Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочное время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 02:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявление возможностей и условий воспитания этической культуры младших школьников.
Задачи
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме эстетического воспитания.
2. Показать значение средств и методов воспитания эстетической культуры младших школьников.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 49.38 Кб (Скачать файл)

Под массовыми формами  эстетического воспитания понимаются те мероприятия, которые проводятся без индивидуальной проверки художественно-творческих данных, уровня эстетического развития ребят. Они эпизодичны. Не предусматривают  планомерной творческой деятельности. Достаточно желания, интереса — и школьники становятся участниками какого-то конкретного мероприятия. Создание такого интереса, желания зависит от педагога — организатора. Это: тематические концерты, организация и проведение традиционных праздников (в школе, в доме творчества, в клубе и т.д.), карнавалов, конкурсов, смотров, викторин, выставок детского и юношеского творчества. Тематические концерты требуют меньших усилий со стороны педагогов дополнительного образования, хотя целесообразно и здесь провести некоторую подготовку: предварительно дать краткие сведения, помогающие восприятию программы концерта (об авторах исполняемых произведений, о самих произведениях, истории их создания, художественных образах, характеристиками основных героев и т.д.). При определении темы концерта, беседы, лекции, их содержания учитывается возраст детей и подростков, их общее и эстетическое развитие, так как свое воспитательное воздействие такие мероприятия могут осуществлять лишь тогда. Когда они вызовут эмоциональный отклик, интерес слушателей.

В системе дополнительного  образование на протяжении многих десятилетий  широкое распространение получили студийные, ансамблевые и кружковые формы художестенно-творческого развития детей и подростков. Одним из самых распространенных видов эстетической деятельности является музыкальное воспитание — ансамбли песни и пляски, хоровые студии и кружки, вокальные ансамбли, сольное пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-театральные студии.

Участвуя в художественно-творческой работе, педагогу дополнительного образования следует помнить, что:

• все виды эстетической музыкальной деятельности должны быть направлены на нравственно-эстетической воспитание детей, формирование их музыкальных  вкусов и интересов;

• должны способствовать развитию художественного воображения, музыкальных, творческих способностей;

• воспитывать у учащихся стремление пропагандировать музыкальную культуру.

Ансамбль песни и танца  - это не механическое соединение различных музыкальных, танцевальных коллективов в один большой. Для создания ансамбля должны быть следующие предпосылки: руководители коллективов (хорового, оркестрового и хореографического), педагоги – организаторы- единомышленники, готовые всеми силами способствовать единым целям и задачам; высокий уровень художественно - исполнительской культуры всех коллективов и постепенно подготовленный совместный репертуар; активная помощь администрации, родителей, привлечение спонсоров для решения задач создания единого коллектива.

Своеобразие самой формы  ансамбля заключается еще и в  том, что в нем занимается огромный разновозрастный коллектив детей, которые объединяются в малые  формы: кружки, коллективы, группы по интересам.

Главной целью ансамбля песни  и танца является гармоничное  развитие личности, которое осуществляется посредством эстетического образования и воспитания, развития художественно-творческих умений и навыков на основе комплексного обучения.

Ансамбль песни и танца, также как и другие формы художественно-творческой деятельности, воспитывают у ребят эстетические чувства, так как они отдают свой труд, свои знания и умения на радость другим людям.

Одним из составных коллективов  ансамбля песни и танца является народных инструментов оркестр, который может быть и как самостоятельный вид деятельности любого учреждения дополнительного образования. Оркестры, как часть ансамбля песни и танца, используются как аккомпанемент хору, солистам-инструменталистам, танцорам и певцам. Выразительные средства оркестра дают возможность исполнять самые разнообразные по содержанию и степени трудности оркестровые музыкальные произведения. В процессе занятий в оркестре необходимо постепенно пополнять слушательский багаж учащихся в целях расширения их музыкального кругозора. Хоровой коллектив ансамбля песни и танца, также как самостоятельный вид музыкальной деятельности (хоровая студия, хоровой кружок), подчиняется всем творческим и развивающим задачам эстетического воспитания. Главная цель — это приобщение участников хора через живое исполнительство к сокровищницам музыкальной культуры, а в процессе последовательного обучения искусству пения — к освоению всех разнообразных вокально-хоровых умений и навыков и художественной выразительности.

Коллективная творческая работа участников хора способствует не только их всестороннему эстетическому  развитию, но и формированию их нравственных качеств, идейных убеждений, а сознание того, что участник хора - это частица одного большого коллектива, благотворно влияет на воспитание коллективизма, дружбы и доброты, которые остаются у ребят на всю их последующую сознательную жизнь.

Особое место в репертуаре любого хорового коллектива должны занимать произведения русской и зарубежной хоровой классики, песни современных отечественных и зарубежных композиторов, а также народная песня. Народная песня воспитывает чувства гражданственности, патриотизма, уважения к народным традициям, любви к Родине, родной природе. Подбирая репертуар для хора, руководители должны учитывать исполнительские и возрастные возможности коллектива.

Хореографический коллектив  ансамбля песни и танца — одно из звеньев единого большого коллектива, который подчиняется законам  его организации. Воспитательная работа и концертная деятельность, также  как и в самостоятельном хореографическом коллективе, планируется художественным руководителем, подчиняется задачам эстетического воспитания, которые определены для всех видов художественно-творческой деятельности учащихся.

Среди предметов, включенных в систему обучения хореографии (и в ансамбле, и в самостоятельном коллективе), есть и историко-бытовой (бальный) танец. Знакомясь с ним, разучивают отдельные танцевальные элементы, несложные композиции, а потом составляют из них развернутые композиции. Вместе с разучиванием танцевальных «па» усваиваются также сведения о нормах поведения, о культуре общения, принятых в различные эпохи. Так постепенно исполнительская сторона танца дополняется теоретическими сведениями.

Главное стремление педагогов  хореографического коллектива не замыкается на задачах освоения только хореографического  искусства, а связывается с задачами духовного и физического развития детей, постигающего через искусство  танца и музыку красоту окружающей действительности.

Особое место в системе  дополнительного образования отводится театрально-игровой деятельности детей. За последние десятилетия по детскому театрально-игровому творчеству накоплено много программ. Спектр этих программ чрезвычайно широк: работа школьных театральных кружков, театральных студий в домах творчества детей и подростков, детские театральные студии в муниципальных клубах, при профессиональных театрах и т.д. Эти программы ориентированы, прежде всего, на воспитание зрительской культуры, активизацию творческой деятельности детей и подростков. Но для какого бы детского учреждения они не предназначались, в них отмечаются одни и те же черты театрального искусства, позволяющие обращаться к нему как к универсальной воспитательно-образовательной модели.

Суть их заключается в  следующем:

  1. Театр — синтетический вид искусства. Его участники погружаются в мир литературы, музыки, изобразительного и других искусств.
  2. Театр — коллективное искусство. Ребята учатся плодотворному взаимодействию с большими и малыми социальными группами, овладевают навыками коллективного творчества. 
  3. Основной язык театрального искусства - действие, диалог и игра, понимаемые в самом широком смысле, что делает театральное искусство очень близким детям и подросткам, так как игра и общение являются ведущими в психологической деятельности.

Основной целью театрально — игровой деятельности детей  и подростков являются:

  1. Помощь ребятам в процессе самопознания и саморазвития. Максимально раскрыть их творческие возможности.
  2. Активизация познавательных интересов, расширение горизонтов познания.
  3. Помощь в овладении навыками межличностного общения и сотрудничества, продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности.

Основными задачами, которые  ставят перед собой руководители и педагоги театрально-игровой деятельности детей и подростков являются: 

  1. Гармонически развивать природные способности учащихся средствами всех видов искусств. 
  2. Приобщать к театральной культуре в системе искусств, истории и литературы.
  3. Обучать навыкам грамотной сценической речи и сценической пластики.
  4. Формировать представление об элементах выразительности профессионального театрального искусства, основываясь на игре.
  5. Выявлять наиболее способных ребят к дальнейшему профессиональному обучению театральному искусству.

Любые методики базируются на сведениях о возрастной психологии, эмоциональном и интеллектуальном развитии детей. Идея Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина о неотрывности интеллектуального становления психики ребенка от разнообразия и силы его эмоциональной жизни стала краеугольным камнем отечественной возрастной психологии. Огромная познавательная и нравственная роль театрального воспитания, развитие фантазии и наблюдательности, памяти и внимания, ассоциативного мышления, культуры чувств, пластики и речи, моделирование в игре эффективных жизненных ситуаций способствует интенсивному формированию психической деятельности детей.

Сходство игры детской  и театральной лежит на поверхности. «Инстинкт театра» кроется в  самой природе детской психики  и жизнедеятельности, в игровой одежде перевоплощения (исполнение многообразных ролей), незаторможенности, мышечной раскованности реакций. В игре поведение детей социологизируется, формируется фундамент нравственности, и создаются условия ближайшего эстетического и духовного развития личности.

Не менее важным в системе  дополнительного образования является развитие детского изобразительного творчества. Формами этого вида художественного творчества могут быть школы искусств, студии, кружки. В них дети, кроме рисования, лепки и т.д., учатся эстетическому отношению к жизни, развивают образное мышление. Большое внимание уделяется рисованию с натуры, по памяти и представлению предметов декоративно-прикладного искусства. Отдельные предметы можно лепить из цветного пластилина, выполнять аппликации. Занятия лепкой развивают у детей чувство формы: ее пропорциональности, выразительности, чувственности, ритма. Занятия проводятся с учетом возрастных особенностей детей и подростков, учитывая вопросы общего и специфического развития личности каждого. Основным принципом изобразительного творчества должно являться развитие в воспитанниках творческой индивидуальности. Рисунки детей всегда привлекают внимание своей непосредственностью, самобытностью, сочностью, яркостью цвета. Роль педагога заключается в том, чтобы не нарушить самобытности детского видения, подвести ребят к правдивому изображению жизни, умению сравнивать изображение и предметы.

Занятия могут сочетаться с различными экскурсиями: в музеи, к памятникам архитектуры, просто в  природу — прародительницу всего прекрасного. Изучение памятных мест родного города, истории своей страны, встречи с ветеранами труда, ветеранами Великой отечественной войны способствует отражению в художественном творчестве ребят всех возрастов многообразных интересных тем. В школах искусств, студиях, кружках большое внимание должно уделяться массовой искусствоведческой работе, изучению и пропаганде лучших образцов мирового и отечественного изобразительного искусства.

Посещение художественных музеев, выставок работ художников помогает лучше узнать прошлое своего народа, его искусство, постичь душу другого народа. Этот путь нравственного и эстетического развития позволяет воспитывать детей и подростков подлинными патриотами своей Родины.

Немалыми возможностями  этот вид художественно-творческой деятельности дополнительного образования  располагает для профориентационной работы. Участие в тематических конкурсах, выставках, ознакомление с творчеством великих художников, с творческим процессом в мастерских известных художников могут стать началом большого творческого пути становления будущего художника, архитектора, скульптора, дизайнера, учителя рисования.

Стимулом к дальнейшему  развитию детского и подросткового  творчества всегда служат выставки. Уже  стало традицией в системе  дополнительного образования к  знаменательным датам нашей страны открывать выставки рисунков ребят, которые подводят итог их творческих поисков. Участников — юных художников — объединяет поэтическое видение мира, умение найти зримую, реалистическую деталь даже в самом фантастическом сюжете. Коллекции их работ отмечаются дипломами, грамотами.

Одной из массовых форм работы являются организованные домами творчества городские, окружные, районные конкурсы:

конкурс на лучшую композицию;

конкурс плаката (политического, борьба против наркомании, спида, алкоголизма и т.д.);

конкурса рисунка на асфальте («Мой город», «Моя Родина» и т.д.).

Конкурсы рисунка на асфальте имеют уже свою историю. Они проходят интересно, становятся праздником творческого  общения детей и подростков разного  возраста, знакомства с работой ребят  других творческих объединений.

Как уже было сказано, в  данном раздела невозможно раскрыть многообразие содержания и форм эстетического развития детей и подростков в системе дополнительного образования, которое дано в специальной литературе (народно-прикладное творчество, фольклор, индивидуальное обучение игры на музыкальных инструментах, вокально-инструментальные ансамбли, и т.д.). Основная исходная цель данного раздела показать значение эстетического воспитания, которое состоит не в создании совершенного оркестра, хора, театра, картины, а в формировании морально красивых людей, культурных, образованных, преданных своей Родине, умеющих не только понимать и ценить красоту жизни, но и являющимися активными ее творцами.

Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочное время