Содержание
Введение……………………………………………………………………3
1. Понятие и необходимость
эстетического воспитания……………….5
2. Цели и задачи эстетического
воспитания…………………………….7
3. Виды эстетического воспитания……………………………………..10
4. Методы эстетического воспитания…………………………………..12
Заключение……………………………………………………………….15
Библиографический список……………………………………………..17
Введение
"Будущее человечества
сидит сейчас за партой, оно
еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно.
Оно целиком в наших взрослых
руках. Какими мы сформируем
их, наших детей, - такими они и
будут. И не только они. Таким
будет и общество через 30 - 40
лет, общество, построенное ими
по тем представлениям, которые
мы у них создадим".
В последние годы
возросло внимание к проблемам
теории и практики эстетического
воспитания как важнейшему средству
формирования отношения к действительности,
средству нравственного и умственного
воспитания, т.е. как средству
формирования всесторонне развитой,
духовно богатой личности.
А формировать личность
и эстетическую культуру, - отмечают
многие писатели, педагоги, деятели
культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С.
Макаренко, Б.М Неменский, В.А.
Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д.
Ушинский), - особенно важно в наиболее
благоприятном для этого младшем
школьном возрасте. Чувство красоты
природы, окружающих людей, вещей
создает в ребенке особые эмоционально
психические состояния, возбуждает
непосредственный интерес к жизни,
обостряет любознательность, развивает
мышление, память, волю и другие
психические процессы.
Научить видеть прекрасное
вокруг себя, в окружающей действительности
призвана система эстетического
воспитания. Для того чтобы эта
система воздействовала на ребенка
наиболее эффективно и достигала
поставленной цели, Б.М. Неменский
выделил следующую ее особенность:
"Система эстетического воспитания
должна быть, прежде всего, единой,
объединяющей все предметы, все внеклассные
занятия, всю общественную жизнь школьника,
где каждый предмет, каждый вид занятия
имеет свою четкую задачу в деле формирования
эстетической культуры и личности школьника".
Но у всякой системы
есть стержень, основа, на которую
она опирается. Такой основой
в системе эстетического воспитания
мы можем считать искусство:
музыку, архитектуру, скульптуру, живопись,
танец, кино, театр и другие
виды художественного творчества.
Повод для этого нам дали
еще Платон и Гегель. На основании
их взглядов стало аксиомой, что
искусство является главным содержанием
эстетики как науки, и что
красота есть основное эстетическое
явление.
1. Понятие и необходимость
эстетического воспитания
Эстетическое воспитание
личности происходит с первых
шагов маленького человека, с
первых его слов, поступков. Ни
что иное, как окружающая среда
не откладывает в душе его
отпечаток на всю последующую
жизнь. Общение с родителями, родственниками,
сверстниками и взрослыми, поведение
окружающих, настроение их, слова,
взгляды, жесты, мимика – всё
это впитывается, откладывается,
фиксируется в сознании. Так каким
же должно быть эстетическое
воспитание, чтобы в полной мере
повлиять на полноценное формирование
личности, и от каких критериев
оно зависит?
В широком смысле
под эстетическим воспитанием
понимают целенаправленное формирование
в человеке его эстетического
отношения к действительности. Это
специфический вид общественно
значимой деятельности, осуществляемой
субъектом (общество и его специализированные
институты) по отношению к объекту
(индивид, личность, группа, коллектив,
общность) с целью выработки у последнего
системы ориентации в мире эстетических
и художественных ценностей в соответствии
со сложившимися в данном конкретном обществе
представлениями об их характере и назначении.
В процессе воспитания происходит приобщение
индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее
духовное содержание путем интериоризации.
На этой основе формируется и развивается
способность человека к эстетическому
восприятию и переживанию, его эстетический
вкус и представление об идеале. Воспитание
красотой и через красоту формирует не
только эстетико-ценностную ориентацию
личности, но и развивает способность
к творчеству, к созданию эстетических
ценностей в сфере трудовой деятельности,
в быту, в поступках и поведении и, конечно,
в искусстве.
Эстетическое воспитание
гармонизирует и развивает все духовные
способности человека, необходимые в различных
областях творчества. Оно тесно связано
с нравственным воспитанием, так как красота
выступает своеобразным регулятором человеческих
взаимоотношений. Благодаря красоте человек
часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому,
в той мере, в какой красота совпадает
с добром, можно говорить о морально-нравственной
функции эстетического воспитания.
Весьма заметна роль
эстетического воспитания в развитии
познавательной способности личности.
Исследователи отмечают, что формируя
«эстетическое мышление», воспитание
способствует целостному охвату
на индивидуальном уровне особенностей
культуры данной эпохи, пониманию
ее единства и стилистического
родства, что, по мнению польского
ученого И. Война, является
необходимой предпосылкой ее
теоретического познания.
Вместе с тем, отдавая
дань эстетическому воспитанию
как специфическому способу развития
«интеллектуальной ориентации»,
нельзя абсолютизировать гносеологический
подход, что на практике может
выразиться в сугубо просветительском
понимании сущности и задач
эстетического воспитания, к сведению
последнего к художественному образованию,
обучению. Научить индивида воспринимать
уже готовые продукты эстетической деятельности
— это важное, но отнюдь не исчерпывающее
всего комплекса задач в качестве специфической
стороны любого вида творческой деятельности,
поскольку именно развитие творческих
способностей личности и следует считать
в качестве главной задачи эстетического
воспитания.
2. Цели и задачи эстетического
воспитания
Своеобразное понимание
сущности эстетического воспитания
обуславливает и различные подходы
к его целям. Поэтому проблема целей и
задач эстетического воспитания требует
особого внимания.
В процессе исследования
мы обратили внимание, что часто
среди педагогов бытует ошибочное
мнение о тождестве эстетического
и художественного воспитания. Однако
эти понятия необходимо четко
разграничивать. Так, например, В.Н.
Шацкая ставит перед эстетическим
воспитанием следующую цель: "Эстетическое
воспитание служит формированию…
способности активного эстетического
отношения учащихся к произведениям
искусства, а также стимулирует
посильное участие в создании
прекрасного в искусстве, труде,
в творчестве по законам красоты".
Из определения видно, что автор
важное место в эстетическом
воспитании отводит искусству.
Искусство - это часть эстетической
культуры, как художественное воспитание
часть эстетического, часть важная,
весомая, но охватывающая только
одну сферу человеческой деятельности.
"Художественное воспитание есть
процесс целенаправленного воздействия
средствами искусства на личность,
благодаря которому у воспитуемых
формируются художественные чувства
и вкус, любовь к искусству,
умение понимать его, наслаждаться
им и способность по возможности
творить в искусстве". Эстетическое
же воспитание гораздо шире, оно
затрагивает как художественное
творчество, так и эстетику быта,
поведения, труда, отношений. Эстетическое
воспитание формирует человека
всеми эстетически значимыми
предметами и явлениями, в том
числе и искусством как его
самым мощным средством. Эстетическое
воспитание, используя для своих
целей художественное воспитание,
развивает человека в основном
не для искусства, а для его
активной эстетической жизнедеятельности.
В "активизации способности
творчески трудиться, достигать
высокой степени совершенства
своих результатов труда, как
духовного, так и физического"
видит цель эстетического воспитания
Л.П. Печко.
Н.И. Киященко придерживается
той же точки зрения. "Успех
деятельности личности в той
или иной области определяется
широтой и глубиной развития
способностей. Вот почему всестороннее
развитие всех дарований и
способностей личности есть конечная
цель и одна из основных
задач эстетического воспитания".
Главное - воспитать, развить такие
качества, такие способности, которые
позволят личности не только
достигнуть успеха в какой
либо деятельности, но и быть
творцом эстетических ценностей,
наслаждаться ими и красотой
окружающей действительности.
Помимо формирования
эстетического отношения детей
к действительности и искусству,
эстетическое воспитание параллельно
вносит вклад и в их всестороннее
развитие. Эстетическое воспитание
способствует формированию нравственности
человека, расширяет его познания
о мире, обществе и природе.
Разнообразные творческие занятия
детей способствуют развитию
их мышления и воображения,
воли, настойчивости, организованности,
дисциплинированности. Таким образом,
наиболее удачно, на наш взгляд,
отразил цель эстетического воспитания
Рукавицын М.М., который считает: "Конечная
цель эстетического воспитания - гармоничная
личность, всесторонне развитый человек…
образованный, прогрессивный, высоконравственный,
обладающий умением трудиться, желанием
творить, понимающий красоту жизни и красоту
искусства". Эта цель также отражает
и особенность эстетического воспитания,
как части всего педагогического процесса.
Любая цель не может
рассматриваться без задач. Большинство
педагогов (Г.С. Лабковская, Д.Б.
Лихачев, Н.И. Киященко и другие)
выделяют три ведущие задачи,
которые имеют свои варианты
и у других ученых, но при
этом не теряют главной сути.
Итак, во-первых, это "создание
определенного запаса элементарных
эстетических знаний и впечатлений,
без которых не могут возникнуть
склонность, тяга, интерес к эстетически
значимым предметам и явлениям".
Суть этой задачи
состоит в накоплении разнообразного
запаса звуковых, цветовых и пластических
впечатлений. Педагог должен умело
подобрать по указанным параметрам
такие предметы и явления, которые
будут отвечать нашим представлениям
о красоте. Таким образом, будут
формироваться чувственно-эмоциональный
опыт. Необходимы также конкретные
знания о природе, самом себе,
о мире художественных ценностей.
"Разносторонность и богатство
знаний - основа формирования широких
интересов, потребностей и способностей,
которые проявляются в том,
что их обладатель во всех
способах жизнедеятельности ведет
себя как эстетически творящая
личность", - отмечает Г.С. Лабковская.
Вторая задача эстетического
воспитания состоит в "формировании
на основе полученных знаний
и развития способностей художественного
и эстетического восприятия таких
социально-психологических качеств
человека, которые обеспечивают
ей возможность эмоционально
переживать и оценивать эстетически
значимые предметы и явления,
наслаждаться ими".
Эта задача говорит
о том, что случается, что
дети интересуются, например живописью,
лишь на общеобразовательном
уровне. Они торопливо смотрят
картину, стараются запомнить
название, художника, затем обращаются
к новому полотну. Ничто не
вызывает в них изумления, не
заставляет остановиться и насладиться
совершенством произведения.
3. Виды эстетического
воспитания
Эстетическое образование,
приобщение людей к сокровищнице
мировой культуры и искусства
— все это лишь необходимое условие для
достижения главной цели эстетического
воспитания — формирования целостной
личности, творчески развитой индивидуальности,
действующей по законам красоты.
Полагаясь на сложившуюся
практику воспитательной работы,
обычно выделяют следующие структурные
компоненты эстетического воспитания:
- эстетическое образование,
закладывающее теоретические и ценностные
основы эстетической культуры личности;
- художественное воспитание
в его образовательно-теоретическом и
художественно-практическом выражении,
формирующее художественную культуру
личности в единстве навыков, знаний, ценностных
ориентации, вкусов; эстетическое самообразование
и самовоспитание, ориентированные на
самосовершенствование личности;
- воспитание творческих потребностей
и способностей.
Среди последних особую значимость
имеют так называемые конструктивные
способности: индивидуальная экспрессия,
интуитивное мышление, творческое воображение,
видение проблем, преодоление стереотипов
и др.
Эстетическое воспитание
осуществляется на всех этапах
возрастного развития личности.
Чем раньше она попадает в
сферу целенаправленного эстетического
воздействия, тем больше оснований
надеяться на его результативность.
С самого раннего возраста через игровую
деятельность ребенок приобщается к познанию
окружающего мира, через подражание овладевает
элементами культуры действий и общения
с людьми. Игра — первичный и весьма продуктивный
способ пробуждения творческих потенций,
развития у ребенка воображения и накопления
первых эстетических впечатлений. Получаемый
через общение и деятельность опыт формирует
у детей дошкольного возраста элементарное
эстетическое отношение к действительности
и к искусству.