4. Методы эстетического
воспитания
Ребенок рождается
в семье. Круг первоначального
общения его ограничен родителями
и ближайшими родственниками, ответственность
которых за формирование мира
эстетических чувств и представлений
ребенка чрезвычайно велика. Хорошо
известна сила детских впечатлений,
их долговечность. Первые «кирпичики»
в фундамент эстетической культуры
будущей личности закладываются
именно в семье, в самые ранние
этапы становления, когда умственное
развитие ребенка идет особенно
бурно. А потому так важна
педагогическая грамотность родителей,
характер их эстетических запросов,
культурный климат в семье.
Существенное значение
в эстетическом воспитании ребенка
играет организация детского
быта — чистоты, порядка, удобства,
красоты, где все соразмерно, согласовано
по цвету, форме, величине и
т.п. Уже с 2-3 – летнего возраста,
детей следует приобщать к
созданию мира красоты через
наведения порядка в комнате,
опрятность одежды, так самым
утверждая их в понимании того,
что красота – дела рук человеческих.
Эстетическое постижение
предметов происходит через их
форму, цвет, величину. Важно, чтобы
игрушки отвечали требованию
разнообразия и праздничности.
Важно, чтобы игрушки отвечали
требованию разнообразия и праздничности.
Способность анализировать и
схватывать форму развивается
с помощью и посредством предметного
моделирования, конструирование,
по картинам.
Формирование в начальный
период воспитания навыки, знания,
эмоционально-смысловые ориентации,
оставаясь исходной базой, получают
в последующем свое углубление
и обогащение, перерастая в систему
эстетической культуры личности.
В школьные годы этот процесс
находит выражение в овладении
сенсорно-чувственными приемами
постижения художественных и
эстетических явлений, то есть
приобретения умений, навыков воспитания
и оценки, в обогащении эмоциональных
реакций. Идёт накопление знаний
о художественных и эстетических
явлениях, овладение ценностными
ориентирами, развитие личностных
мотивов общения с эстетическими
и художественными объектами,
формируется эмоционально психологические
установки, оценочно-вкусовые представления,
осваиваются многообразные способы
образно-эмоционального мышления
в художественной и эстетической
сферах.
В современной школе
при декларировании формирования
гармонически развитой личности
в качестве цели обучения и
воспитания наблюдается между
тем уклон в специализацию:
создаются классы физико-математического
профиля, с углубленным изучением
иностранных языков и т. п.,
нацеленные в основном на развитие
только соответствующих специальных
способностей. В этих условиях
значимость изучения учащимися
предметов эстетического цикла
возрастает. Психолого-педагогические
исследования подтверждают это.
Оценивая роль эстетического
воспитания в развитии подростков,
в целом, можно утверждать, что
оно способствует формированию
их творческого потенциала, оказывая
разнообразное положительное влияние
на развитие различных свойств,
входящих в творческий комплекс
личности.
Эстетическая и художественная
культура — важнейшие составляющие духовного
облика личности. От их наличия и степени
развития в человеке зависит его интеллигентность,
творческая направленность устремлений
и деятельности, особая одухотворенность
отношений к миру и другим людям. Без развитой
способности к эстетическому чувствованию,
переживанию человечество вряд ли смогло
реализовать себя в столь разносторонне
богатом и прекрасном мире « второй природы
», то есть культуры.
Эстетические чувства
пробуждают нравственные и интеллектуальные
стремления в человеке. Известно,
например, какую роль играет эстетическая
мотивация в творческой деятельности
выдающихся представителей самых
разных профессий — ученых, инженеров,
конструкторов и др. А. Эйнштейн,
в частности, признавался, что
эстетическое начало в его
научном творчестве имело ничуть
не меньшую значимость, чем логическое.
Совершенно оправданным в этой
связи выглядит утверждение, что
открытие теории относительности
явилось результатом работы не
только интеллекта ученого, но
и его эстетического чувства.
Заключение
Эстетическое воспитание
действительно занимает важное
место во всей системе учебно-воспитательного
процесса, так как за ним стоит
не только развитие эстетических
качеств человека, но и всей
личности в целом: ее сущностных
сил, духовных потребностей, нравственных
идеалов, личных и общественных
представлений, мировоззрения.
Все эти качества
в человеке развиваются под
воздействием различных факторов.
Воспитательное значение имеет
и природа, и труд, и окружающая
нас действительность: быт, семья,
межличностные отношения, - все, что
может быть прекрасным. Как основной
носитель прекрасного, искусство
также является средством эстетического
воспитания.
Воздействие эстетических
явлений жизни и искусства
на личность может проходить
как целенаправленно, так и
спонтанно. В этом процессе
огромную роль играет школа.
В учебном плане закреплены
такие предметы как изобразительное
искусство, музыка, литература, основой
которых является искусство. Это
не случайно. Анализируя литературу,
мы сделали вывод, что искусство
является основным средством
эстетического воспитания. Исследование
показало, что и познавательный
интерес к искусству у младших
школьников довольно велик, а
наличие интереса - это первое
из условий успешного воспитания.
Кроме того, материал по искусству
обладает большим эмоциональным
потенциалом, будь то музыкальное
произведение, литературное или
художественное. Именно сила эмоционального
воздействия является путем проникновения
в детское сознание, и средством
формирования эстетических качеств
личности.
Таким образом, наша
гипотеза, заявленная в начале
работы, подтвердилась. Действительно,
средства искусства, используемые
в учебно-воспитательном процессе,
являются эффективным средством
эстетического воспитания младших
школьников. Опытные педагоги, зная
это, способны посредством искусства
воспитать подлинные эстетические
качества личности: вкус, способность
оценивать, понимать и творить
прекрасное. Однако на практике
мы столкнулись с тем, что
учителя мало пользуются искусством
в целях эстетического развития
ребенка, уделяя больше времени
и сил развитию практических
навыков. Это недопустимо, так
как без ориентации на подлинные
духовные и художественные ценности,
эстетическое воспитание и развитие
личности будет неполноценным.
На наш взгляд, реализуя полноценное
эстетическое воспитание ребенка
в младшем школьном возрасте,
учитель обеспечивает в будущем
становление такой личности, которая
будет сочетать в себе духовное
богатство, истинные эстетические
качества, нравственную чистоту
и высокий интеллектуальный потенциал.
Библиографический список
1. Эстетика. Под ред. А.А.
Радугина. – М., 1998.
2. Божович Л.М. Личность
и её формирование в детском
возрасте. – М., 1968.
3. Гачев Г. Творчество,
жизнь, искусство. – М., 1980.
4. Бессонов Б.Н. Человек.
Пути формирования новой личности.
– М., 1988.
5. Борисова Е.С. Эстетическое
воспитание школьников. - Л., 1972.