Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 14:46, реферат
Выявление главных потребностей человека по Фромму является целью этой работы. Актуальность ж данной работы в том, что пока существует человек, будет существовать и проблема потребностей человека, а пока на Земле будет существовать хотя бы двое ученых, будет существовать и два различных подхода к решению этой проблемы.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач;
Проанализировать основные виды потребностей по Фромму
Выявить сущность потребности в любви
Сравнить два способа существования человека по Фромму.
Введение
Э. Фромм как великий мыслитель XX века
Классификация потребностей человека по Фромму
Два способа существования человека
Заключение
Список литературы
Оглавление
Введение
Э. Фромм как великий
мыслитель XX века
Классификация
потребностей человека по Фромму
Два способа существования
человека
Заключение
Список литературы
На протяжении долгого времени философы и социологи пытаются решить проблемы связанные с классификацией потребностей человека. Над вопросом «Что же необходимо человеку для счастливого существования?» ломает голову не одно поколение ученых. Эрих Фромм - великий мыслитель XX столетия также не обошел эту проблему в своих работах.
Выявление главных потребностей человека по Фромму является целью этой работы. Актуальность ж данной работы в том, что пока существует человек, будет существовать и проблема потребностей человека, а пока на Земле будет существовать хотя бы двое ученых, будет существовать и два различных подхода к решению этой проблемы.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач;
Проанализировать основные виды потребностей по Фромму
Выявить сущность потребности в любви
Сравнить два способа существования человека по Фромму.
Потребность в свободе
Начальной проблемой, которую ставил Фромм перед написанием книги, было исследование психики современного человека, однако тенденции политического развития того времени вынудили его сконцетрироваться на ключевом, по мнению автора, для культурного и социального кризиса тех дней аспекте: на значении свободы для современного человека.
Испытывая тревоги существования в непростом мире, подвергаясь неврозу или депрессии, страху или психоастении, люди стремятся освободиться от страданий и ограничений своей жизни. Но свобода не является однозначно положительным состоянием. Психология и психоанализ задаются вопросом: как люди преодолевают состояние стресса, чувства одиночества, собственной незначимости и отчужденности, сопутствующие свободе? Один путь - отказаться от свободы и подавить свою индивидуальность (что чревато опять-таки стрессом, неврозом и депрессией).
Стратегии «Бегства»
Фромм, как психолог и психотерапевт, описал несколько стратегий, используемых (как сознательно, так и бессознательно) людьми, чтобы "убежать от свободы".
Первый из них - авторитаризм, определяемый как "тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным «Я». Авторитаризм проявляется как в мазохистских, так и в садистских тенденциях. При мазохистской форме авторитаризма люди проявляют в отношениях с окружающими чрезмерную зависимость, подчиненность и беспомощность. Садистская форма, наоборот, выражается в эксплуатации других, доминировании и контроле над ними.
Второй способ бегства - деструктивность. Следуя этой тенденции, человек пытается преодолевать чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других. Для Фромма, как психоаналитика, очевидно, что долг, патриотизм и любовь - общераспространенные примеры рационализации деструктивных действий.
Наконец, люди могут избавиться от одиночества, страха и отчужденности путем абсолютного подчинения социальным нормам, регулирующим поведение. Термин конформность автомата Фромм применял к человеку, который использует данную стратегию, благодаря чему он становится абсолютно таким, как все другие, и ведет себя так, как общепринято. Фромм, как психотерапевт, полагал, что подобная потеря индивидуальности прочно укоренилась в социальном характере и психологии большинства современных людей. Как животные с защитной окраской, люди с конформностью автоматов становятся неотличимыми от своего окружения. Они разделяют те же ценности, преследуют те же карьерные цели, приобретают те же продукты, мыслят и чувствуют как почти каждый в их культуре.
Согласно Фромму, в противовес трем перечисленным механизмам бегства от свободы, существует также опыт позитивной свободы, благодаря которому можно избавиться от чувства одиночества и отстраненности.
Позитивная свобода
Фромм, как психолог, считал, что люди могут быть самостоятельными и уникальными, не теряя при этом ощущения единения с другими людьми и обществом. Он называл вид свободы, при которой человек чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от него, позитивной свободой. Достижение позитивной свободы требует от людей спонтанной активности в жизни. Фромм отмечал, что спонтанную активность мы наблюдаем у детей, которые обычно действуют в соответствии со своей внутренней природой, а не согласно социальным нормам и запретам. В своей книге "Искусство любить", одной из наиболее известных, Фромм подчеркивал, что любовь и труд - это ключевые компоненты, с помощью которых осуществляется развитие позитивной свободы посредством проявления спонтанной активности. Благодаря любви и труду люди вновь объединяются с другими, не жертвуя при этом своим ощущением индивидуальности или цельности, избегая таким образом, возникновения невроза или депрессии.
Таким
образом, можно сделать вывод, что при
нарушении связей, обеспечивающих уверенность,
у индивида имеется два пути. Первый - спонтанно
связать себя с окружающим миром через
любовь и труд, через проявление всех своих
способностей, обретая таким образом единство
с людьми, миром и самим собой, не отказываясь
от независимости своего "я" - в терминах
Фромма это путь, ведущий к позитивной
свободе. Второй - отказ от свободы в попытке
преодоления возникшего одиночества.
Этот путь, путь к негативной свободе,
не в силах обеспечить индивиду былое
единение и спокойствие, так как отделенность
от прошлого неизбежна; путь это связан
с отказом от своей индивидуальности,
он смягчает тревогу и делает жизнь терпимой,
но проблемы не решает. При избрании последнего
пути жизнь превращается в автоматическую
деятельность, не имеющую цели и неспособную
дать результат.
Потребность в любви
Любовь между родителями и детьми
Новорождённый воспринимает мать как источник тепла и пищи, он пребывает в эйфорическом состоянии удовлетворения и безопасности, в состояние нарциссизма. Позже к нему приходят переживания «гарантированной» любви матери «я любим, потому что это я». Если материнская любовь есть, то она «равна блаженству, если же ее нет, это все равно как если бы все прекрасное ушло из жизни -- и ничего нельзя сделать, чтобы эту любовь искусственно создать». Проходит время и к ребёнку приходит ощущение способности возбуждать любовь своей собственной активностью.
В родительской любви каждого взрослого человека есть материнское и отцовское начала. Материнская любовь (материнское начало) безусловна, а отцовская любовь (отцовское начало) обусловленна. «…зрелый человек соединяет в своей любви материнское и отцовское чувства, несмотря на то, что они, казалось бы, противоположны друг другу. Если бы он обладал только отцовским чувством, то был бы злым и бесчеловечным. Если бы обладал лишь материнским, то был бы склонен к утрате здравомыслия, препятствуя себе и другим в развитии». И одного начала недостаточно для нормального развития личности.
Братская любовь
«Наиболее „фундаментальный“ вид любви, составляющий основу всех её типов, -- это братская любовь». Под ней разумеется ответственность, забота, уважение, обстоятельное знание другого человеческого существа, желание продлить его жизнь. Об этом виде любви идет речь в Библии, когда говорится: „Возлюби ближнего своего, как самого себя“. Братская любовь -- это любовь ко всем человеческим существам; её характеризует полное отсутствие предпочтения.
Эротическая любовь
Противоположная ситуация с эротической любовью, которая жаждет полного единения, слияния с одним-единственным человеком. Она по своей сути исключительна, а не всеобща.
Эротическая любовь -- это самая обманчивая форма любви. Эротическую любовь часто путают с живым, подвижным, бурным переживанием «влюбленности» (романтической любви), когда волшебным образом сокрушаются препятствия, имевшиеся до известного момента между двумя чужими людьми. Но это переживание внезапной близости по самой своей природе кратковременно.
Часто под эротической любовью понимается неплодотворная форма любви -- любовь, основанная на обладании, или эгоизм вдвоем.
Любовь к себе
Утверждение, что добродетельно любить других людей («возлюби ближнего, как самого себя») и грешно любить себя, внутренне противоречиво, постольку, поскольку я тоже человек. Любовь -- это активная борьба за развитие и счастье любимого человека, исходящая из самой способности любить, и установка на любовь к себе присутствует у всех, кто способен любить других.
Напротив эгоист из-за отсутствия созидательности не способен любить других, но точно так же он не способен любить и самого себя.
Любовь к Богу
Основу религиозной формы любви, любви к Богу, также составляет переживание одиночества и вытекающая отсюда потребность преодолеть тревогу одиночества посредством объединения.
Любовь к Богу нельзя отделить от любви к своим родителям. Если человек не освобождается от кровной привязанности к матери, клану, народу, если он сохраняет детскую зависимость от карающего и вознаграждающего отца или какого-либо иного авторитета, он не может развить в себе более зрелую любовь к Богу.
В своей работе «Иметь или быть» Эрих Фромм приводит два способа существования человеческого общества. Это существование в модусе обладания (потребительское общество) и существование в модусе бытия (экзистенциальное общество). Для начала он приводит основополагающие принципы существования современного общества. «Идея неограниченных наслаждений вступает в противоречие с идеалом дисциплинированного труда, аналогично противоречию между принятием этики одержимости работой и идеалом полного безделья в свободное от работы время и во время отпуска. Бесконечный конвейер и бюрократическая рутина, с одной стороны, телевидение, автомобиль и секс - с другой, делают это противоречивое сочетание возможным. Одна лишь одержимость работой свела бы людей с ума, как и полное безделье. Сочетание же их друг с другом вполне позволяет жить. Кроме того, обе эти противоречивые установки находятся в соответствии с экономической необходимостью: капитализм XX века зиждется как на максимальном потреблении производимых товаров и предлагаемых услуг, так и на доведенном до автоматизма коллективном труде». Для современного потребительского общества абсолютно верным является следующее утверждение «То есть, кто ничего не имеет, тот ничего собой и не представляет (тот и не существует)».
Понятие «иметь»
Во многих языках вообще нет слова для обозначения понятия «иметь». Изначально слово «иметь» (то есть обозначение факта принадлежности) не существовало вообще, но с течением времени (с развитием общества) «первичная конструкция “это относится ко мне впоследствии заменялась конструкцией “я имею”», «Этот факт наводит на мысль, что развитие слова "иметь" связано с развитием частной собственности, причем эта связь отсутствует в обществах, где собственность имеет преимущественно функциональное назначение, то есть ею владеют в целях использования. В какой степени обоснована эта гипотеза, покажут дальнейшие социолингвистические исследования».
Кроме обладания в смысле принадлежности Э. Фромм упоминает еще один вид обладания - это употребление;: «..следует упомянуть еще об одном проявлении обладания, а именно о потреблении в смысле усвоения. Потреблять при еде и питье - это и есть некая архаичная форма обладания тем, что человек потребляет. Так, младенец на определенной ступени своего развития выражает свои предпочтения различным предметам тем, что тащит их в рот». Существует множество форм присвоения, то есть, можно сказать что «потребитель - это вечный младенец, требующий соски».
Понятие «быть»
Если понятие обладания для современного человека более или менее понятно, то с понятием бытия все сложнее.
Тут же следует вопрос, каким же образом можно жить в современном мире и ничем не обладать. Фромм говорит, что ключевое различие между обладанием и бытием это ориентирование на смерть и жизнь соответственно и является важнейшей проблемой человеческого существования.
То есть, если обобщить обзор этих понятий, получится следующее.
«1. Под обладанием и бытием я понимаю не некие отдельные качества субъекта, примером которых могут быть такие утверждения, как "у меня есть автомобиль" или "я белый", или "я счастлив", а два основных способа существования, два разных вида самоориентации и ориентации в мире, две различные структуры характера, преобладание одной из которых определяет все, что человек думает, чувствует и делает.
2. При существовании по принципу обладания мое отношение к миру выражается в стремлении сделать его объектом владения и обладания, в стремлении превратить все и всех, в том числе и самого себя, в свою собственность.
Информация о работе Классификация человеческих потребностей по Фромму