Классификация методов психолого-педагогических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 08:34, контрольная работа

Описание работы

В практике современной школы перед психологической службой возникает множество практических задач. Это задачи выяснения уровня готовности ребенка к школе, выявления особо одаренных и отстающих в развитии, выяснения причин школьной дезадаптации, задачи раннего предупреждения противоправных тенденций в развитии личности, задачи управления классным коллективом с учетом индивидуальных особенностей учеников и межличностных отношений между ними, задачи углубленной профориентации.
Условно все задачи, возникающие во взаимодействии педагога и психолога в школе, можно разделить на психолого-педагогические и психологические.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Классификация методов психолого-педагогического исследования……..4
Заключение…………………………………………………………………..17
Список используемой литературы…………………………………………19
Практическая часть контрольной работы………

Файлы: 1 файл

контрольная работа по методологии.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

Особенностями наблюдения как научного метода являются:

-направленностью  к ясной, конкретной цели;

-планомерность  и систематичность;

-объективность  в восприятии изучаемого и  его фиксации;

-сохранение естественного хода психолого-педагогических процессов.

Наблюдение может быть: целенаправленным и случайным; сплошным и выборочным; непосредственным и опосредованным; длительным и кратковременным; открытым и скрытым (“инкогнито”); констатирующим и оценивающим; сплошным и выборочным; неконтролируемым и контролируемым (регистрация наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); каузальным и экспериментальным; полевым (наблюдение в естественных условиях) и лабораторным (в экспериментальной ситуации).

Средства наблюдения различны: схемы наблюдения, его  длительность, техника записи, методы сбора данных, протоколы наблюдений, системы категорий и шкалы. Весь этот инструментарий повышает точность наблюдения, возможность регистрации  и контроля его результатов. Серьезное внимание следует уделить форме ведения протокола, которая зависит от предмета, задач и гипотезы исследования, определяющих критерий наблюдения.

Наблюдатель записывает в протокол только то, что прямо  или косвенно содействует решению  изучаемой проблемы. Это - подлинные факты, которые наиболее точно представляют конкретную ситуацию.

Помимо протоколов, возможны и другие формы ведения  записи, например, дневник, ведущийся  хронологически по возможности без  перерыва. Дневниками обычно пользуются при долговременном наблюдении. Большую помощь в наблюдении оказывают технические средства: магнитофон, скрытая телекамера и др.

3. Беседа - один из основных методов психологии и педагогики, который предполагает получение информации об изучаемом явлении в логической форме, как от исследуемой личности, членов изучаемой группы, так и от окружающих людей. Беседа может быть формализованной и неформализованной. 

Формализованная беседа предполагает стандартизированную постановку вопросов и регистрацию ответов на них, что позволяет быстро группировать и анализировать полученную информацию.

Неформализованная беседа проводится по не жестко стандартизированным вопросам, что дает возможность последовательно ставить дополнительные вопросы, исходя из сложившейся ситуации. выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик.

Обычно процесс  беседы не сопровождается протоколированием. Протокол или дневник, как форму  регистрации результатов исследования, лучше всего заполнять после  окончания беседы. В отдельных  случаях могут использоваться технические средства ее регистрации - магнитофон или диктофон. Но при этом респондент обязательно должен быть проинформирован о том, что запись беседы будет осуществляться с применением соответствующей техники. В случае его отказа, применение названных средств не рекомендуется.

4.Анкетирование - метод  основанный на опросе значительного числа 

респондентов и используемый для получения информации о типичности тех или иных психолого-педагогических явлений. Этот метод дает возможность установить общие взгляды, мнения людей по тем или иным вопросам; выявить мотивацию их деятельности, систему отношений.

Различают следующие  варианты анкетирования:

- личностное (при непосредственном контакте исследователя и респондента) или опосредованное (анкеты распространяются раздаточным способом, а респонденты отвечают на них в удобное время);

- индивидуальное или групповое; 

-сплошное или выборочное.

В основе анкетирования  лежит специальный вопросник  – анкета. Анкетный опрос доступный, но и наиболее беззащитный метод исследования. Его нельзя абсолютизировать. Исследователю целесообразно прибегать к нему лишь в случаях, когда возникает необходимость выявить мнение большого количества незнакомых ему людей.. При правильном применении анкетирование может получить достоверную и объективную информацию.

5.Интервью - разновидность метода опроса, специальный вид целенаправленного общения с человеком или группой людей. В основе интервью лежит обычная беседа. В интервью  исследователь определяет заблаговременно тему предстоящего исследования и основные вопросы, на которые он хотел бы получить ответы. Все необходимые сведения берутся в процессе общения лица, берущего интервью (интервьюера), с лицом, дающим его. От характера этого общения, от тесноты контакта и степени взаимопонимания сторон во многом зависит успех интервью, полнота и качество полученной информации.

6.Метод социометрии позволяет выявить межличностные отношения в группе 

людей с помощью их предварительного опроса. Социометрия позволяет в кратчайший срок вскрыть структуру межличностных отношений в группе, систему симпатий и антипатий, однако она не всегда позволяет достаточно надежно диагностировать содержательные характеристики общения, взаимоотношения.

7.Метод тестирования, то есть выполнения испытуемым заданий определенного рода с точными способами оценки результатов и их числового выражения. Этот метод позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствия определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. Такие задания принято называть тестами.

 

Тесты характеризуются следующими признаками:

-объективностью (исключением влияния случайных  факторов на испытуемого),

-модельностью (выраженностью в задании какого-либо сложного, комплексного целого явления),

- стандартизированностью (установлением одинаковых требований и норм при анализе свойств испытуемых, или процессов и результатов).

В настоящее  время существуют достаточно эффективные  тесты, для которых характерны высокая валидность и надежность применения.

Надежность теста - его фундаментальная характеристика, показывающая, в какой степени ответы одной и той же личности совпадают при ее неоднократном тестировании данным тестом.

Валидность теста - пригодность теста для измерения свойства, качества, явления, которое хотят измерить.

8.Психолого-педагогический эксперимент - комплексный метод исследования, 

который обеспечивает научно-объективную и доказательную проверку правильности обоснованной в начале исследования 

 гипотезы. Сущность эксперимента заключается в активном вмешательстве исследователя в психолого-педагогический процесс с целью его изучения в заранее запланированных параметрах и условиях.

Проведение психолого-педагогического эксперимента предполагает три основных этапа работы:

Первый этап - подготовительный. Он включает в себя решение следующих задач: формулирование гипотезы, то есть того положения, выводы о правильности которого следует проверить, выбор необходимого числа экспериментальных объектов (числа испытуемых, учебных групп, учебных заведений и др.); определение необходимой длительности проведения эксперимента; разработка методики его проведения; выбор конкретных научных методов для изучения начального состояния экспериментального объекта - анкетный опрос, интервью, экспертная оценка и др.; проверка доступности и эффективности разработанной методики эксперимента на небольшом числе испытуемых; определение признаков, по которым можно судить об изменениях в экспериментальном объекте под влиянием соответствующих педагогических воздействий.

Второй этап - непосредственное проведение эксперимента. Здесь создается экспериментальная ситуация, суть которой заключается в таких внутренних и внешних условий эксперимента, когда изучаемая зависимость, закономерность проявляется наиболее чисто, “без примеси" воздействия случайных, неконтролируемых факторов.

Завершающий этап - подведение итогов эксперимента: описание результатов осуществления экспериментальной системы мер (конечное состояние уровня знаний, умений, навыков, уровня воспитанности и др.); характеристика условий, при которых эксперимент дал благоприятные результаты (учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические и др.); описание особенностей субъектов экспериментального воздействия (педагогов, воспитателей и др.); данные о затратах времени, усилий и средств; указание границ применения проверенной в ходе эксперимента системы мер.

   Результаты педагогических экспериментов в психолого-педагогических исследованиях не следует абсолютизировать. Они обязательно нуждаются в подкреплении и проверке с использованием других научных методов педагогики и психологии. Эффективность экспериментальной работы в решающей степени зависит от мастерства исследователя, его методологической и методической оснащенности.

 

 

 

Заключение.

 

В данной работе мы рассмотрели основные методы психолого-педагогического исследования.

Прежде всего, необходимо исходить из положения о  том, что сущность метода определяется не совокупностью приемов, а их общей  нацеленностью, логикой движения ищущей мысли, следующей за объективным движением предмета, общей концепцией исследования. Метод — это, прежде всего схема, модель исследовательских действий и приемов, а уже затем — система реально осуществляемых действий и приемов, служащих доказательству и проверке гипотезы в плане определенной педагогической концепции.

Суть же методики в том, что это целенаправленная система методов, обеспечивающая достаточно полное и надежное решение проблемы. Тот или иной набор методов, объединенных в методику, всегда выражает планируемые способы обнаружения несоответствий, разрывов в научном знании, а затем служит средством устранения разрывов, разрешения выявленных противоречий.

Естественно, что  выбор методов во многом определяется уровнем, на котором ведется работа (эмпирический или теоретический) характером исследования (методологическое, теоретическое прикладное) содержанием его конечных и промежуточных задач.

Любой метод  сам по себе представляет полуфабрикат, заготовку, которую нужно модифицировать, конкретизировать применительно к задачам, предмету и конкретно к условиям поисковой работы.

Наконец, нужно  подумать о сочетании исследовательских  методов, чтобы они удачно дополняли  друг друга, раскрывая предмет исследования полнее и глубже, чтобы была возможность результаты, полученные одним методом, перепроверить, используя другой.

Все составные  элементы методики и методику в целом  нужно проверить на соответствие задачам исследования, достаточную  доказательность, полное соответствие принципам педагогического исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литература.

  1. Давыдов В.П. Основы методологии, методики и технологии педагогического исследования: Научно-методическое пособие. - М.: 1997.
  2. Загвязинский В.П. Методология и методика дидактического исследования. – М.: Педагогика, 1982. – 147 с.
  3. Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений. - Ростов н/Д.: “Феникс”, 1999.
  4. Образцов П. И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. — СПб.: Питер, 2004. — 268 с.
  5. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/П 24 Под ред. Ю.К. Бабанского. – м.: Просвещение, 1983. – 608 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая часть контрольной работы.

 

  1. Сформулировать цель, объект и предмет исследования по теме: “Психолого-педагогическая поддержка агрессивных детей”.

 

Цель  исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности психолого-педагогической поддержки детей группы риска в социально-воспитательной работе школы.

Объект  исследования: процесс психолого-педагогической поддержки

детей в социально-воспитательной работе школы.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия

формирования  социальной компетентности, содействующей  эффективной

адаптации детей  группы риска в социуме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Классификация методов психолого-педагогических исследований