Классификация игр. Педагогическое значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 22:30, контрольная работа

Описание работы

К творческим относят: сюжетно – ролевую игру, игры со строительным материалом, театрализованные. К играм с правилами относятся дидактические, подвижные игры, музыкальные, игры – забавы.
Игра - одно из самых важных средств на пути к познаниям окружающего мира. Во время игр у ребёнка улучшается настроение, обогащается его чувственный опыт, развивается образное мышление, речь и воображение, а так же закладываются базовые знания творчества.

Файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 35.15 Кб (Скачать файл)
      1. Классификация игр. Педагогическое значение.1стр

Игры делятся на творческие и с правилами.

К творческим относят: сюжетно – ролевую игру, игры со строительным материалом, театрализованные. К играм с правилами относятся дидактические, подвижные игры, музыкальные, игры – забавы.

Игра - одно из самых важных средств на пути к познаниям окружающего  мира. Во время игр у ребёнка  улучшается настроение, обогащается  его чувственный опыт, развивается  образное мышление, речь и воображение, а так же закладываются базовые  знания творчества.

Развитию познавательных способностей; получению новых знаний их обобщению и закреплению; в  процессе игры усваивают общественно  выработанные средства и способы  умственной деятельности; в процессе игр многие сложные явления расчленятся  на простые и наоборот, единичные обобщаются.

Игра это важное условие  социального развития ребёнка, благодаря  которой он знакомится с делами и поступками взрослых, учиться понимать чувства других людей, получает навыки общения и сопереживания, веселье и свободу. На физическое развитие детей игра так же оказывает своё влияние, стимулируя активность ребёнка.

Через игру и игровые действия ребёнок усваивает различные  знания и умения в понятной для  него форме.

В игровой деятельности детей  объективно сочетаются два очень  важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают  самостоятельно действовать; с другой стороны получают моральное и  эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге  способствует воспитанию личности в  целом.

Игра одно из комплексных  средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение  основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций  организма, черт характера играющих.

Игры учат детей решать сложные задачи межличностных отношений (не конфликтовать, договариваться) учат детей общаться, договариваться, решать вопросы взаимоотношений между  собой.

В труде дошкольника ярко проявляется его связь с игрой. Своеобразные манипуляторные действия осуществляются в процессе игры. Так, в словах        «  как будто» присутствуют воображаемые трудовые операции (помыли посуду; довезли  пассажиров до следующей остановки  и т.д.) Процесс игры побуждает  ребенка осуществлять реальные трудовые действия: он купает куклу, складывает кубики на месте будущей постройки и пр. Игра пронизывает и трудовые действия. Так, будучи дежурным, ребенок расставляет баночки с гуашью. Закончив работу, превращает подносик, которым пользовался, в руль, себя – в шофера и «едет» за баночками. Игра может стать мотивом, побуждающим к труду: чтобы играть в «автобус», надо смастерить салон автобуса, приготовить билеты и т.д.

2 стр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Учет индивидуальных особенностей детей в процессе обучения.3стр

        Весьма  важно знать особенности познавательной  деятельности детей, свойство  их памяти, склонность и интересы, а также предрасположенность  к более успешному изучению  тех или иных предметов. С  учетом этих особенностей осуществляется  индивидуальный подход к детям в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим детям нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность.

      Значительное место занимает знание педагогами, таких важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и  воспитуемостью детей и включают в себя степень восприимчивости, педагогических воздействий, а также динамику формирования тех или иных личностных качеств.

        Изучение  индивидуальных особенностей детей  требует значительного времени  и систематических наблюдений. С  этой целью педагогу необходимо  вести дневник, записывая в  нем особенности поведения воспитанников,  делая периодически краткие обобщения  результатов наблюдения. Индивидуальные  особенности ребенка также связаны  с типом его нервной деятельности, являющимся наследственным. И.П.Павлов в своем учении о высшей нервной деятельности выявил основные свойства нервных процессов:

1.      Силу возбуждения  и неуравновешенность;

2.      Уравновешенность  и неуравновешенность этих процессов;

3.      Их подвижность.

На основе изучения протекания этих процессов он определил 4 типа высшей нервной деятельности :

1.      Сильный, неуравновешенный, характеризующийся сильным возбуждением и менее сильным торможением, соответствует холерическому темпераменту. Для ребенка холерического темперамента характерным является повышенная возбудимость, активность, отвлекаемость. За все дела он принимается с увлечением. Не соизмеряя свои силы, он часто теряет интерес к начатому делу, не доводит его до конца. Это может привести к легкомыслию, неуживчивости. Поэтому у такого ребенка необходимо укреплять процессы торможения, а выходящую из пределов активность переключать на полезную и посильную деятельность.

Нужно контролировать выполнение заданий, требовать доводить    начатое дело до конца. На занятиях нужно направлять таких детей  на осмысление материала, ставить перед  ними более сложные задания, умело  опираться на их интересы.

2.      Сильный  уравновешенный (процесс возбуждения  уравновешивается процессом торможения), подвижный, соответствует сангвиническому  темпераменту. Дети сангвинического  темперамента деятельны, общительны, легко приспосабливаются к изменениям  условий. Особенности детей этого  типа высшей нервной деятельности  отчетливо проявляются при поступлении  в детский сад: они жизнерадостны,  сразу же находят себе товарищей,  вникают во все стороны жизни  группы, с большим интересом и  активно участвуют в занятиях, в играх.

3. Сильный, уравновешенный, инертный, (соответствует флегматическому темпераменту). Дети – флегматики спокойны, терпеливы, прочное дело доводят до конца, ровно относятся к окружающим. Недостатком флегматика является его инертность, его малоподвижность, он не может сразу сосредоточиться, направить внимание. В целом такие дети не причиняют хлопот.

Конечно, такие черты,  как сдержанность, рассудительность, являются положительными, но их можно  спутать с равнодушием, апатией, безынициативностью, ленью. Нужно очень внимательно изучать эти особенности ребенка в различных ситуациях, в различных видах деятельности, не проявлять поспешности в своих выводах, проверять и сопоставлять результаты своих наблюдений с наблюдениями коллег и членами семьи ребенка.

4. Слабый, характеризующийся слабостью, как возбуждения, так и         торможения при повышенной тормозимости или малой подвижности, (соответствует меланхолическому темпераменту). Дети меланхолического темперамента необщительны, замкнуты, очень впечатлительны и обидчивы. При поступлении в детский сад, школу долго не могут привыкнуть к новой обстановки, коллективу детей тоскуют, грустят. В некоторых случаях переживания отзываются даже на физическом состоянии ребенка : он теряет вес, у него нарушается аппетит и сон. Не только педагоги, но и медицинский персонал и семья должны уделять таким детям особое внимание, заботиться о создании условий, вызывающих у них возможно больше положительных эмоций.

Таким образом, только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого ребенка создает условие  для успешного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания.

 

 

 

 

                             Методы организации учебно – познавательной деятельности.

В первой части занятия  воспитатель с детьми вспомнили  разных животных, которые живут на Земле. Домашних животных поставили  рядом с человеком, а диких  подальше от него.

Воспитатель: «Правильно домашние животные должны жить рядом с человеком, о них надо заботиться, охранять, кормить, а дикие животные сами добывают себе корм, живут в лесу и человек не должен им мешать.

Скажите, что может случиться с домашней кошкой, если она попадет в лес?

А если волчонка привести в  дом? Ему удобно жить с нами, как  он будет себя чувствовать?

Правильно ему очень трудно будет и он может погибнуть. Поэтому дикие и домашние животные должны жить по соседству дружно, а человек должен заботиться обо всем живом на земле.

Тише, слышите! Какой –  то шум? Он раздался из этой коробки. Смотрите дикие и домашние животные вместе, но мы уже знаем, что так быть не должно. Давайте поиграем(проводится игра «Домашние и дикие животные») и расставим их в две группы «домашних» и «диких»  животных.

Воспитатель: «Молодцы, ребята, помогли животным. Всех домашних отвели к хозяину, а диких отпустили  в лес».

На данном занятие используются следующие методы:

  1. Беседа, так как воспитатель задает вопросы, на которые дети отвечают
  2. Пояснение, потому что воспитатель объясняет детям почему дикие животные не могут жить с человеком, а домашние в лесу.
  3. Демонстрация игрушек-животных так как воспитатель показывает демонстрационный материал, т.е. игрушки животных в коробочке.
  4. Наглядно-словестный метод, воспитатель показывая игрушки, рассказывает о животных.
  5. Игровой метод, воспитатель проводит игру, чтобы закрепить пройденный материал.

 

 

 

 

 

      1. Основные компоненты трудовой деятельности.

Трудовое воспитание дошкольников - целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.

Постановка цели.   Предпосылкой для возникновения данного элемента являются целенаправленные действия, появляющиеся в предметной деятельности ребёнка ещё в раннем возрасте. Условиями возникновения и развития цели в труде являются её доступность  пониманию ребёнка (зачем это  надо сделать, какой результат получить), наглядная представленность предполагаемого  результата в виде рисунка, конструкции, близость результата во времени, посильность  его достижения.

Результат — главный компонент  трудовой деятельности. Он выступает  как овеществлённая цель труда, наглядная  мера затраты трудовых усилий. Осознаванию детьми результата труда способствуют:

    • Установление воспитателем связи результата с целью и деятельностью, значимой для детей. В этом случае результат ожидается детьми, а его получение осознаётся как завершение труда, как его главнейший компонент.
    • Использование результата труда в деятельности детей, что позволяет увидеть и понять практическую необходимость результата, его значимость для всех детей, стремление получить его в собственной трудовой деятельности. Необходимость же достичь определённого результата побуждает ребёнка к овладению трудовыми умениями.

        Овладение  трудовыми умениями и навыками  — один из весьма значимых  компонентов трудового процесса  и факторов становления трудовой  деятельности дошкольника. Как  бы ни был ребёнок заинтересован  целью труда, как бы ни привлекал  его результат труда, но если  он не владеет трудовыми действиями, то никогда не достигнет результата.

Таким образом, овладение  трудовыми процессами, их компонентами в единстве, есть начало становления  трудовой деятельности детей.

 

 

 

 

 

 

 

      1. Условия и средства нравственного воспитания.

Группы средства нравственного  воспитания: художественные (художественная литература, изобразительное искусство,кино-,мультфильмы, музыка), социально – средовые (события, происходящие в окружении ребенка, обычаи традиции, развивающая среда), деятельностные (разные виды детской деятельности, праздники, развлечения). Условия, обеспечивающие действенность средств воспитания: соответствие возрасту, эмоциональная насыщенность, адекватность уровню развития детских интересов. Принципы сочетания средств воспитания: интеграция, изолированность, умеренность, степень воздействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сказка по воспитанию культуры поведения.

Ребята сейчас я расскажу вам сказку о мальчике, который  плохо себя вел в природе, а  вы послушаете и скажите, что он делал  не так.

Жил на свете один мальчик  и все звали его Мальчиш – Плохиш. Вот однажды пошел он в лес погулять, подышать свежим воздухом, а с собой он взял немного яблок и бутербродов. При входе в лес, он увидел табличку с надписью «Не мусорить». Мальчиш махнул рукой и пошел дальше. Зайдя в лес, он увидел пенёк, сел на него и начал есть. Съел сначала яблоки, а потом приступил к бутербродам. Наевшись он рещил разжечь костер, чтобы немного погреться, так как уже вечерело. Неожиданно Мальчишь понял, что уже надо идти домой,но уходя он забыл потушить костер. Выходя из леса, он пинал по дороге грибы и топтал ягоды. Вернувшись домой Мальчишь – Плохишь лег спать, не задумываясь о том, что он натворил. Когда он спал ему приснился сон, о том, что звери в лесу плачут от того, что огонь охватил весь лес и городок, в котором жил мальчик был весь в дыму. Мальчиш в ужасе проснулся, взял с собой воду и побежал тушить костер, к счастью он не успел разгореться и все обошлось без потерь.

Информация о работе Классификация игр. Педагогическое значение