Этническое сознание и самосознание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 11:47, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – выявить, теоретически и опытно – экспериментально обосновать педагогические условия успешного развития этнического сознания и самосознания у детей младшего школьного возраста в процессе освоения ценностей русской народной культуры.

Файлы: 1 файл

11 Защитное слово (20`).doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)

Актуальность проблемы и темы исследования обусловлена  тем, что в современную эпоху проблема становления и развития этнического сознания и самосознания растущей личности приобретает особую остроту и значимость. С одной стороны очевидным фактом реальной действительности является процесс глобализации, а с другой – усиливаются тенденции, связанные со стремлением разных народов сохранить свою этническую самобытность. Это подтверждает, что человечество, понимая необходимость взаимодействия, отнюдь не стремится при этом к утрате этнокультурного своеобразия.

Потеря этнического  сознания и самосознания ставит этнос  перед угрозой небытия. Чтобы этого не произошло, необходимо обеспечить передачу из поколения в поколение традиций и ценностей культуры родного этноса, его народной педагогики и искусства, внедрение их в государственную систему основного и дополнительного образования.

Вопросом, который наиболее остро встает в обществе в течение  последнего десятилетия является вопрос о низком уровне этнических представлений граждан, их самоидентификации, недостаточной сформированности у них представлений о своем этносе. В связи с этим неотлагательного решения требует включение в образовательные и воспитательные программы национально-этнического компонента.

Налицо следующие противоречия:

  • между потребностью государства и общества в развитии этнического сознания и самосознания граждан и готовностью системы российского образования к решению данных задач;
  • между осознанием необходимости сохранения этнической самобытности народов и недостаточной разработанностью в научной литературе категорий этнического сознания и этнического самосознания;
  • между большим количеством программ по изобразительному искусству и художественному труду и недостаточной представленностью в них материала русского народного искусства, отсутствием целей, задач и методик, специально направленных на развитие этнического сознания и самосознания.

Данные противоречия выявляют проблему исследования - поиск, определение, теоретическое и опытно-экспериментальное обоснование педагогических условий, обеспечивающих повышение уровня этнического сознания и самосознания младших школьников в процессе освоения ценностей русской народной культуры.

На основе сформулированной проблемы выделены цель, объект, предмет исследования.

Цель исследования – выявить, теоретически и опытно – экспериментально обосновать педагогические условия успешного развития этнического сознания и самосознания у детей младшего школьного возраста в процессе освоения ценностей русской народной культуры.

Объект исследования – процесс становления и развития этнического сознания и самосознания в период детства.

Предмет исследования –  педагогические условия успешного  развития этнического сознания и самосознания у третьеклассников в процессе освоения ценностей русской народной культуры.

Также во введении рассматриваются  гипотеза, задачи, методологическая и опытно-экспериментальная база исследования. Изучение теоретических аспектов проблемы опиралось на работы отечественных и зарубежных представителей философии, психологии, этнологии, культурологии: В.С.Библер, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, М.К.Мамардашвили, Ю.В.Бромлей, Л.Д.Столяренко, Ю.В.Хотинец, Г.Н.Волков, О.Л.Князева, Д.И.Фельдштейн, Т.Я.Шпикалова, Ю.Б.Борев.

Одной из задач нашего исследования была направлена на раскрытие семантики понятий «сознание», «самосознание», «этническое сознание» и «этническое самосознание». В определении понятия сознание были использованы работы отечественных и зарубежных философов и психологов. Особенно привлекательной в контексте данной работы является позиция А.Н.Леонтьева, вслед за которым мы рассматриваем сознание как совместное знание, которое проявляется во взаимодействии, в совместной деятельности с опорой на знаково-символические системы.

С явлением сознания в психологии тесно связан процесс самосознания человека. Во многих концепциях (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, И.И.Чеснокова и др.) обнаруживается тенденция рассматривать в единстве сознание и самосознание личности. В данной работе принята именно эта позиция о соотношении сознания и самосознания, их диалектическом единстве, но не тождестве. Сознание имеет своим основным вектором внешний мир, а самосознание – внутренний мир человека. Сознание и самосознание не существуют изолированно друг от друга. Разница между ними в акценте на осознание внешнего мира (сознание) или самого себя, своего отношения к внешнему миру (самосознание).

В данной работе были проанализированы различные разновидности сознания и самосознания, но основное внимание было уделено семантике категорий «этническое сознание» и «этническое самосознание». Вслед за Б.А.Вяткиным и Ю.В.Хотинец мы рассматривали этническое сознание как «совокупность социальных, политических, нравственных, эстетических и других взглядов и убеждений, характеризующих осознание индивидом принадлежности к определенному этносу, наличие у него представлений об особенностях этой этнической общности» и этническое самосознание как «относительно устойчивую система осознанных представлений и оценок объектов этнического мира, реально существующих этнодифференцирующих и этноинтегрирующих признаков, формирование которой обусловливает осознание человеком жизнедеятельности этноса, этнической общности и себя как представителя данной определенной этнической общности».

На основе анализа  научной литературы была разработана единая структурная модель этнического сознания и самосознания, включающая компоненты этнического сознания и этнического самосознания. Данная модель этнического сознания и самосознания личности младшего школьника содержит компоненты как этнического сознания, так и этнического самосознания. Структура модели включает внешний треугольник, основным вектором которого является внешний мир, и внутренний треугольник, характеризующийся направленностью на внутренний мир ребенка. Внешний треугольник включает познавательный, ценностный и творческий компоненты этнического сознания и самосознания, а внутренний – процессы самопознания, самоотношения и самовыражения. Оценка уровня развития данных компонентов в дальнейшем опытно-экспериментальном исследовании проводилась по определенным критериям.

Критерии познавательного компонента этнического сознания и самосознания:

  • представления о своем этносе, знания основ русской народной культуры и искусства, понимание их знаково-символической природы;
  • осознание своей сопричастности к родному этносу;
  • овладение основной терминологией в сфере народной культуры и искусства, употребления этих терминов в собственных суждениях;
  • способность использовать имеющиеся знания в процессе восприятия, анализа произведений русского народного искусства.

Критерии ценностного компонента этнического сознания и самосознания:

  • сформированность представлений о нравственных ценностях и антиценностях русского народа, эмоциональная отзывчивость на ценности его культуры и искусства;
  • умение определять нравственные, эстетические, мировоззренческие аспекты в произведениях русской народной культуры и искусства;
  • степень индивидуального включения в этнические ценности русского народа, отношения к ним, ориентации на них в своем сознании и поведении.

Критерии творческого компонента этнического сознания и самосознания:

  • желание участвовать в творческой деятельности в сфере русского народного искусства, созидать новые художественные ценности, опираясь на традиции своего этноса;
  • интерес к процессу создания произведений народного искусства, наблюдению за данным процессом;
  • применение в своих произведениях символики русского народного искусства;
  • использование личного опыта познавательного и эстетического освоения народной культуры, выражение индивидуального отношения к русской народной культуре в продуктах своего художественного творчества.

На основе выделенных компонентов этнического сознания и самосознания, их критериев были определены показатели высокого, среднего и низкого уровней проявления этнического сознания и самосознания у младших школьников.

Высокий уровень сформированности этнического сознания и самосознания учащегося характеризовался выполнением всех требований, вытекающих из выделенных критериев по каждому компоненту или большинства из них.

Средний уровень сформированности этнического сознания и самосознания ребенка характеризовался выполнением части требований, вытекающих из выделенных критериев по каждому компоненту (первый вариант), или выполнением всех требований по некоторым компонентам и невыполнением большинства требований по другим компонентам (второй вариант).

Низкий уровень сформированности этнического сознания и самосознания учащегося характеризовался невыполнением большинства требований, вытекающих из выделенных критериев по всем компонентам этнического сознания и самосознания.

Практическая часть  выпускной квалификационной работы посвящена опытно-экспериментальному исследованию уровня развития этнического сознания и самосознания младших школьников и проблеме развития этого феномена на занятиях, посвященных истории, культуре и искусству русского народа. Опытно-экспериментальное исследование проходило в три этапа: констатирующее, формирующее и контрольное исследование. Базой опытно-экспериментального исследования стала гимназия №99 г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие 15 детей 9-10 лет. Продолжительность исследования составила 1 год.

На констатирующем этапе исследования был использован широкий арсенал методов диагностики: анкетирование, интервьюирование учащихся и их родителей, серия диагностических заданий. На основе изучения и адаптации к возрасту испытуемых методик исследования этнического сознания и самосознания различных авторов (Г.А.Солдатова, Е.П.Белинская и др.) нами была разработана серия диагностических заданий, направленных на изучение различных компонентов этнического сознания и самосознания третьеклассников (познавательного, ценностного, творческого).

Проведение констатирующего  исследования показало, что большинство детей находятся на низком (40 %) и среднем (53 %) уровне развития этнического сознания и самосознания. Учащиеся имеют недостаточный объем знаний и представлений о русской народной культуре и искусстве, слабо проявляют свое отношение к произведениям народного искусства, ситуативно выражают желание самостоятельно создать собственные произведения. Наиболее сформированным у третьеклассников был ценностный компонент этнического сознания и самосознания (низкий уровень – 27%, средний – 67%, высокий – 6%), наименее развит у детей данной группы творческий компонент исследуемого феномена (низкий уровень – 53%, средний – 41%, высокий – 6%). Полученные результаты привели к выводу о необходимости специальной работы, направленной на успешное развитие этнического сознания и самосознания.

По итогам диагностической работы констатирующего характера была разработана программа развития этнического сознания и самосознания детей «Путешествие по Древней Руси», представляющая собой цикл занятий формирующего характера, был подобран материал, содержащий задания, методы и приемы, обладающие широкими возможностями воздействия на ребенка с целью формирования этнического сознания и самосознания. Опытно-экспериментальная работа проводилась течение учебного года один раз в неделю.

Программа была построена по модульному принципу и  включала 4 модуля:

  1. Исторические корни русского народа (понятие о русском народе, его исторических корнях, образе жизни; о крестьянской избе, народном костюме, языческих верованиях древних славян).
  2. Русское устное народное творчество (знакомство с русскими народными сказками, былинами, загадками, пословицами и поговорками, а также с авторскими уральскими сказами П.П.Бажова).
  3. Русское народное декоративно-прикладное искусство и музыкальное творчество (знакомство с русской народной игрушкой, техниками росписи, народными песнями и русскими народными музыкальными инструментами).
  4. Праздники Древней Руси (представление о праздниках Масленице, Пасхе, Святках, традиционном празднике урожая).

Тематика занятий, специальные  задания, формы работы, методы и приемы, использованные на занятиях, были направлена на изучение основ жизни и быта русского народа, его культуры и искусства.

В ходе проведения занятий  реализовывался комплекс условий гипотезы исследования:

  • расширение этнического сознания и самосознания детей путем приобщения к различным видам и жанрам русской народной культуры и искусства, воспитание к ним эмоционально-положительного отношения для формирования основы их будущего поведения как субъектов своего этноса;
  • комплексное развитие в единстве различных компонентов этнического сознания и самосознания – познавательного, ценностного, творческого – с целью гармоничного развития личности учащихся и ликвидации диспропорций в развитии их этнического сознания и самосознания;
  • применение разнообразных форм проведения занятий, методов и приемов, специально направленных на стимулирование развития этнического сознания и самосознания у ребенка;
  • вовлечение детей в разнообразные виды художественно-познавательной, художественно-творческой, игровой и элементарной исследовательской деятельности на материале русской народной культуры и искусства с целью обеспечения развития различных компонентов их этнического сознания и самосознания, способности к самопознанию, самовыражению и самоутверждению;
  • интеграция разных видов народного искусства и художественной деятельности учащихся с целью формирования у них целостного представления о культуре и искусстве русского народа;
  • применение на занятиях индивидуальной, групповой и коллективной форм деятельности детей для развития способностей к внутреннему и внешнему диалогу, сотрудничеству и конструктивному взаимодействию;
  • совместная работа учителя, детей и родителей для создания ситуации успеха в развитии этнического сознания и самосознания ребенка.

Информация о работе Этническое сознание и самосознание младших школьников