Классификация педагогических технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2015 в 23:32, контрольная работа

Описание работы

В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи, с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. С этим мнением можно согласиться. Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп.

Содержание работы

Задание 1. Классификация педагогических технологий……………. 1
Задание 2 Предложите план работы по просвещению родителей…. 7
Задание 3. Что такое эффективность воспитательного процесса, и какова наиболее распространенная практика ее выявления?........................ 13

Файлы: 1 файл

Котрольная Работа Вариант 17.docx

— 39.04 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Задание 1. Классификация педагогических технологий……………. 1

Задание 2 Предложите план работы по просвещению родителей…. 7

Задание 3. Что такое эффективность воспитательного процесса, и какова наиболее распространенная практика ее выявления?........................ 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1. Классификация педагогических технологий

 

В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи, с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. С этим мнением можно согласиться. Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп.

По сущностным и инструментально значимым свойствам (например, целевой ориентации, характеру взаимодействия учителя и ученика, организации обучения) выделяются следующие классы педагогических технологий.

По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.

По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения, и другие разновидности.

По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистские технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.

В принципе не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только один какой-либо единственный фактор, метод, принцип - педагогическая технология всегда комплексна. Однако своим акцентом на ту или иную сторону процесса обучения технология становится характерной и получает от этого свое название.

По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие. Можно упомянуть еще малораспространенные технологии нейролингвистического программирования и суггестивные.

По ориентации на личностные структуры: информационные (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам - ЗУН); операционые (формирование способов умственных действий - СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений - СЭН), технологии саморазвития (формирование самоуправлящих механизмов личности - СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы - СДП).

По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) проникающие технологии.

В монотехнологиях весь учебно-воспитательный процесс строится на какой-либо одной приоритетной, доминирующей идее, принципе, концепции, в комплексных - комбинируется из элементов различных монотехнологий. Технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, активизаторов, называют проникающими.

По типу организации и управления познавательной деятельностью В.П. Беспалько предложена такая классификация педагогических систем (технологий). Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств). Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (по В.П. Беспалько - дидактических систем):

  • классическое лекционное обучение (управление - разомкнутое, рассеянное, ручное);
  • обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);
  • система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);
  • обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) - самостоятельная работа;
  • система «малых групп* (цикличное, рассеянное, ручное) - групповые, дифференцированные способы обучения;
  • компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);
  • система «репетитор* (цикличное, направленное, ручное) - индивидуальное обучение;
  • «программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.

В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем, самыми распространенными из которых являются:

  • традиционная классичесая классно-урочная система Я. А. Коменского, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дидахография);
  • современное традиционное обучение, использующее дидахографию в сочетании с техническими средствами;
  • групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора;
  • программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий.

а) Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «винтик». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.

б) Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические технологии в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений.

в) Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

г) Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.

д) Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

е) Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

ж) Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом («неосознаваемом», подсознательном) знании - Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс - это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине. В эзотерической парадигме сам человек (ребенок) становится центром информационного взаимодействия со Вселенной.

Способ, метод, средство обучения определяют названия многих существующих технологий: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие и др.

По категории обучающихся наиболее важными и оригинальными являются:

  • массовая (традиционная) школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика;
  • технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и др.);
  • технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.);
  • различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика);
  • технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.

И, наконец, названия большого класса современных технологий определяются содержанием тех модернизаций и модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная система.

Монодидактические технологии применяются очень редко. Обычно учебный процесс строится так, что конструируется некоторая полидидактическая технология, которая объединяет, интегрирует ряд элементов различных монотехнологий на основе какой-либо приоритетной оригинальной авторской идеи. Существенно, что комбинированная дидактическая технология может обладать качествами, превосходящими качества каждой из входящих в нее технологий.

Обычно комбинированную технологию называют по той идее (монотехнологии), которая характеризует основную модернизацию, делает наибольший вклад в достижение целей обучения. По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий.

Задание 2 Предложите план работы по просвещению родителей

 

Психолого – педагогическое просвещение родителей

2014-2015 учебный год.

Цель: повышение уровня психолого – педагогической культуры родителей

Октябрь, ноябрь, март, апрель – (информационно-просветительские) тематические родительские собрания

1. Особенности детской  и подростковой психологии.

Октябрь

1 классы

Проблемы адаптации учащихся 1-х классов в системе новых требований и норм.

Влияние родителей на устойчивую позитивную мотивацию и успешность обучения ребёнка в школе.

2 классы

Психолого-возрастные особенности младших школьников. Режим дня и его влияние на качество обучения.

3 классы

Младший школьный возраст и его особенности. Значение друзей, дружбы в жизни ребенка младшего школьного возраста.

4 классы

Учёт особенностей психофизического развития младших школьников в воспитании.

5 классы

Адаптация учащихся к условиям обучения в средней школе: проблемы и задачи. Роль семьи и школы в адаптации учащихся при переходе на новую ступень обучения.

6 классы

Психологические и возрастные особенности подростка. Проблемы подросткового возраста. Влияние семьи на особенности социализации школьника-подростка.

7 классы

Формирование системы ценностей в подростковом возрасте. Негативные тенденции и противоречия в формировании ценностных ориентаций подростков.

8 классы

Основные причины конфликтов между подростками. Предупреждение и преодоление конфликтов.

9 классы

Психологические основы подготовки выпускников основной школы к государственной итоговой аттестации. Создание в семье благоприятных условий для подготовки выпускников к экзаменам.

10 класс

Особенности старшего школьного возраста. Психологические основы подготовки выпускников школы к государственной итоговой аттестации.

11 классы

Мотивация профессионального и жизненного самоопределения старшеклассников-выпускников как механизм стимулирования успешной сдачи ЕГЭ. Создание в семье благоприятных условий для подготовки выпускников к государственной аттестации.


 

 

2. Правовая культура

Ноябрь

1 классы

Права и обязанности участников образовательного процесса. Ответственность родителей за воспитание детей. Защита прав и достоинств ребёнка в условиях семьи.

2 классы

Влияние семьи на формирование толерантных качеств личности.

3 классы

Профилактика правонарушений среди младших школьников. Как научить ребенка быть ответственным за свои поступки.

4 классы

Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за обучение и воспитание детей.

5 классы

Когда можно и нужно звонить в полицию? За что ребенка могут поставить на учёт в КДНиЗП?

6 классы

Профилактика противоправного поведения учащихся. Ответственность родителей за правонарушения, совершённые детьми.

7 классы

Ответственность несовершеннолетних за употребление алкогольной продукции и наркотических веществ.

8 классы

Воспитание в семье уважения к закону. Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних за противоправные действия.

9 классы

Законы Российской Федерации, ХМАО-Югры и ответственность подростков за их нарушение.

Правонарушения подростков и их возможные последствия.

10 класс

Путь к согласию, или как научиться разрешать конфликты.

11 классы

Право на получение профессионального образования. Государственные и негосударственные образовательные учреждения. Бесплатное профессиональное образование. Платные образовательные услуги.

Информация о работе Классификация педагогических технологий