Оглавление
Задание
1. Классификация педагогических технологий……………. 1
Задание
2 Предложите план работы по просвещению
родителей…. 7
Задание
3. Что такое эффективность воспитательного
процесса, и какова наиболее распространенная
практика ее выявления?........................ 13
Задание
1. Классификация педагогических технологий
В теории и практике работы
школ сегодня существует множество вариантов
учебно-воспитательного процесса. Каждый
автор и исполнитель привносит в педагогический
процесс что-то свое, индивидуальное, в
связи, с чем говорят, что каждая конкретная
технология является авторской. С этим
мнением можно согласиться. Однако многие
технологии по своим целям, содержанию,
применяемым методам и средствам имеют
достаточно много сходства и по этим общим
признакам могут быть классифицированы
в несколько обобщенных групп.
По сущностным и инструментально
значимым свойствам (например, целевой
ориентации, характеру взаимодействия
учителя и ученика, организации обучения)
выделяются следующие классы педагогических
технологий.
По уровню применения выделяются
общепедагогические, частнометодические
(предметные) и локальные (модульные) технологии.
По философской основе: материалистические
и идеалистические, диалектические и метафизические,
научные (сциентистские) и религиозные,
гуманистические и антигуманные, антропософские
и теософские, прагматические и экзистенциалистские,
свободного воспитания и принуждения,
и другие разновидности.
По ведущему фактору психического
развития: биогенные, социогенные, психогенные
и идеалистские технологии. Сегодня общепринято,
что личность есть результат совокупного
влияния биогенных, социогенных и психогенных
факторов, но конкретная технология может
учитывать или делать ставку на какой-либо
из них, считать его основным.
В принципе не существует таких
монотехнологий, которые использовали
бы только один какой-либо единственный
фактор, метод, принцип - педагогическая
технология всегда комплексна. Однако
своим акцентом на ту или иную сторону
процесса обучения технология становится
характерной и получает от этого свое
название.
По научной концепции усвоения
опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные,
бихевиористские, гештальттехнологии,
интериоризаторские, развивающие. Можно
упомянуть еще малораспространенные технологии
нейролингвистического программирования
и суггестивные.
По ориентации на личностные
структуры: информационные (формирование
школьных знаний, умений, навыков по предметам
- ЗУН); операционые (формирование способов
умственных действий - СУД); эмоционально-художественные
и эмоционально-нравственные (формирование
сферы эстетических и нравственных отношений
- СЭН), технологии саморазвития (формирование
самоуправлящих механизмов личности -
СУМ); эвристические (развитие творческих
способностей) и прикладные (формирование
действенно-практической сферы - СДП).
По характеру содержания и структуры
называются технологии: обучающие и воспитывающие,
светские и религиозные, общеобразовательные
и профессионально-ориентированные, гуманитарные
и технократические, различные отраслевые,
частнопредметные, а также монотехнологии,
комплексные (политехнологии) проникающие
технологии.
В монотехнологиях весь учебно-воспитательный
процесс строится на какой-либо одной
приоритетной, доминирующей идее, принципе,
концепции, в комплексных - комбинируется
из элементов различных монотехнологий.
Технологии, элементы которых наиболее
часто включаются в другие технологии
и играют для них роль катализаторов, активизаторов,
называют проникающими.
По типу организации и управления
познавательной деятельностью В.П. Беспалько
предложена такая классификация педагогических
систем (технологий). Взаимодействие учителя
с учеником (управление) может быть разомкнутым
(неконтролируемая и некорректируемая
деятельность учащихся), цикличным (с контролем,
самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным
(фронтальным) или направленным (индивидуальным)
и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным
(с помощью учебных средств). Сочетание
этих признаков определяет следующие
виды технологий (по В.П. Беспалько - дидактических
систем):
- классическое лекционное обучение
(управление - разомкнутое, рассеянное,
ручное);
- обучение с помощью аудиовизуальных
технических средств (разомкнутое, рассеянное,
автоматизированное);
- система «консультант» (разомкнутое,
направленное, ручное);
- обучение с помощью учебной
книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное)
- самостоятельная работа;
- система «малых групп* (цикличное,
рассеянное, ручное) - групповые, дифференцированные
способы обучения;
- компьютерное обучение (цикличное,
рассеянное, автоматизированное);
- система «репетитор* (цикличное,
направленное, ручное) - индивидуальное
обучение;
- «программное обучение» (цикличное,
направленное, автоматизированное), для
которого имеется заранее составленная
программа.
В практике обычно выступают
различные комбинации этих «монодидактических»
систем, самыми распространенными из которых
являются:
- традиционная классичесая классно-урочная система Я. А. Коменского, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дидахография);
- современное традиционное обучение,
использующее дидахографию в сочетании с техническими средствами;
- групповые и дифференцированные
способы обучения, когда педагог имеет
возможность обмениваться информацией
со всей группой, а также уделять внимание
отдельным учащимся в качестве репетитора;
- программированное обучение,
основывающееся на адаптивном программном
управлении с частичным использованием
всех остальных видов.
Принципиально важной стороной
в педагогической технологии является
позиция ребенка в образовательном процессе,
отношение к ребенку со стороны взрослых.
Здесь выделяется несколько типов технологий.
а) Авторитарные технологии,
в которых педагог является единоличным
субъектом учебно-воспитательного процесса,
а ученик есть лишь «объект», «винтик».
Они отличаются жесткой организацией
школьной жизни, подавлением инициативы
и самостоятельности учащихся, применением
требований и принуждения.
б) Высокой степенью невнимания
к личности ребенка отличаются дидактоцентрические
технологии, в которых также господствуют
субъект-объектные отношения педагога
и ученика, приоритет обучения над воспитанием,
и самыми главными факторами формирования
личности считаются дидактические средства.
Дидактоцентрические технологии в ряде
источников называют технократическими;
однако последний термин, в отличие от
первого, больше относится к характеру
содержания, а не к стилю педагогических
отношений.
в) Личностно-ориентированные
технологии ставят в центр всей школьной
образовательной системы личность ребенка,
обеспечение комфортных, бесконфликтных
и безопасных условий ее развития, реализации
ее природных потенциалов. Личность ребенка
в этой технологии не только субъект, но
и субъект приоритетный; она является
целью образовательной системы, а не средством
достижения какой-либо отвлеченной цели
(что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических
технологиях). Такие технологии называют
еще антропоцентрическими.
Таким образом, личностно-ориентированные
технологии характеризуются антропоцентричностью,
гуманистической и психотерапевтической
направленностью и имеют целью разностороннее,
свободное и творческое развитие ребенка.
В рамках личностно-ориентированных
технологий самостоятельными направлениями
выделяются гуманно-личностные технологии,
технологии сотрудничества и технологии
свободного воспитания.
г) Гуманно-личностные технологии
отличаются прежде всего своей гуманистической
сущностью, психотерапевтической направленностью
на поддержку личности, помощь ей. Они
«исповедуют» идеи всестороннего уважения
и любви к ребенку, оптимистическую веру
в его творческие силы, отвергая принуждение.
д) Технологии сотрудничества
реализуют демократизм, равенство, партнерство
в субъект-субъектных отношениях педагога
и ребенка. Учитель и учащиеся совместно
вырабатывают цели, содержание, дают оценки,
находясь в состоянии сотрудничества,
сотворчества.
е) Технологии свободного воспитания
делают акцент на предоставление ребенку
свободы выбора и самостоятельности в
большей или меньшей сфере его жизнедеятельности.
Осуществляя выбор, ребенок наилучшим
способом реализует позицию субъекта,
идя к результату от внутреннего побуждения,
а не от внешнего воздействия.
ж) Эзотерические технологии
основаны на учении об эзотерическом («неосознаваемом»,
подсознательном) знании - Истине и путях,
ведущих к ней. Педагогический процесс
- это не сообщение, не общение, а приобщение
к Истине. В эзотерической парадигме сам
человек (ребенок) становится центром
информационного взаимодействия со Вселенной.
Способ, метод, средство обучения
определяют названия многих существующих
технологий: догматические, репродуктивные,
объяснительно-иллюстративные, программированного
обучения, проблемного обучения, развивающего
обучения, саморазвивающего обучения,
диалогические, коммуникативные, игровые,
творческие и др.
По категории обучающихся наиболее
важными и оригинальными являются:
- массовая (традиционная) школьная
технология, рассчитанная на усредненного ученика;
- технологии продвинутого уровня
(углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального
образования и др.);
- технологии компенсирующего
обучения (педагогической коррекции, поддержки,
выравнивания и т.п.);
- различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика);
- технологии работы с отклоняющимися
(трудными и одаренными) детьми в рамках
массовой школы.
И, наконец, названия большого
класса современных технологий определяются
содержанием тех модернизаций и модификаций,
которым в них подвергается существующая
традиционная система.
Монодидактические технологии
применяются очень редко. Обычно учебный
процесс строится так, что конструируется
некоторая полидидактическая технология,
которая объединяет, интегрирует ряд элементов
различных монотехнологий на основе какой-либо
приоритетной оригинальной авторской
идеи. Существенно, что комбинированная
дидактическая технология может обладать
качествами, превосходящими качества
каждой из входящих в нее технологий.
Обычно комбинированную технологию
называют по той идее (монотехнологии),
которая характеризует основную модернизацию,
делает наибольший вклад в достижение
целей обучения. По направлению модернизации
традиционной системы можно выделить
следующие группы технологий.
Задание
2 Предложите план работы по просвещению
родителей
Психолого – педагогическое
просвещение родителей
2014-2015 учебный год.
Цель: повышение уровня психолого
– педагогической культуры родителей
Октябрь, ноябрь,
март, апрель – (информационно-просветительские)
тематические родительские собрания
1. Особенности детской
и подростковой психологии.
Октябрь
1 классы |
Проблемы адаптации
учащихся 1-х классов в системе
новых требований и норм.
Влияние родителей на устойчивую
позитивную мотивацию и успешность обучения
ребёнка в школе. |
2 классы |
Психолого-возрастные особенности
младших школьников. Режим дня и его влияние
на качество обучения. |
3 классы |
Младший школьный возраст и
его особенности. Значение друзей, дружбы
в жизни ребенка младшего школьного возраста. |
4 классы |
Учёт особенностей психофизического
развития младших школьников в воспитании.
|
5 классы |
Адаптация учащихся к условиям
обучения в средней школе: проблемы и задачи.
Роль семьи и школы в адаптации учащихся
при переходе на новую ступень обучения.
|
6 классы
|
Психологические и возрастные
особенности подростка. Проблемы подросткового
возраста. Влияние семьи на особенности
социализации школьника-подростка. |
7 классы |
Формирование системы ценностей
в подростковом возрасте. Негативные тенденции
и противоречия в формировании ценностных
ориентаций подростков. |
8 классы |
Основные причины конфликтов
между подростками. Предупреждение и преодоление
конфликтов. |
9 классы
|
Психологические основы подготовки
выпускников основной школы к государственной
итоговой аттестации. Создание в семье
благоприятных условий для подготовки
выпускников к экзаменам. |
10 класс |
Особенности старшего школьного
возраста. Психологические основы подготовки
выпускников школы к государственной
итоговой аттестации. |
11 классы |
Мотивация профессионального
и жизненного самоопределения старшеклассников-выпускников
как механизм стимулирования успешной
сдачи ЕГЭ. Создание в семье благоприятных
условий для подготовки выпускников к
государственной аттестации. |
2. Правовая культура
Ноябрь
1 классы |
Права и обязанности участников
образовательного процесса. Ответственность
родителей за воспитание детей. Защита
прав и достоинств ребёнка в условиях
семьи. |
2 классы |
Влияние семьи на формирование
толерантных качеств личности. |
3 классы |
Профилактика правонарушений
среди младших школьников. Как научить
ребенка быть ответственным за свои поступки. |
4 классы |
Правовые аспекты, связанные
с ответственностью родителей за обучение
и воспитание детей. |
5 классы |
Когда можно и нужно звонить
в полицию? За что ребенка могут поставить
на учёт в КДНиЗП? |
6 классы |
Профилактика противоправного
поведения учащихся. Ответственность
родителей за правонарушения, совершённые
детьми. |
7 классы |
Ответственность несовершеннолетних
за употребление алкогольной продукции
и наркотических веществ. |
8 классы |
Воспитание в семье уважения
к закону. Административная и уголовная
ответственность несовершеннолетних
за противоправные действия. |
9 классы |
Законы Российской Федерации,
ХМАО-Югры и ответственность подростков
за их нарушение.
Правонарушения
подростков и их возможные последствия.
|
10 класс |
Путь к согласию, или как научиться
разрешать конфликты. |
11 классы |
Право на получение
профессионального образования. Государственные
и негосударственные образовательные
учреждения. Бесплатное профессиональное
образование. Платные образовательные услуги. |