Этапы творческого развития ребёнка в лепке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 11:06, реферат

Описание работы

Недостаточный уровень развития образных представлений - одна из частых причин трудностей в учебе не только в шестилетнем возрасте, но и значительно позже (вплоть до старших классов). Вместе с тем период их наиболее интенсивного формирования приходится на дошкольный и начало младшего школьного возраста. Поэтому если у ребенка, поступающего в школу, имеются проблемы, то их надо как можно скорее "компенсировать" изобразительной и конструктивной деятельностью – в свободное время стимулировать занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием.

Файлы: 1 файл

пластическая деятельность.docx

— 31.01 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет педагогики, психологии и коммуникативистики

Кафедра дошкольной педагогики

 

 

 

Реферат на тему:

«Этапы творческого развития ребёнка в лепке».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 3 курса ДО

Левченко Екатерина

 

 

 

 

Краснодар, 2014г.

Недостаточный уровень развития образных представлений - одна из частых причин трудностей в учебе не только в шестилетнем возрасте, но и значительно позже (вплоть до старших классов). Вместе с тем период их наиболее интенсивного формирования приходится на дошкольный и начало младшего школьного возраста. Поэтому если у ребенка, поступающего в школу, имеются проблемы, то их надо как можно скорее "компенсировать" изобразительной и конструктивной деятельностью – в свободное время стимулировать занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием.

Характеризуя мышление ребенка, психологи обычно выделяют стадии: наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое. Наглядно-образное опирается на зрительные представления и их трансформацию как средства решения мыслительной задачи. Известно, вступление в новую стадию мышления не означает изживания предшествующей его стадии. Оно сохраняется у ребенка, помогает в развитии мышления новой стадии, составляет основу формирования разнообразной деятельности и способностей. Более того, специалисты считают - эта форма мышления необходима не только для детского творчества, но и для творчества человека любой профессии. Вот почему так важно развивать образное мышление, как и воображение, положительное эмоциональное отношение, овладение способами изображения, выразительными средствами рисунка, лепки, аппликации.

Пластическое творчество является тем видом творческой деятельности, к которому на современном этапе относятся не всегда с должным вниманием. Причин такого явления очень много, но одна из них заключается в том, что в современных условиях основную задачу дошкольного образования родители и многие педагоги видят в подготовке детей к школе. И в этом случае рисование оказывается в лучшей ситуации, поскольку каждый понимает, что рисование способствует развитию мелкой моторики, которая необходима в процессе подготовки руки к письму, что оно в определенном смысле приучает к каллиграфии. Лепка тоже развивает мелкую моторику, но она, по мнению некоторых практиков, более трудоемкий и хлопотный процесс, особенно если говорить о лепке из глины. Ведь помимо подготовки и уборки рабочего места, что занимает большое количество времени, нужно организовать сам процесс обучения. А это сделать не всегда легко, так как очень часто дети отказываются брать в руки данный материал из-за боязни испачкаться и, следовательно, их нужно уговорить, заинтересовать, а педагог иногда сам оказывается не достаточно подготовленным к работе с глиной. Вот и получается, что пластическое творчество упрощается. Вместо глины все чаше используют либо пластилин, либо пластическую массу, а занятия в основном ограничиваются тем, что дети занимаются предметной или декоративной лепкой, повторяя за педагогом все этапы выполнения того или иного предмета. А вот творчество в полном смысле этого слова, т.е. тогда, когда ребенок был бы свободен в пластическом выражении своих мыслей, чувств не получается. В самостоятельной деятельности дети тоже очень редко занимаются лепкой, поскольку не в каждом дошкольном учреждении пластические материалы находятся в их свободном распоряжении, а дома о них, как правило, совсем не вспоминают.

Таким образом, мы стоим перед вопросом, каким образом развивается творчество в лепке, если ребенок рано знакомится с пластическими материалами.

Первый этап творческого становления в лепке можно обозначить как «ознакомительный», на котором ребенок знакомится со свойствами пластических материалов и особенностями лепки. Этот этап условно делится на несколько стадий.

Первая стадия «стадия пластической игры» заключается в том, что малыш (примерный возраст 10 месяцев – 1 год и 2 мес.), которому попал в руке комочек пластического материала начинает им манипулировать, совершая разные действия исследовательского характера. Сразу хотелось бы оговориться, что лучше всего давать ребенку специальный пластилин, гипоаллергенный, не содержащий вредных примесей. На сегодняшний день есть несколько фирм производителей, которые занимаются выпуском таких пластилинов и пластических масс. И так, разминая комочек в руке, ребенок его может засунуть в рот, понюхать, постучать им, бросить на пол, размазать по поверхности. Но все его действия направлены на изучение этого непонятного, пока, малышу материала, и каждая манипуляция с ним вводит его в изумление, поскольку он постепенно узнает разные свойства пластилина.

Замечен такой факт, что не все малыши сразу расположены, брать в руки пластилин, но при этом они демонстрируют огромный интерес к нему. В этом случае необходимо создать условия, при которых ребенок избавиться от страха перед новым материалом. Приведем пример. Алеша 1 г. увидев кусочек пластилин, потянулся к нему, а потом резко отдернул руку, когда она коснулась комочка. Педагог взял комочек и спрятал его в кулаке, при этом сказал: «Посмотри, а комочек то спрятался, он решил с тобой поиграть». Потом раскрыв ладонь, произнес: «А вот он появился, какой он шалун. Ой, да он еще и прыгать умеет, смотри, как он прыгает». И педагог, обхватив комочек двумя пальцами, стал совершать ритмичные движения, имитируя прыжки. Затем продолжил: «Ой, он опять спрятался в ладошках и стал там бегать. Вот он бегает, бегает». Педагог тем временем совершал круговые движения ладоней. «Посмотри, наш комочек в шарик превратился и снова стал прыгать. Он и к тебе может прыгнуть, хочешь?» Алеша махнул головой. Тогда педагог, держа пластилиновый шарик, перенес на ладошку Алеши. Он сразу заулыбался и зажал комок в кулак. Потом разжал и удивился, что шарик стал расплющенным. Но педагог объяснил, что пластилин – большой шутник и фокусник, он все время меняется. «Вот смотри, как он сейчас превратится в шарик. Для этого нужно положить его на одну ладошку и другой накрыть, а затем покрутить ими, вот так. Ну, вот и получился шарик». После такой игры Алеша, посмотрев на пластилин другого цвета, попросил другой кусочек, и, получив его, он стал повторять все действия, которые совершал ранее педагог. Конечно, его действия были неуклюжими, нецеленаправленными, но ребенок изо всех сил старался крутить комок пластилина, чтобы тот превратился в шарик. И когда, не без помощи педагога, шарик был получен, Алеша поднял его и побежал к маме, показывая на пластилиновый шарик и, стуча себя в грудь, как бы говоря, что это он сделал.

Интересен и тот факт, что после того как ребенок мог наблюдать за изменениями формы кусочка пластилина, он стал проявлять интерес к нему не как к предмету манипуляции, а к объекту игры. Причем игры, имеющей познавательный характер, что является значимым для дальнейшего развития ребенка.

Таким образом, от пластической игры ребенок переходит к «стадии экспериментов», где он не просто повторяет действия взрослого, направленные на преобразование формы пластической массы, а где он стремиться, опытным путем узнать новые свойства и возможности пластилина. И на этой стадии также важна роль педагога, который умело, но ненавязчиво может оказать необходимую помощь. А именно, показать ребенку, что каждый комочек пластилина может стать каким-то образом, только для этого нужно уметь с ним обращаться.

Стадия экспериментов достаточно противоречива по своему характеру. С одной стороны, в этот период ребенок очень нуждается в знаниях и умениях взрослого для того, чтобы самому научиться работать с пластическим материалом. С другой стороны, возрастной период от 1,5 до 2-х лет характеризуется тем, что дети стремятся все попробовать сами, иногда даже настаивая «я сам».

Интересен тот факт, что эти две характеристики данной стадии проявляются то последовательно, то параллельно. Иногда дети, экспериментируя с пластилином, не подпускают к себе никого, стараясь самостоятельно что-то сделать, но когда у них не получается добиться реализации задуманного, тогда они протягивают комок взрослому с просьбой помочь. В этот момент важно не просто слепить то, что попросит ребенок, а привлечь его совместно отработать какие-то приемы, но самое главное, чтобы было участие самого малыша. Иначе такая помощь будет неэффективной и в последствие может привести к потере интереса к лепке вообще.

Стадия экспериментов очень благодатна с точки зрения обучения, поскольку, демонстрируя разные приемы и способы лепки, можно сразу же показать каким образом их использовать для создания пластического образа.

В тот момент, когда ребенок стремиться реализовать в пластике свой замысел, когда он начинает вкладывать определенный смысл в свою работу, он переходит на следующий этап развития «этап изобразительной пластики». Именно на этом этапе ребенок в полной мере осваивает специфику лепки, проходя определенные стадии.

Первая стадия «стадия элементарной пластики» характеризуется тем, что ребенок создает свои первые пластические образы, которые хотя и не отличаются в большой степени реализмом, но зато представляют собой некий сплав элементарных умений в лепке с первичным опытом восприятия, обобщения и отображения воспринимаемой действительности. Первые лепные поделки порой наивны и просты, но очень тонко передают яркие черты изображаемых объектов. Например, Маша (2 г. 1 мес.) у зайца сделала большие глаза и пояснила «он же волка увидел» или Алиса (2 г. 3 мес.) у паука слепила большое туловище и короткие лапки «животик у него должен быть большим, а то муха не поместиться, а лапки короткие, чтобы висеть удобнее на паутине». А у Дани (1 г. 6 мес.) в результате лепки получился комок округлой формы, из которого в разные стороны были вытянуты тонкие столбики. Когда педагог спросил, что он слепил, Даня сморщил нос и стал изображать сап ежика. «Это ежик?» - уточнил педагог. И Даня заулыбался.

В данный период необходимо помимо детского пластилина познакомить детей и с другими пластическими материалами, в том числе и с глиной. Для того чтобы расширить представления детей об особенностях создания пластических образов и разных материалов.

Замечен и такой факт, что в период, когда дети еще не достаточно владеют пластическими материалами, техническими приемами лепки, когда они совершают первые шаги в постижении основ скульптурного искусства, целесообразно использовать вместе с основными материалами, дополнительные (природные, бросовые). Это нужно делать для того, чтобы помочь детям придавать выразительность образу, тем самым, стимулируя их к дальнейшему творческому поиску.

На стадии элементарной пластики очень важно не перейти грань излишней опеки. Безусловно, в этот период, необходимо оказывать помощь детям, в том случае, когда используемые ими приемы не позволяют получить ожидаемый результат. Например, ребенок с силой прижимает две детали своей поделки, и при этом они у него распадаются, хотя в данном случае для соединения лучше всего использовать примазывание. Но поскольку опыт детей еще не велик, то им необходимо подсказать каким образом стоит поступить в этой ситуации.

Что же касается советов по поводу содержания и формы пластических образов, то здесь целесообразнее принять роль наблюдателя, чем активного участника, так как в этот период ребенок, имея пусть даже самый элементарный опыт, но старается высказать все то, что он успел за это время узнать, увидеть и понять. Следовательно, вмешательство педагога, корректирующего поделку в соответствие с собственными представлениями об образе, является не вполне уместным и может обусловить снижение интереса у детей к лепке.

Овладение детьми приемами и способами лепки дает им возможность быть более раскованными в плане самовыражения. И в этом случае на смену приходит другая стадия творческого развития «стадия свободной лепки», в период которой дети не только закрепляют и расширяют свой изобразительный опыт в лепке, но и пытаются передавать выразительность в создаваемых пластических образах, отображать их характер и собственное отношение к ним. С этой целью дошкольники в процессе лепке стараются добавить свои элементы, сделать работу отличной от других. Если на более ранних этапах дети могли свою неумелость скрыть за выдумыванием характеристики самого образа, то на данной стадии дошкольники находятся в поиске интересных форм, сюжетов, приемов. Именно в этот период дети целенаправленно, самостоятельно могут добавлять какие-то элементы, выполненные не из пластических материалов, с целью сделать свой образ оригинальным и выразительным.

Также важно указать, что поделки, выполненные на этой стадии, очень часто детьми используются в театрализованной деятельности и сюжетной игре. И, несмотря на то, что лепка фигур достаточно сложный и кропотливый процесс, при умелом руководстве она вызывает повышенный интерес дошкольников. Интерес этот обусловлен ее спецификой, а именно, тем, что образы могут иметь трехмерный объем, их можно взять в руки, повернуть и рассмотреть с разных сторон. И в этом нет ничего необычного, поскольку для детей свойственно тактильное обследование предметов действительности. Поэтому на выставках дети практически всегда стараются даже тайком, но потрогать то или иное произведение. А в магазине игрушек, взять игрушку в руки, а не разглядывать ее со стороны. Тактильные ощущения очень важны в формировании изобразительного опыта, они благодаря тактильной памяти помогают детям точнее предавать характеристики того или иного объекта (предмета) и в других видах изобразительной деятельности. В этом и заключается один и важных аргументов в пользу того, что пластическое творчество необходимо развивать наравне с другими видами творчества, начиная с раннего детства.

Завершающей стадией творческого развития является «стадия пластического фантазирования», характеризующаяся тем, что дети, овладев основными техниками, способами лепки, начинают обогащать и расширять содержательную сторону своих пластических образов, придумывая при этом нестандартные варианты комбинации приемов.

На этой стадии детские работы очень разноплановые, неоднозначные. Каждый ребенок проявляет себя особенным образом. Поэтому дать подробную характеристику пластическим образам, создаваемым детьми очень сложно, так как все они непохожи друг на друга. Единственное, что их объединяет это стремление детей хотя бы в чем-то продемонстрировать свой стиль, непохожий на других, по которому можно было узнать автора той или иной работы.

Обобщая все вышесказанное, можно отметить, что в общем разные виды творчества имеют одну схожую направленность в творческом становлении дошкольников. А именно, дети начинают свой творческий путь с неумелых, но интересных «каракуль», поскольку они обладают потрясающей художественной интуицией. А далее развитие происходит эффективно, если наличествует разумное руководство, способствующее раскрытию всего того, что заложено в ребенке. И тогда, осваивая основы изобразительного искусства, дошкольник становится свободным в выражении своих впечатлений, ощущений, отношений. И это является показателем развития творчества.

Декоративное искусство всегда несет на себе отпечаток условности в передаче формы, цвета, в выполнении элементов узора.( Флёрина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста Учпедгиз. Москва, 1956 г. 91 страница. ) В свою очередь это не может не сказаться на умственной деятельности детей. В результате систематической работы ребенок приобретает навыки не только условного решения формы, но и ее орнаментального оформления, например лепит солонку в виде цветка, украшает крылья сказочной птицы, изображает барашка с завитками, причем каждый подходит к этому по-разному. Один делает завиток из маленьких валиков глины, а другой ритмично располагает на форме маленькие диски. Мыслительная деятельность ребенка проявляется и в том, как он изображает пропорции игрушек. При этом ребенок делает вполне логичные выводы, которые в дальнейшем ведут к необходимым практическим действиям. Так, определив, что одна рука изображаемой фигуры длиннее другой, укорачивает ее, удаляя лишнюю глину, и наоборот, если рука короткая, добавляет глину, наращивая форму. Иногда ребенку не нравится выполненная им фигурка, он ломает ее, делает заново, вместо того чтобы исправить ошибку. Такие дети нуждаются в помощи педагога, он должен научить ребенка думать над способом изображения. Большую сложность для дошкольника представляет и обработка поверхности предмета, а именно украшение формы декоративными элементами. Оформление работы способом налепа требует от детей целого ряда операций: отбора декоративных форм, поиска способа изображения декоративных форм и расположения их в определенном ритме на поверхности предмета. Создание изделия из глины всегда связано с выражением его пластических особенностей. Понимание пластики в скульптуре детьми дошкольного возраста осуществляется очень медленно. Однако уже в старших группах дети начинают понимать красоту и плавность лепной формы.

Информация о работе Этапы творческого развития ребёнка в лепке