу красоты:
разнообразие красок, форм, звуков в
их сочетании. Сама по себе природа
– это условие для
Воспитатель раскрывает детям мир природы, помогает им увидеть ее прелесть в капле росы на бутоне, и в переплетении трав, и в красках заката… Надо только видеть эту красоту самому и найти слова, доступные сердцу ребенка. Неоценимую помощь в этом ему окажут художественные произведения о природе, которые он должен хорошо знать и умело использовать. В воспитании средствами природы необходимо не только пассивное созерцательное, но и действенное начало (беречь природу, помогать ей).
Общественная жизнь, труд
людей, с которыми ребенок постоянно
сталкивается, также является важным
средством эстетического
Поэтому воспитатель основательно готовится к проведению экскурсий, в процессе которых дети получают и накапливают необходимый им чувственный опыт. Экскурсии при правильной подготовке и проведении расширяют кругозор дошкольников, учат их видеть, сопоставлять, обобщать, что составляет основу для развития творческого воображения и способностей.
Многогранным и неисчерпаемым
средством эстетического
С первых лет жизни детей сопровождает устное народное творчество, детская литература. Особое место в их жизни занимает сказка.
Не все можно выразить
словами. Есть такие оттенки чувств,
которые глубже и полнее всего
могут быть выражены в музыке. Музыка
обостряет эмоциональную
Условием и средством эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Изобразительное искусство необходимо ребенку. Оно дает ему богатые зрительные образы.
В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И тот и другой необходимы и взаимосвязаны – ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.
Все названные выше средства эстетического воспитания – быт, природа, искусство, деятельность – эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи, но перенасыщение так же вредно для развития, как и недостаток эмоционального воздействия. Надо искать и находить золотую середину.
6. Формы организации эстетического воспитания
Эстетическое воспитание
детей в дошкольном учреждении осуществляется
в разных формах в зависимости
от принципа руководства их деятельностью,
способа объединения
Воспитатель управляет процессом
развития детей. Дети и сами любят
художественную деятельность, и часто
по собственной инициативе занимаются
ее. Нельзя сказать, что самостоятельная
художественная деятельность полностью
осуществляется без руководства
взрослого. Просто характер этого руководства
косвенный. Воспитатель заботится
о накоплении ребенком опыта, впечатлений,
которые потом отразятся в
самостоятельном рисовании, лепке,
рассказах, музыкальной деятельности;
обучает изобразительным
Самостоятельная художественная
деятельность возникает по инициативе
детей для удовлетворения их индивидуальных
потребностей: сделать подарок маме,
смастерить игрушку для игры и
др. Задача педагога – не нарушая
замысла ребенка, помочь ему, если возникнет
такая необходимость. Воспитатель
развивает самостоятельность
Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер, а иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместе готовят концерт, рисуют декорации, изготовляют атрибуты для игры, организовывают театрализованную игру и т.д.
Признаками самостоятельной деятельности являются внимание ребенка к средствам выразительности в музыке, движениях, рисунке, речи и умение переносить усвоенное в собственную новую деятельность, применять для решения новых задач.
Самостоятельная художественная деятельность тесно связана с той работой, которую целенаправленно и в разных формах проводит воспитатель. Это могут быть организованные занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, музыке. Они входят в обязательную «сетку» недельных занятий, проводятся систематически по заранее разработанному содержанию и в порядке нарастания сложности.
Воспитатель организует экскурсии в природу, к памятникам, в музей, на празднично украшенную улицу и т.д. Задача педагога – продумать содержание экскурсии с учетом законов детского восприятия, воспитательных задач. Следует заранее определить и изучить место проведения экскурсии, способ размещения детей вокруг объекта наблюдения, поскольку очень важно не только сообщить дошкольникам новые знания, но и вызвать у них эстетические чувства.
Одна из форм детской деятельности, способствующих эстетическому воспитанию, - театрализованные игры и игры – драматизации. Эти игры проходят под руководством воспитателя.
Значительное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения и в жизни детей занимают праздники и развлечения.
Развлечения как форма работы с детьми дошкольного возраста проводятся один раз в две недели. Содержание развлечений разнообразно. Это могут быть тематические литературные и музыкальные вечера.
Полезны для эстетического развития развлечения, сочетающие разные виды искусств. Подбирается разнообразный материал – и литературный, и музыкальный, и изобразительный на одну тему.
Такие вечера развлечений доставляют дошкольникам радость, приобщают к национальной культуре, воспитывают эстетические чувства.
Праздники в дошкольном учреждении соответствуют принятым в нашей стране. Их можно разделить на праздники, связанные с общественной жизнью(23 февраля, 9 Мая, 12 июня и т.д.), и праздники, связанные с народной и религиозной традицией (Пасха, Масленица, Рождество, Новый год). Могут быть праздники, отражающие события местного значения (День города), а также свои, детсадовские (юбилей дошкольного учреждения, день рождения группы и т.д.). При проведении праздников решается комплекс воспитательных задач – нравственных, интеллектуальных, а также задач физического воспитания. И конечно, реализуют задачи эстетического воспитания.
Праздник должен быть эмоционально
насыщенным. Красота обстановки, торжественность
музыки, общее приподнятое настроение
– все это повышает восприимчивость
к эстетической стороне действительности.
Дети хотят участвовать в празднике
активно, их не удовлетворяет роль наблюдателей.
И воспитателю предоставляется
возможность удовлетворить
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста может быть организованно в разных формах, и эти формы имеют свою квалификацию.
7. Заключение
В современных условия в детском саду выдвигаются следующие задачи эстетического воспитания:
Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природа и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.
Приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения.
Формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.
Развивать художественно-творческие способности детей. Их деятельность, связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем более эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее развивается его творческая деятельность.
Ведущее место в осуществлении
эстетического воспитания принадлежит
детскому саду. Но велика и роль семьи.
Только при единстве воздействий
детского сада и семьи возможно полноценное
осуществление задач
Воспитатель помогает семье создать необходимые условия для правильного эстетического воспитания детей. Он рассказывает о важности эстетики быта, советует, что читать детям, какие пластинки для слушания музыки приобрести, добивается, чтобы у ребенка в семье было все необходимое для проявления детского творчества: альбом, карандаши, краски, игрушки, книги.
Установление преемственности в эстетическом воспитании детского сада и семьи формирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать человек.
8. Литература
Н.А.Ветлугина « Эстетическое воспитание в детском саду» 1978г.
В.И.Ядешко «Дошкольная педагогика» 1978г.
С.А.Козлова «Дошкольная педагогика»
О.А. Куревина «Путешествие в прекрасное»
М. В. Грибанова «Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста» 1999г.
А. А. Адаскина « Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности» 1996г.
Информация о работе Эстетическое воспитание дошкольников на современном этапе