Кергомар о дошкольном воспитании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 15:09, реферат

Описание работы

Кергомар одной из первых подняла вопрос о необходимости преемственности между семьёй, дошкольным учреждением и начальной школой; настаивала на широкой педагогической и психологической подготовке будущих воспитательниц.
Развитие ребёнка рассматривала как естественный процесс, на который определённое влияние оказывает среда и воспитание. Признавая ведущую роль взрослого в формировании личности ребёнка, предостерегала от излишней сухости и строгости, недооценки индивидуальности воспитанника. Основой правильного воспитания считала уважение к личности ребёнка.

Содержание работы

Жизнь и деятельность Полины Кергомар………………………………3

Принципы воспитательной работы дошкольных учреждений………..5

Содержание и методы работы с детьми……………………………........8

Список литературы. …………………………………………………......12

Файлы: 1 файл

Кергомар.docx

— 26.28 Кб (Скачать файл)

                                                                                      

                                                   Содержание.

 

  1. Жизнь и деятельность Полины Кергомар………………………………3

 

  1. Принципы воспитательной работы дошкольных учреждений………..5

 

  1. Содержание и методы работы с детьми……………………………........8

 

  1. Список литературы. …………………………………………………......12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     1. Жизнь и деятельность Полины Кергомар.

(24.04.1838 г., Бордо, - 13.02.1925 г., Париж), французский педагог, теоретик  и практик дошкольного воспитания. В 1879-1917 гг. - главный инспектор  материнских школ; участник реформы  народного образования 1881-1882 гг. (автор программ 1882 г. и 1887 г.  для дошкольных учреждений). В  1911 г. организовала курсы для  воспитательниц материнских школ (с 1925 г. имени Кергомар). Редактор  педагогических журналов "l'Ami de l'enfance" ("Друг детства", 1881-1886 гг).

Кергомар принадлежит  заслуга в преобразовании дошкольных учреждений Франции. Вместо приютов, которые  были предназначены только для дневного надзора за детьми, в 1881 г. были организованы материнские школы. Разработанная  под руководством Кергомар программа  воспитания в них с небольшими изменениями применяется и в  настоящее время в дошкольных учреждениях Франции. Программа  строилась по двум возрастным группам: младшее (2-5 лет) и старшее (5-7 лет) отделения. Давались обстоятельные рекомендации по вопросам организации жизни (режим, питание, помещение, оборудование и  пр.), по воспитанию и обучению дошкольников (занятия по развитию речи, чтению, письму, счёту, пению, ручному труду, ознакомлению с окружающим). Кергомар разработала  содержание умственного воспитания, основой которого считала чувственное  восприятие; особое внимание уделяла  развитию у дошкольников памяти, наблюдательности, умению сравнивать, рассуждать, применять  полученные знания на практике. В воспитании главными считала выработку нравственных привычек и "созерцание добра". Важное значение придавала свободной детской  деятельности, в частности игре как  процессу отражения полученных впечатлений  и ручному труду.

Кергомар одной из первых подняла вопрос о необходимости  преемственности между семьёй, дошкольным учреждением и начальной школой; настаивала на широкой педагогической и психологической подготовке будущих воспитательниц.

Развитие ребёнка рассматривала  как естественный  процесс, на который  определённое влияние оказывает  среда и воспитание. Признавая  ведущую роль взрослого в формировании личности ребёнка, предостерегала от излишней сухости и строгости, недооценки индивидуальности воспитанника. Основой  правильного воспитания считала  уважение к личности ребёнка.

Во Франции учреждена  премия для воспитательниц материнских  школ имени Кергомар (1927 г.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    2. Принципы воспитательной работы дошкольных учреждений.

В материнских школах дети делятся на три возрастные группы – малышовую (для 2–4-х летних), среднюю (для 4–5-х летних) и старшую, предназначенную для детей от 5 до 6 лет.

Цели материнской школы определены законом следующим образом: материнская школа должна осуществлять охранительную, воспитательную и пропедевтическую функции. Она должна создавать необходимые условия для физического, нравственного и умственного развития, должна быть местом, где реализуются первые навыки общения сверстников; материнская школа осуществляет также начальное знакомство детей с письмом, счетом, чтением. Официальные инструкции содержат подробные указания о порядке ежедневного приема детей и ухода за ними, условиях их содержания, перечень поощрений и наказаний, обязанности воспитателей и администрации, правила ведения необходимой документации, в программе детских садов четко обозначены следующие виды воспитательно-образовательной деятельности по их месту и значению в жизни ребенка:

1) игры, ритмические движения, сопровождаемые пением;

2) занятия по ручному  труду;

3) нравственное воспитание;

4) привитие бытовых навыков;

5) развитие речи;

6) первые элементы счета,  рисования, чтения и письма.

В программе специально подчеркнуто, что вся работа материнских школ должна исходить из основного принципа – содействовать развитию различных способностей ребенка. Занятия должны проходить без скуки, без принуждения и утомления; они призваны отучить ребенка от безделья, внушить ему радость активной деятельности. Следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности, разницу характеров и темпераментов. Методы работы с детьми «должны быть максимально приближены к естественному методу обращения с детьми умной и внимательной матери, а обстановка – к семейной».

Не прибегая к специальным  урокам морали, ребенку необходимо внушить, «что он не должен быть ни захватчиком, ни грубияном, ни эгоистом, ни ленивцем, что он должен любить и слушаться  родителей, учителей. День за днем он постигает  уроки великодушия и благородства, любви к труду, дружбе и доброте. И все это он должен усвоить  до того, как научиться читать и  писать». Занятия должны чередоваться по видам и по степени трудности.

Материнские школы работают 5 дней в неделю. Часы их работы совпадают  с расписанием начальной школы: 3 часа утром (с 8.30 до 11.30 или с 9 до 12 часов) и 3 часа после обеда (с 13.30 до 16.30 или  с 14 до 17 часов). Как и все учебные  заведения страны, они закрыты  в воскресенье (день отдыха) и в  среду, когда верующие дети посещают церковь, а для детей из неверующих семей организуются экскурсии, прогулки.

Воспитательницы государственных  школ готовятся в средних специальных  учебных заведениях – начальных  нормальных школах. Это государственные  педагогические училища с 3-летним сроком обучения. Учащиеся находятся на государственном  обеспечении. Принимаются юноши  и девушки со свидетельством об окончании  полной средней школы.

Обучение состоит из общеобразовательной  и профессиональной педагогической подготовки, которой уделяется большая  часть времени. Штатные воспитательницы, имеющие специальное педагогическое образование, а также воспитатели-заместители, не обладающие им, должны окончить курсы  повышения квалификации – трехмесячные для штатных воспитателей и одногодичные для заместителей. Курсы эти функционируют  при нормальных школах.

Материнскую школу возглавляет  директриса. Для занятия этой должности  помимо свидетельства об окончании  нормальной школы необходим педагогический стаж работы в материнской школе не менее 5 лет. Деятельность воспитательниц и директрис контролируется инспектрисами региональной администрации просвещения. Работу инспектрис возглавляет Генеральная Ассамблея, которая регулярно собирается для обсуждения проблем воспитания детей.

Воспитательницы государственных  материнских школ объединены во Всеобщую ассоциацию, основанную в 1922 г. Совместно  с генеральными и департаментскими инспектрисами она проводит национальные конгрессы и педагогические конференции  воспитательниц материнских школ. Конференции  устраиваются ежегодно в каждом департаменте. Национальные конгрессы собираются также ежегодно, причем в разных городах страны. К ним приурочиваются выставки детских работ, демонстрируются  занятия с детьми. Помимо того, каждый год в Париже проходит двухнедельный  семинар, так называемый Курс Полины Кергомар, основанный ею в 1911 г. Обычно этот курс посвящается какому-либо одному вопросу. Теоретические доклады  сопровождаются практическими работами и демонстрацией занятий в  материнской школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    

                     3. Содержание и методы работы с детьми.

Спустя 10 лет после падения  Парижской Коммуны во Франции  были приняты важные для последующего развития школы законы – об обязательном бесплатном начальном обучении детей  с 6 до 13 лет (1881–1882), а позднее, в 1904 г., – об отделении государственной  школы от церкви.

Законом 1881г. церковь была отстранена от управления общественными  материнскими школами. Из школьных программ было исключено преподавание закона божьего. Однако духовенство сохранило  за собой право открывать частные  материнские школы, управляемые  религиозными организациями и содержащиеся на частные пожертвования. Церковные  материнские школы существуют и  поныне.

Активное участие в  составлении декретов приняла известный  педагог Полина Кергомар (1838–1925), которая в последующие годы сыграла видную роль в деятельности материнских школ. Кергомар провела на посту генеральной инспектрисы 38 лет (с 1879 по 1917 гг.) и по праву считается организатором дошкольного воспитания во Франции. Высокие требования предъявляла она к материнской школе. Кергомар горячо пропагандировала материнский метод воспитания, т. е. метод обращения с ребенком разумной и любящей матери, а чтобы ребенок не испытывал тяжелого потрясения при переходе из семейной обстановки в школьную, предлагала установить тесное содружество между ними.

Новаторские идеи Кергомар нашли отражение в последующих  официальных инструкциях о деятельности материнской школы и легли  в основу программы детских садов, принятой декретом 1921 г. Декрет выступает  против чисто вербального метода воспитания, против узкообразовательного направления, обрекающего детей  на пассивное восприятие преподносимых  знаний. В нем подчеркивается необходимость  физического, нравственного и умственного  развития ребенка.

В русле традиций французских  просветителей Кергомар отстаивает право ребенка на умственное воспитание, указывая, что «оно должно состоять из умения наблюдать, слушать и говорить». Убедительны ее советы о развитии детской речи – обязательном условии  умственного воспитания: «...самое  важное, для того чтобы научить  ребенка говорить, это поместить  его в живую среду, в прямой контакт с людьми и предметами. Лишь тогда, когда прямое общение  невозможно, следует заменить его  картинками». «Ребенок – мыслящее существо; грубейшая ошибка–думать за него, так как это равносильно тому, чтобы мешать ему думать». Важное место отводит Кергомар развитию воображения ребенка, «которое придает  «прелесть жизни», а также чувства  радости, ибо «радость здорова и  полезна».

Значительный интерес  представляют взгляды Кергомар на игру как основную форму деятельности ребенка дошкольного возраста. «Играющий ребенок работает; играя, он развивается физически, умственно и нравственно», «Игра – это работа ребенка, его ремесло, его жизнь. Ребенок, который играет в материнской школе, приобщается к общественной жизни, и кто осмелился бы сказать, что он ничему не обучается, играя?». Советы Кергомар воспитательницам об организации и руководстве детскими играми отмечены тонким педагогическим мышлением: например, о педагогическом такте при выборе детских игр и при распределении ролей, о ненавязчивом руководстве ребенком при перевоплощении его в какого-либо персонажа. Лоскутки, бумага, кусочки дерева, зеленые и опавшие листья – все пригодится ребенку, он сам сможет из них сделать что-нибудь такое, в чем выразится его индивидуальность.

Богатый выбор детских  игр и дидактического материала  будет способствовать развитию воображения  ребенка, возбуждать его любопытство, развивать способности к наблюдению, наталкивать на размышления. Надо предоставлять  ему все доступные для него средства выражения: движение, пение, танец, рисунок, лепка, игры, кукольный театр. «Когда же воспитательница может  воспитывать, как не во время игры? – говорит Кергомар.– Какое влияние может она иметь на ребенка, если не знает ни его способностей, ни его наклонностей? Для того, чтобы эти наклонности проявились, необходима свобода. Если ребенок ничего не делает или занят тем, что его не интересует, он засыпает нравственно и с ним нельзя ознакомиться. Во время же игры, особенно коллективной, ребенок находится в обществе себе подобных и учится жить».

П. Кергомар указывает на связь нравственного и трудового воспитания, необходимость включения ребенка в практические, нравственно ценные дела. Отсюда идет и требование Кергомар воспитывать у детей трудолюбие, учить ребенка уважать труд людей. Понимая важность эстетического воспитания для всестороннего развития ребенка, Кергомар разработала методику музыкального воспитания детей, решительно добиваясь, чтобы будущих воспитательниц обучали пению и игре на каком-либо музыкальном инструменте, развивали вкус слушанием хорошей музыки.

Педагогическое наследие Кергомар привлекает оптимистическим  взглядом на природу ребенка, на потенциальные  возможности его развития, чутким и бережным отношением к маленькому человеку, вниманием к развитию разных сторон его личности.

Некоторые стороны деятельности современных французских материнских  школ, в частности организация  игр, музыкальные занятия, рисование, учитывают конкретные рекомендации Кергомар. С ее именем связаны также  наиболее интересные попытки перестройки  начального образования.

Взгляды П. Кергомар во многом близки к идеям «свободного» и  «нового воспитания». Как известно, эти течения, оказавшие большое  воздействие на теоретические основы дошкольного воспитания во Франции, внесли определенный вклад в развитие мировой педагогической мысли, подвергли  убедительной критике традиционную педагогику за игнорирование особенностей детской психики, авторитарную роль воспитателя, подавление инициативы и  активности детей. В то же время представители  этих течений разделяли педоцентрические взгляды и идеи биологического детерминизма с их недооценкой значения социальных факторов в формировании личности ребенка.

Педагогика Кергомар была высоко оценена в России. В предисловии  к русскому переводу ее книги говорилось: “Нельзя не отметить одной особенности  этой книги: с каждой страницы ее говорит  истинный педагог и говорит так  живо, с таким горячим убеждением, что понемногу перед читателем  вырисовывается целый образ автора-человека, автора-педагога, глубоко и искренне любящего детей и немало для них  поработавшего и в результате этой работы вынесшего... горячую веру в близкое торжество своих  идеалов”.

Информация о работе Кергомар о дошкольном воспитании