Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 14:54, реферат
Каждая наука является целостной системой. Она включает методы исследования, теорию, систему исследований, имеет свой собственный предмет исследования. Начинается наука там, где проводят исследования, ограничиваются авторитетными выводами, проверяются, но принимаются на веру выводы, предложения, от кого бы они не поступали. Наука предполагает организацию, разработку специальных методов, с помощью которых находят ответы на вопросы о свойствах предметов, явлений, связи и взаимосвязи между предметами и явлениями, условия, при которых эти связи и взаимосвязи проявляются.
Введение 3
1. Исследование индивидуального случая 4
2. Биографический метод 5
3. Анализ продуктов деятельности 5
4. Специфика проведения контент-анализа 6
5. Обобщение передового педагогического опыта 8
Заключение 11
Список использованных источников 12
Методология и методы психолого-педагогического исследования
Реферат
«Качественные методы исследования»
(тема)
Оглавление
Каждая наука является целостной системой. Она включает методы исследования, теорию, систему исследований, имеет свой собственный предмет исследования. Начинается наука там, где проводят исследования, ограничиваются авторитетными выводами, проверяются, но принимаются на веру выводы, предложения, от кого бы они не поступали. Наука предполагает организацию, разработку специальных методов, с помощью которых находят ответы на вопросы о свойствах предметов, явлений, связи и взаимосвязи между предметами и явлениями, условия, при которых эти связи и взаимосвязи проявляются.
В психологии, как и в других науках, для получения фактов, их обработки и объяснения используется определенная совокупность методов (приемов) исследования. Все методы, применяемые в психологическом исследовании можно разделить на четыре группы:
1) организационные методы;
2) эмпирические способы получения научных данных;
3) приемы обработки данных;
4) интерпретационные методы.
К качественным исследованиям в психолого-педагогических исследованиях относят исследование индивидуального случая, биографическое исследование, контент-анализ, культуральное исследование, анализ продуктов деятельности, обобщение передового педагогического опыта. Методологическим принципом этих исследований является принцип полного описания и анализ уже имеющихся данных с уже описанными.
Целью работы выступает изучение качественных методов в психолого-педагогических исследованиях.
Психологическая диагностика конкретной личности вызывает научные споры. Однако считают, что наука не должна заниматься единичными случаями. Несмотря на то, существуют эмпирические и объективные процедуры описания изменений отдельного индивида и проверки гипотезы об их связи с определенными событиями.
Изучение индивидуальных случаев основывается преимущественно на феноменологической концепции личности, согласно которой личность уникальна и не сравнима с другими. Это направление иногда отказывается от объективных методов, поскольку они не могут быть применены к отдельному человеку.
Основой диспозиционного направления психологии личности в психодиагностике стали две идеи:
1) люди наделены широким диапазоном различных реакций на ситуации;
2) нет двух подобных людей.
Основоположником теории черт был Г. Олпорт, который разграничил «зрелых» и «незрелых» людей, обосновав шесть черт зрелого человека. Р.-Б. Кеттел сформулировал 16 первичных свойств, которые, по его убеждению, определяют личностные черты, установил 12 патологических черт. Причиной разногласий в теориях диспозиций он считал некорректное использование факторного анализа. Однако теории Г.Олпорта и Р.-Б. Кеттела понятие «черта личности» трактовали похоже. Концепция Олпорта черт соответствует понятию «фактор» у Кеттела.
Айзенк, в свою очередь, выделил три фактора высшего порядка, которые формируют суперчерты, указав, что различия между индивидами имеют частично биологическую основу.
Биографический метод - комплексный метод психологического исследования, направленный на изучение биографических событий (жизненного пути) человека. Биографический метод насчитывает несколько модификаций, представлен многими методиками и процедурами исследовательской работы: анализ дневниковых записей, автобиографий и биографий, психобиографический метод, каузометрия, психологическая автобиография и др.
Применение биографического метода предусматривает получение разнородной объективной информации, для чего используются различные формы автобиографической методики: опрос, интервью, тесты. Также необходимым является анализ показаний очевидцев, данные получаемые во время беседы и опросов близких людей, во время первичного анализа воспоминаний современников. Также используются модификации метода изучения продуктов деятельности, когда проводится контент-анализ дневников и писем, осуществляется построение кривых производительности и диаграмм жизненных измерений активности личности.
Особенность метода изучения продуктов деятельности, по мнению В.И. Загвязинского, заключается в том, что исследователь не вступает в непосредственный контакт с самим испытуемым, а имеет дело с результатами его предшествующей деятельности. Такой метод позволяет изучить знания, умения интересы и способности человека, развитие его личностных качеств опосредованно через сочинения, контрольные работы, рисунки, различные модели и т.д.1
Анализ продуктов деятельности позволяет делать косвенные выводы о сформированности знаний человека, его интересах и способностях, развитии тех или иных психологических качеств. Анализ продуктов деятельности может использоваться как самостоятельный исследовательский метод, сочетаться с другими (наблюдение и анализ продуктов деятельности), а может входить в состав других методов, например, биографического исследования.
Виды исследовательского материала (продуктов деятельности)2:
Собственно продукты деятельности как материальные изделия, отдельного человека, отражающие его индивидуальность: рисунки, вышивки, скульптуры и т.д.
Продукты деятельности человека, фиксированные в одной из знаковых систем, таких как язык или танцы: письма, произведения, ежедневные действия, автобиографии, танцы и т.д.
Мысли, мысли, планы, мечты и другие продукты деятельности, которые вербализируются при непосредственном исследовании в ходе беседы или интервью.
Разновидностью этого метода можно назвать контент-анализ – метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации.
Контент-анализ предусматривает поэтапную процедуру исследования определенной категории (понятия, педагогического явления) в системе психолого-педагогических наук. Условно можно выделить четыре этапа процедуры контент-анализа.
1. Прежде всего, формулируются тема, задачи и гипотеза, состоит выборка. Заголовок: определение определенного педагогического понятия. Выборка посредством проработки психолого-педагогической литературы определений различных отечественных и зарубежных авторов. Задача: формулируется обоснованное определение определенного психолого-педагогического понятия. Гипотеза: формулировка авторского понимания педагогического понятия, которое исследуется с помощью метода контент-анализа.
2. Определяются категории и единицы анализа, контекстуальные единицы и единицы счета. Категории анализа: в качестве категорий анализа используется ряд простых вопросов, ответы на которые подбирались из выборки определений. Эти ответы логично составляют смысловые единства, что дает нам возможность подсчитать в каждой из них повторяющиеся слова или их синонимы.
При этом соблюдается принцип статистической значимости. Кроме того, здесь анализируются текстовые отрезки однородного содержательного плана, что дало возможность использовать и принцип формализации. Принципы формализации и статистической значимости являются желанными для эффективного проведения контент-анализа. Единицами анализа избираются слова и словосочетания, контекстуальными единицами - предложения. Единицами подсчета выступает частота повторов слов и синонимических словосочетаний.
3. Построение таблицы
и вычисления полученных
4. Подсчет результатов контент-анализа и конструирование вероятного определения педагогического понятия, которое исследуют. В результате применения метода контент-анализа выделяются структурные компоненты педагогического понятия, а полученные результаты приводятся в таблице.
Передовой педагогический опыт В.И. Загвязинский охарактеризовал как опыт, реализующий прогрессивные тенденции развития воспитания и социальной помощи, опирающийся на научные достижения, создающий новое в содержании, средствах и способах социально-педагогического процесса3.
Критерии оценки передового педагогического опыта4:
Данный педагогический опыт по своей сути новый и отличается от массового, способствует решению основных задач, стоящих перед системой образования на современном этапе ее развития, актуальных проблем педагогической теории и практики, находит применение в массовом опыте, обогащает его и имеет перспективу для дальнейшего его распространения.
Имеют место значительные сдвиги в системе работы педагогических кадров, у учащихся, в уровне их воспитанности, высокий уровень учебно-воспитательного процесса, результативность опыта выше, массовые показатели эффективности и качества, стабильность, устойчивость результатов в измененных условиях работы. Высокие результаты в работе достигаются при наименьших затратах сил учителей, учащихся, родителей, материальных средств школы, общественности и т.д.
Передовой опыт учитывает закономерности процесса воспитания и обучения школьников. Отступление от этих объективно существующих закономерностей ведет к субъективным и ложным суждениям и выводам.
Возможность творческого подражания опыта другим педагогом
4. Готовность опыта к творческому использованию при наличии в нем продуктивной педагогической идеи, доступность и преемственность опыта, позволяет развивать и совершенствовать собственную практику, теоретическая и практическая готовность педагогических кадров к творческому использованию ведущих идей опыта.
5. Наличие элементов новизны и оригинальности
Этапы обнаружения, изучения и обобщение передового педагогического опыта:
I. Информационно - мотивационный этап
Задача: формирование положительных мотивов и потребностей педагога к обобщению передового педагогического опыта.
Виды и формы работы:
- определение цели, объекта, предмета изучения;
- оценка опыта в соответствии с критериями и классификации;
- обоснование темы, актуальности, новизны, перспективности опыта;
- определение организационно-
II. Принятие решения о изучение и обобщение передового педагогического опыта. Подготовительный этап
Задача: выявление педагогических закономерностей, воплощенных и использованных в опыте, помощь методисту, руководству учебного заведения в осмыслении своего опыта.
Виды и формы работы:
- изучение научно-
- изучение особенностей
осуществления учебно-
- определение уровня рациональности и стабильности результатов педагогического опыта.
IV. Основной этап
Задача: обоснование инновационной, передовой педагогической практики автора, коллектива авторов, внешкольного учебного заведения.
Виды и формы работы:
- систематизация отобранного материала в аспекте проблемы;
- описание ожидаемых
- определение сферы возможного применения передового педагогического опыта в массовой практике, определение формы обобщения передового педагогического опыта: доклад (сообщение, выступление) на педагогическом совете, семинаре, конференции, подготовка статьи, издание методических писем, разработок, брошюр, сборников, пособий и т.п..
V. Заключительный этап
Задача: презентация педагогического опыта.
Виды и формы работы:
- выступление перед