Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 11:47, дипломная работа
Цель исследования – выявить, теоретически и опытно – экспериментально обосновать педагогические условия успешного развития этнического сознания и самосознания у детей младшего школьного возраста в процессе освоения ценностей русской народной культуры.
На занятиях формирующего
характера использовался
Контрольный этап опытно-экспериментального исследования был посвящен выявлению динамики уровня развития этнического сознания и самосознания у третьеклассников. По итогам работы формирующего характера был проведен итоговый срез, в ходе которого для выполнения детям была предложена серия диагностических заданий, аналогичных тем, которые проводились при определении начального уровня развития феномена на констатирующем этапе исследования. Проведение итогового среза позволило сделать выводы о том, как под воздействием работы формирующего характера у третьеклассников изменился уровень развития этнического сознания и самосознания.
По итогам контрольного
этапа опытно-
Сопоставление результатов констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментального исследования показали положительную динамику в развитии этнического сознания и самосознания у третьеклассников на материале русской народной культуры и искусства. Количество учащихся, показавших высокий уровень развития данного феномена, выросло в 5 раз (+ 4 человека), средний уровень – в 1,3 раза (+ 2 человека).
У детей существенно повысился уровень развития всех компонентов этнического сознания и самосознания. Соотношение между уровнями развития различных компонентов у каждого ученика можно оценить как гармоническое. Из трех компонентов этнического сознания и самосознания наибольшее развитие после проведения цикла занятий получил творческий компонент (прирост – 35%, 0,38 балла), наименьшее – познавательный компонент (прирост - 16%, 0,3 балла). Уровень развития каждого из трех компонентов этнического сознания и самосознания в среднем по экспериментальной группе находится на среднем и выше среднего уровне развития.
При выполнении контрольных заданий учащиеся проявляли большую заинтересованность, активность. Ответы детей отличались правильностью, полнотой, наличием личного отношения ребенка к вопросу, стремлением самовыразиться в продуктах собственного художественного творчества. Задания не вызывали больших затруднений и выполнялись детьми быстро и качественно.
Данная выпускная квалификационная работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
Опытно-экспериментальной базой исследования, направленного на определение уровня сформированности этнического сознания и самосознания младших школьников и развитие данного феномена средствами русской народной культуры, был 3А класс МОУ гимназии №99. В исследовании приняло участие 15 учащихся.
По итогам работы и проведенного в ее ходе опытно-экспериментального исследования можно сделать следующие практические рекомендации педагогам и родителям об условиях повышения уровня этнического сознания и самосознания детей. Для этого необходимо:
Информация о работе Этническое сознание и самосознание младших школьников