Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочное время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 02:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявление возможностей и условий воспитания этической культуры младших школьников.
Задачи
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме эстетического воспитания.
2. Показать значение средств и методов воспитания эстетической культуры младших школьников.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 49.38 Кб (Скачать файл)

Приобщение детей к  миру прекрасного в сфере жизни  и искусства осуществляется посредством ознакомления их с художественными произведениями, особое место среди которых занимают музыка, литература, театр, хореография, фольклор, изобразительное искусство, народно-прикладное творчество. [21,227]

Важным разделом эстетического  воспитания детей является также эстетика труда и быта. Формирование эстетических чувств, вкусов и потребностей происходит не только под влиянием искусства, но и под воздействием обыденных вещей, окружающих детей, той обстановки, в которой они находятся в школе и в учреждениях дополнительного образования.

В эстетическом воспитании младших школьников эстетика поведения занимает одно из центральных мест. Это конечный результат воспитательных воздействий. Эстетические взгляды являются органической частью духовно развитой личности. Они служат руководством в оценке прекрасного и в жизни, и в искусстве. Решая конкретные задачи эстетического воспитания можно способствовать решению других задач духовно-нравственного развития личности, то есть на практике может осуществляться комплексных подход к воспитанию детей и подростков.[21, 229]

 

 

 

4. Роль педагога дополнительного  образования в эстетическом воспитании  школьников

Педагог дополнительного образования, в  силу специфики своей профессии, формирует взгляды, убеждения, потребности, вкусы, идеалы детей и подростков. Он должен быть не просто широко образованным человеком, хорошо владеющим проблемами воспитательной работы, но и духовно развитой личностью в высоком значении этого слова.

Профессия педагога-воспитателя требует постоянного  совершенствования своей личности, развития интересов, творческих способностей. В связи с развитием общества, его идеологии, социально-экономических сторон жизни, культуры меняются идеалы профессии. Но вместе с тем, основой профессии педагога — воспитателя всегда остается гуманистическая устремленность и неразрывная связь с художественно-творческой деятельностью, с различными видами искусства.

Современный уровень педагогической науки и  педагогического опыта в области  эстетического образования детей  и подростков значительно опережает уровень подготовки будущих педагогов дополнительного образования. Поэтому для него так необходимо понимать значение всех видов искусства в развитии общества, их взаимосвязь. Всесторонняя художественно-творческая подготовка дает будущему педагогу, прежде всего, знания о своей будущей профессиональной деятельности. Накопленный художественно-творческий опыт в сочетании с знаниями основ общественных наук, предметов психолого-педагогического цикла создает предпосылки для овладения методикой эстетического воспитания.

Опираясь  на современные исследования психологии педагогического труда, можно назвать следующие требования готовности педагога дополнительного образования к эстетическому воспитанию детей и подростков. В него включены следующие компоненты: информационно-ориентированный, коммуникативный, конструктивно-организационный, мобилизационный, специальный эстетический компонент. Исходя их этого, необходимо рассматривать эти компоненты как профессионально-ориентированную подготовку педагога дополнительного образования к эстетическому воспитанию детей и подростков в отличие от его эстетической развитости, культуры, образованности и т.п. Это требует максимально соотносить эстетическую подготовленность педагога-воспитателя со спецификой его специальной профессиональной деятельности.

Таким образом, основными компонентами, необходимыми как для общего культурного развития будущего педагога-воспитателя, так  и для его эстетико-педагогической деятельности являются:

Информационно-ориентированнный компонент — вооружает будущего педагога знаниями и умениями по эстетическому воспитанию, расширяет ассоциативные связи с литературой, музыкой, изобразительным искусством, формирует эстетический идеал, связывает эти знания с жизненным опытом, воспитывает художественный вкус, понимание значимости художественно-творческой деятельности педагога дополнительного образования для становления его профессионализма.

Знания:

  1. основных положений философии и эстетики, связанных с вопросами эстетического воспитания;
  2. роли эстетического воспитания в процессе формирования духовного развития личности;
  3. принципов методики внеурочной деятельности;
  4. цели и задачи эстетического воспитания в профессионально-ориентированной подготовке студентов к работе с детьми;
  5. научно-педагогических средств эстетико-воспитательной информации;
  6. основных категорий и эстетических понятий;
  7. дополнительные знания о произведениях искусства.
  8. установки на предстоящую творческую внеурочную, внешкольную деятельность.

Умения:

  1. формировать и закреплять знания, полученные в процессе творческой деятельности будущих педагогов (в творческих факультативах, во внеаудиторных формах работы, клубах по интересам);
  2. формировать умения оценивать и отличать явления искусства и жизни в их позитивном и негативном проявлении;
  3. вырабатывать активную позицию будущих педагогов-воспитателей в борьбе с отрицательными явлениями в жизни и искусстве;
  4. научно и доступно объяснять детям и подросткам нравственно-образное содержание произведений искусства.

Коммуникативный компонент — направлен на осознание необходимости овладения профессиональной педагогической этики и общения.

Знания:

  1. профессиональной этики, искусства общения;
  2. особенностей индивидуального развития детей и подростков разного возраста;
  3. влияние специфических возможностей различных видов искусства на эмоциональный и интеллектуальный мир детей и подростков;

Умения:

  1. экспрессивно-эмоциональное общение с детьми и подростками, речевая деятельность;
  2. исполнительская деятельность; пропагандирование искусства;
  3. воспитание и формирование у детей и подростков чувства коллективизма, радости общения, сопереживания, удовольствия от общения с искусством;
  4. владеть аудиторией, увлеченно и образно рассказывать детям об искусстве.

Конструктивно-организационный - направлен на эстетико-художественную информированность, знания многообразных форм эстетического воспитания школьников и умений их эффективно осуществлять.

Знания:

  1. целей и задач программы по эстетическому воспитанию и развитию детей и подростков;
  2. значимости и педагогической целесообразности отобранного художественного материала (музыкального, литературного, театрального, по изобразительному искусству);
  3. организации и планирования различных форм работы в системе дополнительного образования;
  4. технических средств обучения, применяемых в процессе работы.

Умения:

  1. организовывать различные формы работы в системе дополнительного образования: вокально-хоровую, театральную, хореографического коллектива, фольклорного ансамбля, изостудии, народно-прикладного творчества, тематическую беседу об искусстве, праздники и т.д.;
  2. составлять план проведения внеурочной и внешкольной работы (внеклассной, общешкольной, коллектива дома творчества и т.д.), с указанием подготовительного этапа, хода, анализа, ответственных;
  3. проектировать структуру собственных педагогических действий и действий детей и подростков, связанных с усвоением знаний и формированием умений и навыков;
  4. создавать проблемные ситуации и разрабатывать вопросы для вовлечения детей в деятельность с целью выяснения полученных знаний;
  5. применение пособий, технических средств.

Мобилизационный - направлен на овладение знаниями и умениями будущих педагогов дополнительного образования по педагогике, психологии и методике эстетическому воспитанию школьников в повседневной творческой работе, на педагогической практике в школе, в учреждениях дополнительного образования.

Знания:

  1. основ общей педагогики;
  2. основ общей и возрастной психологии;
  3. основ возрастной физиологии и школьной гигиены;
  4. особенностей развития художественно-творческих способностей детей;
  5. методики организации самостоятельной эстетико-воспитательной деятельности.

Умения:

  1. управлять эстетико-воспитательной деятельностью школьников разных возрастных категорий;
  2. находить наиболее эффективные методы воспитания в конкретном детском и подростковом коллективе;
  3. стимулировать внимание школьников на активное восприятие произведений искусства;
  4. привлекать детей и подростков к исполнительской деятельности.

В подготовке будущего педагога дополнительного  образования к эстетическому  воспитанию школьников особое значение приобретают специальные эстетико-воспитательные компоненты. Они направлены не только на формирование общей эстетической культуры, но и на знания целей, задач, содержания и методов эстетического воспитания детей и подростков и практическое их применение в профессиональной деятельности воспитателя.

Знания:

  1. общих закономерностей развития мировой художественной культуры;
  2. характеристик исторических этапов развития разных видов искусств во взаимосвязи с социальными, нравственными и эстетическими концепциями эпохи;
  3. специфики русского народного творчества и его традиций;
  4. детского художественного репертуара для внеучебной работы в школе, в учреждениях дополнительного образования;
  5. закономерностей и особенностей постановки голоса (речевая, вокально-хоровая);
  6. методики работы с детскими творческими коллективами различных возрастных групп (театральным, вокально-хоровым, клубом по интересам и т.д.);
  7. целей, задач содержания и методов эстетического воспитания в учебно-воспитательной процессе школы, учреждения дополнительного образования.

Умения:

  1. раскрывать этическую и эстетическую ценность произведений искусства прошлых эпох, их актуальность в современной культуре;
  2. анализировать произведения массовых музыкальных жанров и давать им критическую оценку;
  3. составлять литературно-музыкальные сценарии праздников для внеурочных мероприятий;
  4. участвовать в театрализованных постановках;
  5. проводить тематическую беседу о музыке, живописи с иллюстрациями произведений искусства;
  6. организовывать детские творческие коллективы (на педагогической практике) для внеклассной работы в школе, в учреждениях дополнительного образования, подбирать соответствующий репертуар, варьировать формы творческой работы школьников;
  7. грамотно пользоваться постановкой голоса (дыхание, звукообразование, дикция, певческая опора и др.);
  8. проводить воспитательную художественно-творческую работу с детьми на педагогической практике в школе в многообразных формах деятельности (театрально-игровая, вокально-хоровая, лектории, клубы иностранного языка и т.д.).

  Выше указанные знания и умения эстетических компонентов в профессиональной подготовке будущих педагогов дополнительного образования должны быть реализованы в системе учебно-воспитательного процесса педагогического вуза, колледжа.

Все это помогает определить содержание, цель профессионального обучения и воспитания, педагогическую систему необходимых знаний, умений, навыков и личностных качеств, необходимых будущему педагогу дополнительного образования.

Профессионально-педагогическая направленность эстетического воспитания во всем комплексе средств должна выработать у будущих педагогов  стойкую систему внутренних эстетических побуждений, мотивов, связанных с  творчеством, интересов к искусству, потребностей в эстетическом характере педагогической деятельности и эстетических убеждений.

5. Содержание, формы и методы эстетического воспитания в системе дополнительного образования

Содержание художественно-эстетического  образования должно способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России. От родной песни, родного слова, картин родной природы к пониманию искусства своих ближайших соседей и к мировой художественной культуре - таким видится путь познания национальных и мировых культурных ценностей.

Участие детей в системе  дополнительного образования открывает перед ними возможность углубленно заниматься тем, что их влечет. Педагог, занимаясь с заинтересованными школьниками, имеет возможность широко приобщать их к художественно-творческой деятельности, формировать самостоятельность и творческую активность. При этом необходимо помнить, что все виды эстетической деятельности в системе дополнительного образования должны быть направлены на духовное воспитание, формирование культуры детей и подростков. Широкое использование различных видов эстетической деятельности должно способствовать пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, художественно-творческих способностей школьников, воспитывать у них интерес к просветительской, исполнительской деятельности, пропагандированию различных видов искусства.

Успех же всей разнообразной  эстетической деятельности зависит  от того, насколько они овладевают различными видами художественно-творческой деятельности и испытывают потребность и удовольствие от нее.

Формы художественно-творческой работы системы дополнительного образования можно объединить следующим образом: массовые, кружковые, студийные, к рассмотрению которых мы и перейдем.

Само название массовые формы говорит о том, что их задачей является охват наибольшего количества (массы) детей, не требуя от них каких-либо особых способностей. Специальных знаний и навыков. Однако это не означает, что участие в том или ином массовом художественно-эстетическом мероприятии вообще не требует от них никакой подготовки.

Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочное время