Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2015 в 21:43, реферат
В условиях стремительного развития науки и техники, быстрого роста объёма необходимой информации, весьма актуальной стала проблема разностороннего воспитания человека, в котором гармонично развивались бы эмоциональное и рациональное начала.
В программе развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы, утвержденной Министерством образования, сказано, что духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства.
Введение …………………………………………………………………...........3
Глава 1 Теоретические основы проблемы………………………….…..……4
История вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике…………………………………………………………………..4
Эстетическое воспитание в России на современном этапе…………6
Глава 2. Эстетическое воспитание учащихся в дополнительном образовании………………………………………………………………………..8
2.1. Роль дополнительного образования в эстетическом воспитании ……………………………………………………………………………………...8
2.2. Содержание и формы эстетического воспитания в системе дополнительного образования………………………………………………….9
2.3. Музыка как средство эстетического воспитания ……………..……..11
Заключение……………………………………………………………………….13
Литература……………………………………………………………………….14
Эстетическое воспитание учащихся в системе
дополнительного образования
Содержание
Введение ………………………………………………………………….....
Глава 1 Теоретические основы проблемы………………………….…..……4
Глава 2. Эстетическое воспитание учащихся
в дополнительном образовании…………………………………………………
2.1. Роль дополнительного образования
в эстетическом воспитании ………………………………………………………………………………
2.2. Содержание и формы эстетического
воспитания в системе дополнительного
образования…………………………………………………
2.3. Музыка как средство эстетического воспитания ……………..……..11
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
В условиях стремительного развития науки и техники, быстрого роста объёма необходимой информации, весьма актуальной стала проблема разностороннего воспитания человека, в котором гармонично развивались бы эмоциональное и рациональное начала.
В программе развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы, утвержденной Министерством образования, сказано, что духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Современное развитие российского общества, обостряющее процессы поиска человеком смысла существования и своего места в нем, приводит к необходимости гуманизации образования и возрастанию ценности эстетического образования России. Это обстоятельство носит социальный характер и состоит в том, что именно через искусство происходит в основном передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связей между поколениями. Потери в эстетическом воспитании обедняют внутренний мир человека. Не зная подлинных ценностей, дети легко принимают ценности лживые, мнимые.
Большими возможностями для развития эстетического воспитания обладают учреждения дополнительного образования, в которых дети и подростки приобщаются к творчеству с учетом их способностей и интересов.
В связи с вышесказанным целью работы является изучение теоретических основ вопроса эстетического воспитания в системе дополнительного образования и рассмотрение реализации данных положений в практике учреждений дополнительного образования.
Глава 1. Теоретические основы
проблемы
Эстетика (чувственное восприятие) – наука о закономерностях эстетического освоения мира, о сущности и формах творчества по законам красоты.
В разные исторические эпохи эстетическое воспитание осуществлялось присущим им формами и средствами.
Идея эстетического воспитания зародилась в Древнем мире. Эстетические идеи в этот период были связаны с мифологией, носили космологический характер. Наибольшее значение придавалось музыке поэзии, танцу. Особое место отводилось обучению и игре на музыкальных инструментах. Для обучения появились первые учебные заведения музыки и танца.
В Античности эстетическое воспитание стало частью воспитания и образования человека. Его цель – воспитание гармонически развитого человека. При этом ведущая роль принадлежала музыкальному воспитанию.
В Средневековье эстетическая мысль развивалась в новых исторических условиях. Особенностью развития искусства этого периода было подчинение его религии. Проводилась мысль о единстве эстетического, этического и интеллектуального воспитания, где основным средством определялась музыка. В то же время отрицались элементы танца, жеста, движения, преследовалась народная музыка, театр.
В эпоху Возрождения центральное место в искусстве заняла живопись, развивалась литература, архитектура, театр, музыка. Овладение искусством стало составной частью образования человека.
В ХIХ веке Ф.Шиллер впервые употребляет термин «эстетическое воспитание». Он предлагал понимать под эстетическим воспитанием не только формирование способности понимать искусство, но и предполагал формирование с его помощью целостного человека, которое достигается эстетическим воспитанием.
Эстетическое воспитание в Древней Руси осуществлялось через усвоение народной этики и эстетики, участие в ритуалах и обрядах.
ХV-ХVII в.в. эстетическая теория получила свое отражение в теориях эстетического воспитания Епифания Премудрого, Феофана Грека, Ивана Федорова, Симеона Полоцкого, Дмитрия Ростовского и др. философов, педагогов, художников. В ХVII веке в России появились первые эстетические трактаты (Иосиф Владимиров, Симеон Ушаков), в которых отмечается красота и жизненность произведений искусства, дается классификация искусства.
Цели, задачи, содержание эстетического воспитания рассматривали И.Бецкой, К.Истомин, М.Ломоносов, Н.Новиков, Ф.Салтыков, В.Татищев и др. Они заложили основы организации эстетического образования в учебных заведениях России, в которых обращалось внимание на общеобразовательную, художественную, профессиональную подготовку, а также расширялась сфера внеучебной деятельности.
Во второй половине ХIХ века ведущие русские педагоги К.Д.Ушинский, В.И.Водовозов, В.П.Острогорский и др. видели в эстетическом воспитании источник развития эстетических чувств, эстетического вкуса, подчеркивали, что в каждом школьном предмете содержатся возможности эстетического воспитания. Они включали в обязательные предметы для изучения литературу, музыку, изобразительное искусство, природу, а также художественное творчество — детский театр.
Таким образом, в отечественной философской и педагогической мысли прослеживается взаимосвязь эстетического воспитания с различными сторонами воспитания, отмечается единство образования и воспитания, подчеркивается значение общеобразовательных и художественных знаний.
1.2. Эстетическое воспитание в России на современном этапе
Идеи эстетического воспитания в русской педагогике прошли длительный путь становления и развития, вступив в ХХ век обогащёнными и содержательно разработанными.
Достижением отечественной педагогики в советский период истории страны явилось создание системы эстетического воспитания на базе государственной системы образования и воспитания, которая включала дошкольное воспитание, обучение и воспитание в школе, техникуме, вузе, внешкольных учебных заведениях. Так был обеспечен целенаправленный систематический, основанный на преемственности всех звеньев системы образования процесс эстетического воспитания и образования. Новой тенденцией отечественной педагогики стало привлечение детей к внеурочной деятельности для развития творческих способностей.
В педагогике стали чётко разделять понятия «Эстетическое воспитание» и «Художественное воспитание». Эстетическое воспитание рассматривается как более широкое понятие по отношению к художественному воспитанию, которое входит в него составной частью. «Художественное воспитание — целенаправленный педагогический процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, оценивать искусство, наслаждаться им, а также развивать в них художественно-творческие способности в процессе их собственной творческой деятельности».
Теория эстетического воспитания включает разработку процессов содержания, форм, средств и методов эстетического воспитания. Основные средства эстетического воспитания определяются в соответствии с задачами и его содержанием. Выделяются следующие средства: окружающая действительность, природа, искусство, эстетика поведения, эстетика вкуса, эстетика быта.
В отечественной педагогике сложились
разнообразные формы и методы эстетического
воспитания. Наибольшее значение имеют
воспитание в учебном процессе, внеучебные
формы эстетического воспитания.
Сегодня, получившие широкое развитие
внешкольные формы организации эстетического
воспитания (дома творчества детей и подростков,
художественные школы, центры эстетического
воспитания), вновь активизируют свою
деятельность. Эстетическая деятельность
детей определяется по следующим направлениям:
изобразительная, художественно-речевая,
музыкальная, театральноигровая, праздники
и различные виды творческой досуговой
деятельности.
Таким образом, развитие теории и практики эстетического воспитания прошло длительный период. Анализ философской и педагогической мысли показывает, что:
— эстетическое воспитание рассматривается как составная часть развития личности;
— определяется его место и роль, цели и задачи, которые зависят от эпохи и конкретных социально-экономических отношений, уровня развития эстетической, педагогической мысли;
—основным достижением предшествующего развития является формирование основных средств, форм и методов эстетического воспитания.
Среди средств эстетического
воспитания называются: окружающая действительность,
искусство, быт, специальное обучение; формы (учебные и факультативные
предметы, разнообразная внеучебная творческая
деятельность); многообразные методы (беседа,
экскурсия, наблюдение, совершенствование
художественных умений и др.).
Глава 2. Эстетическое воспитание учащихся в дополнительном образовании
2.1. Роль дополнительного образования в эстетическом воспитании
Эстетическое воспитание начинает играть все большую роль во всей воспитательной работе с детьми и подростками. Большими возможностями для эстетического развития располагают многочисленные учреждения дополнительного образования: центры и дома творчества детей и подростков, школы искусств, клубы по интересам и т.д. В отличие от специального профессионального, основной целью дополнительного образования является не формирование музыканта, художника, танцора и т.д., а воспитание развитого человека, осуществляемое средствами различного искусства. Вводя детей и подростков в мир искусства, педагог создает условия для обогащения его внутреннего мира, приобщения ценностям отечественной и мировой художественной культуры, способствует формированию их духовных и нравственных качеств.
Занятия с ребенком в художественных, музыкальных, театральных, танцевальных студиях, фольклорных ансамблях и т.д. должны ориентироваться педагогом не на его сегодняшние знания, умения и навыки, еще недостаточно развитые, а строить работу в расчете на его завтрашний день, очерчивая для себя «зону его ближайшего развития» (Л.С.Выготский).
Назначение учреждений дополнительного образования состоит в том, чтобы оказать детям и подросткам помощь в формировании и закреплении эстетических чувств и потребностей, способствовать расширению их сферы в процессе художественно-творческой деятельности, организованного и неорганизованного общения.
Одна из основных задач эстетического воспитания – развитие индивидуальных способностей и интересов, умение творить по законам красоты.
2.2. Содержание и формы эстетического воспитания в системе дополнительного образования
Важнейшей содержательной стороной дополнительного образования является формирование творческого подхода к эстетической деятельности детей и подростков. Актуальность ее связана с тем, что принцип творчества становится в настоящее время ведущим в обучении школьников.
Содержание художественно-эстетического образования должно быть направлено на духовное воспитание, формирование культуры детей и подростков, способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира.
На современном уровне творчества детей и подростков используются различные виды художественно-эстетической деятельности: сольное и хоровое пение, вокально-инструментальные ансамбли, игра на музыкальных инструментах, театрально игровая деятельность, хореография, изобразительное искусство, народно-прикладное творчество и т.д.
Можно выделить следующие формы художественно-творческой работы системы дополнительного образования: массовые, кружковые, студийные.
Задачей массовых форм работы является охват наибольшего количества детей и подростков, не требуя от них каких-либо способностей. Специальных знаний и навыков. Под массовыми формами эстетического воспитания понимаются те мероприятия, которые проводятся без индивидуальной проверки художественно-творческих данных, уровня эстетического развития. Не предусматривают планомерной творческой деятельности. Достаточно желания и интереса – и учащиеся становятся участниками какого-то конкретного мероприятия. Это тематические концерты, организация и проведение традиционных праздников, карнавалов, конкурсов, смотров, викторин, выставок детского и юношеского творчества.
Кружковая, студийная работа обусловливается, главным образом, наличием желания со стороны детей и подростков, открывает перед ними возможность углубленно заниматься тем, что их особенно влечет.
Участие детей и подростков в системе
дополнительного образования открывает
перед ними возможность углубленно заниматься тем, что их влечет. Широкое
использование различных видов эстетической
деятельности должно способствовать пробуждению
художественных интересов, развитию художественного
воображения, художественно-творческих
способностей учащихся, воспитывать у
них интерес к просветительской, исполнительской
деятельности, пропагандированию различных
видов искусства.
2.3. Музыка как средство эстетического воспитания
Среди многих видов
искусства музыка по праву
занимает особое место в эстети
Информация о работе Эстетическое воспитание учащихся в системе дополнительного образования