Классно-урочная система Яна Амоса Коменского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 11:22, доклад

Описание работы

Одна из величайших заслуг Коменского – разработка важнейших вопросов классно – урочной системы обучения и обоснование урока как формы организации обучения в школе.
В истории школы и педагогической мысли известные различные формы организации учебно-воспитательной работы. Урок как форма организации обучения имеет гораздо более короткую историю, чем школа и обучение вообще.

Файлы: 1 файл

Классно-урочная система.docx

— 23.57 Кб (Скачать файл)

Классно – урочная  система Я. А. Коменского

Одна из величайших заслуг Коменского – разработка важнейших вопросов классно – урочной системы  обучения и обоснование урока  как формы организации обучения в школе.

В истории школы и педагогической мысли известные различные формы  организации учебно-воспитательной работы. Урок как форма организации  обучения имеет гораздо более  короткую историю, чем школа и  обучение вообще. Основной формой организации  обучения была индивидуальная работа учителя с учениками, поскольку  прием в школу происходил в  любое время года независимо от возраста, и каждый ученик получал задание  учителя в индивидуальном порядке. Индивидуальный порядок обучения господствовал  во всех странах почти до 18 века, а в некоторых странах до конца 19 века.

Урок как форма организации  учебной работы подразумевает:

1) неизменный состав учащихся, стоящих  приблизительно на одном уровне  развития (твердый класс);

2) организацию занятий в точно  определенное время по стабильному  расписанию, предусматривающему определенное  чередование учебных предметов;

3) одновременную работу учителя  со всем классом по одному  и тому же учебному предмету;

4) руководящую роль преподавателя  на протяжении всего периода  обучения.

Идея урока впервые, как известно, в зачаточном виде встречается в  книге римского оратора и педагога Квинтилиана « О воспитании оратора». Кроме того что одним из условий школьного обучения Квинтилиан считал твердый, неизменный состав учащихся, имеющих приблизительно одинаковое развитие, он требовал еще последовательного чередования учебных предметов. Положительное мнение об уроке высказывает Ратке и другие современники Коменского. Однако создателем теории классно – урочной системы все же является Коменский, поскольку он впервые дал всесторонние обоснование этой форме обучения и сформулировал главнейшие принципы ее построения.

Коменский подверг резкой критике  господствующий, а его время школьный режим вообще и индивидуальною форму  организации занятий особенно. Он считал убийственным для детей то, что учение продолжалось «с восхода  до заката»

Коменский в организации обучения особое внимание уделяет точному  определению места и времени  обучения. В работе «Законы хорошо организованной школы» он рассматривает  эти вопросы в специальных  главах и формулирует правила  организации обучения.

Приведем выдержки из разных трудов Коменского, касающихся урока как  формы организации обучения.

1) учащиеся должны приниматься  в школу одновременно для получения  «с начала до конца постепенного  образования. Вместе с тем никто не может быть принят в школу после начала занятий, никто не будет выпущен из школы до конца занятий….. Занятия мы будем начинать только один раз в год…,и тогда нам ничто не помешает довести всех в одно и то же время до намеченной цели»;

2) учащиеся должны быть разделены  на классы;

3) сколько имеется классов, столько  должно быть классных комнат;

4) классным занятиям учащиеся  ежедневно должны уделять четыре  часа (в «Пансофической школе» Коменский требует шестичасового учебного дня);

5) каждый час должен иметь  свою определенную задачу, которая  обязательно должна быть решена;

6) в определенное время каждый  по данному знаку должен тотчас  же отправиться в учебную комнату  и занимать свое, а не чужое  место;

7) когда учитель что - нибудь говорит, излагает, объясняет, то все должны слушать с напряженным вниманием;

8) после каждого часа должен  быть перерыв, отдых. 

Из приведенных положений ясно видно, что для правильной организации  учебной работы Коменский считал необходимыми условия:

1) твердый класс с неизменяющимся  составом учащихся и приблизительно  одинаковым уровнем развития;

2) твердо определенное время  занятий;

3) последовательное чередование  занятий с перерывами между  ними;

4) одновременную работу учителя  со всем классом.

Таким образом, эти характерные  черты классно-урочной системы, урока  как основной формы организации  учебной работы в законченном  виде даются уже у Коменского. Коменский  определил длительность урока одним  часом. Каждый час, по его мнению, должен быть частью того времени, которое выделено для изучения предмета. Каждый час  должен иметь свою конкретную задачу. «Порядок, касающийся лиц, водворится в школе от распределения учащихся в зависимости от возраста и успехов  по отделениям, или куриям, которые  мы, согласно принятому в школах обозначению, называем «классами». Класс, следовательно (в этом случае), есть не что иное, как объединение одинаково  успевающих учеников для того, чтобы  легче можно было вести вместе к одной и той же цели всех, кто занят одним и тем же и относятся к обучению с одинаковым прилежанием.» («Пансофическая школа», часть I, 45).

Занятия в классе должны начинаться и заканчиваться в установленные  сроки. «Отсюда следует, что будет  согласно с требованиями хорошего порядка, если все классы будут начинать и  заканчивать свои годовые занятия  в одно время: весной или, что, по-видимому, удобнее, осенью. Поэтому вне этого  времени никого не следует(как общее правило) принимать в школу, чтобы обучение всех подвигалось равномерно и курс одинаковых занятий заканчивался всеми учениками каждого класса в конце года». («Пансофическая школа», часть I, 56).

Коменский считает, что время, выделенное для урока, должно быть разумно использовано. Он пишет: «Если где-либо нужно мудрое распределение времени, то больше всего оно нужно, несомненно, там, где прилагают старание к приобретению мудрости: чтобы и частичка ее не пропала без пользы и не оставляла умы не оплодотворенными, а также, с другой стороны, чтобы время, отмеренное нам Богом, правда, в достаточном количестве, но слишком суживаемое нашей скупостью, не вызывало бы насилия над умами. В пансофической школе время должно быть так распределено, чтобы отдельные годы, месяцы, дни и часы имели свои определенные задания, которые должны быть разрешены в свое время». («Пансофическая школа, часть I, 54»).

Режим всякого рационального обучения требует отдыха. «Но эти ежедневные занятия в течение шести часов  ни в коем случае не должны продолжаться без перерыва, -между ними должны быть промежутки для отдыха. В предобеденные часы должны упражняться преимущественно ум, суждение, память, а в послеобеденное - руки, голос, стиль и жесты ». («Пансофическая школа, часть I, 58»).

Коменский ничего не говорит специально о типах уроков, однако, если проанализировать все его высказывания об уроке, мы увидим, что хотя он часто требует  вести обучение по «одному методу», каждый урок и его характер, по Коменскому, обусловлены учебным предметом, спецификой его содержания, конкретные задачи данного урока, уровнем развития подготовки учащихся вообще, степенью подготовки материала предыдущего  урока. По Коменскому, каждый урок должен содержать сообщение нового материала и упражнение, которому он отводил ¾ времени. По своему характеру и дидактическому назначению это приблизительно соответствует такому типу урока, который мы называем смешанным, комбинированным уроком.

Коменский, кроме этого, указывает  на такой вид урока, который ставит своей целью специальное упражнение и повторение пройденного ( в конце каждой недели, четверти года).

Интересны и важны взгляды Коменского относительно структурного построения урока. Он различает три части  урока: начало, продолжение и завершение. Эти части урока полностью  соответствуют взгляду Коменского на ступени процесса обучения. Его  положение о том, что «строго  определенных ступеней в каждом занятии  есть три», относятся и к структуре  урока. Для Коменского начало означает восстановление в памяти учащихся пройденного, опрос и создание целеустремленного внимания; продолжение- показ, восприятие, разъяснение; окончание- упражнение, овладение, использование.

Кроме того, у Коменского сообщение  нового, объяснение играет значительно  меньшую роль, чем оно должно играть вообще, но сам по себе принцип строго распределения времени является положительным, поскольку он указывает  на необходимость рационального  использования времени, планирования учителя каждой минуты.

Давая высокую оценку рациональному  использованию времени на уроки, Коменский писал: «Следовательно, если ты в каждый отдельный час, будешь выучивать хотя бы одно положение  из какой- либо науки, хотя бы одно правило  из техники искусства, хотя бы одну изящную маленькую историю или  одно изречение, что, очевидно, можно  сделать без всякого труда, то, спрашиваем, какое огромное сокровище  знаний должно образоваться?». («Великая дидактика», XV, 17).

О рациональном использовании времени  говорят следующие положения  Коменского: «I. Образование человека нужно начинать весной, т.е в детстве, ибо детство изображает собой весну, юность-лето, возмужалый возраст-осень и старость-зиму.

II. Утренние часы для детей  наиболее удобны (т.к опять утро соответствует весне, полдень-лето, вечер - осени, а ночь - зиме) ». («Великая дидактика», XVI, 10).

У Коменского можно найти много  высказываний о такте и поведения  учителя на уроке. Учить должен быть душой и сердцем урока, и его  творцом.

Коменский в своем учении о уроке  большое место уделяет также  вопросом дисциплины учащихся и считает, что уроки, также как и вообще школа, без дисциплины подобны «мельницы  без воды» , но дисциплина должна основываться «не на паке и на побоях», а на сознательности учеников, на уважении к достоинству учащегося, к его личности. Она должна служить воспитанию учащихся верой в собственные силы, любви к учебе и труду.

Коменский не оставил без внимания вопрос о домашних заданиях и их дозировке. Он отрицательно оценивал такую  практику, когда центр тяжести  в усвоении учащимися учебного материала  переносится на самостоятельную  работу и в результате ребенку  приходится переживать огромное страдание, зазубривая дома непонятные для него тексты. Коменский требовал так объяснять  материал и разрабатывать его  с помощью упражнений, чтобы учащемуся  понадобилось лишь быстро «перечитать  один раз вечером и один раз  утром», перед уходом в школу.

Вместе с тем Коменский был  настолько увлечен критикой, что  развивал даже несколько крайнюю, ошибочную  мысль, когда писал: «Ни в один день юношество не должно заниматься более шести часов, и при том только в классе; на дом ничего не следует задавать (особенно в младших классах), кроме того, что имеет отношение к развлечениям и домашним услугам. Если кто-либо скажет, что не давать ученикам никаких занятий вне школы, значит давать слишком много свободы, то я на это отвечу:

1) школа называется учебной мастерской; следовательно, именно в ней,  а не вне ее, надо делать то, чем обусловливается научный успех;

2) сколько не приказывай, чтобы  ученики делали вне школы то  или другое, они все-таки –  таково уж свойство юности  – будут исполнять это лишь  поверхностно, небрежно и с ошибками; а уж лучше ничего не делать, чем делать с ошибками;

3) я так распределил время  занятий, чтобы на работу приходилось  восемь часов, столько же на  ночной отдых и еще восемь  часов на выполнение житейских  обязанностей и на развлечения.  Я прошу быть терпимым и  к тому, чтобы ученики не испытывали  недостатка времени для выполнения  кое-чего по собственному усмотрению (что отвечает их природе) и  чтобы, выполняя свои работы, они  снова становились склонными  к тому, что они должны делать  по нашему мнению». («Пансофическая школа», часть I, 57).

Несмотря на недооценку роли домашних заданий, Коменский правильно ставит вопрос о ликвидации перегрузки учащихся, о дозировке знаний, о построении обучения на основе принципа сознательности.

Таким образом, Коменский не только поставил все основные вопросы, связанные  с уроком, но его богатое наследие в этой области наряду с учением  других дидактов, особенно Дистервега и Ушинского, является полноценной теорией о сущности урока, о его построении и проведении. Эта теория с ее лучшими сторонами вошла в советскую дидактику.

В XVII веке классно-урочная система  получила признание и в XIX веке стала  ведущей системой организации школьного  обучения во многих странах. В школах России классно-урочная система  начала широко применяться в последней  четверти XVIII века; изданное в 1783 «Руководство учителям первого и второго класса народных училищ Российской империи» утверждало классно-урочную систему  как основную систему организации  обучения в русских народных школах.

В процессе развития и совершенствования  классно-урочная система в конце XIX-начале XX веках, когда некоторые  страны приняли законы об обязательном обучении, выявился ряд сложных и  актуальных проблем: классификация  учащихся, перевод в следующие  классы, индивидуализация обучения и  др.

Школы капиталистических стран (США, Великобритании и др.) уже в начале XX века предприняли попытки решить эти проблемы посредством распределения  учащихся в параллельных классах  по способностям. Это привело к  возникновению «сильных», «средних», «слабых» классов и соответствующей  дифференциации учебных программ, сроков изучения материала, методов преподавания. В результате чего возможность перехода из «слабых» в «средние» и «сильные»  классы фактически исключалась. Группировка  проводилась в соответствии с  показаниями тестовых испытаний  умственной одаренности и стала  использоваться правящими кругами  буржуазных стран в качестве одного из средств классовой селекции учащихся. Некритическое применение педагогами подобной методики классификации учащихся в условиях советской школы было осуждено постановлением ЦК ВКП (б) от 4 июля 1936 года «О педагогических извращениях в системе наркомпросов».

Анализ данных теории и практики обучения показывает, что идея группировки  учащихся по способностям имеет двойственную природу: теоретически предполагая  определенные организационные преимущества, она включает ряд крайне нежелательных  последствий, прежде всего в гуманном отношении. Она и практически  неосуществима по многим причинам, из которых главными является отсутствие научно обоснованных способов объективного измерения способностей учащихся и  неизбежное нарушение однородности состава класса (даже если бы удалось  достичь ее при помощи тех или  иных методик классификации) из-за неравномерности  развития учащихся и различий в их интересах, склонностях.

Информация о работе Классно-урочная система Яна Амоса Коменского