Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 17:49, творческая работа
Актуальность. В последние годы в отечественной системе образования произошли существенные изменения, обусловленные развитием рыночных отношений и преобразованием социально-экономической ситуации в стране. С изменением социально-экономических условий в России изменилась и специфика формирования трудовых коллективов. Все более актуальными становятся вопросы эффективного использования «человеческого фактора» в организации производственной деятельности, а значит, и вопросы разработки высоких технологий формирования профессиональных рабочих групп — команд.
Введение ................................................................................. 2
Этапы внедрения программы формирования
педагогической команды ......................................................... 6
Анализ результатов состояния педагогического коллектива как команды .................................................................................. 8
Заключение ............................................................................ 11
Список литературы ................................................................ 14
Содержание
педагогической команды ..............................
Введение.
Актуальность. В последние годы в отечественной системе образования произошли существенные изменения, обусловленные развитием рыночных отношений и преобразованием социально-экономической ситуации в стране. С изменением социально-экономических условий в России изменилась и специфика формирования трудовых коллективов. Все более актуальными становятся вопросы эффективного использования «человеческого фактора» в организации производственной деятельности, а значит, и вопросы разработки высоких технологий формирования профессиональных рабочих групп — команд.
Практика преобразований общеобразовательной школы нуждается в определении приоритетов модернизации образовательного процесса. Одним из них является повышение эффективности деятельности педагогов, объединенных в педагогические команды, существенно способствующие повышению качества образования детей.
Проблема формирования педагогических команд — это сравнительно новая психолого-педагогическая научная проблема, носящая комплексный, междисциплинарный характер и нуждающаяся в теоретическом анализе сущности, значения, принципов организации и функционирования, психологических характеристик педагогических команд и, наконец, в обосновании самой необходимости их создания.
Объект — педагогическая команда как система профессиональных отношений.
Предмет — психолого-педагогическое обеспечение формирования педагогической команды в условиях образовательного учреждения.
Цель — теоретическое обоснование содержания, форм и средств психолого-педагогического обеспечения формирования педагогической команды в условиях общеобразовательного учреждения.
Гипотеза: если педагогическая команда является группой специалистов образовательного учреждения, выполняющих совместную деятельность по реализации педагогического проекта, связанных общностью мотивов, целей, ценностей педагогического труда, чувством «мы», то ее формирование становится возможным тогда, когда в системе образовательного учреждения организовано психолого-педагогическое обеспечение создания команд на основе включения педагогов в совместную деятельность, " предусматривающую соблюдение следующих психолого-педагогических условий:
Задачи:
Научная новизна исследования:
- раскрыто содержание
понятия «педагогическая
ся, команда социально-психологического
сопровождения);
- обоснованы психологические
характеристики педагогической
команды
(общность осознаваемой цели педагогической
деятельности, ценностно-
ориентационное и мотивационное единство, групповая идентификация
ее
членов, сплоченность, удовлетворенность
от принадлежности к команде);
обосновано содержание процесса формирования педагогических команд, которое раскрыто сквозь призму содержания понятия «педагогическая команда» (осознание единой цели совместной деятельности, развитие ценностно-ориентировочного единства; мотивационной совместимости, сплоченности, групповой идентификации и удовлетворенности от принадлежности к команде);
определены психологические условия формирования педагогической команды, обеспечивающие обстановку психологического комфорта на занятиях, психологическую поддержку членов команды, овладение педагогами самодиагностикой как средством рефлексии, формирование у педагогов субъектной позиции при взаимодействии, нацеленном на сотрудничество и сплочение;
выявлены формы и средства психолого-педагогического обеспечения процесса формирования педагогических команд (беседа, индивидуальное и групповое консультирование, социально-психологический тренинг);
- разработана и апробирована программа формирования педагогической команды в образовательном учреждении, включающая содержательный, диагностический, технологический разделы, последний из которых содержит блоки: самопознание и мотивация самоизменения; осознание собственных ценностей и ценностей группы; оптимизация отношения к себе и к людям; развитие сотрудничества, профессионального целеполагания.
Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования позволяют расширить научные представления о формировании эффективно работающих педагогических коллективов образовательных учреждений как коллективных субъектов совместной деятельности, о содержании психолого-педагогического обеспечения формирования команд в образовательных учреждениях. Обоснование психологических характеристик педагогической команды составит основу для разработки психолого-педагогического подхода к определению средств обеспечения формирования команд в образовательном учреждении.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты способствуют повышению эффективности деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения за счет изменения коммуникативных связей, создания благоприятного психологического климата и психологической поддержки членов команды. Разработка содержания и форм работы по созданию педагогических команд позволит обогатить деятельность психологической службы в образовательном учреждении.
Теоретико-методологической основой исследования являются фундаментальные положения педагогической психологии о целостности педагогического процесса в образовательном учреждении и необходимости организации взаимодействия педагогов в этом процессе на основе сотрудничества, а также социально-психологические концепции малых групп и психолого-педагогического обеспечения их развития.
Методы исследования.
Для решения поставленных задач и проверки исходного предположения был использован комплекс взаимодополняющих, адекватных предмету исследования теоретических и эмпирических методов: 1) теоретический анализ научной литературы по философии, педагогической психологии, социальной психологии, психологии управления, педагогике; концептуальный анализ ранее выполненных диссертационных исследований близкой тематики; 2) организационные методы; 3) методы сбора эмпирических данных (анкетирование, тестирование, косвенное наблюдение); 4) методы обработки результатов эмпирических исследований (определение среднестатистических данных, процентного соотношения, значимости экспериментальных данных с использованием F-критерия Фишера и Т-критерия Стыодента).
Этапы внедрения программы формирования
педагогической команды.
Программа формирования педагогических команд была разработана и апробирована в течение 2003-2005 годов в трех образовательных учреждениях Самарской области.
Программа формирования педагогических команд направлена на повышение уровня сплоченности педагогов вокруг осознаваемой общей цели профессиональной деятельности, развитие «командного духа», мотивации сотрудничества в решении задач воспитания и обучения учащихся.
Целью реализации программы формирования педагогической команды было развитие основных характеристик, присущих педагогической команде как коллективному субъекту.
Задачами программы формирования педагогической команды являлись:
развитие общности осознаваемой цели совместной деятельности;
развитие внутренней мотивации педагогической деятельности как совместной деятельности;
формирование ценностно-ориентационного единства;
развитие групповой идентификации, «командного духа», чувства «мы»;
повышение сплоченности членов педагогической команды;
развитие удовлетворенности от совместной деятельности.
В процессе реализации программы формирования педагогической команды соблюдались следующие условия:
- создание обстановки психологического комфорта для каждого участника;
- нацеленность на психологическу
- использование активных
методов работы; - диагностический
характер используемых техник, позволяющий
педагогам овладевать
- формирование у педагогов
субъектной позиции при
Структура программы представлена несколькими разделами: содержательный, диагностический, технологический разделы, содержание которых реализовано в следующей последовательности:
Анализ потребности в формировании команды педагогов конкретных образовательных учреждений. Определение возможности участия в занятиях членов коллектива.
Целеполагание. Определение целей тренинга исходя из потребностей.
Организация и планирование тренинга. Разработка системы коррекци-онных воздействий.
Проведение тренинга.
Оценка результатов формирования команды. Подведение итогов участниками.
Эти содержание составило полный цикл реализации программы формирования педагогической команды.
На первом, подготовительном этапе, проведено изучение потребности в работе по формированию педагогических команд у педагогов конкретных образовательных учреждений, определение возможности участия в занятиях членов коллектива, формулирование цели тренинга исходя из запроса педагогов и администрации школ, планирование и организация тренинга, разработка системы коррекционных воздействий. Для этого проведены беседы с администрацией, членами педагогических коллективов, сбор информации с помощью анкеты о необходимости и желании участия в тренинге формирования команды, групповая консультация на тему: «Педагогическая команда: возможности формирования и функционирования», а также индивидуальное консультирование членов команды.
Анализ результатов состояния
педагогического коллектива как команды
Экспериментальное исследование было организовано в педагогических коллективах общеобразовательных школ Самары и Самарской области в течение 2003-2005годов.
На первом этапе реализации программы формирования педагогических команд были организованы изучение состояния проблемы, анализ и обоснование необходимости формирования педагогических команд, проведено анкетирование, которое позволило собрать данные о педагогах и их представлениях о своих педагогических командах и психологическом комфорте в них.
Результаты анкетирования показывают, что педагогические коллективы, к сожалению, «стареют»: педагоги в школах имеют средний возраст 47,5 лет, стаж педагогической деятельности составляет 20.5 лет, стаж работы в данной школе - 16,8.лет. Коллективы школ - в основном «женские» (87% из числа опрошенных - женщины), 58% респондентов считают, что в их школе педагогический коллектив можно назвать командой; 70% респондентов чувствуют себя психологически комфортно в своих образовательных учреждениях, а 52 % педагогов признают, что имеют напряженные отношения с некоторыми коллегами.
Информация о работе Этапы внедрения программы формирования педагогической команды