Как научить детей читать

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 23:26, контрольная работа

Описание работы

С 1954 г. началась экспериментальная работа Эльконина по обучению чтению, сопровождавшаяся теоретическим анализом истории проблемы. В 1958—1959 гг. Эльконина совместно с учительницей Мариной Александровной Поливановой в школе № 91 был проведен первый полный курс обучения чтению по новой системе. В 1961 г. был опубликован экспериментальный букварь и осуществлена его первоначальная проверка в школах Москвы и Калининской области. Полученные результаты оказались обнадеживающими. Появились энтузиасты нового метода обучения чтению: учителя школы № 11 г. Тулы, учителя школы № 17 г. Харькова. На основе дальнейших исследований был создан дополненный и исправленный вариант «Букваря» (1969—1971).

Файлы: 1 файл

Как научить детей читать.docx

— 35.02 Кб (Скачать файл)

Этапы формирования действия чтения.

 
Фонемный  анализ слов

В современной методике звуковой анализ понимается ограниченно, как  слышание отдельных звуков в слогах, и используется для ознакомления с буквами. Как правило, слова разлагаются на слоги, а последние — на отдельные звуки. Из выделенных звуков внимание фиксируется на каком-нибудь одном.

Механизм воссоздания звуковой формы слова при чтении требует совсем других ориентаций и анализа в звуковой системе языка. Такой анализ, в отличие от принятого в традиционной методике мы назовем фонемным анализом.

Под фонемным анализом мы понимаем:

1) выяснение порядка следования фонем в слове;

2) установление различительной функции фонемы;

3) выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.

Фонемный анализ не служит исключительно практической цели — выделению фонемы и связыванию ее с буквой, а имеет более широкие задачи. Он должен дать ребенку ориентацию в звуковой системе языка, без которой невозможно научить читать.

Выделяется этап в обучении, в задачу которого входит введение ребенка в фонемную (звуковую) систему языка. Дети в начале 2-го года уже правильно воспринимают слова, отличающиеся друг от друга всего лишь одной фонемой. Однако это вовсе не означат, что ребенок уже отделил звуковую оболочку слов от их значения.

Фонемный анализ, в отличие  от фонематического восприятия, предполагает отделение звуковой оболочки слова  от значения, вычленение в ней далее  неразложимых единиц и порядка их следования, сопоставление звуковых форм слов и выяснение их сходства и различия, соотнесение последнего в значениях слов и неодинаковым фонемным составом.

Чтобы разработать систему обучения детей фонемному анализу, необходимо предварительно решить три вопроса:

1). Что должно быть объектом фонемного анализа?

- слово в целом как элементарная единица общения

- структурно-морфемные части слов как носителя возможных сообщений

 артикуляторно-произносительные части слов — слоги.

Только в целых словах фонема может быть ясно вычленена на основе своей функции.

2). Посредством какого действия может быть осуществлен фонемный анализ, то есть установлена последовательность фонем в целом слове?

 Слово можно или  написать, или произнести; никаких  других действий с ним произвести  нельзя. Письмо само требует предварительного  фонемного анализа и для целей  фонемного анализа не может  быть использовано. Произносить  слова ребенок умеет к началу  обучения чтению, и его незачем  этому учить. Произнесение слова необходимо преобразовать.

Для этого надо последовательно произносить одно и то же слово, каждый раз интонационно выделяя очередной звук. Мама, мА-ма, маМа, мамА. Такому произнесению слова —ребенка надо специально учить. При этом ребенок сталкивается с двоякими трудностями: он должен отвлечься от значения слова и начать действовать с его формальной стороной, со звуковой формой как звуковым комплексом и преодолеть естественное слоговое членение слова.

Чтобы справиться со второй, детям сначала предлагают произносить  односложные слова из трех, а затем  из четырех фонем (кот, мак, нос, лес, слон, волк). Лишь после того как освоено произнесение слова с интонационным подчеркиванием очередного звука на таких односложных словах, можно переходить к анализу слов, состоящих из двух открытых слогов.

Освоение главного действия, на основе которого производится фонемный анализ слов, происходит у детей  по-разному, в зависимости от возраста. Даже у дошкольников можно формировать данное действие при условии, что оно введено в контекст игры.

На первой стадии фонемного  анализа самое важное — выделить порядок, последовательность фонем. Соответственно, необходима такая форма материализации, при которой моделировалась бы именно данная сторона фонемной структуры слов.(картинки с графической схемой,заставление фонем фишками)

На второй стадии фонемного анализа слово представлялось как соотношение и чередование в различном порядке гласных и согласных фонем с обозначением ударения.

На третьей стадии знакомство с твердыми и мягкими фонемами. На этой же стадии вводилась и дифференциация звонких и глухих согласных. Звонкость и глухость обозначалась на тех же фишках специальным значком.

Фонемный  анализ в своем формировании проходит следующие стадии:

1) интонационное выделение последовательности фонем и общий фонемный анализ слова, при котором создается модель последовательности фонем;

2) дифференциация гласных и согласных фонем и установление места ударения в слове, в результате чего появляется более конкретная модель фонемного состава слова, указывающая на наличие гласных и согласных фонем и их чередование; 3) дифференциация твердости — мягкости и звонкости — глухости согласных фонем и моделирование основных фонематических отношений в слове.

Фонемный анализ слов не заканчивается на умении детей составить  модель слова с использованием графической  схемы и фишек. Следующая ступень состоит в снятии графической схемы, затем фишек и в переходе от громкого проговаривания слова к шепотному, а потом и к действию, производимому в уме со звуковым образом слова.

В конце этого этапа целесообразно познакомить детей с возможностью трансформации одного слова в другое при изменении гласных и согласных фонем.

Буквы, обозначающие гласные фонемы. 
Формирование ориентировочной основы чтения

После того как дети научились  производить фонемный анализ слов и  ориентироваться в фонемном строе  языка, можно переходить к ознакомлению с буквами, обозначающими фонемы.

 Главные задачи: 1) познакомить детей с буквами как знаками фонем не допуская смешения букв и фонем; 2) сформировать необходимую для воссоздания звуковой формы слова опережающую ориентацию на гласные буквы и гласные фонемы.

Конкретное фонемное значение согласных букв определяется и последующими гласными буквами. Поэтому и буквы, обозначающие гласные фонемы, имеют двойную функцию: кроме собственно образа гласных фонем, они еще указывают мягкость или твердость предшествующих согласных фонем.

В разработанной  Элькониным системе сначала детей знакомят со всеми гласными фонемами и их двойными буквенными обозначениями, указывающими на твердость или мягкость предшествующих согласных фонем.

Следующий этап - «словоизменение». Суть этого этапа состоит в формировании у детей ориентации на гласные буквы и фонемы. Действие, которое надо научиться производить, заключается в получении нового слова или звукосочетания при замене только одной гласной буквы в слове.

Ознакомление  с буквами,обозначающими согласные фонемы.

Формирование  основного механизма чтения

Можно приступать к ознакомлению с буквами, обозначающими согласные фонемы.

Дети проводят фонемный анализ и заполняют схему; затем ставят на соответствующие места в схему уже знакомые гласные буквы. Проделав это, дети определяют согласные фонемы, стоящие перед гласными, и учитель, подчеркивая, что твердые и мягкие фонемы обозначаются одной буквой, показывает им букву, обозначающую данную фонему, которую ученики помещают в схему. Таким образом, в каждом слове, дети получают слоги, состоящие из согласной и гласной букв, и прочитывают их на фоне целого слова.

Для того чтобы окончательно сформировать механизм воссоздания  звуковой формы слога и слова  с упреждающей ориентацией на гласную букву и фонему, мы предлагаем работу со специальным пособием «окошечки».

Пособие представляет собой  картонку с прорезанными в ней четырьмя окошками, в которые вставляются полоски плотной бумаги с вертикально написанными гласными и согласными буквами; гласные изображены красным цветом, согласные черным. На одной полоске изображены все известные детям гласные буквы, а полоска с согласными буквами заполняется по мере знакомства с ними детей. Полоски вставляются в окошки в таком порядке: согласные — гласные — согласные — гласные. После показа согласной буквы дети ставят в первое окошечко изучаемую согласную, а во второе — полоску со всеми гласными и, двигая ее постепенно, образуют всевозможные слоги (ма, мя, му, мю, мо, мё, мы, ми). Каждый раз дети указывают, какую согласную фонему обозначает буква. Во избежание заучивания учащиеся проделывают эту работу несколько раз, но в ином, указанном учителем порядке.

Наконец, вставляются еще  две полоски, и дети работают с  первым целым словом. Поставив в  третью клетку еще одну букву м, а в последнюю — полоску с гласными, дети получают слово мама. Передвигая последнюю полоску, они изменяют конечную гласную и получают и прочитывают: мама, маму, маме, мамы.

По  Эльконину целесообразным одновременное ознакомление с двумя согласными — звонкой и соответствующей ей глухой. По мере увеличения известных согласных становится разнообразнее работа с окошечками и шире круг читаемых слов. Дети переходят к чтению слов по букварю.

Увлечение образованием и  чтением изолированных слогов приводит к разорванному, рубленому слоговому  чтению, от которого бывает трудно избавиться. Дети должны читать неразделенные на слоги слова. Слог — естественная артикуляторная единица, и специальной  работы над ним вовсе не требуется. Лучше всего знакомить со слогом в связи с необходимостью переноса слов из одной строки в другую при письме.

Главное — чтение полных слов с четкой постановкой  ударения. Именно ударение создает единый звуковой образ слова, стягивает произносительные единицы в целое


Информация о работе Как научить детей читать