Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 14:46, реферат
Выявление главных потребностей человека по Фромму является целью этой работы. Актуальность ж данной работы в том, что пока существует человек, будет существовать и проблема потребностей человека, а пока на Земле будет существовать хотя бы двое ученых, будет существовать и два различных подхода к решению этой проблемы.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач;
Проанализировать основные виды потребностей по Фромму
Выявить сущность потребности в любви
Сравнить два способа существования человека по Фромму.
Введение
Э. Фромм как великий мыслитель XX века
Классификация потребностей человека по Фромму
Два способа существования человека
Заключение
Список литературы
«Иметь» и «быть» в нашей жизни
В современной жизни тяжело представить человека экзистенциального типа. Для того, чтобы облегчить эту задачу в своей работе «Иметь или быть» Фромм приводит примеры из повседневной жизни.
Учеба
«Студенты, ориентированные на обладание, могут слушать лекцию, воспринимать слова, понимать логическое построение фраз и их смысл и в лучшем случае дословно записать все, что говорит лектор, в свою тетрадь с тем, чтобы впоследствии вызубрить конспект и, таким образом, сдать экзамен». Здесь явно прослеживается обладание, студенты стремятся именно владеть большим количеством знаний. Они ни в коей мере не повлияют на его мировоззрение и мироощущение.
«Совершенно по-иному протекает процесс усвоения знаний у студентов, которые избрали в качестве основного способа взаимоотношений с миром бытие. Начнем хотя бы с того, что они никогда не приступают к слушанию курса лекций - даже первой из них, будучи tabulae rasae. Они ранее уже размышляли над проблемами, которые будут рассматриваться в лекции, у них в связи с этим возникли свои собственные вопросы и проблемы. Они уже занимались данной темой, и она интересует их. Они не пассивные вместилища для слов и мыслей, они слушают и слышат, и, что самое важное, получая информацию, они реагируют на нее активно и продуктивно. То, что они слышат, стимулирует их собственные размышления. У них рождаются новые вопросы, возникают новые идеи и перспективы. Для таких студентов слушание лекции представляет собой живой процесс». Такие студенты всю информацию воспринимают критически, они не просто употребляют ее, они пропускают ее через призму своих знаний.
Беседа
Человек в модусе обладания пытается продать себя как товар. Готовясь к важному разговору, он выстраивает свое поведение с тем, чтобы наиболее наглядно показать свои лучшие качества (образование, успех в карьере, акцент на каких-то положительных качествах). В противоположность ему, экзистенциальный человек ведет себя естественно, не пытаясь преподнести себя в выгодном свете, да это ему и не нужно, он заражает собеседника своей живостью и каждый получает удовлетворение от общения.
«Они подбадривают себя, думая о том, что они имеют: о своих прошлых успехах и личном обаянии (или о своей способности внушать людям страх, если такая роль представляется им более эффектной), о своем общественном положении, связях, своей внешности и одежде. Словом, они мысленно взвешивают свои достоинства и, исходя из этой оценки, выкладывают свой товар в последующей беседе. Человек, хорошо владеющий этим искусством, и вправду способен произвести впечатление на многих, хотя это впечатление лишь отчасти является результатом хорошего исполнения избранной роли: в значительной степени здесь сказывается и неумение большинства разбираться в людях. Однако, если исполнитель не столь искусен, его игра будет казаться грубой, фальшивой, скучной, а потому и не вызовет особого интереса.
Полную противоположность этому типу людей представляют собой те, кто подходит к любой ситуации без какой бы то ни было предварительной подготовки и не прибегает ни к каким средствам для поддержания уверенности в себе. Их реакция непосредственна и продуктивна; они забывают о себе, о своих знаниях и положении в обществе, которыми они обладают. Их собственное "я" не чинит им препятствий, и именно по этой причине они могут всем своим существом реагировать на другого человека и его мысли. У них рождаются новые идеи, потому что они не держатся ни за какую из них. В то время как люди, ориентированные на обладание, полагаются на то, что они имеют, люди, ориентированные на бытие, полагаются на то, что они есть, что они живые существа и что в ходе беседы обязательно родится что-то новое, если они будут всегда оставаться самими собой и смело реагировать на все».
Любовь
Очень ярко видно разницу между обладанием и бытием в любви. В современном мире люди пытаются обладать всем, даже дружбой, любовью. Но это не вещи. Их нельзя иметь. Любовь в модусе обладания может только отравлять жизнь, убивать все живое. «Если человек испытывает любовь по принципу обладания, то это означает, что он стремится лишить объект своей "любви" свободы и держать его под контролем. Такая любовь не дарует жизнь, а подавляет, губит, душит, убивает ее».
Любовь - это процесс. Причем, это процесс именно отдачи. При любви в модусе бытия человек стремится больше отдать, чем забрать в ответ, он испытывает радость от возможность дарить нежность, ласку. «Любить кого-то, означает тревожиться о нем, будить его к жизни, усиливать в нем желание жить, и одновременно любовь - это процесс самовозрождения и самообновления».
На основании вышесказанного представим человека в модусе бытия. Он обладает примерно следующими качествами: активность, творчество, заинтересованность, продуктивное использование своих возможностей. Он чувствует себя счастливым, когда помогает людям, заботиться о них.
Все это противопоставлено человеку в модусе обладания. Он стереотипен, поверхностен и счастлив лишь от обладания частной собственностью. Причем неважно вещь это или человек (яркий пример: «мой врач», «мой друг», «моя болезнь»).
В данной работе были подробно рассмотрены три работы Э.Фромма. В них достаточно подробно говорится о таких потребностях человека как свобода и любовь, а также рассматривается два способа существования человека. По ним можно сделать следующие выводы:
Основные виды потребностей по Э.Фромму, это свобода и любовь. Свобода может носить как позитивный, так и негативный характер. В современном мире человек практически не может считать себя свободным, он зависит от многих факторов. Но для счастливой жизни свобода в полном понимании действительно необходима
Любовь бывает различных типов: братская, материнская, эротическая, любовь к себе и любовь к Богу. Любовь это искусство, которому нужно учиться. Человек живет в обществе и так или иначе взаимодействует с множество людей, для того, чтобы ощутить полноту жизни, человеку необходимо любить и быть любимым
Можно говорить о двух формах существования человека: обладание и бытие. Здоровым и правильным считается то общество, которое живет в модусе бытия, а не потребления. В этих двух типах существования совершенно разные потребности. В модусе обладания все потребности направлены на владение, потребление, а в модусе бытия - на полноту жизни, на эмоциональную составляющую, на возможность дарить, а не потреблять.
Пашин В.С. Человек и его потребности: уч. пособие/ Академия ГА. СПб, 2004
Фромм Э. Иметь или быть/пер. с нем. Э. Телятниковой - М.;АСТ: АСТ МОСКВА, 2008.
Фромм Э. Искусство
любить/ пер. с англ. - М.;АСТ; АСТ МОСКВА,
2010.
Электронные ресурсы:
Фромм, Эрих// Википедия
- свободная энциклопедия (электронный
ресурс), режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%
Что такое любовь//
Fornit (электронный ресурс), режим доступа:
http://www.scorcher.ru/art/
Эрих Фромм// Познавательный
портал (электронный ресурс), режим доступа:
http://www.elite-home.narod.
Эрих Фромм - о свободе//
Эрих Фромм и гуманистическая психология
(электронный ресурс), режим доступа: http://www.fromm.psy4.ru/
Информация о работе Классификация человеческих потребностей по Фромму