Этапы внедрения программы формирования педагогической команды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 17:49, творческая работа

Описание работы

Актуальность. В последние годы в отечественной системе образования произошли существенные изменения, обусловленные развитием рыночных отношений и преобразованием социально-экономической ситуации в стране. С изменением социально-экономических условий в России изменилась и специфика формирования трудовых коллективов. Все более актуальными становятся вопросы эффективного использования «человеческого фактора» в организации производственной деятельности, а значит, и вопросы разработки высоких технологий формирования профессиональных рабочих групп — команд.

Содержание работы

Введение ................................................................................. 2
Этапы внедрения программы формирования
педагогической команды ......................................................... 6
Анализ результатов состояния педагогического коллектива как команды .................................................................................. 8
Заключение ............................................................................ 11
Список литературы ................................................................ 14

Файлы: 1 файл

Итоговая работа.doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)

Особо следует выделить ответы на вопросы, раскрывающие идеальные представления педагогов о характеристиках эффективно работающего педагогического коллектива и сравнить их с ассоциациями, которые возникают у них в связи со словосочетанием «педагогический коллектив». Представляем список наиболее часто употребляемых характеристик, раскрывающих эффективность работы педагогического коллектива: (лексика сохранена):

1. Общая идея, цель, общность  действий;

2. взаимопонимание;

3. взаимопомощь;

4. профессионализм;

5. уважение к другим;

6. сплоченность;

7. творческий подход;

8. работоспособность;

9. восприимчивость к новому; Ю.стремление к самообразованию.

Как видно из этого списка, педагоги перечисляют действительно значимые характеристики успешной команды, хотя этот список скорее составлен из терминов житейской психологии и многие характеристики обозначены синонимично. Особенно хочется подчеркнуть, что педагоги в первую очередь называют такие качества коллектива, как наличие общей цели, общность действий, сплоченность. Эти характеристики совпадают с выделенными нами характеристиками команды. Остальные же, хотя и являются значимыми характеристиками, но не являются определяющими. Среди редко употребляемых характеристик можно назвать такие, как взаимоконтроль, сила воли, уверенность в пользе своего дела и другие. Анализ этого списка позволяет сказать, что педагоги, в целом, имеют представление о командной работе и, хотя, в их характеристиках отсутствует понимание необходимости групповой идентификации членов педагогической команды и удовлетворенности от принадлежности к данной группе, можно утверждать, что у педагогов есть понимание понятия «педагогическая команда».

Рассмотрим список ассоциаций педагогов со словосочетанием «педагогический коллектив» (приводим десять наиболее часто употребляемых ассоциаций):

1. друзья, дружба;

2. коллеги; соратники, партнеры;

3. сплоченная команда;

4. педсоветы, семинары, планерки, мероприятия;

5. единомышленники;

6. работа;

7. трудолюбие;

8. взаимовыручка, поддержка;

9. проблемы, трудности; Ю.авторитет, уважение.

Анализ этих данных позволяет утверждать, что педагоги ассоциируют понятие «педагогическая команда» в основном с понятиями, обозначающими характеристики коллектива, взаимоотношения его членов и функциональные обязанности учителя. В списке редко употребляемых ассоциаций можно назвать ассоциации, которые несут ярко выраженную эмоциональную нагрузку от позитивной до резко негативной. По мнению некоторых учителей, педагогический коллектив - это «группа одаренных», «энтузиасты», «хорошее настроение», «лесное разноцветье», «улыбчивые», «красивые», «бессеребренники», «влюбленные в свою работу» и т. п. Среди негативных характеристик можно назвать такие ассоциации: педагогический коллектив - это «консерваторы», «любители учить и поучать», «муравьиная куча», «пчелиный рой», «базар», «стая», «конкуренты», «судьи», «сплетни», «ссоры», «скандалы», «болезни», «вздохи», «возмущенные возгласы в учительской», «застой», «скука», «старость», «удушье», «обязаловка». Такая полярность высказываний доказывает неоднозначность отношения педагогов к своей принадлежности к педагогическим коллективам, а у отдельных респондентов просматривается скорее неудовлетворенность такой принадлежностью.

Проведенный контент-анализ высказываний педагогов подчеркивает всю остроту проблемы взаимоотношений в педагогических коллективах. Этому свидетельство и несколько приукрашенный, преувеличенно позитивный образ педагогических сообществ в положительных высказываниях и резкая негативность отрицательных высказываний.

Завершая анализ результатов анкетирования, можно утверждать, что полученные данные полностыо обосновывают необходимость психологического сопровождения процесса командообразования в образовательных учреждениях. Очевиден факт того, что в целом у педагогов есть субъективная психологическая готовность к участию в работе с психологом по формированию команды (81% педагогов изъявили желание принять участие в такой тренинговой работе).

 

Заключение.

Данное исследование посвящено разработке идеи превращения педагогических коллективов учебных заведений в такие команды по-настоящему сотрудничающих, заинтересованных в общем результате совместного педагогического труда. В работе осуществлена попытка применения методологических подходов науки социальной психологии для решения проблем психологии образования.

1. Деятельность педагогических  коллективов современных учреждений  образования определяется понятием «педагогическая команда» В работе раскрыто содержание понятия «педагогическая команда» и выделены ее виды в образовательных учреждениях. Педагогической командой является группа специалистов образовательного учреждения, выполняющих совместную деятельность по реализации педагогического проекта, связанных общностью целей, ценностей педагогического труда, развитым чувством «мы», совместимостью членов, достигаемой совместимостью профессиональных предпочтений. Среди видов педагогических команд выделяются: управленческая команда, команда специалистов, работающих с одними и теми же учащимися, проектная команда, команда социально-психологического сопровождения и другие.

2. Обоснованы психологические  характеристики педагогической  команды, которые взяты за основу разработки модели содержания исследования: ценностно-ориентационное единство, осознанность общей цели совместной деятельности, мотивационная совместимость, удовлетворенность от принадлежности к данной группе, сплоченность. Эффективность определения сформированности педагогической команды подкреплена, на наш взгляд, подбором взаимодополняющих, валидных методов исследования, которые измеряют динамику основных показателей команды. Данные методы позволяют провести детальный анализ групповой динамики, что и отвечает основным задачам эксперимента. Применение этих методик дает возможность провести обследование корректно, по большей части анонимно, с использованием коррекционного значения диагностических процедур. Данные методики подобраны с учетом этических принципов организации обследования, тем не менее, их использование требует особой осторожности и деликатности во взаимодействии с учителями. Организация сравнительного исследования позволила получить достоверные результаты оценки эффективности тренинга формирования команды по всем выделенным показателям ее развития и проанализировать их.

Разработана и апробирована программа формирования педагогической команды в образовательном учреждении, включающая содержательное, диагностическое, технологическое направления. Основными содержательными блоками программы тренинга явились: самопознание и мотивация самоизменения; осознание собственных ценностей и ценностей группы; оптимизация отношения к себе и к людям; развитие сотрудничества, профессионального целеполагания. Тренинг показал свое оптимизирующее значение в развитии положительности восприятия своей профессии и своего места в ней у педагогов школ. Определены психолого-педагогические условия формирования педагогических команд в образовательном учреждении. Такими условиями являются психолого-педагогическое обеспечение формирования педагогических команд, осуществляемое психологической службой школ с использованием технологии работы с педагогическими коллективами как коллективными субъектами деятельности и психологической технологии командоформирования в образовательных учреждениях.

Определена результативность опытно-экспериментальной работы по формированию педагогических команд. Эффективность программы формирования команд подтверждена результатами мониторинга динамики их показателей. Цель, задачи исследования реализованы, гипотеза доказана.

Но вместе с тем остается осознание нерешенности многих проблем организации педагогического труда в современных образовательных учреждениях, поиск путей решения, которых, должен быть продолжен. Кроме того, остается осознание серьезности проблем современной школы, зависящих в первую очередь от решения социально-экономических вопросов. Полученные выводы позволяют говорить о необходимости демократизации управления школой, как отражения глобальной гуманитарной тенденции в развитии общества. Современная школа нуждается в менеджерской управленческой технологии, суть которой состоит в гибком распределении полномочий в рабочем коллективе, децентрализации власти, переходе от жестких вертикальных управленческих схем к более динамичным командным формам взаимодействия. Именно в условиях педагогической команды возможна постановка задач личностного развития каждого учащегося. Это меняет представление о содержании педагогической деятельности учителя, предполагающем глубинные изменения в профессиональном сознании, в его ценностной сфере, в сфере взаимодействия в среде образовательного учреждения.

Список литературы

 

1. Авдеев В.В. Формирование команды. М.: ТЦ «Сфера», 1998 - 622с.

2. Акимова М.Н. Педагогическая психология как область научного знания педагога: Учеб. пособие по педагогической психологии. Самара: Изд-во СИПКРО, 2001.-314с.

3. Акопов Г.В. Социальная психология образования. М.: Флинта: Наука, 1998-168с.

4. Активные методы в  работе школьного психолога: Сб. науч. тр. /Редкол.: И.В. Дубровина (отв. ред.) и др. М., 1989. 165с.

5. Альманах психологических  тестов. М.: «КСП», 1995. - 400с.,

6. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки.// Избр. Психологические труды. М.: Просвещение, 1980 Т.2. С. 128-267

7. Андреева Г.М. К построению психологической теории коллектива. М.: Просвещение, 1983. - 175с.

8. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1997. 240с.

9. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. — М.: Просвещение. 1983. 96с.

10. Ю.Асмолов А.Г. Культурно-историческая  психология и конструирование  миров. М.: Изд-во «Институт практической  психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996. - 768с.

11. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. СПб.: Речь, 2002.-251с.

12. Бездухов В.П. Гуманистическая направленность учителя. Самара -Санкт-Петербург: СамГПУ,1997. 172с.

13. Бездухов В.П., Мишина С.Е., Правдина О.В. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя. Самара: Изд-во СамГПУ, 2001.- 132с.

 


Информация о работе Этапы внедрения программы формирования педагогической команды