Классификация методов психолого-педагогических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 08:34, контрольная работа

Описание работы

В практике современной школы перед психологической службой возникает множество практических задач. Это задачи выяснения уровня готовности ребенка к школе, выявления особо одаренных и отстающих в развитии, выяснения причин школьной дезадаптации, задачи раннего предупреждения противоправных тенденций в развитии личности, задачи управления классным коллективом с учетом индивидуальных особенностей учеников и межличностных отношений между ними, задачи углубленной профориентации.
Условно все задачи, возникающие во взаимодействии педагога и психолога в школе, можно разделить на психолого-педагогические и психологические.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Классификация методов психолого-педагогического исследования……..4
Заключение…………………………………………………………………..17
Список используемой литературы…………………………………………19
Практическая часть контрольной работы………

Файлы: 1 файл

контрольная работа по методологии.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Калужский государственный  университет имени К.Э. Циолковского 

ФГБОУ ВПО

Кафедра педагогики

 

 

 

 Контрольная работа 

по дисциплине «Методология»

на тему:

«Классификация методов психолого-педагогических исследований»

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калуга 2013

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………3

Классификация методов психолого-педагогического  исследования……..4

Заключение…………………………………………………………………..17

Список используемой литературы…………………………………………19

Практическая  часть контрольной работы………………………………….20

 

 

Введение.

Педагогика  — наука развивающаяся. Она продолжает заниматься более углубленной разработкой  всех основных научных проблем, а  также определением конкретных научных  прогнозов в развитии отдельных  звеньев системы народного образования и различных явлений в сфере обучения и воспитания.

В практике современной  школы перед психологической  службой возникает множество  практических задач. Это задачи выяснения  уровня готовности ребенка к школе, выявления особо одаренных и  отстающих в развитии, выяснения причин школьной дезадаптации, задачи раннего предупреждения противоправных тенденций в развитии личности, задачи управления классным коллективом с учетом индивидуальных особенностей учеников и межличностных отношений между ними, задачи углубленной профориентации.

Условно все  задачи, возникающие во взаимодействии педагога и психолога в школе, можно разделить на психолого-педагогические и психологические.

Весьма условно  все типовые задачи можно отнести  к двум классам, исходя из главных функций школы - функции образования и функции воспитания. В реальной практике эти две функции тесно переплетены между собой.

Для ведения  педагогических исследований применяются  особые научные методы, знание которых  необходимо всем участвующим в индивидуальном и коллективном научном поиске.

 

 

 

Классификация методов психолого-педагогического  исследования.

  Так, как  общепринятой классификации психолого-педагогических  методов не существует. Рассмотрим одну из наиболее признанных и известных классификаций по Б.Г. Ананьеву. Все методы он разделил на четыре группы:

- организационные;

- эмпирические;

- по способу  обработки данных;

- интерпретационные.

 

Организационные методы подразделяются на :

- сравнительный метод как сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.п.;

- лонгитюдный - как многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени;

- комплексный - как исследование одного объекта представителями разных наук.

 

К эмпирическим методам относятся:

- обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение);

- эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.);

- психодиагностический метод;

- анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы);

- моделирование;

- биографический метод.

 

По способу обработки данных:

- методы математико-статистического анализа данных;

- методы качественного описания.

 

К интерпретационным методам:

- генетический (фило- и онтогенетический) метод;

- структурный метод (классификация, типологизация и др.).

   В настоящее время определились некоторые подходы к построению системы методов психологии и педагогики. В самом общем виде все они обычно подразделяются по степени общности на три группы.

1.   Всеобщий метод научного исследования — диалектический. Следует отметить, что система методов психологии и педагогики тождественна методологии и методам любого научного познания. Диалектический метод как основа всех других методов исследования имманентно присутствует в них.

2.   Методы исследования, применяемые в психологии и педагогике и являющиеся общими для ряда наук. Эти методы часто называют общенаучными логическими методами познания.

3.   Частные методы психологии и педагогики, присущие только этим наукам.

  Подобная  классификация методов находит  признание как в психологии, так и в педагогике.

  Так, например, Э. И. Моносзон предлагает классифицировать  методы исследования в соответствии  с уровнем, на котором реализуется  любое психолого-педагогическое  исследование — эмпирическим, теоретическим и методологическим.

  По его мнению, на первом (эмпирическом) уровне устанавливаются новые факты науки и на основе их обобщения формулируются эмпирические закономерности. На втором (теоретическом) выдвигаются и формулируются основные, общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты. На третьем (методологическом) уровне на базе эмпирических и теоретических исследований формулируются общие принципы и методы исследования педагогических явлений, построения теории. Таким образом, при данном подходе эмпирические, теоретические и методологические методы соответствуют уровням психолого-педагогического исследования.

  В. И. Загвязинский  считает, что методы психолого-педагогического  исследования могут быть сгруппированы по различным признакам. 

- По  назначению различают в одном случае методы сбора фактического материала, его теоретической интерпретации, направленного преобразования; в другом случае — методы диагностики, объяснения, прогнозирования, коррекции, статистической обработки материала и др.

- По уровням проникновения в сущность изучаемых психолого-педагогических явлений он выделяет две группы методов :

- эмпирического  исследования. Эта группа методов  основана на опыте, практике, эксперименте  и т. п.;

- теоретического  исследования.  Эта группа методов   связана с абстрагированием от  чувственной реальности, построением  моделей и т. д.

  Подобный  подход к классификации методов  психолого-педагогических исследований  можно встретить в работах  В. П. Давыдова. В частности, он считает, что в психологии и педагогике деление методов исследования на эмпирические и теоретические весьма условно.  В. П. Давыдов условно выделяет группы эмпирических и теоретических методов психолого-педагогического исследования.

   К группе теоретических методов исследования он относит — теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизацию, индукцию и дедукцию, метод моделирования, к группе эмпирических — наблюдение, беседу, опросные методы (анкетирование, интервьюирование, тестирование, социометрия), эксперимент и другие.

   Наряду  с названными группами методов  считается возможным выделение  в отдельную группу вспомогательных  методов психолого-педагогического  исследования, к которым относятся математические и статистические методы интерпретации результатов научной работы.

  Классификация,  предложенная В. П. Давыдовым,  отличается тем, что в ней  выделяются в отдельную группу  сравнительно-исторические методы  психолого-педагогического исследования: генетический, исторический и сравнительный. Он обосновано считает, что педагогические явления и процессы возможно познать по существу и по форме только при условии, если исследовать их современное состояние и предшествующее развитие, общие и особенные признаки в конкретно-исторических условиях.

    Опираясь на подходы, предложенные В.П. Кохановским, раскроем краткие характеристики каждого из методов психолого-педагогического исследования.

 

    1. Теоретические методы психолого-педагогического исследования:

 

1.Анализ(греч.- разложение, расчленение)- разделение объекта на составные 

части с целью их самостоятельного изучения. Задача анализа состоит в том, чтобы из различного рода данных, подчас разрозненных, отражающих отдельные явления и факты, составить общую целостную картину процесса, выявить присущие ему закономерности, тенденции.

В педагогике анализ выступает как метод или способ познания педагогической действительности.

2.Синтез(греч.- соединение, сочетание, составление)- объединение реальное 

или мысленное различных сторон,частей предмета в единое целое. Синтез следует рассматривать как процесс практического или мысленного воссоединение целого из частей или соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое, необходимый этап познания. Результатом синтеза является совершенно новое образование, свойства которого не есть только внешнее соединение свойств компонентов, но также и результат их внутренней взаимосвязи и взаимозависимости.

Анализ и  синтез диалектически взаимосвязаны. Они играют важную роль в познавательном процессе и осуществляются на всех его ступенях.

3.Абстракция (лат.- отвлечение) а) сторона, момент, часть целого,фрагмент действительности, нечто 

неразвитое, одностороннее, фрагментарное (абстрактное); 

б) процессмысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого 

предмета или явления с одновременным выделением интересующих 

познающего субъекта в данный момент свойств (абстрагирование); 

в) результат абстрагирующей деятельности мышления (абстракция в узком смысле). С помощью абстракции возникли все логические понятия.

4.Идеализация - это мысленное конструирование понятий об объектах, не 

существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для 

которых имеются прообразы в реальном мире.

В процессе идеализации  происходит предельное отвлечение от всех реальных свойств предмета с одновременным введением в содержание образуемых понятий признаков, не реализуемых в действительности. В результате образуется так называемый “идеализированный объект”, которым может оперировать теоретическое мышление при отражении реальных объектов.

5.Обобщение- как метод научного познания

-логический процесс перехода от единичного к общему, отменее общего к более общему знанию, установления общих свойств и признаков предметов; 

 - результат   этого процесса: обобщенное понятие, суждение, закон, теория. 

Получение обобщенного  знания означает более глубокое отражение  действительности, проникновение в  ее сущность. Обобщение тесно связано  с абстрагированием.

6.Индукция(лат.- наведение)- логический метод (прием) исследования, связанный с обобщением результатовнаблюдений и экспериментов и движением мысли от единичного к общему. 

7.Дедукция(лат.- выведение): -  переход в процессе познания от общего к единичному (частному),выведение единичного из общего; 

-процесс логического вывода, т.е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений - посылок к их следствиям (заключениям).  

Как один из методов (приемов) научного познания тесно связан с  индукцией.

8.Аналогия(греч.- соответствие, сходство) - метод научного познания при котором устанавливается сходство вне

которых сторонах, качествах и отношениях между нетождественными 

объектами. Аналогия не дает достоверного знания.

 

9.Моделирование как метод научного познания представляет собой 

воспроизведение  характеристик не которого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. 

Потребность в  моделировании возникает тогда, когда исследование самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т.д.

Между моделью и оригиналом должно существовать известное сходство (отношение подобия): физических характеристик, функций; поведения изучаемого объекта и его математического описания; структуры и др. Именно это сходство и позволяет переносить информацию, полученную в результате исследования модели, на оригинал.

 

II. К эмпирическим методам  психолого-педагогического исследованиям  относятся:

 1. Изучение литературы. Любое исследование необходимо начинать с изучения литературы, документов и результатов деятельности. Изучение литературы помогает отделить известное от неизвестного, использовать накопленный опыт, четко очертить изучаемую проблему.

 2. Наблюдение.  Этот метод предполагает целенаправленное, планомерное и систематическое восприятие и фиксацию проявлений психолого-педагогических явлений и процессов.

Информация о работе Классификация методов психолого-педагогических исследований