Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 16:35, реферат
Вопрос о коллективной форме организации учебных занятий (КФО) и о коллективном способе обучения (КСО) в последние годы все чаще и чаще ставится на страницах педагогической печати. Этот вопрос – один из главных волнующих современную педагогическую общественность. Ныне существующий способ обучения введен в школы Яном Амосом Коменским и его сподвижниками более 400 лет назад. Он пережил несколько социальных формаций, применяется при обучении людей всех возрастов.
Вопрос о коллективной
форме организации учебных
Ныне существующий способ обучения введен в школы Яном Амосом Коменским и его сподвижниками более 400 лет назад. Он пережил несколько социальных формаций, применяется при обучении людей всех возрастов.
В массовой практике обучения с древнейших времен и по настоящее время использовались всего лишь три формы: индивидуальная, парная и групповая. Сочетание двух или нескольких форм организации дает нам организационную структуру учебного процесса. Так, примерно до XVI-XVII вв. в основном в обучении применялись парная (учитель-ученик) и индивидуальная формы (“индивидуальный способ обучения” – ИСО). Начиная с XVI-XVII вв. в массовую практику школ входит групповая форма и становится основной системообразующей (“групповой способ обучения” – ГСО). Основной разновидностью ГСО в школе является классно-урочная система (КУС), в ВУЗах – лекционно-семинарская.
В нашей школе
под руководством заместителя по
учебной части Николаевой И.Ф. ведется
систематическая работа по изучению
и внедрению современной
Перед каждым учителем ставятся вопросы: как привить учащимся интерес к знаниям, как воспитывать трудолюбие, самостоятельность, как включить в работу каждого ученика. С этой целью проводятся в школе различные семинары, практические занятия, открытые уроки и т.д.
Изучив труды
В.К. Дьяченко по новой педагогической
технологии (КСО), обсудив пособие
по КСО А.Д. Семеновой и встретившись
в городе Якутске с учителем-
Свою работу мы начали с применения на уроках элементов КСО. С прошлого года я использую коллективную форму обучения на уроках русского языка и хочу ознакомить в своем докладе с некоторыми методическими приемами новой педагогической технологии (КСО).
В.К. Дьяченко дает новое определение основному понятию дидактики. “Обучение – материальный процесс взаимодействия между учителем и учеником. Это общение между теми, кто имеет знания, опыт и теми, кто их приобретает”.
Под коллективным способом
обучения (КСО) подразумевается общественно-
Коллективная форма обучения – это работа учащихся в парах сменного состава, при котором каждый ученик по очереди занимается (обучает и учится) с каждым членом коллектива, являясь то его учеником, обучаемым, то его учителем, т.е. обучающим коллектив, т.е. все обучают каждого и каждый обучает всех.
Приемы и методы КСО:
Организация работы
по новой педагогической технологии
при изучении русского языка требует
большой предварительной
Каждая группа методик
для сменных пар требует
Коммуникативная направленность преподавания русского языка характеризуется тем, что на первый план в качестве важнейшей цели обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого общения или коммуникации. Путь к этой цели – практическое пользование языком. Иначе говоря, практическая речевая направленность – это не только цель, но и средство.
Технология КСО по своей организации учебного процесса обеспечивает с начала до конца коммуникативность в преподавании нашего предмета:
Учебный процесс при КСО организуется с учетом таких моментов:
Сдвоенные уроки позволяют предъявлять учебный материал большими дозами. По опорным конспектам и таблицам учащиеся составляют вопросники и грамматические рассказы, сдают друг другу теорию, приводя свои примеры.
Работа в паре
постоянного или сменного состава
позволяет ученику соотнести
свои знания и навыки со знаниями и
навыками товарища. Ученик начинает осознавать
причины своих успехов и
При коллективной форме обучения изложение материала учителем теряет прежнее значение. Учащийся изучает материал, работая в постоянной паре или в парах сменного состава.
Каковы варианты методики первоначального изучения нового материала?
Обучение может происходить по-разному.
Если учащийся приступает к изучению новой темы, то он должен четко знать: какая задача перед ним стоит? На какие вопросы должен ответить? Что должен найти в изучаемом материале? В современных учебниках таких вопросов нет, их должен сформулировать учитель. Задача ученика: разобраться в новом материале, чтобы суметь изложить, объяснить другим. Постановка вопроса перед изучением темы дает возможность ученикам не упускать главного и полнее воспроизводить содержание.
Существует два направления использования ОК:
На своих учебных занятиях я использую некоторые методические приемы КСО, к примеру:
Каждая из них имеет свое назначение и направлена на формирование практических умений и навыков и развитие определенных качеств личности. Каждая методика ценна по-своему. Я остановлюсь на методике Ривина и на вопроснике.
Данная методика применяется при изучении нового материала самим учеником без объяснения учителя. Учитель выбирает несколько тем. Темы выбираются так, что ученик может изучить их в любой последовательности. Темы небольшие, учитель может изучать их в любой последовательности, может сам разделить текст на абзацы, но может этого и не делать. Подготовленный материал может изучаться на одном уроке или на нескольких занятиях подряд. Каждый ученик в данный момент изучает одну тему, а за определенный промежуток времени он должен усвоить все темы. У каждого ученика своя последовательность их изучения. Учитель распределяет темы между учениками так, чтобы одновременно над каждой из них работали и слабые, и средние, и сильные ученики. Ученик получает тему – задание и готовит к работе свою тетрадь. Он записывает число, название темы и делит страницу на 4 графы:
Затем ученик приступает к работе с текстом. Он сам решает, надо ли ему читать сначала весь текст или может сразу начать работу с партнером над первым абзацем. После такой подготовки он приглашает партнера. Два ученика садятся рядом. У каждого из них своя тема. Сначала они будут изучать тему первого ученика. Этот ученик читает свой текст, второй слушает. Вместе выделяют абзац, обсуждают его, составляют предложение, выражающее суть абзаца, для записи в тетрадь. Заканчивают эту работу. Теперь второй ученик будет изучать 1-й абзац своей темы, а первый ученик поможет ему.
Алгоритм работы
а) выделить абзац,
озаглавить его (составить вопрос),
выполнить указанные действия для
его усвоения;
б) выделить абзац, озаглавить его и самим
решить, какие действия надо осуществить
для его усвоения.
Как работает ученик с новым партнером?
В новой паре решают, кто сначала изучит тему, а кто поможет. Они изучали другой материал и о теме друг друга не знают. Поэтому должны друг друга познакомить с тем, что они изучают. Для этого они называют тему и пересказывают содержание абзаца, который усвоили, работая в первой паре. При этом они пользуются не текстом, а лишь записями в тетради. У них могут возникнуть вопросы, отвечают на них, а затем они работают по алгоритму.
Информация о работе Коллективная форма организации учебных занятий