Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:42, контрольная работа
В традиционном учебном процессе средствами обучения являются:
печатные издания: учебники, учебно-методические пособия, справочники;
дискеты с учебной информацией;
записи на доске, плакаты;
кино –, видеофильмы;
слово преподавателя.
1. Средства обучения:
– виды деятельности;
– педагогическая техника.
2. Технические средства обучения.
3. Компьютерные технологии.
Контрольная работа по педагогике
Тема: Классификация средств обучения.
Тема Классификация средств обучения.
План
1. Средства обучения:
– виды деятельности;
– педагогическая техника.
2. Технические средства обучения.
3. Компьютерные технологии.
(педагогические средства) – все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. В самом общем плане к ним относятся:
- виды деятельности: игровая, учебная, трудовая;
- педагогическая техника: речь, мимика, движение; средства массовой информации, наглядные пособия, произведения искусства.
К средствам обучения относят также технические средства обучения, дидактические материалы и т.п. В последнее время существенно изменились средства обучения. В связи с появлением персональных компьютеров возник новый вид процесса проблемного обучения – проблемно-компьютерное обучение. Появление нового элемента (компьютера) в педагогической системе во многом может изменить ее функции и позволяет достичь нового педагогического эффекта.
В традиционном учебном процессе средствами обучения являются:
печатные издания: учебники, учебно-методические пособия, справочники;
дискеты с учебной информацией;
записи на доске, плакаты;
кино –, видеофильмы;
слово преподавателя.
2. Технические средства обучения
В современном процессе обучения используется следующий ряд новых технических средств:
учебные электронные издания;
компьютерные обучающие системы;
аудио-, видео-учебные материалы и многие др.
Электронные издания учебного назначения, обладая все ми особенностями бумажных изданий, имеют ряд положительных отличий и преимуществ. В частности: компактность хранения в памяти компьютера или на дискете, гипертекстовые возможности, мобильность, тиражируемость, возможность оперативного внесения изменений и дополнений, удобство пересылки по электронной почте. Это автоматизированная обучающая система, которая включает в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.
Программированное обучение опирается на хорошо известные в педагогике общие положения, теории. Материал дается небольшими, легко усваиваемыми частями, получившими название шагов, порций или фрагментов информации.
Характерные черты программированного обучения:
расчленение строго отобранного учебного материала на отдельные небольшие части;
включение системы предписаний по последовательному выполнению определенных действий, направленных на усвоение каждой части;
предъявление заданий по проверке усвоения каждой данной части;
соблюдение ответов,
информирующих учащегося о
По форме программированное обучение представляет собой особый вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным учебным материалом. Процесс специальной переработки учебного материала для такого обучения получил название программирования.
Есть два принципа программированного обучения.
Линейное программирование предполагает разделение учебного материала на небольшие шаги, проверку усвоения каждой части, проработку обучаемыми всего материала в заданной последовательности.
Разветвленное программирование предполагает, что ученик, проработав какую-то относительно законченную часть учебного материала, в ответе на вопрос может допустить ошибку. Поэтому предлагается несколько вариантов ответа на поставленный вопрос. После выбора ученик в зависимости от ответа получает указания по дальнейшей работе.
Опыт отечественной высшей и средней школы, как и опыт зарубежной школы, показывает, что для применения компьютера в любом предмете практически нет ограничений. Но содержание компьютерного занятия должно обязательно включать. данные о способах анализа условия задачи, о поисках способа ее решения, о способах контроля за правильностью решения.
То есть в
содержание необходимо включать данные
о всех типах рефлексии –
Применение компьютера должно учитывать сложившиеся формы обучения. Современные формы обучения независимо от типа школы имеют следующую инвариантную структуру:
актуализация опорных знаний и способов действий;
формирование новых понятий и способов действий;
применение знаний, формирование умений.
3. Компьютерные технологии.
Компьютерные обучающие и контролирующие программы – программные средства учебного назначения, которые широко используются в образовательном процессе и позволяют:
индивидуализировать подход и дифференцировать процесс обучения;
контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью;
обеспечить самоконтроль
и самокоррекцию учебно-
моделировать и имитировать процессы и явления;
проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях виртуальной реальности;
повысить интерес к процессу обучения, используя игровые ситуации и многое др.
Аудио – и видеоучебные материалы – записываются на магнитные носители, аудио – и видеокассеты и могут быть представлены обучаемому с помощью магнитофона, видеомагнитофона или лазерных компакт-дисков CD-ROM.
Компьютерные сети – средство обучения, включающее в себя различного рода информацию и совокупность компьютеров, соединенных каналами связи.
Глобальная сеть Интернет является интегральным средством.
Педагогическая деятельность включает в себя совокупность мероприятий по воспитанию, образованию и обучению. Педагоги занимаются педагогической деятельностью профессионально, а непрофессионально этой деятельностью занимаются почти все люди.
Основное требование к профессиональному педагогу – наличие педагогических способностей.
Специфические черты педагогической деятельности:
многофакторность воспитательного процесса. Воспитательный процесс идет в семье, школе, при всех формальных и неформальных контактах воспитанника с другими людьми, его обращении к литературе, искусству, средствам массовой информации;
длительность педагогического процесса;
концентризм в содержании педагогической работы. Это означает, что в процессе воспитания к одним и тем же качествам личности приходится многократно возвращаться;
активный двусторонний характер педагогического процесса. Ученик – это не только объект, но и субъект педагогического процесса. Поэтому важнейшая задача педагога – воспитать у учащихся постоянную потребность в самоанализе, самооценке, самовоспитании;
малозаметность результатов этого процесса для внешнего восприятия. Проверить и оценить работу педагога довольно трудно. Как и все большое, она видится на расстоянии;
устремленность в будущее. Педагог должен уметь видеть в проблемах и трудностях, которые возникают сегодня, проблемы и трудности, которые возникнут завтра, и своевременно их преодолевать.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
В педагогической литературе
существует ряд определений понятия
Наряду с традиционными все шире
применяются безбумажные
Дидактические оценки этих новых и необычных средств обучения противоречивы – от восторженных утверждений о революции в образовании до унылой констатации низкой результативности и бесполезности. Можно ожидать, что там, где требуется образное, эмоциональное изложение фактического материала, видеоучебники принесут пользу, но с их помощью трудно развивать продуктивное мышление, тренировать умения и навыки, решать другие задачи. Поэтому их целесообразно принять в комплексе с традиционными учебными материалами.
Абстрактное мышление, логику хорошо развивают компьютерные обучающие программы. Знание, переданное компьютером, неизбежно является неполным, усеченным, формализованным. Поэтому компьютерные учебные материалы оказываются весьма эффективными при изучении знаний, имеющих логическую структуру. Прекрасные возможности предоставляет ЭВМ и для выполнения тренировочных упражнений, контроля знаний.
Создание системы дистанционног
Направления дистанционного обучения:
методологические и дидактические основы ДО;
система преподавателей-консультантов (тьюторов) и способы их взаимодействия с обучаемым;
контроль качества и тестирование в ДО;
технологии и
информационно-образовательные
способы передачи образовательной информации;
типовое оснащение центров ДО.
Дистанционными
принято считать такие формы
обучения, которые исключают личный
контакт преподавателя с
Специфика профессиональной подготовки тре6ует частого и качественного контроля навыков обучаемого.
Основные понятия:
Тест
Время выполнения – 10 минут. На каждый вопрос может один, два или более правильных ответов.
Педагогические
средства - это:
материальные объекты, предназначенные
для организации и осуществления педагогического
процесса;
завершенная организация учебного процесса
в единстве всех его компонентов;
предметная поддержка учебного процесса;
система приобретенных в процессе обучения
знаний, умений, навыков, способов мышления;
система последовательных, взаимосвязанных
действий учителя и учащихся, обеспечивающих
усвоение содержания образования;
различные виды деятельности: игровая,
учебная, трудовая, общение;
педагогическая техника.
К средствам
воспитания относят:
конкретные виды деятельности, в которые
включен ребенок;
игрушки;
книги, видеофильмы;
наказание и поощрение
К средствам
обучения в традиционной педагогике
относят:
технические средства;
учебники, наглядные пособия;
дидактические материалы;
учебно-лабораторное оборудование;
учебные классы;
учебную деятельность;
учебные пособия;
общение;
спортивный зал.
К организационно-педагогическим
средствам обучения относятся:
учебные планы;
компьютеры;
видеотехника;
экзаменационные билеты;
учебные программы;
методические рекомендации;
мультимедийные установки и экраны;
лаборатории;
речь.
К дидактическим
материалам - средствам обучения относятся:
карточки-задания;
учебные плакаты;
компьютеры;
экзаменационные билеты;
средства массовой информации;
наглядные пособия;
произведения искусства.
К техническим
средствам обучения относятся:
учебные планы;
компьютеры;
видеотехника;
экзаменационные билеты;
учебные программы;
методические рекомендации;
мультимедийные установки и экраны;
лаборатории;
речь, мимику, жесты.
Новые информационные
технологии как средства обучения связаны
с:
компьютерным обучением;
средствами массовой информации;
печатными учебными пособиями;
информатизацией процесса обучения и
воспитания;
электронными учебно-методическими комплексами;
кино- и видеофильмами;
словом преподавателя.
В традиционном учебном
процессе средствами обучения являются:
печатные издания: учебники, учебно-методические
пособия, справочники;
электронные учебно-методические комплексы;
технологии дистанционного обучения;
дискеты с учебной информацией;
записи на доске, плакаты;
кино-, видеофильмы;
слово преподавателя.