Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 11:47, дипломная работа
Цель исследования – выявить, теоретически и опытно – экспериментально обосновать педагогические условия успешного развития этнического сознания и самосознания у детей младшего школьного возраста в процессе освоения ценностей русской народной культуры.
Актуальность проблемы и темы исследования обусловлена тем, что в современную эпоху проблема становления и развития этнического сознания и самосознания растущей личности приобретает особую остроту и значимость. С одной стороны очевидным фактом реальной действительности является процесс глобализации, а с другой – усиливаются тенденции, связанные со стремлением разных народов сохранить свою этническую самобытность. Это подтверждает, что человечество, понимая необходимость взаимодействия, отнюдь не стремится при этом к утрате этнокультурного своеобразия.
Потеря этнического сознания и самосознания ставит этнос перед угрозой небытия. Чтобы этого не произошло, необходимо обеспечить передачу из поколения в поколение традиций и ценностей культуры родного этноса, его народной педагогики и искусства, внедрение их в государственную систему основного и дополнительного образования.
Вопросом, который наиболее остро встает в обществе в течение последнего десятилетия является вопрос о низком уровне этнических представлений граждан, их самоидентификации, недостаточной сформированности у них представлений о своем этносе. В связи с этим неотлагательного решения требует включение в образовательные и воспитательные программы национально-этнического компонента.
Налицо следующие противоречия:
Данные противоречия выявляют проблему исследования - поиск, определение, теоретическое и опытно-экспериментальное обоснование педагогических условий, обеспечивающих повышение уровня этнического сознания и самосознания младших школьников в процессе освоения ценностей русской народной культуры.
На основе сформулированной проблемы выделены цель, объект, предмет исследования.
Цель исследования – выявить, теоретически и опытно – экспериментально обосновать педагогические условия успешного развития этнического сознания и самосознания у детей младшего школьного возраста в процессе освоения ценностей русской народной культуры.
Объект исследования – процесс становления и развития этнического сознания и самосознания в период детства.
Предмет исследования – педагогические условия успешного развития этнического сознания и самосознания у третьеклассников в процессе освоения ценностей русской народной культуры.
Также во введении рассматриваются гипотеза, задачи, методологическая и опытно-экспериментальная база исследования. Изучение теоретических аспектов проблемы опиралось на работы отечественных и зарубежных представителей философии, психологии, этнологии, культурологии: В.С.Библер, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, М.К.Мамардашвили, Ю.В.Бромлей, Л.Д.Столяренко, Ю.В.Хотинец, Г.Н.Волков, О.Л.Князева, Д.И.Фельдштейн, Т.Я.Шпикалова, Ю.Б.Борев.
Одной из задач нашего исследования была направлена на раскрытие семантики понятий «сознание», «самосознание», «этническое сознание» и «этническое самосознание». В определении понятия сознание были использованы работы отечественных и зарубежных философов и психологов. Особенно привлекательной в контексте данной работы является позиция А.Н.Леонтьева, вслед за которым мы рассматриваем сознание как совместное знание, которое проявляется во взаимодействии, в совместной деятельности с опорой на знаково-символические системы.
С явлением сознания в психологии тесно связан процесс самосознания человека. Во многих концепциях (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, И.И.Чеснокова и др.) обнаруживается тенденция рассматривать в единстве сознание и самосознание личности. В данной работе принята именно эта позиция о соотношении сознания и самосознания, их диалектическом единстве, но не тождестве. Сознание имеет своим основным вектором внешний мир, а самосознание – внутренний мир человека. Сознание и самосознание не существуют изолированно друг от друга. Разница между ними в акценте на осознание внешнего мира (сознание) или самого себя, своего отношения к внешнему миру (самосознание).
В данной работе были проанализированы
различные разновидности сознан
На основе анализа научной литературы была разработана единая структурная модель этнического сознания и самосознания, включающая компоненты этнического сознания и этнического самосознания. Данная модель этнического сознания и самосознания личности младшего школьника содержит компоненты как этнического сознания, так и этнического самосознания. Структура модели включает внешний треугольник, основным вектором которого является внешний мир, и внутренний треугольник, характеризующийся направленностью на внутренний мир ребенка. Внешний треугольник включает познавательный, ценностный и творческий компоненты этнического сознания и самосознания, а внутренний – процессы самопознания, самоотношения и самовыражения. Оценка уровня развития данных компонентов в дальнейшем опытно-экспериментальном исследовании проводилась по определенным критериям.
Критерии познавательного
Критерии ценностного
Критерии творческого компонент
На основе выделенных
компонентов этнического
Высокий уровень сформированности этнического сознания и самосознания учащегося характеризовался выполнением всех требований, вытекающих из выделенных критериев по каждому компоненту или большинства из них.
Средний уровень сформированности этнического сознания и самосознания ребенка характеризовался выполнением части требований, вытекающих из выделенных критериев по каждому компоненту (первый вариант), или выполнением всех требований по некоторым компонентам и невыполнением большинства требований по другим компонентам (второй вариант).
Низкий уровень
Практическая часть выпускной квалификационной работы посвящена опытно-экспериментальному исследованию уровня развития этнического сознания и самосознания младших школьников и проблеме развития этого феномена на занятиях, посвященных истории, культуре и искусству русского народа. Опытно-экспериментальное исследование проходило в три этапа: констатирующее, формирующее и контрольное исследование. Базой опытно-экспериментального исследования стала гимназия №99 г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие 15 детей 9-10 лет. Продолжительность исследования составила 1 год.
На констатирующем этапе исследования
был использован широкий
Проведение констатирующего исследования показало, что большинство детей находятся на низком (40 %) и среднем (53 %) уровне развития этнического сознания и самосознания. Учащиеся имеют недостаточный объем знаний и представлений о русской народной культуре и искусстве, слабо проявляют свое отношение к произведениям народного искусства, ситуативно выражают желание самостоятельно создать собственные произведения. Наиболее сформированным у третьеклассников был ценностный компонент этнического сознания и самосознания (низкий уровень – 27%, средний – 67%, высокий – 6%), наименее развит у детей данной группы творческий компонент исследуемого феномена (низкий уровень – 53%, средний – 41%, высокий – 6%). Полученные результаты привели к выводу о необходимости специальной работы, направленной на успешное развитие этнического сознания и самосознания.
По итогам диагностической работы констатирующего характера была разработана программа развития этнического сознания и самосознания детей «Путешествие по Древней Руси», представляющая собой цикл занятий формирующего характера, был подобран материал, содержащий задания, методы и приемы, обладающие широкими возможностями воздействия на ребенка с целью формирования этнического сознания и самосознания. Опытно-экспериментальная работа проводилась течение учебного года один раз в неделю.
Программа была построена по модульному принципу и включала 4 модуля:
Тематика занятий, специальные задания, формы работы, методы и приемы, использованные на занятиях, были направлена на изучение основ жизни и быта русского народа, его культуры и искусства.
В ходе проведения занятий реализовывался комплекс условий гипотезы исследования:
Информация о работе Этническое сознание и самосознание младших школьников