Классно-урочная система Яна Амоса Коменского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 11:22, доклад

Описание работы

Одна из величайших заслуг Коменского – разработка важнейших вопросов классно – урочной системы обучения и обоснование урока как формы организации обучения в школе.
В истории школы и педагогической мысли известные различные формы организации учебно-воспитательной работы. Урок как форма организации обучения имеет гораздо более короткую историю, чем школа и обучение вообще.

Файлы: 1 файл

Классно-урочная система.docx

— 23.57 Кб (Скачать файл)

Работать в таких классах, естественно, сложнее, но опыт лучших школ и учителей свидетельствует, что эти трудности  преодолимы. Развитие интересов и  способностей каждого учащегося, формирование творческой индивидуальности обеспечивается сочетанием достаточно гибких и разнообразных  видов обучения на уроках с факультативными  занятиями и различными формами  внеклассной и внешкольной работы.

В условиях советской школы классно-урочная  система обеспечивает четкость организации  учебной работы, относительно непрерывное  педагогическое руководство учащимися, их продуктивную познавательную деятельность, сохраняет личностные отношения  между учителем и учащимися, а  также между самими учащимися  и способствует созданию ученического коллектива, который становится эффективным  инструментом не только обучения, но и  воспитания учащихся. В старших классах  школ классно-урочная система применяется  в сочетании с элементами лекционно-семинарской  системы.

Урок, основная форма учебного процесса в современной школе. Организационно урок характеризуется определённостью  отводимого на него времени, постоянством состава учащихся, проведением по установленному расписанию, преимущественно  в учебном классе (кабинете) и  при коллективной форме обучения. Дидактически урок характеризуется  единством дидактической цели, объединяющей содержание деятельности учителя и  учащихся, определённостью структуры, диктуемой каждый раз конкретными  условиями и закономерностями усвоения учебного материала.

Как часть учебного процесса урок может содержать: организационный  момент, восприятие, осознание и  закрепление в памяти информации; овладение навыками (на основе усвоенной  информации) и опытом творческой деятельности; усвоение системы норм и опыта  эмоционального отношения к миру и деятельности в нём; контроль и  самоконтроль учителя и учащихся. При этом на каждом уроке целенаправленно  решаются и задачи воспитания. Различают  обычно следующие основные типы урока: организации восприятия и усвоения новых знаний; формирования навыков  и умений; формирования опыта творческой деятельности (или проблемный урок); т. н. комбинирующий урок (объединяющий 2 или 3 первых типа).

Традиционное выделение специальных  уроков для закрепления знаний и  опроса учащихся неправомерно: то и  другое реализуется при усвоении знаний, формировании умений и навыков  и творческом применении знаний.

Правильно организованному на уроке  учебно-воспитательному процессу свойственны  черты, не зависящие от состава учащихся, учебного оборудования, личности учителя. Единство обучающей и воспитательской  функции взаимодействия учителя  и учащихся, содержания и средств  обучения; активность учащихся; развитие познавательной самостоятельности (то есть стремления и умения познавать  новое в процессе творческого  поиска); единство дидактической цели и подчинение ей отдельных элементов  или частей урока; построение урока  и его частей с учётом содержания образования, закономерностей усвоения учебного материала, методов обучения и места урока или его части  в целостной системе обучения (теме, разделе, курсе). Обязательность этих черт, обеспечивающих эффективность урока, отражает, с одной стороны, объективность процесса обучения, с другой – его зависимость от осознания учителем особенностей содержания, закономерностей усвоения (субъективный аспект процесса обучения). Вместе с тем соблюдение предъявляемых к уроку требований не ограничивает творчества учителя, свободы его методического почерка в соответствии с уровнем развития и особенностями групп учащихся.

Для усвоения содержания современных  программ и смежного материала урок дополняется домашними заданиями, углубляющими знания учащихся, вырабатывающими  у них навыки самостоятельной  работы и самообразования.


Информация о работе Классно-урочная система Яна Амоса Коменского