Классификация человеческих потребностей по Фромму

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 14:46, реферат

Описание работы

Выявление главных потребностей человека по Фромму является целью этой работы. Актуальность ж данной работы в том, что пока существует человек, будет существовать и проблема потребностей человека, а пока на Земле будет существовать хотя бы двое ученых, будет существовать и два различных подхода к решению этой проблемы.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач;
Проанализировать основные виды потребностей по Фромму
Выявить сущность потребности в любви
Сравнить два способа существования человека по Фромму.

Содержание работы

Введение
Э. Фромм как великий мыслитель XX века
Классификация потребностей человека по Фромму
Два способа существования человека
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат педантропология.rtf

— 155.92 Кб (Скачать файл)

       «Иметь» и «быть» в нашей жизни

     В современной жизни тяжело представить человека экзистенциального типа. Для того, чтобы облегчить эту задачу в своей работе «Иметь или быть» Фромм приводит примеры из повседневной жизни.

     Учеба

     «Студенты, ориентированные на обладание, могут слушать лекцию, воспринимать слова, понимать логическое построение фраз и их смысл и в лучшем случае дословно записать все, что говорит лектор, в свою тетрадь с тем, чтобы впоследствии вызубрить конспект и, таким образом, сдать экзамен». Здесь явно прослеживается обладание, студенты стремятся именно владеть большим количеством знаний. Они ни в коей мере не повлияют на его мировоззрение и мироощущение.

     «Совершенно по-иному протекает процесс усвоения знаний у студентов, которые избрали в качестве основного способа взаимоотношений с миром бытие. Начнем хотя бы с того, что они никогда не приступают к слушанию курса лекций - даже первой из них, будучи tabulae rasae. Они ранее уже размышляли над проблемами, которые будут рассматриваться в лекции, у них в связи с этим возникли свои собственные вопросы и проблемы. Они уже занимались данной темой, и она интересует их. Они не пассивные вместилища для слов и мыслей, они слушают и слышат, и, что самое важное, получая информацию, они реагируют на нее активно и продуктивно. То, что они слышат, стимулирует их собственные размышления. У них рождаются новые вопросы, возникают новые идеи и перспективы. Для таких студентов слушание лекции представляет собой живой процесс». Такие студенты всю информацию воспринимают критически, они не просто употребляют ее, они пропускают ее через призму своих знаний.

     Беседа

     Человек в модусе обладания пытается продать себя как товар. Готовясь к важному разговору, он выстраивает свое поведение с тем, чтобы наиболее наглядно показать свои лучшие качества (образование, успех в карьере, акцент на каких-то положительных качествах). В противоположность ему, экзистенциальный человек ведет себя естественно, не пытаясь преподнести себя в выгодном свете, да это ему и не нужно, он заражает собеседника своей живостью и каждый получает удовлетворение от общения.

     «Они подбадривают себя, думая о том, что они имеют: о своих прошлых успехах и личном обаянии (или о своей способности внушать людям страх, если такая роль представляется им более эффектной), о своем общественном положении, связях, своей внешности и одежде. Словом, они мысленно взвешивают свои достоинства и, исходя из этой оценки, выкладывают свой товар в последующей беседе. Человек, хорошо владеющий этим искусством, и вправду способен произвести впечатление на многих, хотя это впечатление лишь отчасти является результатом хорошего исполнения избранной роли: в значительной степени здесь сказывается и неумение большинства разбираться в людях. Однако, если исполнитель не столь искусен, его игра будет казаться грубой, фальшивой, скучной, а потому и не вызовет особого интереса.

     Полную противоположность этому типу людей представляют собой те, кто подходит к любой ситуации без какой бы то ни было предварительной подготовки и не прибегает ни к каким средствам для поддержания уверенности в себе. Их реакция непосредственна и продуктивна; они забывают о себе, о своих знаниях и положении в обществе, которыми они обладают. Их собственное "я" не чинит им препятствий, и именно по этой причине они могут всем своим существом реагировать на другого человека и его мысли. У них рождаются новые идеи, потому что они не держатся ни за какую из них. В то время как люди, ориентированные на обладание, полагаются на то, что они имеют, люди, ориентированные на бытие, полагаются на то, что они есть, что они живые существа и что в ходе беседы обязательно родится что-то новое, если они будут всегда оставаться самими собой и смело реагировать на все».

     Любовь

     Очень ярко видно разницу между обладанием и бытием в любви. В современном мире люди пытаются обладать всем, даже дружбой, любовью. Но это не вещи. Их нельзя иметь. Любовь в модусе обладания может только отравлять жизнь, убивать все живое. «Если человек испытывает любовь по принципу обладания, то это означает, что он стремится лишить объект своей "любви" свободы и держать его под контролем. Такая любовь не дарует жизнь, а подавляет, губит, душит, убивает ее».

     Любовь - это процесс. Причем, это процесс именно отдачи. При любви в модусе бытия человек стремится больше отдать, чем забрать в ответ, он испытывает радость от возможность дарить нежность, ласку. «Любить кого-то, означает тревожиться о нем, будить его к жизни, усиливать в нем желание жить, и одновременно любовь - это процесс самовозрождения и самообновления».

     На основании вышесказанного представим человека в модусе бытия. Он обладает примерно следующими качествами: активность, творчество, заинтересованность, продуктивное использование своих возможностей. Он чувствует себя счастливым, когда помогает людям, заботиться о них.

     Все это противопоставлено человеку в модусе обладания. Он стереотипен, поверхностен и счастлив лишь от обладания частной собственностью. Причем неважно вещь это или человек (яркий пример: «мой врач», «мой друг», «моя болезнь»).

 

      Заключение

 

     В данной работе были подробно рассмотрены три работы Э.Фромма. В них достаточно подробно говорится о таких потребностях человека как свобода и любовь, а также рассматривается два способа существования человека. По ним можно сделать следующие выводы:

     Основные виды потребностей по Э.Фромму, это свобода и любовь. Свобода может носить как позитивный, так и негативный характер. В современном мире человек практически не может считать себя свободным, он зависит от многих факторов. Но для счастливой жизни свобода в полном понимании действительно необходима

     Любовь бывает различных типов: братская, материнская, эротическая, любовь к себе и любовь к Богу. Любовь это искусство, которому нужно учиться. Человек живет в обществе и так или иначе взаимодействует с множество людей, для того, чтобы ощутить полноту жизни, человеку необходимо любить и быть любимым

     Можно говорить о двух формах существования человека: обладание и бытие. Здоровым и правильным считается то общество, которое живет в модусе бытия, а не потребления. В этих двух типах существования совершенно разные потребности. В модусе обладания все потребности направлены на владение, потребление, а в модусе бытия - на полноту жизни, на эмоциональную составляющую, на возможность дарить, а не потреблять.

 

      Список литературы

 

Пашин В.С. Человек и его потребности: уч. пособие/ Академия ГА. СПб, 2004

Фромм Э. Иметь или быть/пер. с нем. Э. Телятниковой - М.;АСТ: АСТ МОСКВА, 2008.

Фромм Э. Искусство любить/ пер. с англ. - М.;АСТ; АСТ МОСКВА, 2010. 

Электронные ресурсы:

Фромм, Эрих// Википедия - свободная энциклопедия (электронный ресурс), режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%BC_%D0%AD%D1%80%D0%B8%D1%85 

Что такое любовь// Fornit (электронный ресурс), режим доступа: http://www.scorcher.ru/art/love/love.php 

Эрих Фромм// Познавательный портал (электронный ресурс), режим доступа: http://www.elite-home.narod.ru/phil78.htm 

Эрих Фромм - о свободе// Эрих Фромм и гуманистическая психология (электронный ресурс), режим доступа: http://www.fromm.psy4.ru/freedom.htm

Информация о работе Классификация человеческих потребностей по Фромму