Коллективный способ обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 17:26, реферат

Описание работы

Практический опыт применения КСО позволяет выделить следующие его преимущества:
• В результате постоянного повторения упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
• В процессе постоянной, активной деятельности развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
• Каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, что создает ситуацию успеха;
• Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
• Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а значит обеспечивает более прочное усвоение.

Содержание работы

Введение.....................................................................................................3
Глава I Коллективный способ обучения ................................................5
Глава II Коллективный способ обучения по В. К. Дьяченко ...............9
Заключение...............................................................................................15
Библиографический список используемой литературы……………..18

Файлы: 1 файл

Коллективный способ обучения.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)


 

 

Содержание

 

Введение.....................................................................................................3

Глава I Коллективный способ обучения ................................................5

Глава II Коллективный способ обучения по В. К. Дьяченко ...............9

Заключение...............................................................................................15

Библиографический список используемой литературы……………..18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Коллективный способ обучения включает четыре организационные формы: индивидуальную, парную, групповую и коллективную. Ведущая — коллективная организационная форма.Каждый способ осуществляется на основе реализации своих принципов. Принципы КСО разработаны В. К Дьяченко.

Исторически, в конкретный период развития человечества, общепринятым был тот или иной способ обучения, в зависимости от социально-экономической формации.

Коллективный способ обучения— как способ еще полностью не реализован. Используются только отдельные приемы, основанные на главной идее: применение коллективных форм работы в процессе изучения различных предметов в школе. [1, с.32]

Коллективная форма  работы — учебные занятия в  парах сменного состава — направлена на выработку таких важных умений, как:

1) самостоятельно изучать литературу;

2) мыслить творчески,  анализировать и делать выводы;

3) излагать свои мысли,  знания полностью и без искажений  (научить другого);

4) слушать, получать  информацию (вникать в суть дела, ставить вопросы);

5) обладать хорошими  знаниями;

6) коллективно трудиться:  навыки организационно-управленческой  деятельности, самоконтроля и самооценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I Коллективный способ обучения

 

Под коллективным способом обучения (КСО) подразумевается общественно-исторический способ обучения, при котором не групповая, а коллективная форма становится определяющей, системообразующей формой организации всей структуры учебно-воспитательного процесса в школе и других учебных заведениях.

Коллективная форма  обучения – это работа учащихся в парах сменного состава, при котором каждый ученик по очереди занимается (обучает и учится) с каждым членом коллектива, являясь то его учеником, обучаемым, то его учителем, т.е. обучающим коллектив, т.е. все обучают каждого и каждый обучает всех. 
Приемы и методы КСО: 
• взаимные диктанты в парах сменного состава; 
• разучивание стихотворений; 
• работа в парах сменного состава по карточкам; 
• методика М.Г.Булановской; 
• взаимообмен заданиями (ВОЗ); 
• методика работы по вопросникам; 
• методика Ривина А.Г.; 
• сотрудничество учащихся «по вертикали»; 
• педагогика сотрудничества и «погружение». 
Организация работы по новой педагогической технологии при изучении русского языка требует большой предварительной подготовки учителя. 
Каждая группа методик для сменных пар требует определенных навыков и умений как у учащихся, так и учителей. Эти умения сначала вырабатываются в постоянных парах, и только после этого класс переводится на работу в парах сменного состава. При работе в парах партнеры все время говорят, в классе шумно. Работа в шуме непривычна. Потому задача учителя на первых порах: научиться слушать и слышать несколько пар, направлять работу отдельных учеников и управлять процессом в целом. У учащихся иные задачи: учиться работать в шуме, регулировать громкость своего голоса так, чтобы партнер его хорошо слышал, а другим ученикам голос не мешал; слушать товарища и слышать его; учиться сидеть так, чтобы было удобно общаться друг с другом (повернуться к соседу, сесть свободнее, передвинуть стул, положить книгу и т.д.). [1, с.132]

У учащихся вырабатываются навыки социального и делового общения, происходит усвоение изучаемого материала, формируются педагогические умения и навыки. Обучение в парах сменного состава значительно обогащает  каждого участника. 
Коммуникативная направленность преподавания русского языка характеризуется тем, что на первый план в качестве важнейшей цели обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого общения или коммуникации. Путь к этой цели – практическое пользование языком. Технология КСО по своей организации учебного процесса обеспечивает с начала до конца коммуникативность в преподавании нашего предмета: 
• при знакомстве с теоретическим курсом; 
• при отработке теоретических знаний; 
• при организации учебного материала в разделе “Развитие речи”; 
• при сдаче зачетов; 
• при проведении контрольных работ; 
Учебный процесс при КСО организуется с учетом таких моментов: 
• каждый учащийся должен систематически излагать другому тему; 
• каждому должна представляться возможность знать все, что знают остальные и передавать другому все, что он знает; 
• каждый учащийся должен регулярно изучать некоторую тему самостоятельно; 
• каждый учащийся должен быть подключен к организации и управлению работой учебной группы. 
Сдвоенные уроки позволяют предъявлять учебный материал большими дозами. По опорным конспектам и таблицам учащиеся составляют вопросники и грамматические рассказы, сдают друг другу теорию, приводя свои примеры. 
Работа в паре постоянного или сменного состава позволяет ученику соотнести свои знания и навыки со знаниями и навыками товарища. Ученик начинает осознавать причины своих успехов и неудач. Он учится общению, ведению диалогов. В конце блока учащиеся сдают зачет, который имеет теоретическую и практическую часть. 
При коллективной форме обучения изложение материала учителем теряет прежнее значение. Учащийся изучает материал, работая в постоянной паре или в парах сменного состава. [1, с.146] 
Каковы варианты методики первоначального изучения нового материала? 
1. Манская технология. Суть ее в том, что учащийся, который уже знает материал, не излагает его от начала до конца своему партнеру, а предлагает изучить по учебнику. Партнер изучает новую тему под его контролем: читает текст, выполняет упражнения, решает задачи, отвечает на вопросы, пересказывает. При такой технологии не подавляется самостоятельность учащегося и при этом он получает своевременную помощь, не тратит время по-пустому. Главным источником знаний является учебник. 
2. Самостоятельное изучение материала. Тему учащийся может получить у учителя или диспетчера. Он сам прорабатывает, разбирается в правилах, выполняет упражнения. А потом проверяется у нескольких впереди идущих учеников. Проверка может идти по частям или по окончании всей работы. Эту технологию называют “сначала сам, а потом проверка и помощь”. 
3. Коллективно-индивидуальная технология. Совместная работа двух учащихся над новой темой. Оба берутся за изучение темы впервые, между ними складываются отношение сотрудничества. 
4. Изучение нового материала с использованием опорных сигналов (конспектов). Опорные конспекты помогают учащимся осуществлять преподавательскую деятельность. Два ученика прорабатывают, ведут запись, перерисовывая то, что дано в ОК. Каждый из них по очереди читает, вместе обсуждают текст и рассматривают опорный конспект. Затем еще раз читают и просматривают свою запись – ОК. После этого каждый из них может работать с новым партнером, выступая в качестве обучающего. 
Обучение может происходить по-разному. 
1. Ученик может содержание своей темы изложить по ОК, а затем еще раз разобрать по учебнику. 
2. Может предложить новому партнеру читать текст по учебнику и давать соответствующие объяснения по ОК. 
3. Возможно попеременное объяснение записей ОК и чтение учебника. 
4. Оба партнера могут работать самостоятельно, но каждый над своей темой: читают текст и опорный конспект, а после этого совместная работа сначала по первой теме, а затем по второй. 
5. Обучающий совершенно самостоятельно (закрыв учебник и не пользуясь записями) дает все объяснения и попутно составляет ОК. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II Коллективный способ обучения по В. К. Дьяченко

 

 

Формы организации  учебного процесса.

 

Все формы организации  процесса обучения делятся на  общие  и конкретные. Общие формы не зависят  от конкретных дидактических задач  и определяются только структурой общения между обучающимися  и обучаемыми. Таких форм 4: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

  Обучение  – это общение между обучающимися и обучаемыми, т. е. общение между теми, кто имеет знания и опыт, и теми, кто их приобретает. Общение, в процессе которого и посредством которого  происходит воспроизведение и усвоение всех видов человеческой деятельности.

  Обучения вне общения  не существует. Общение может  происходить непосредственно (через  устную речь, люди слышат и  видят друг друга) и опосредовано (через письменную речь (газеты, журналы и т. д.) , когда люди не видят и не слышат друг друга). [2, с.82]

  Опосредованное обучение между  обучающимися и обучаемыми в учебном процессе дает нам индивидуальную форму организации учебной работы. Ученик выполняет учебные задания (пишет, читает, решает задачи, ставит опыты), и при этом ни с кем не вступает в прямое общение, никто с ним не сотрудничает.

  Непосредственное  общение между людьми имеет  различное построение: может происходить  в паре (парная форма организации обучения, например 2 ученика совместно прорабатывают статью, решают задачи, разучивают стихотворения), со многими людьми (групповая форма организации учебного процесса, если один учит нескольких человек).

    Индивидуальная, парная, групповая формы организации учебных занятий являются традиционными. Ни одно из этих форм не является коллективной. Коллективной формой организации процесса обучения является только работа учащихся в парах сменного состава (общение либо с каждым отдельно, либо по очереди).

 

 

Методические  приемы, используемые на коллективных занятиях.

 

Взаимные диктанты. Предварительно нужно заготовить достаточно текстов и наклеить на карточки на одни и те же правила.

 

Порядок работы:

1.Один ученик из пары читает  текст по предложениям, другой пишет (без предварительного чтения текста в целом).

2.Другой ученик,  (т. е. тот,  кто перед этим писал) читает, а первый, прежде диктовавший,  пишет.

3.Потом каждый берет тетрадь  своего соседа (партнера) и без  заглядывания в карточку проверяет написанный им диктант.

4.Открывают карточки и проверяют  вторично (но уже вместе) сначала  один диктант, а потом второй.

5.Допустивший ошибки под контролем  диктовавшего делает устный разбор  ошибок.

6.Каждый в своей тетради записывает  разбор своих ошибок.

7.Снова берут тетради друг  друга, еще раз все просматривают  и ставят свои подписи:     «проверял Петров, проверял Сидоров».

     Совместная  работа пары заканчивается. Ее  участники находят новых партнеров,  обмениваясь карточками. Новенькому  диктуется тот текст, который  диктующий сам перед этим писал.  Т. е. над диктантом каждый  ученик работает дважды, один  раз он пишет сам и делает разбор ошибок под контролем товарища, другой раз он диктует этот текст, проверяет, требует разбора ошибок. [2, с.152]

Работа по вопросникам.

Устное письменное выполнение упражнений:

 

1.Ученики выучивают  правило и выполняют по нему  упражнение.

2.Один ученик из пары проверяет как другой усвоил правило (теорию) и предлагает выполнить упражнение.

3.Другой ученик из  пары предлагает выполнить своему  напарнику сое упражнение. Затем  они расходятся для работы  в следующей паре.

 

Решение задач  и примеров.

 

Учитель предварительно обучает учащихся ставить вопросы друг другу, которые требуют умения вдумываться в условия задачи, анализировать ее состав и содержание, выполнять обоснованные действия с целью решить задачу.

   Ученик ведет  себя как учитель: «Прочитай  условия задачи. Скажи что известно в задаче. Что нужно найти? Как ты будешь это находить? Какое действие выполнишь первым? Что ты узнаешь?

  1.Раздаются карточки, на каждой карточке по одной  задаче. У каждого задачи разные. Работают самостоятельно, не переговариваясь с товарищами.

  2.Учитель проверяет.

  3.Работа в парах.  Обмениваются карточками (задачами).Один  из пары становится учителем, другой – учеником. Учитель дает  свою карточку ученику, предлагает  прочесть задачу и затем ставит  вопросы по содержанию задачи и ее решению. Когда решение закончено, карточка передается тому, кто по ней отвечал, т. е. ученику. Теперь ученик становится учителем и ставит вопросы своему «бывшему» учителю по своей карточке (задаче).

  Партнеры обмениваются  карточками и работают в других парах.

 

 

Методика взаимообмена заданиями.

 

   Ее разработал  кандидат физико-математических  наук Красноярского университета  Малуп Ашотович Мкртгян. На  карточках делаются 2 однотипных  задания: упражнения, задачи или  вопросы. Каждое задание имеет  свой номер.

    Например, математика:     Задание РН1.

Решить неравенство:

а)  2     >   3

1-2х    х+5


 

б)  3    >    5

х+2     2-х

 

2) Основные  признаки КСО (преимущественно  перед традиционным образованием).

 

  - ориентация на  индивидуальные способности детей, обучение происходит в соответствии со способностями детей (индивидуальный темп обучения).

   - осмысленность  процесса познания.

   - все обучают  каждого и каждый всех.

   - при коллективных  учебных занятиях  (КУЗ)  знания  – хорошие, умения – уверенные, навыки – надежные.

   - обучение ведется  на основе и в атмосфере  взаимопонимания и сотрудничества  учителя и учащихся.

   - активизируются  межличностные отношения (ученик  – ученик), которые способствуют  реализации в обучении принципов непрерывной и безотлагательной передачи знаний.

   - ведущей организационной  формой обучения является коллективная, т. е. работа учащихся в парах сменного состава.

    

    По Дьяченко, обучение – это особым образом  организованное общение, т. е.  деятельность между носителями  знаний и теми, кто их приобретает.

 

 

КСО. Апробация  и внедрение.

В ходе эксперимента педагогами освоены методики сотрудничества:

   - «по горизонтали». ( Методика Ривина, взаимный тренаж, взаимные диктанты, взаимообмен заданиями,  взаимообучение чтению и пересказу)

  - «по вертикали». ( Метод непрерывной передачи знаний МНПЗ – это вариант организации учеников в изучении программного материала).

 

Предполагает однонаправленность обучения «сверху – вниз» (по типу лесенки), идущие впереди ученики  являются учителями и консультантами для тех, кто в изучении темы следует за ними. [4, с.44]

 

Организация обучения по МНПЗ.

 

Учитель предварительно структурирует учебный материал и создает комплект программ-вопросников (ПВ), объединение учебного материала  в крупные блоки в соответствии с содержанием учебника. ПВ – план работы ученика на 1-2 занятия. Состоит из 2-х частей: теоретической (входят вопросы для повторения и изучения нового материала) и практической (предполагает 2 уровня заданий: базовый и дополнительный (задания повышенной сложности, задания на смекалку)). В ПВ включаются самостоятельные, проверочные, контрольные и зачетные работы для каждого блока.

 

  Структура главного  учебного плана отражается учителем  в специальной таблице, где  указывается количество ПВ, обязательных и тренажёрных карточек по каждому блоку, а также примерные общие сроки окончания работы над материалом каждого блока. В соответствии с общими блоками устанавливаются общие темы и «маршрут» продвижения учеников при освоении ими нового материала. Обязательные карточки выполняют функцию зачета, теста. Тренажерные карточки используются с целью закрепления (в математике – закрепления вычислительных навыков). Работа по ним организовывается в парах сменного состава (методика взаимного тренажа). [5, с.182]

Информация о работе Коллективный способ обучения