Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 11:06, реферат
Недостаточный уровень развития образных представлений - одна из частых причин трудностей в учебе не только в шестилетнем возрасте, но и значительно позже (вплоть до старших классов). Вместе с тем период их наиболее интенсивного формирования приходится на дошкольный и начало младшего школьного возраста. Поэтому если у ребенка, поступающего в школу, имеются проблемы, то их надо как можно скорее "компенсировать" изобразительной и конструктивной деятельностью – в свободное время стимулировать занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием.
Декоративная лепка способствует развитию умений работать с глиной, красками и соответствующими инструментами, так как предметы требуют тщательности в обработке изделия, что достигается при помощи стеки, пальцев, мокрой тряпочки, а в некоторых случаях узор наносится и специальными печатками с сечениями в виде круга, треугольника, квадрата. Следовательно, работа над лепным орнаментом положительно влияет на развитие мелких мышц кисти ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными.
На занятиях по лепке дети получают определенную физическую нагрузку, которая имеет место и во время подготовки материалов к занятию и в процессе работы с глиной. Кроме того, нужно привести в порядок место после лепки: очистить от глины доску, станок, протереть стол мокрой тряпкой. Желания детей создать красивый предмет и украсить его во многом зависят от интереса воспитателя к работе детей. Педагог должен внимательно рассмотреть работу ребенка, показать ее другим детям, а затем предложить ребенку рассказать, как ему удалось так красиво сделать игрушку. Следовательно, все действия воспитателя должны быть направлены на то, чтобы научить малыша способам изображения предметов и подвести его к желанию сделать свою работу как можно интереснее, красивее, дать понять ему, что от него ждут именно такой работы.
К шестому году жизни начался процесс окостенения кисти руки, окрепли мелкие и крупные мышцы рук, и благодаря этому появилась возможность для более точных и сложных действий с глиной или пластилином. Произошли перемены и в психике: более устойчивым стало внимание, улучшилась память. У детей появляется умение сначала представить себе предмет, а потом его лепить. Движения детей во время лепки стали более точными, так как повысился зрительный контроль за действиями пальцев, дети накопили известный опыт лепки, их изделия стали разнообразнее как по содержанию, так и по способу изображения. Вместе с тем дети старших групп, создавая предмет, мало работают над уточнением формы. Объяснить это можно тем, что для них важно наличие частей предмета и чисто внешние признаки его формы: круглая голова, цилиндрические ноги и т. д.
Декоративная лепка, как и любая изобразительная деятельность детей дошкольного возраста - это специфическое образное познание действительности. Как и всякая познавательная деятельность, лепка играет большую роль во всестороннем развитии детей. В процессе занятий лепкой происходит умственное развитие детей. Успешное овладение лепкой требует осуществления сенсорного воспитания и содействует сенсорному развитию детей.
Хорошее формирование у детей навыков лепки зависит от того, насколько тесно взаимодействует дошкольное учреждение с семьей. Многие исследователи отводят большую роль семье в процессе творческого воспитания дошкольников. Большое влияние семьи на ребенка характеризуется, прежде всего, эмоциональностью реагирования близких ребенку родственников на проявление детьми творчества в условиях детского сада, семьи. В основе такого реагирования лежат родственные чувства всех членов семьи (Ю.П. Азеров, Д.В. Винникотт и др.). Эмоциональность семейных отношений заложена в чувстве любви и привязанности как родителей к детям, так и детей к родителям. Важным в семейном воспитании является то, что взрослые выступают носителями семейных традиций и внутрисемейных отношений. Потенциал семьи имеет большие воспитательные возможности, влияющие, в том числе и на формирование творчества детьми в лепке. Именно семья способна создать наиболее благоприятные условия для творческого развития ребенка, при котором у дошкольника накапливается опыт лепки.
Таким образом, можно говорить о большом значении изобразительной деятельности для формирования личности ребенка, его творчества. Исследователи доказали, что в процессе создания изображения решаются широкие задачи всестороннего, гармоничного развития дошкольников. Установлено, что чем лучше ребенок овладевает изобразительной деятельностью, тем ярче создаваемые им художественные образы. Созданные детьми изображения в лепке вызывают у них эмоционально-положительное отношение не только к вылепленной скульптурке, но и к объектам, которые на нем изображены, о чем свидетельствуют эстетические оценки дошкольников. Мы считаем изобразительную деятельность (лепку) деятельностью, в которой ребенок постепенно овладел изобразительно-выразительными средствами, создает художественные образы, выражая эмоционально-положительное отношение к изображаемым объектам и явлениям.
Среди условий, способствующих формированию выразительного образа в лепке, можно назвать следующие: в достаточной мере развитые анализаторы; наличие интереса к наблюдаемому объекту; развитие произвольной памяти и процессов мышления, без участия которого воспринятая действительность не может быть переработана в зрительный образ; наличие творческого воображения и развитие эмоциональной сферы. Зрительный образ, возникший в сознании ребенка, необходимо воплотить в процессе лепки в мягком пластичном материале, и поэтому от того, насколько ребенок владеет техникой лепки, зависит успех реализации замысла. Следовательно, формирование выразительного образа в лепке детей, также как и формирование художественного образа, невозможно без взаимосвязи познавательного, изобразительного и технического процессов.
Информация о работе Этапы творческого развития ребёнка в лепке