Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 08:34, контрольная работа
В практике современной школы перед психологической службой возникает множество практических задач. Это задачи выяснения уровня готовности ребенка к школе, выявления особо одаренных и отстающих в развитии, выяснения причин школьной дезадаптации, задачи раннего предупреждения противоправных тенденций в развитии личности, задачи управления классным коллективом с учетом индивидуальных особенностей учеников и межличностных отношений между ними, задачи углубленной профориентации.
Условно все задачи, возникающие во взаимодействии педагога и психолога в школе, можно разделить на психолого-педагогические и психологические.
Введение………………………………………………………………………3
Классификация методов психолого-педагогического исследования……..4
Заключение…………………………………………………………………..17
Список используемой литературы…………………………………………19
Практическая часть контрольной работы………
Министерство образования и науки РФ
Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского
ФГБОУ ВПО
Кафедра педагогики
Контрольная работа
по дисциплине «Методология»
на тему:
«Классификация методов психолого-педагогических исследований»
Калуга 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Классификация
методов психолого-
Заключение……………………………………………………
Введение.
Педагогика — наука развивающаяся. Она продолжает заниматься более углубленной разработкой всех основных научных проблем, а также определением конкретных научных прогнозов в развитии отдельных звеньев системы народного образования и различных явлений в сфере обучения и воспитания.
В практике современной школы перед психологической службой возникает множество практических задач. Это задачи выяснения уровня готовности ребенка к школе, выявления особо одаренных и отстающих в развитии, выяснения причин школьной дезадаптации, задачи раннего предупреждения противоправных тенденций в развитии личности, задачи управления классным коллективом с учетом индивидуальных особенностей учеников и межличностных отношений между ними, задачи углубленной профориентации.
Условно все задачи, возникающие во взаимодействии педагога и психолога в школе, можно разделить на психолого-педагогические и психологические.
Весьма условно все типовые задачи можно отнести к двум классам, исходя из главных функций школы - функции образования и функции воспитания. В реальной практике эти две функции тесно переплетены между собой.
Для ведения педагогических исследований применяются особые научные методы, знание которых необходимо всем участвующим в индивидуальном и коллективном научном поиске.
Классификация
методов психолого-
Так, как
общепринятой классификации
- организационные;
- эмпирические;
- по способу обработки данных;
- интерпретационные.
Организационные методы подразделяются на :
- сравнительный метод как сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.п.;
- лонгитюдный - как многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени;
- комплексный - как исследование одного объекта представителями разных наук.
К эмпирическим методам относятся:
- обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение);
- эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.);
- психодиагностический метод;
- анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы);
- моделирование;
- биографический метод.
По способу обработки данных:
- методы математико-статистического анализа данных;
- методы качественного описания.
К интерпретационным методам:
- генетический (фило- и онтогенетический) метод;
- структурный метод (классификация, типологизация и др.).
В настоящее время определились некоторые подходы к построению системы методов психологии и педагогики. В самом общем виде все они обычно подразделяются по степени общности на три группы.
1.
Всеобщий метод научного
2. Методы исследования, применяемые в психологии и педагогике и являющиеся общими для ряда наук. Эти методы часто называют общенаучными логическими методами познания.
3. Частные методы психологии и педагогики, присущие только этим наукам.
Подобная классификация методов находит признание как в психологии, так и в педагогике.
Так, например,
Э. И. Моносзон предлагает
По его мнению, на первом (эмпирическом) уровне устанавливаются новые факты науки и на основе их обобщения формулируются эмпирические закономерности. На втором (теоретическом) выдвигаются и формулируются основные, общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты. На третьем (методологическом) уровне на базе эмпирических и теоретических исследований формулируются общие принципы и методы исследования педагогических явлений, построения теории. Таким образом, при данном подходе эмпирические, теоретические и методологические методы соответствуют уровням психолого-педагогического исследования.
В. И. Загвязинский
считает, что методы психолого-
- По назначению различают в одном случае методы сбора фактического материала, его теоретической интерпретации, направленного преобразования; в другом случае — методы диагностики, объяснения, прогнозирования, коррекции, статистической обработки материала и др.
- По уровням проникновения в сущность изучаемых психолого-педагогических явлений он выделяет две группы методов :
- эмпирического исследования. Эта группа методов основана на опыте, практике, эксперименте и т. п.;
- теоретического исследования. Эта группа методов связана с абстрагированием от чувственной реальности, построением моделей и т. д.
Подобный
подход к классификации
К группе теоретических методов исследования он относит — теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизацию, индукцию и дедукцию, метод моделирования, к группе эмпирических — наблюдение, беседу, опросные методы (анкетирование, интервьюирование, тестирование, социометрия), эксперимент и другие.
Наряду
с названными группами методов
считается возможным выделение
в отдельную группу
Классификация,
предложенная В. П. Давыдовым,
отличается тем, что в ней
выделяются в отдельную группу
сравнительно-исторические
Опираясь на подходы, предложенные В.П. Кохановским, раскроем краткие характеристики каждого из методов психолого-педагогического исследования.
1.Анализ(греч.- разложение,
части с целью их
В педагогике анализ выступает как метод или способ познания педагогической действительности.
2.Синтез(греч.- соединение,
или мысленное различных
Анализ и синтез диалектически взаимосвязаны. Они играют важную роль в познавательном процессе и осуществляются на всех его ступенях.
3.Абстракция (лат.-
неразвитое, одностороннее,
б) процессмысленного
предмета или явления с
познающего субъекта в данный
в) результат абстрагирующей деятельности
4.Идеализация - это мысленное
существующих и не
которых имеются прообразы в
В процессе идеализации происходит предельное отвлечение от всех реальных свойств предмета с одновременным введением в содержание образуемых понятий признаков, не реализуемых в действительности. В результате образуется так называемый “идеализированный объект”, которым может оперировать теоретическое мышление при отражении реальных объектов.
5.Обобщение- как метод
-логический процесс перехода
- результат этого процесса: обобщенное
Получение обобщенного знания означает более глубокое отражение действительности, проникновение в ее сущность. Обобщение тесно связано с абстрагированием.
6.Индукция(лат.- наведение)-
7.Дедукция(лат.- выведение):
- переход в процессе познания
-процесс логического вывода,
Как один из методов (приемов) научного познания тесно связан с индукцией.
8.Аналогия(греч.-
которых сторонах, качествах и
объектами. Аналогия не дает достоверного знания.
9.Моделирование как метод
воспроизведение характеристик не которого объекта на другом объекте,
Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т.д.
Между моделью и оригиналом должно существовать известное сходство (отношение подобия): физических характеристик, функций; поведения изучаемого объекта и его математического описания; структуры и др. Именно это сходство и позволяет переносить информацию, полученную в результате исследования модели, на оригинал.
II. К эмпирическим методам психолого-педагогического исследованиям относятся:
1. Изучение литературы. Любое исследование необходимо начинать с изучения литературы, документов и результатов деятельности. Изучение литературы помогает отделить известное от неизвестного, использовать накопленный опыт, четко очертить изучаемую проблему.
2. Наблюдение. Этот метод предполагает целенаправленное, планомерное и систематическое восприятие и фиксацию проявлений психолого-педагогических явлений и процессов.
Информация о работе Классификация методов психолого-педагогических исследований