Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 02:11, курсовая работа
Цель исследования - выявление возможностей и условий воспитания этической культуры младших школьников.
Задачи
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме эстетического воспитания.
2. Показать значение средств и методов воспитания эстетической культуры младших школьников.
Приобщение детей к миру прекрасного в сфере жизни и искусства осуществляется посредством ознакомления их с художественными произведениями, особое место среди которых занимают музыка, литература, театр, хореография, фольклор, изобразительное искусство, народно-прикладное творчество. [21,227]
Важным разделом эстетического воспитания детей является также эстетика труда и быта. Формирование эстетических чувств, вкусов и потребностей происходит не только под влиянием искусства, но и под воздействием обыденных вещей, окружающих детей, той обстановки, в которой они находятся в школе и в учреждениях дополнительного образования.
В эстетическом воспитании младших школьников эстетика поведения занимает одно из центральных мест. Это конечный результат воспитательных воздействий. Эстетические взгляды являются органической частью духовно развитой личности. Они служат руководством в оценке прекрасного и в жизни, и в искусстве. Решая конкретные задачи эстетического воспитания можно способствовать решению других задач духовно-нравственного развития личности, то есть на практике может осуществляться комплексных подход к воспитанию детей и подростков.[21, 229]
4. Роль педагога дополнительного
образования в эстетическом
Педагог дополнительного образования, в силу специфики своей профессии, формирует взгляды, убеждения, потребности, вкусы, идеалы детей и подростков. Он должен быть не просто широко образованным человеком, хорошо владеющим проблемами воспитательной работы, но и духовно развитой личностью в высоком значении этого слова.
Профессия
педагога-воспитателя требует
Современный
уровень педагогической науки и
педагогического опыта в
Опираясь
на современные исследования психологии
педагогического труда, можно назвать
следующие требования готовности педагога
дополнительного образования к эстетическому
воспитанию детей и подростков. В него
включены следующие компоненты: информационно-ориентированный,
коммуникативный, конструктивно-организационный,
мобилизационный, специальный эстетический
компонент. Исходя их этого, необходимо
рассматривать эти компоненты как профессионально-
Таким
образом, основными компонентами, необходимыми
как для общего культурного развития
будущего педагога-воспитателя, так
и для его эстетико-
Информационно-ориентированнный компонент — вооружает будущего педагога знаниями и умениями по эстетическому воспитанию, расширяет ассоциативные связи с литературой, музыкой, изобразительным искусством, формирует эстетический идеал, связывает эти знания с жизненным опытом, воспитывает художественный вкус, понимание значимости художественно-творческой деятельности педагога дополнительного образования для становления его профессионализма.
Знания:
Умения:
Коммуникативный компонент — направлен на осознание необходимости овладения профессиональной педагогической этики и общения.
Знания:
Умения:
Конструктивно-организационный - направлен на эстетико-художественную информированность, знания многообразных форм эстетического воспитания школьников и умений их эффективно осуществлять.
Знания:
Умения:
Мобилизационный - направлен на овладение знаниями и умениями будущих педагогов дополнительного образования по педагогике, психологии и методике эстетическому воспитанию школьников в повседневной творческой работе, на педагогической практике в школе, в учреждениях дополнительного образования.
Знания:
Умения:
В подготовке будущего педагога дополнительного образования к эстетическому воспитанию школьников особое значение приобретают специальные эстетико-воспитательные компоненты. Они направлены не только на формирование общей эстетической культуры, но и на знания целей, задач, содержания и методов эстетического воспитания детей и подростков и практическое их применение в профессиональной деятельности воспитателя.
Знания:
Умения:
Выше указанные знания и умения эстетических компонентов в профессиональной подготовке будущих педагогов дополнительного образования должны быть реализованы в системе учебно-воспитательного процесса педагогического вуза, колледжа.
Все это помогает определить содержание, цель профессионального обучения и воспитания, педагогическую систему необходимых знаний, умений, навыков и личностных качеств, необходимых будущему педагогу дополнительного образования.
Профессионально-педагогическая направленность эстетического воспитания во всем комплексе средств должна выработать у будущих педагогов стойкую систему внутренних эстетических побуждений, мотивов, связанных с творчеством, интересов к искусству, потребностей в эстетическом характере педагогической деятельности и эстетических убеждений.
5. Содержание, формы и методы эстетического воспитания в системе дополнительного образования
Содержание художественно-
Участие детей в системе дополнительного образования открывает перед ними возможность углубленно заниматься тем, что их влечет. Педагог, занимаясь с заинтересованными школьниками, имеет возможность широко приобщать их к художественно-творческой деятельности, формировать самостоятельность и творческую активность. При этом необходимо помнить, что все виды эстетической деятельности в системе дополнительного образования должны быть направлены на духовное воспитание, формирование культуры детей и подростков. Широкое использование различных видов эстетической деятельности должно способствовать пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, художественно-творческих способностей школьников, воспитывать у них интерес к просветительской, исполнительской деятельности, пропагандированию различных видов искусства.
Успех же всей разнообразной эстетической деятельности зависит от того, насколько они овладевают различными видами художественно-творческой деятельности и испытывают потребность и удовольствие от нее.
Формы художественно-творческой работы системы дополнительного образования можно объединить следующим образом: массовые, кружковые, студийные, к рассмотрению которых мы и перейдем.
Само название массовые формы говорит о том, что их задачей является охват наибольшего количества (массы) детей, не требуя от них каких-либо особых способностей. Специальных знаний и навыков. Однако это не означает, что участие в том или ином массовом художественно-эстетическом мероприятии вообще не требует от них никакой подготовки.
Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочное время