Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 02:11, курсовая работа
Цель исследования - выявление возможностей и условий воспитания этической культуры младших школьников.
Задачи
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме эстетического воспитания.
2. Показать значение средств и методов воспитания эстетической культуры младших школьников.
Под массовыми формами эстетического воспитания понимаются те мероприятия, которые проводятся без индивидуальной проверки художественно-творческих данных, уровня эстетического развития ребят. Они эпизодичны. Не предусматривают планомерной творческой деятельности. Достаточно желания, интереса — и школьники становятся участниками какого-то конкретного мероприятия. Создание такого интереса, желания зависит от педагога — организатора. Это: тематические концерты, организация и проведение традиционных праздников (в школе, в доме творчества, в клубе и т.д.), карнавалов, конкурсов, смотров, викторин, выставок детского и юношеского творчества. Тематические концерты требуют меньших усилий со стороны педагогов дополнительного образования, хотя целесообразно и здесь провести некоторую подготовку: предварительно дать краткие сведения, помогающие восприятию программы концерта (об авторах исполняемых произведений, о самих произведениях, истории их создания, художественных образах, характеристиками основных героев и т.д.). При определении темы концерта, беседы, лекции, их содержания учитывается возраст детей и подростков, их общее и эстетическое развитие, так как свое воспитательное воздействие такие мероприятия могут осуществлять лишь тогда. Когда они вызовут эмоциональный отклик, интерес слушателей.
В системе дополнительного
образование на протяжении многих десятилетий
широкое распространение
Участвуя в художественно-
• все виды эстетической музыкальной деятельности должны быть направлены на нравственно-эстетической воспитание детей, формирование их музыкальных вкусов и интересов;
• должны способствовать развитию художественного воображения, музыкальных, творческих способностей;
• воспитывать у учащихся стремление пропагандировать музыкальную культуру.
Ансамбль песни и танца - это не механическое соединение различных музыкальных, танцевальных коллективов в один большой. Для создания ансамбля должны быть следующие предпосылки: руководители коллективов (хорового, оркестрового и хореографического), педагоги – организаторы- единомышленники, готовые всеми силами способствовать единым целям и задачам; высокий уровень художественно - исполнительской культуры всех коллективов и постепенно подготовленный совместный репертуар; активная помощь администрации, родителей, привлечение спонсоров для решения задач создания единого коллектива.
Своеобразие самой формы
ансамбля заключается еще и в
том, что в нем занимается огромный
разновозрастный коллектив
Главной целью ансамбля песни и танца является гармоничное развитие личности, которое осуществляется посредством эстетического образования и воспитания, развития художественно-творческих умений и навыков на основе комплексного обучения.
Ансамбль песни и танца, также как и другие формы художественно-творческой деятельности, воспитывают у ребят эстетические чувства, так как они отдают свой труд, свои знания и умения на радость другим людям.
Одним из составных коллективов ансамбля песни и танца является народных инструментов оркестр, который может быть и как самостоятельный вид деятельности любого учреждения дополнительного образования. Оркестры, как часть ансамбля песни и танца, используются как аккомпанемент хору, солистам-инструменталистам, танцорам и певцам. Выразительные средства оркестра дают возможность исполнять самые разнообразные по содержанию и степени трудности оркестровые музыкальные произведения. В процессе занятий в оркестре необходимо постепенно пополнять слушательский багаж учащихся в целях расширения их музыкального кругозора. Хоровой коллектив ансамбля песни и танца, также как самостоятельный вид музыкальной деятельности (хоровая студия, хоровой кружок), подчиняется всем творческим и развивающим задачам эстетического воспитания. Главная цель — это приобщение участников хора через живое исполнительство к сокровищницам музыкальной культуры, а в процессе последовательного обучения искусству пения — к освоению всех разнообразных вокально-хоровых умений и навыков и художественной выразительности.
Коллективная творческая работа участников хора способствует не только их всестороннему эстетическому развитию, но и формированию их нравственных качеств, идейных убеждений, а сознание того, что участник хора - это частица одного большого коллектива, благотворно влияет на воспитание коллективизма, дружбы и доброты, которые остаются у ребят на всю их последующую сознательную жизнь.
Особое место в репертуаре любого хорового коллектива должны занимать произведения русской и зарубежной хоровой классики, песни современных отечественных и зарубежных композиторов, а также народная песня. Народная песня воспитывает чувства гражданственности, патриотизма, уважения к народным традициям, любви к Родине, родной природе. Подбирая репертуар для хора, руководители должны учитывать исполнительские и возрастные возможности коллектива.
Хореографический коллектив ансамбля песни и танца — одно из звеньев единого большого коллектива, который подчиняется законам его организации. Воспитательная работа и концертная деятельность, также как и в самостоятельном хореографическом коллективе, планируется художественным руководителем, подчиняется задачам эстетического воспитания, которые определены для всех видов художественно-творческой деятельности учащихся.
Среди предметов, включенных в систему обучения хореографии (и в ансамбле, и в самостоятельном коллективе), есть и историко-бытовой (бальный) танец. Знакомясь с ним, разучивают отдельные танцевальные элементы, несложные композиции, а потом составляют из них развернутые композиции. Вместе с разучиванием танцевальных «па» усваиваются также сведения о нормах поведения, о культуре общения, принятых в различные эпохи. Так постепенно исполнительская сторона танца дополняется теоретическими сведениями.
Главное стремление педагогов
хореографического коллектива не замыкается
на задачах освоения только хореографического
искусства, а связывается с задачами
духовного и физического
Особое место в системе
дополнительного образования
Суть их заключается в следующем:
Основной целью театрально — игровой деятельности детей и подростков являются:
Основными задачами, которые
ставят перед собой руководители
и педагоги театрально-игровой
Любые методики базируются на сведениях о возрастной психологии, эмоциональном и интеллектуальном развитии детей. Идея Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина о неотрывности интеллектуального становления психики ребенка от разнообразия и силы его эмоциональной жизни стала краеугольным камнем отечественной возрастной психологии. Огромная познавательная и нравственная роль театрального воспитания, развитие фантазии и наблюдательности, памяти и внимания, ассоциативного мышления, культуры чувств, пластики и речи, моделирование в игре эффективных жизненных ситуаций способствует интенсивному формированию психической деятельности детей.
Сходство игры детской и театральной лежит на поверхности. «Инстинкт театра» кроется в самой природе детской психики и жизнедеятельности, в игровой одежде перевоплощения (исполнение многообразных ролей), незаторможенности, мышечной раскованности реакций. В игре поведение детей социологизируется, формируется фундамент нравственности, и создаются условия ближайшего эстетического и духовного развития личности.
Не менее важным в системе
дополнительного образования
Занятия могут сочетаться
с различными экскурсиями: в музеи,
к памятникам архитектуры, просто в
природу — прародительницу
Посещение художественных музеев, выставок работ художников помогает лучше узнать прошлое своего народа, его искусство, постичь душу другого народа. Этот путь нравственного и эстетического развития позволяет воспитывать детей и подростков подлинными патриотами своей Родины.
Немалыми возможностями
этот вид художественно-творческой
деятельности дополнительного образования
располагает для
Стимулом к дальнейшему развитию детского и подросткового творчества всегда служат выставки. Уже стало традицией в системе дополнительного образования к знаменательным датам нашей страны открывать выставки рисунков ребят, которые подводят итог их творческих поисков. Участников — юных художников — объединяет поэтическое видение мира, умение найти зримую, реалистическую деталь даже в самом фантастическом сюжете. Коллекции их работ отмечаются дипломами, грамотами.
Одной из массовых форм работы являются организованные домами творчества городские, окружные, районные конкурсы:
конкурс на лучшую композицию;
конкурс плаката (политического, борьба против наркомании, спида, алкоголизма и т.д.);
конкурса рисунка на асфальте («Мой город», «Моя Родина» и т.д.).
Конкурсы рисунка на асфальте имеют уже свою историю. Они проходят интересно, становятся праздником творческого общения детей и подростков разного возраста, знакомства с работой ребят других творческих объединений.
Как уже было сказано, в данном раздела невозможно раскрыть многообразие содержания и форм эстетического развития детей и подростков в системе дополнительного образования, которое дано в специальной литературе (народно-прикладное творчество, фольклор, индивидуальное обучение игры на музыкальных инструментах, вокально-инструментальные ансамбли, и т.д.). Основная исходная цель данного раздела показать значение эстетического воспитания, которое состоит не в создании совершенного оркестра, хора, театра, картины, а в формировании морально красивых людей, культурных, образованных, преданных своей Родине, умеющих не только понимать и ценить красоту жизни, но и являющимися активными ее творцами.
Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочное время