Картотека сюжетно-ролевых игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 18:41, доклад

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности и своеобразия развития сюжетно - ролевой игры дошкольника.
Задачи исследования:
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Изучение структуры сюжетно-ролевой игры.
Анализ особенностей развития сюжетно-ролевой игры в разных возрастных группах.

Файлы: 1 файл

сюжетно-ролевые и дидактические игры.docx

— 35.63 Кб (Скачать файл)

Педагог учитывает  индивидуальные особенности ребёнка если он уверен в себе важно научить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив и нерешителен нужно поддержать любую инициативу.

В целях воспитания у детей навыков и умений самостоятельной  организации игры используются также  поручения; задания (по подбору игрового материала, по изготовлению игрушек-самоделок  и др.); беседы; поощрения, разъяснения, вопросы, направленные на подсказ детям  возможной реализации замысла, определения игровых действий.

Такие необходимые  ребенку умения, как определение  для себя роли и доведение ее до конца игры, формируют путем советов, индивидуальных заданий, поручений; привлечения  иллюстративного материала, чтение отрывков из литературных произведений, характеризующих то или иное действующее  лицо; индивидуальных бесед по поводу роли; изготовления вместе с ребенком элементов костюма для его роли.

Важной задачей  является воспитание у детей умения самостоятельно распределять роли с  учетом возможностей, интересов и  желаний каждого. Поэтому педагог  должен хорошо изучить характеры, склонности и привычки своих воспитанников  и постоянно помогать детям лучше узнать друг друга, обращая их внимание на положительные стороны личности каждого ребенка. Для решения этой задачи можно использовать такой прием, как проведение конкурсов на лучшее придумывание элементов костюма, на интересные предложения относительно ролевых действий, на выразительность речи, мимики, жестов.

Третья группа методов связана с обучением  детей конструированию из строительного  материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек. В эту группу входят такие методы и приемы, как  совместное выполнение воспитателем и  детьми построек; рассматривание образца  воспитателя, показ приемов конструирования; использование фотографий детских  построек, схем, таблиц; использование  тематических заданий типа «Построим  улицу нашего города», «Построим  метро» и др.; подбор материала для обыгрывания построек.

Большую роль играют обучение детей умению делать игрушки из бумаги путем складывания (лодочки, пароходы, животные, фотоаппараты, скамеечки, стаканы и др.), из тонкого  картона по выкройкам; изготовлению игрушек из природного и дополнительного  материала (катушек, картонных коробок  разной формы и величины и др.); использование тематических заданий: сделать красивую мебель для новоселов, карусели и другое оборудование для  детской площадки (игра "Строительство  города") и т. п.

Немаловажную  роль для развития игры имеет умение детей использовать предметы - заместители (кирпичик вместо мыла и т.д.),чем больше предметов заместителей дети внесут, тем интереснее и содержательнее игра.

Использование описанных выше методов и приемов  зависит от возрастных особенностей детей от уровня развития их игровых  умений и навыков.

 

 

Консультация на тему: «Роль  дидактической игры в развитии дошкольника»

Игра возникает  тогда, когда появляются нереализуемые  непосредственно тенденции ребенка  действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется характерная  для раннего детства тенденция  к немедленной реализации желаний. Сущность игры, по Л.С Выготскому , состоит в том, что она есть исполнение обобщенных желаний ребенка, основным содержанием которых является система отношений со взрослыми.

Игра - это  деятельность, в которой ребенок  сначала эмоционально, а затем  интеллектуально осваивает всю  систему человеческих отношений. Игра - это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования.

Итак:

Игра  - это  такая форма деятельности, в которой  дети, создавая специальную игровую  ситуацию, замещая одни предметы другими, замещая реальные действия сокращенными, воспроизводят основные смыслы человеческой деятельности и усваивают те формы  отношений, которые будут реализованы, осуществлены впоследствии.

Именно поэтому  игра - это ведущая деятельность, она дает возможность ребенку  вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, в которые в  реальной жизни ребенок вступить не может.

Игра возникает  тогда, когда появляются нереализуемые  непосредственно тенденции ребенка  действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется характерная  для раннего детства тенденция  к немедленной реализации желаний.

Игра - это  деятельность, в которой ребенок  сначала эмоционально, а затем  интеллектуально осваивает всю  систему человеческих отношений.

Игра - это  особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования.

“Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра –  это огромное светлое окно, через  которое в духовный мир ребенка  вливается живительный поток  представлений, понятий. Игра – это  искра, зажигающая огонек пытливости и  любознательности. ”   В.А. Сухомлинский

В игре ребенок  приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника  в целом.

Игра возникает  только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может  принять непосредственное участие  в системе общественного труда, когда возникает "пустой" промежуток времени, когда надо подождать, чтобы  ребенок подрос. У ребенка имеется  тенденция в эту жизнь активно  входить. На почве этой тенденции  и возникает игра.

Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры  игровой деятельности и системы  оценивания, один из методов активного  обучения  (В. Н. Кругликов, 1988)

Дидактическая игра — это такая коллективная , целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Дидактическая игра является одним из важных методов  активного обучения детей, при этом игровая ситуация, как правило, берется  исходя из методической основы занятия. Роль каждого из участников в игре четко определена, имеются правила  и определенная система оценок, а  в игре предусмотрен строгий и  поэтапный порядок действий.

В игре ребенок  развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается  сообразительность, находчивость, инициатива., через игру дети могут познать жизнь, познать самих себя.

«Программа  воспитания в детском саду» предъявляет  к дидактическим играм большие  требования. В ней говорится: «С помощью  дидактических игр воспитатель  осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи  простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений  об окружающей жизни».

Обязательным  компонентом дидактической игры являются ее правила. Правила служат тому, чтобы организовать поведение  ребенка и его действия. Правила  делают игру напряженной и интересной, ставят запреты и предписания, которым  должен следовать ребенок в процессе игры. Для соблюдения правил ребенок  должен учиться преодолевать отрицательные  эмоции, которые проявляются из-за неудачных результатов, учиться  прилагать усилия воли. Когда вы определяете правила игры, в которую  хотите играть, не ставьте слишком  жестких или невыполнимых пока для  ребенка условий. Ребенок должен получать радость от выполнения задания.

Остановимся более подробно на структурных компонентах  дидактической игры.

Игровой замысел  – первый структурный компонент  игры – выражен, как правило, в  названии игры. Он заложен в той  дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой  замысел часто выступает в  виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. В  любом случае он придает игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определенные требования в отношении  знаний.

Каждая дидактическая  игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение  учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Кроме того, правила игры воспитывают  умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.

Правила могут  запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной , напряженной.

Соблюдение  правил в игре требует от детей  определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные  эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Важно, определяя правила  игры, ставить детей в такие  условия, при которых они получили бы радость от выполнения задания.

Существенной  стороной дидактической игры являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность  проявить свои способности, применить  имеющиеся знания, умения и навыки для достижения цели игры.

Учитель, как  руководитель игры, направляет ее в  нужное дидактическое русло, при  необходимости активизирует ее ход  разнообразными приемами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих .

Благодаря наличию  игровых действий дидактические  игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к  более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее  игровые действия, тем интереснее для детей сама игра. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению  к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д.

Игровое действие, состоящие из нескольких игровых  элементов, сосредотачивает внимание детей на содержании и правилах игры на более длительное время и создает  благоприятные условия для выполнения дидактической задачи.

Используя дидактическую  игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.

Основой дидактической  игры, которая пронизывает собой  ее структурные элементы, является познавательное содержание или дидактическая  задача. Познавательное содержание заключается  в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении  учебной проблемы, поставленной игрой.

Для выбора дидактической  игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх  они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Иначе  говоря, определяя дидактическую  задачу, надо прежде всего иметь в виду, какие знания, представления детей должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая  задача в дидактической игре реализуется  через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей  самого ребенка. Самое главное: дидактическая  задача в игре преднамеренно замаскирована  и предстает перед детьми в  виде игрового замысла (задачи).

Оборудование  дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование.Это наличие технических средств обучения. Сюда также относятся различные средства наглядности, а также дидактические раздаточные материалы

Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает  игре законченность. Он выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и дает детям моральное и умственное удовлетворение. Для воспитателя результат игры всегда является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний.

Подведение  результатов имеет большое значение, так как дает участникам моральное  удовлетворение.

В любом случае необходимо оценить дидактический  результат игры .

Дидактический эффект усиливается если дети принимают  участие в подготовке атрибутов  и призов, а также в разработке правил игры.

Все структурные  элементы дидактической игры взаимосвязаны  между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру . Без игрового замысла и игровых действий, без организующих игру правил, дидактическая игра или невозможна, или теряет свою специфическую форму, превращается в выполнение указаний, упражнений.

Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышают организованность игры, ее эффективность, приводят к желаемому результату.

Подведение  итогов (результат) – проводится сразу  по окончанию игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполняли игровое  задание; определение команды –  победительницы, необходимо при этом отметить достижение каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

При проведении игр необходимо сохранить все  структурные элементы.

Дидактическая игра дает возможность решать различные  педагогические задачи в игровой  форме, наиболее доступной и привлекательной  для детей. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направить  в целях решения определенных учебных воспитательных задач. Задача, стоящая перед воспитателем, существенно  отличается от задачи учителя школы: она состоит в приобщении детей  к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу.

Методика организации  дидактических игр

Организация дидактических игр педагогом  осуществляется в трех основных направлениях :подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

Информация о работе Картотека сюжетно-ролевых игр