Этническое сознание и самосознание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 11:47, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – выявить, теоретически и опытно – экспериментально обосновать педагогические условия успешного развития этнического сознания и самосознания у детей младшего школьного возраста в процессе освоения ценностей русской народной культуры.

Файлы: 1 файл

11 Защитное слово (20`).doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)

На занятиях формирующего характера использовался комплекс методов и приемов, специально направленных на развитие этнического сознания и самосознания младших школьников. Наиболее интересными из них были эстетические ситуации (вчувствование, любование, созерцание формы, эмоциональное погружение), эмоциональная драматургия, различные виды игр на народном материале, стимулирование творческой и познавательной активности детей, познавательно- интеллектуальные, проблемные, поисковые ситуации, художественное и графическое моделирование и иллюстрирование, акцентирование внимания учащихся на особенностях русской народной культуры и искусства, рассказы и беседы этнической направленности, интеграция словесных, иллюстративных, практических и поисковых методов, инсценирование, импровизация, тренинговая деятельность по освоению народной культуры, обрядов, обычаев; сотрудничество, поддержка, диалогическое взаимодействие учащихся в процессе их общения и взаимодействия в группах.

Контрольный этап опытно-экспериментального исследования был посвящен выявлению динамики уровня развития этнического сознания и самосознания у третьеклассников. По итогам работы формирующего характера был проведен итоговый срез, в ходе которого для выполнения детям была предложена серия диагностических заданий, аналогичных тем, которые проводились при определении начального уровня развития феномена на констатирующем этапе исследования. Проведение итогового среза позволило сделать выводы о том, как под воздействием работы формирующего характера у третьеклассников изменился уровень развития этнического сознания и самосознания.

По итогам контрольного этапа опытно-экспериментального исследования можно сделать вывод о том, что уровень этнического сознания и самосознания у младших школьников экспериментальной группы после проведения цикла занятий формирующего характера находится в рамках высокого (33,3 % - 5 человек) и среднего (66,7 % - 10 человек) уровней. Низкий уровень развития этнического сознания и самосознания у учащихся данной экспериментальной группы выявлен не был. У учащихся значительно повысился уровень знаний и умений в области народной культуры и искусства, степень проявления эмоционально-положительного отношения к произведениям народного творчества.

Сопоставление результатов констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментального исследования показали положительную динамику в развитии этнического сознания и самосознания у третьеклассников на материале русской народной культуры и искусства. Количество учащихся, показавших высокий уровень развития данного феномена, выросло в 5 раз (+ 4 человека), средний уровень – в 1,3 раза (+ 2 человека).

У детей существенно повысился уровень развития всех компонентов этнического сознания и самосознания. Соотношение между уровнями развития различных компонентов у каждого ученика можно оценить как гармоническое. Из трех компонентов этнического сознания и самосознания наибольшее развитие после проведения цикла занятий получил творческий компонент (прирост – 35%, 0,38 балла), наименьшее – познавательный компонент (прирост - 16%, 0,3 балла). Уровень развития каждого из трех компонентов этнического сознания и самосознания в среднем по экспериментальной группе находится на среднем и выше среднего уровне развития.

При выполнении контрольных  заданий учащиеся проявляли большую  заинтересованность, активность. Ответы детей отличались правильностью, полнотой, наличием личного отношения ребенка к вопросу, стремлением самовыразиться в продуктах собственного художественного творчества. Задания не вызывали больших затруднений и выполнялись детьми быстро и качественно.

Данная выпускная квалификационная работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:

  • раскрыта сущность этнического сознания и самосознания детей, разработана единая структурная модель этнического сознания и самосознания личности младшего школьника, ее компоненты, показатели, уровневые характеристики;
  • конкретизирована сущность понятия «этническая (народная) культура», ее возможности в развитии этнического сознания и самосознания у детей младшего школьного возраста;
  • произведен анализ образовательных концепций и программ с целью выявления степени теоретико-методической разработанности исследуемой проблемы, педагогических условий, обеспечивающих успешность процесса диагностики и развития этнического сознания и самосознания детей;
  • обоснованы педагогические условия успешного развития этнического сознания и самосознания у младших школьников.

Практическая  значимость исследования состоит в том, что:

  • показана возможность успешного развития этнического сознания и самосознания детей младшего школьного возраста в процессе приобщения их к русской народной культуре;
  • разработана структурная модель, которая может быть использована для диагностики и развития этнического сознания и самосознания детей;
  • разработан цикл занятий, описаны педагогические условия, методы и приемы, обеспечивающие успешное развитие в единстве различных компонентов этнического сознания и самосознания учащихся.

Опытно-экспериментальной  базой исследования, направленного на определение уровня сформированности этнического сознания и самосознания младших школьников и развитие данного феномена средствами русской народной культуры, был 3А класс МОУ гимназии №99. В исследовании приняло участие 15 учащихся.

По итогам работы и  проведенного в ее ходе опытно-экспериментального исследования можно сделать следующие практические рекомендации педагогам и родителям об условиях повышения уровня этнического сознания и самосознания детей. Для этого необходимо:

  • активно приобщать учащихся к различным видам и жанрам русской народной культуры и искусства;
  • применять разнообразные формы проведения занятий, использовать методы и приемы, специально направленные на стимулирование развития этнического сознания и самосознания у ребенка;
  • вовлекать детей в разнообразные виды художественно-познавательной, художественно-творческой, игровой и элементарной исследовательской деятельности на материале русской народной культуры и искусства;
  • интегрировать разные виды русского народного искусства и художественной деятельности детей для развития всех компонентов этнического сознания и этнического самосознания.
  • осуществлять активное сотрудничество учителя, родителей и детей.



Информация о работе Этническое сознание и самосознание младших школьников