Вальдорфская
школа - это школа, которая желает воплотить
идеал широкого и целостного человеческого
образования, и при организации преподавания
здесь следят за тем, чтобы учебный материал
не становился выше человека. Как отмечает
Э.М. Краних, тиранией учебного материала
можно очень легко ограничить и деформировать
развитие ученика. Если учитель строит
свои уроки с учетом душевных особенностей,
индивидуальных способностей и слабости
своих учеников, стараясь при этом постоянно
вновь и вновь духовно проникать в материал,
то необходимость в учебниках отпадает,
ибо учебники, как правило, слишком бедны
по содержанию и в них нет отношения к
конкретной педагогической ситуации,
кроме того учебник дает лишь некий усредненный
объем знаний. Отсюда в вальдорфской школе
нет учебников, учитель постоянно разрабатывает
материал, используя и работая с разнообразными
источниками. Можно представить, каковы
требования, какова мера ответственности
учителя вальдорфской школы. А еще если
учесть, что классный учитель ведет все
предметы с первого по восьмой класс, то
можно только удивляться и восхищаться
широте и глубине образования учителя
вальдорфской школы. К внутренним условиям
жизни школы относится то, что работающие
в ней учителя должны постоянно расширять
свои знания о человеке, живое конкретное
познание конкретного ученика должно
быть источником преподавания.
Педагогическое мастерство требует больших
душевных затрат, и оно немыслимо без осознанной
работы учителя над собственными темпераментом.
Это один из краеугольных камней всего
искусства воспитания, разработанного
Р. Штейнером для вальдорфских школ. Изучая
и оценивая типы темпераментов школьников,
учитывая, как они сложились к моменту
их поступления в школу, учитель должен
всегда придерживаться следующих правил:
-
быть настолько образным, живым
и разнообразным, что сангвиники
едва будут успевать уследить за ним;
-
таким по человечески участливым, что
меланхолики забудут о своих собственных
невзгодах;
-
настолько драматичным, что это заинтересует
холериков и притянет их внимание к излагаемому
материалу.
Учителю
приходится овладевать особенностями
всех 4-х темпераментов, поскольку
важнейшие предпосылки успеха - в
способности действовать не против
темперамента, а заодно с ним, не
стремиться переломить его, а пройти
какую-то часть пути вместе с ним,
а затем бережно и гармонично
попытаться его преобразить. Учитель
должен уметь в нужный момент таким
образом продемонстрировать свое настроение,
чтобы показаться флегматику - внешне
безучастным, но внутренне чрезвычайно
деятельным; холерику - внешне проявляющим
свое участие, но внутренне сохраняющим
величайшее спокойствие, даже если темперамент
ребенка бьет ключом; сангвинику - увлекающимся
и впечатлительным, но умеющим в
нужный момент сосредоточиться и
проявить выдержку; меланхолику - страдальцем,
который тем не менее смог преодолеть
жизненные невзгоды благодаря юмору и
внутренней энергии.
Научиться всему этому очень сложно, и
ни один человек не может полностью удовлетворить
всем этим требованиям. И все же учителя
вальдорфских школ помнят о них и пытаются
следовать им.
Образование всегда было одной из самый
главных забот Кришнамурти и Штейнера.
Они считали, что развитие в молодом существе
подлинной интеллигентности возможно
при осознании своих национальных, расовых,
религиозных, классовых и прочих предрассудков,
ведущих к конфликтам, что догматический
ум, полный штампов и стереотипов никогда
не будет психологически свободен и никогда
не сможет изменить этот мир. Они ратовали
за то, чтобы школы давали не только превосходное
академическое образование, не только
ориентировали на приобретение профессии
и карьеры (в хорошем ее смысле), но и воспитывали
цельного человека, способствовали расцвету
добродетели как школьников, так и преподавателей.
Вот почему лейтмотивом изучения каждого
общеобразовательного предмета и в вальдорфской
педагогике и школе, и в школе Кришнамурти
является -познавать учебные предметы,
познавая себя, постигать взаимосвязь
своего внутреннего мира и изучаемых дисциплин,
т.е. математика не ради математики, естественные
науки не ради их знания, литература, искусство,
физическая культура не ради них, а ради
познания своего собственного «я», ради
расцвета этого «я».
Наше сознание настолько адаптировалось
к мысли о том, что методологической основой
наук является материалистическая диалектика,
что может показаться абсурдным иное понимание
и толкование этой проблемы. А между тем
в мировой педагогической науке и практике
существуют альтернативные подходы к
этому вопросу. Можно привести ряд примеров:
-
антропософия, как мы отмечали
выше, является методологической
основой вальдорфской школы и педагогики,
получившей развитие почти во всех странах
мира;
-
философия и педагогическая система
Д. Кришнамурти явилась методологической
основой школы, которую он основал в Англии
и которая получила развитие в США, Канаде,
Индии и других странах;
-
западногерманский ученый Ф. Крон
в качестве методологии педагогики
выдвигает герменевтику и эмпирику, эти
несовместимые, с точки зрения нашей официальной
академической науки, отрасли философии;
-
группа немецких ученых-педагогов,
опираясь на нетрадиционные знания,
провела глубокие теоретические
исследования, где отражены новые
подходы, новые концепции «целостной
школы» и педагогики, связанные
с понятием «педагогическая медитация»
как методологии воспитания и
обучения и др. Подлинную функцию
образования эти методологии видят в том,
чтобы искоренить внутри и снаружи страх
перед миром, перед хаосом, разрушающий
в человеке человечность мысли, человечность
взаимоотношений, любовь, дать свободу
для роста и созидания иного общества,
иного мира, где все было бы действительно
во имя человека.
Нетрадиционные (эзотерические) знания
утверждают, что человек все еще находится
в процессе физического развития, что
эволюция человека еще не завершена.
Современные достижения естественных
наук подтверждают, что прежнее понимание
сущности человека и окружающей действительности
надо пересмотреть и педагогика должна
считаться с этими достижениями.
Современная научная мысль все чаще обращается
к нетрадиционным знаниям о возможностях
человека. Немалое количество работ посвятили
этому вопросу современные отечественные
и зарубежные ученые (X. Алиев, К. Антарова,
А.А. Астрогор, В.Е. Гурьев, Л.П. Гримак, В.И.
Додонов, В.П. Казначеев, X. Климм, Э.М. Краних,
С.Н. Лазарев, X. Линдеман, И.П. Неумывакин,
Г.П. Малахов, Ю. Шюре, Т.Ф. Яркина и др.).
Русские философы-космисты признавали
незавершенность биологической эволюции
человека. Эта мысль подчеркивается и
в работах Ани Безант. По словам, к примеру,
В.И. Вернадского, современный человек
не есть «венец творения», а Н.А. Бердяев
отмечал, что «человеческая судьба есть
не только земная, но и небесная судьба,
не только историческая, но и метафизическая
судьба, не только человеческая драма,
но и Божественная драма».
Для исследования целостной системы «Человек-Вселенная»
в наше время созданы объективные предпосылки.
По мнению представителей естественных
наук, этому способствует качественный
переход эволюции человека с биологического
на энергетический уровень. Новейшие открытия
естественных наук, и прежде всего биоэнергетики,
создают объективные предпосылки для
качественного скачка не только в научном
познании человека, жизни, Вселенной, но
и практической реализации этих знаний
в деятельности человека. Но для этого,
как подчеркивает академик В.П. Казначеев,
необходимо «преодолеть диспропорцию
между развитием естественных наук и нарушением
космопланетарных, биофизических аспектов
живого вещества», а также «авторитарность,
догматизм, жреческое всезнание и возродить
мысль во всех ее ипостасях - научной, религиозной,
философской».
Основополагающее значение для формирования
духовного мира имеют такие факторы как
радость, любовь, мудрость. По мнению ученых,
они преобразуют плотные энергии питания
и дыхания в новое качественное состояние,
в необычайно тонкие и чувствительные
энергии, которые поддерживают человека
и вдохновляют. Данное положение приложимо
к рассмотрению проблем семьи и школы
в системе «родители- дети», «учитель –
ученик».
Ученые отмечают, что психический, мыслительный
процесс человека как явление космического
порядка в состоянии оказывать воздействие
через энергетические каналы на все окружающее
его пространство. По утверждению С.Н.
Лазарева, неосторожной мыслью можно нанести
вред живой и неживой природе, засорить
внешнюю среду.
В единую систему всеобщего информационного
взаимодействия органически вплетается
и нравственность как одно из высших проявлений
психического. Оскорбление, ненависть,
обида могут разрушить очень чувствительную
энергетическую оболочку человека (ауру).
В воспитательно-образовательном плане
важно считаться с этим. Важно знать, что
в процессе формирования и выживания человека
укрепление духовных структур личности
имеет стратегическое значение. Состояние
ауры, ее диагностика и коррекция зависит,
как отмечается в нетрадиционных знаниях
и в исследованиях современных ученых,
прежде всего от личных усилий человека.
Поэтому ученые биоинформационного направления
придают большое значение задаче «познания
человеком себя» как средству духовного
саморазвития и оздоровления, называя
ее Задачей задач.
Ни одна система образования в мире до
сих пор не учит человека жить и действовать
в соответствии с универсальными законами
Природы и Космоса. А их общая суть состоит
в том, что любая человеческая деятельность
должна быть одухотворенной и возвышенной.
Это будет придавать ей совершенно иную
окраску, а жизни - высший смысл, тогда
в обычную серую, рутинную повседневность
будет вноситься радость, а действия человека
направятся на сотворение жизни, а не на
ее прожигание. Но начиная с 70-х гг., большое
значение в западных странах стали придавать
медитации как биоэнергетическому средству
тренировки сознания и развития духовного
мира человека. По изучению медитационных
процессов проводятся международные семинары.
Главная ценность медитационных методов,
с точки зрения западных ученых, в том,
что они охватывают все аспекты всеобъемлющего
раскрытия личности, улучшают самочувствие,
меняют отношение к жизни, стимулируют
интуицию, способствуют установлению
гармонического равновесия физиологических,
психических и социальных аспектов личности,
т.е. ее целостности. Не случайно медитация
стала неотъемлемой частью учебного процесса
во многих школах и вузах США, Канады, Англии,
Дании, Швеции, Норвегии, Голландии, а в
последние годы она введена в школах Южной
Америки, Африки и Азии. Ее практикуют
1-2 раза в день во время занятий с целью
стимулирования обучения, раскрытия творческих
способностей и развития учащихся. Отчеты
этих школ свидетельствуют, что медитация
способствует восприятию учебного материала,
улучшает память, мыслительные способности,
совершенствует межличностные отношения,
снимает напряженность, стрессы.
Наряду
с медитацией другим биоэнергетическим
методом познания духовного мира
человека и всего мироздания является
интуиция. До сих пор интуиция как
научный феномен признается не всеми
учеными в мире. Но некоторые ученые
считают, что интуиция, интуитивное
озарение важнее знаний, особенно в
творческом процессе. С биоэнергетических
позиций, интуиция является неотъемлемым
свойством каждого существа живой
природы, уникальным свойством жизни
во Вселенной, внутренним зрением (голосом)
человека. Сила интуиции как шестого
чувства состоит в способности
оценить и проанализировать полученную
информацию, понять себя и окружающий
мир. По мнению профессора А. Астрогора,
далеко не всякий может постичь и пользоваться
этим природным даром. В отличие от разума
как индуктивного метода познания, действующего
силой логики, интуиция, как утверждает
А. Астрогор, - это чувственный дедуктивный
метод познания мира. Интуиция, по мнению
швейцарского ученого Д. Эггенбергера,
имеет фундаментальное значение в педагогической
деятельности, требующей не только научной
компетенции, но и интуиции, а также для
системы профессиональной подготовки,
в которой интуиция должна составлять
элемент базового образования. Будущая
педагогическая теория интуиции должна
исходить, как считает Эггенбергер, из
признания равноценности как логических,
так и интуитивных принципов познания.
В программу включены как эзотерические
Знания, эзотерические приемы, так и методы
совершенствования через социальную активность.
Основной акцент делается на этическое
совершенствование, на готовность посвятить
себя духовной работе.
Ставя своей целью гармоническое развитие
личности, школа и вузы должны стремиться
сделать природу человека более завершенной
и совершенной, сделать возможным выявление
и развитие тех глубоких потенциальных
возможностей, к которым тяготеет сегодня
все человечество. Речь идет, как подчеркивает
Т.Ф. Яркина, не только и не столько о расширении
и дополнении традиционных знаний о мире
и человеке нетрадиционными, сколько о
переосмыслении этих знаний, определении
стереотипов, не соответствующих новым
научным достижениям. А для этого нам нужно
начать с просвещения будущего учителя,
с обновления содержания педагогического
образования включением в него нетрадиционных
подходов к проблеме развития человека,
с расширения понятия «педагогическая
культура», пополнив ее составляющие знанием
нетрадиционных подходов к развитию человека
и нетрадиционных методологических основ
педагогики и школы.
Как отмечают исследователи, важно взять
на вооружение прежде всего основополагающий
принцип биоэнергетики, т.е. принцип мобилизации
и использования потенциальных резервов,
возможностей человека в его же интересах.
Школа не раскрывает и не формирует тонкий,
духовный мир человека. Кроме фундаментальных
научных знаний мировоззренческого и
методологического характера важное значение
имеет овладение жизненно важными практическими
умениями: -умение обрести себя, найти
смысл в жизни; - навыки организации своей
деятельности в соответствии с Законами
Природы, Космоса; умение раскрыть свои
творческие потенции; противостоять жизненным
трудностям без ущерба здоровью, уметь
снимать стрессы; накапливать и распределять
баланс биоэнергии в организме и др.
Все это важно в непредсказуемых и неуправляемых
ситуациях современной жизни. И главное
- учить студентов и школьников не только
понимать по-новому окружающую действительность,
но и жить и действовать в ней в соответствии
с Законами Природы, Космоса. Нетрадиционный
пласт знаний и студенты, и учащиеся должны
осваивать на основе новейших открытий
естественных наук и особенно биоэнергетики,
эниологии и с учетом многовекового опыта
и традиций восточной мудрости. Мы полагаем,
что включение нетрадиционных подходов
к проблеме развития человека как элемента
человеческой культуры в содержание образования
повысит общую культуру, компетентность
учителя, компенсирует в известной мере
духовную пустоту, мировоззренческий
вакуум, а в целом педагогическую культуру
и тем самым будет способствовать более
эффективному решению проблем образования
и развивающего обучения в частности.
Основания для такого вывода дает философская
теория диалога культур B.C. Библера, в которой
феномен культуры определяется через
диалог культур - прошлых, настоящих и
будущих.
В
наш век уже даны человечеству
высшие этические и нравственные
эзотерические учения, надо их только
мудро приложить.