Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 08:34, контрольная работа
В практике современной школы перед психологической службой возникает множество практических задач. Это задачи выяснения уровня готовности ребенка к школе, выявления особо одаренных и отстающих в развитии, выяснения причин школьной дезадаптации, задачи раннего предупреждения противоправных тенденций в развитии личности, задачи управления классным коллективом с учетом индивидуальных особенностей учеников и межличностных отношений между ними, задачи углубленной профориентации.
Условно все задачи, возникающие во взаимодействии педагога и психолога в школе, можно разделить на психолого-педагогические и психологические.
Введение………………………………………………………………………3
Классификация методов психолого-педагогического исследования……..4
Заключение…………………………………………………………………..17
Список используемой литературы…………………………………………19
Практическая часть контрольной работы………
Особенностями наблюдения как
-направленностью к ясной, конкретной цели;
-планомерность и систематичность;
-объективность в восприятии изучаемого и его фиксации;
-сохранение естественного хода психолого-педагогических процессов.
Наблюдение может быть: целенаправленным и случайным; сплошным и выборочным; непосредственным и опосредованным; длительным и кратковременным; открытым и скрытым (“инкогнито”); констатирующим и оценивающим; сплошным и выборочным; неконтролируемым и контролируемым (регистрация наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); каузальным и экспериментальным; полевым (наблюдение в естественных условиях) и лабораторным (в экспериментальной ситуации).
Средства наблюдения различны: схемы наблюдения, его длительность, техника записи, методы сбора данных, протоколы наблюдений, системы категорий и шкалы. Весь этот инструментарий повышает точность наблюдения, возможность регистрации и контроля его результатов. Серьезное внимание следует уделить форме ведения протокола, которая зависит от предмета, задач и гипотезы исследования, определяющих критерий наблюдения.
Наблюдатель записывает в протокол только то, что прямо или косвенно содействует решению изучаемой проблемы. Это - подлинные факты, которые наиболее точно представляют конкретную ситуацию.
Помимо протоколов, возможны и другие формы ведения записи, например, дневник, ведущийся хронологически по возможности без перерыва. Дневниками обычно пользуются при долговременном наблюдении. Большую помощь в наблюдении оказывают технические средства: магнитофон, скрытая телекамера и др.
3. Беседа - один из основных методов психологии и педагогики, который предполагает получение информации об изучаемом явлении в логической форме, как от исследуемой личности, членов изучаемой группы, так и от окружающих людей. Беседа может быть формализованной и неформализованной.
Формализованная беседа предпол
Неформализованная беседа прово
Обычно процесс
беседы не сопровождается протоколированием.
Протокол или дневник, как форму
регистрации результатов
4.Анкетирование - метод основанный на опросе
респондентов и используемый для получения информации о
Различают следующие варианты анкетирования:
- личностное (при непосредственном контакте исследователя и респондента) или опосредованное (анкеты распространяются раздаточным способом, а респонденты отвечают на них в удобное время);
- индивидуальное или групповое;
-сплошное или выборочное.
В основе анкетирования лежит специальный вопросник – анкета. Анкетный опрос доступный, но и наиболее беззащитный метод исследования. Его нельзя абсолютизировать. Исследователю целесообразно прибегать к нему лишь в случаях, когда возникает необходимость выявить мнение большого количества незнакомых ему людей.. При правильном применении анкетирование может получить достоверную и объективную информацию.
5.Интервью - разновидность
6.Метод социометрии позволяет
людей с помощью их предварительного опроса. Социометрия позволяет в кратчайший срок вскрыть структуру межличностных отношений в группе, систему симпатий и антипатий, однако она не всегда позволяет достаточно надежно диагностировать содержательные характеристики общения, взаимоотношения.
7.Метод тестирования, то есть
Тесты характеризуются
-объективностью
(исключением влияния
-модельностью
(выраженностью в задании каког
- стандартизированностью (установлением одинаковых требований и норм при анализе свойств испытуемых, или процессов и результатов).
В настоящее время существуют достаточно эффективные тесты, для которых характерны высокая валидность и надежность применения.
Надежность теста - его фундаментальная характеристика, показывающая, в какой степени ответы одной и той же личности совпадают при ее неоднократном тестировании данным тестом.
Валидность теста - пригодность теста для измерения свойства, качества, явления, которое хотят измерить.
8.Психолого-педагогический
который обеспечивает научно-
гипотезы. Сущность эксперимента заключается в активном вмешательстве исследователя в психолого-педагогический процесс с целью его изучения в заранее запланированных параметрах и условиях.
Проведение психолого-
Первый этап - подготовительный
Второй этап -
Завершающий этап - подведение
Результаты педагогических экспериментов в психолого-педагогических исследованиях не следует абсолютизировать. Они обязательно нуждаются в подкреплении и проверке с использованием других научных методов педагогики и психологии. Эффективность экспериментальной работы в решающей степени зависит от мастерства исследователя, его методологической и методической оснащенности.
Заключение.
В данной работе мы рассмотрели основные методы психолого-педагогического исследования.
Прежде всего, необходимо исходить из положения о том, что сущность метода определяется не совокупностью приемов, а их общей нацеленностью, логикой движения ищущей мысли, следующей за объективным движением предмета, общей концепцией исследования. Метод — это, прежде всего схема, модель исследовательских действий и приемов, а уже затем — система реально осуществляемых действий и приемов, служащих доказательству и проверке гипотезы в плане определенной педагогической концепции.
Суть же методики в том, что это целенаправленная система методов, обеспечивающая достаточно полное и надежное решение проблемы. Тот или иной набор методов, объединенных в методику, всегда выражает планируемые способы обнаружения несоответствий, разрывов в научном знании, а затем служит средством устранения разрывов, разрешения выявленных противоречий.
Естественно, что выбор методов во многом определяется уровнем, на котором ведется работа (эмпирический или теоретический) характером исследования (методологическое, теоретическое прикладное) содержанием его конечных и промежуточных задач.
Любой метод сам по себе представляет полуфабрикат, заготовку, которую нужно модифицировать, конкретизировать применительно к задачам, предмету и конкретно к условиям поисковой работы.
Наконец, нужно подумать о сочетании исследовательских методов, чтобы они удачно дополняли друг друга, раскрывая предмет исследования полнее и глубже, чтобы была возможность результаты, полученные одним методом, перепроверить, используя другой.
Все составные элементы методики и методику в целом нужно проверить на соответствие задачам исследования, достаточную доказательность, полное соответствие принципам педагогического исследования.
Список использованной литература.
Практическая часть контрольной работы.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности психолого-педагогической поддержки детей группы риска в социально-воспитательной работе школы.
Объект исследования: процесс психолого-педагогической поддержки
детей в социально-воспитательной работе школы.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия
формирования социальной компетентности, содействующей эффективной
адаптации детей группы риска в социуме.
Информация о работе Классификация методов психолого-педагогических исследований