Коллективный способ обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 19:36, контрольная работа

Описание работы

1. Принципы коллективного способа обучения
.2 Постулаты коллективного способа обучения
.3 Формы организации учебного процесса
.4 Методические приемы, используемые на коллективных занятиях
.5 Основные признаки КСО (преимущественно перед традиционным образованием)

Файлы: 1 файл

контрольная работа коллективный способ обучения.docx

— 71.83 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

Институт педагогики

Кафедра педагогики начального обучения

Тема: Коллективный способ обучения (В. К. Дьяченко)

 

 

Контрольная работа по технологии профессионального образования 

 Студентки 5 курса,гр.ДПЗ-51 

Факультета начального образования

Заочной формы обучения

Специальность «Дошкольная педагогика и психология»

Кисельковой Оксаны

 

Проверил: Тарасова Е.И.

 

 

 

 

 

 

 

Калуга 2014

Тема: Коллективный способ обучения (В. К. Дьяченко)

Содержание

1. Принципы коллективного способа обучения

.2 Постулаты коллективного способа обучения

.3 Формы организации учебного процесса

.4 Методические приемы, используемые на коллективных занятиях

.5 Основные признаки КСО (преимущественно перед традиционным образованием)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дьяченко Виталий Кузьмич(1923-2008 гг.) – Российский педагог и психолог. Кандидат педагогических наук, профессор, академик, действительный член Международной Педагогической академии (с 1996 г.), современный теоретик коллективного способа обучения (КСО). Автор 13 монографий по дидактике и проблемам создания коллективного способа обучения.

1.Принципы коллективного способа обучения

 

Согласно теории Дьяченко в основу коллективного способа обучения (КСО) должны быть заложены следующие восемь принципов:

1.Завершенность: ученик имеет право переходить к изучению нового учебного материала, лишь прочно усвоив предыдущий;

2. Интернационализм: обучение должно происходить на языках, представители которых принимают участие в учебном процессе. При этом происходит взаимное проникновение культур на базе предметного изучения того или иного языка;

3. Дифференциальный подход: каждый из обучаемых может работать согласно своим возможностям и способностям;

4.Всеобщее сотрудничество и взаимопомощь:любой учащийся, прошедший процесс обучения, должен приобрести навыки сотрудничества с другими; уметь оказывать помощь и уметь получать ее;

5.Разновозрастность и разноуровневость: поскольку человек в жизни контактирует с людьми разного возраста и уровня, то это умение должно выработаться в учебном процессе;

6.Разделение учебного труда:с одной стороны, чем будет большее разнообразие изучаемых тем, тем богаче общество в целом; с другой стороны, значительно легче усвоить тот или иной учебный материал, когда до этого в нем уже разобрался твой товарищ;

7.Педагогизация населения: фактически любому человеку в своей жизни требуется кого-то учить, этому необходимо учиться в самом процессе обучения;

8.Безотлагательная и непрерывная передача знаний: знания, вырабатываемые обществом, должны немедленно становиться содержанием учебного процесса.

 

 

 

2.Постулаты коллективного способа обучения

 

Первый. Каждый здоровый человек может освоить любой учебный материал.

Второй. Дети отличаются не своими возможностями усвоить тот или иной материал, а индивидуальными способами и средствами освоения этого материала.

Третий. Интерес ученика к изучаемому материалу определяется не содержанием этого материала, а успешностью действий ученика в процессе освоения этого материала.

1. Суть первого постулата заключается  в том, что всё открыто человечеству, доступно для понимания каждому  человеку.

Конечно, не каждый ребёнок станет великим математиком или физиком. Но всё, что известно в физике или математике и оформлено как учебный материал, может быть полностью освоено ребёнком.

Этот постулат запрещает ссылаться на несостоятельность детей освоить тот или иной учебный материал.

2. Все дети отличаются друг  от друга. Их отличие проявляется  не в том, что одни плохие  – другие хорошие, или что одним  доступно учиться хорошо, а другим  это не доступно.

Дети отличаются характером, типом мышления, темпераментом и т.п. Однако эти отличия характеризуют их индивидуальность и относятся к внутренним средствам. Жизненные цели и задачи для разных детей могут быть одни и те же, но эти цели и задачи могут быть реализованы разными детьми за счёт разных внутренних средств.

Именно в вопросах средств, в выборе путей и способов реализации целей должны учитываться индивидуальные особенности детей, но не в обозначении образовательных целей, тем более не в определении общеобразовательных целей.

3. Достаточно распространено явление, когда заботливые преподаватели  усердно улучшают содержание  преподаваемого предмета, стараются  включить в программу интересные, любопытные, полезные сведения с  надеждой на то, что это вызовет  интерес у учащихся, а проявленный  интерес будет способствовать  улучшению качества обучения. Можно  ссылаться на многих авторитетных  преподавателей и учёных, которые  признались, что такой подход  практически малоэффективен. Это  не случайно.

Интерес, любопытство возникает и поддерживается тогда, когда изучаемый материал понятен и усвоен, а это обеспечивается успешностью действий учащегося. Когда у ученика какой-то шаг, какие-то действия получаются, то он готов совершить следующий шаг, следующие действия.

Третий постулат констатирует, что, с точки зрения результативности, определяющим является не то, что изучается, а то, как изучается.

 

 

 

3. Формы организации учебного процесса

 

Все формы организации процесса обучения делятся на общие и конкретные. Общие формы не зависят от конкретных дидактических задач и определяются только структурой общения между обучающимися и обучаемыми. Таких форм 4:индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

Обучение – это общение между обучающимися и обучаемыми, т. е. общение между теми, кто имеет знания и опыт, и теми, кто их приобретает. Общение, в процессе которого и посредством которого происходит воспроизведение и усвоение всех видов человеческой деятельности.

Обучения вне общения не существует. Общение может происходить непосредственно (через устную речь, люди слышат и видят друг друга) и опосредовано (через письменную речь (газеты, журналы и т. д.) , когда люди не видят и не слышат друг друга).

Опосредованное обучение между обучающимися и обучаемыми в учебном процессе дает нам индивидуальную форму организации учебной работы. Ученик выполняет учебные задания (пишет, читает, решает задачи, ставит опыты), и при этом ни с кем не вступает в прямое общение, никто с ним не сотрудничает.

Непосредственное общение между людьми имеет различное построение: может происходить в паре (парная форма организации обучения, например 2 ученика совместно прорабатывают статью, решают задачи, разучивают стихотворения), со многими людьми (групповая форма организации учебного процесса, если один учит нескольких человек).

Индивидуальная, парная, групповая формы организации учебных занятий являются традиционными. Ни одно из этих форм не является коллективной. Коллективной формой организации процесса обучения является только работа учащихся в парах сменного состава (общение либо с каждым отдельно, либо по очереди).

 

 

 

4.Методические приемы, используемые на коллективных занятиях

Взаимные диктанты.

Предварительно нужно заготовить достаточно текстов и наклеить на карточки на одни и те же правила.

Порядок работы:

1. Один ученик из пары читает  текст по предложениям, другой  пишет (без предварительного чтения  текста в целом).

2. Другой  ученик, (т.е. тот,  кто перед этим писал) читает, а первый, прежде диктовавший, пишет.

3. Потом каждый берет тетрадь  своего соседа (партнера) и без  заглядывания в карточку проверяет написанный им диктант.

4. Открывают карточки и проверяют  вторично (но уже вместе) сначала  один диктант, а потом второй.

5. Допустивший ошибки под контролем диктовавшего делает устный разбор ошибок.

6. Каждый в своей тетради записывает  разбор своих ошибок.

7. Снова берут тетради друг  друга, еще раз все просматривают  и ставят свои подписи: «проверял  Петров, проверял Сидоров».

Совместная работа пары заканчивается. Ее участники находят новых партнеров, обмениваясь карточками. Новенькому диктуется тот текст, который диктующий сам перед этим писал. Т.е. над диктантом каждый ученик работает дважды, один раз он пишет сам и делает разбор ошибок под контролем товарища, другой раз он диктует этот текст, проверяет, требует разбора ошибок.

Работа по вопросникам.

Устное письменное выполнение упражнений:

1.Ученики выучивают правило  и выполняют по нему упражнение.

2.Один ученик из пары проверяет как другой усвоил правило (теорию) и предлагает выполнить упражнение.

3.Другой ученик из пары предлагает  выполнить своему напарнику сое  упражнение. Затем они расходятся  для работы в следующей паре.

Решение задач и примеров.

Учитель предварительно обучает учащихся ставить вопросы друг другу, которые требуют умения вдумываться в условия задачи, анализировать ее состав и содержание, выполнять обоснованные действия с целью решить задачу.

Ученик ведет себя как учитель: «Прочитай условия задачи. Скажи что известно в задаче. Что нужно найти? Как ты будешь это находить? Какое действие выполнишь первым? Что ты узнаешь?

1.Раздаются карточки, на каждой  карточке по одной задаче. У  каждого задачи разные. Работают  самостоятельно, не переговариваясь  с товарищами.

2.Учитель проверяет.

3.Работа в парах. Обмениваются  карточками (задачами).Один из пары становится учителем, другой – учеником. Учитель дает свою карточку ученику, предлагает прочесть задачу и затем ставит вопросы по содержанию задачи и ее решению. Когда решение закончено, карточка передается тому, кто по ней отвечал, т. е. ученику. Теперь ученик становится учителем и ставит вопросы своему «бывшему» учителю по своей карточке (задаче).

Партнеры обмениваются карточками и работают в других парах.

 

 

5.Основные признаки  КСО (преимущественно перед традиционным  образованием)

 

- ориентация на индивидуальные  способности детей, обучение происходит  в соответствии со способностями  детей (индивидуальный темп обучения).

- осмысленность процесса  познания.

- все обучают каждого  и каждый всех.

- при коллективных учебных  занятиях (КУЗ) знания – хорошие, умения – уверенные, навыки –  надежные.

- обучение ведется на  основе и в атмосфере взаимопонимания  и сотрудничества учителя и  учащихся.

- активизируются межличностные  отношения (ученик – ученик), которые  способствуют реализации в обучении  принципов непрерывной и безотлагательной передачи знаний.

- ведущей организационной  формой обучения является коллективная, т.е. работа учащихся в парах сменного состава.

По  В. К.Дьяченко, обучение – это особым образом организованное общение, т.е. деятельность между носителями знаний и теми, кто их приобретает.

 

 

Задание №1

Анализ коллективного способа обучения

– эффективно формируется:

- учебные организационные умения (понять учебное задание, проверить  свою работу и партнера, вести  контроль над своими действиями)

- учебные интеллектуальные умения (дают грамотное сравнение, анализ  и обобщение материала)

- учебные коммуникативные умения (четко излучают свои мысли, учебный  материал, умеют внимательно слушать  собеседника, отсюда развита культура  общения, умение самостоятельно  планировать свою деятельность),

- учебные информационные умения (могут самостоятельно работать  с источником знаний, вести практическую  работу).

Дидактическая основа КСО - сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава, позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых.

Опыт показывает, что коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально. Технология коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.

Посредством сочетания различных организационных форм коллективные способы обучения обеспечивают успешность учения каждому ребенку.

Можно выделить следующие виды работы в отдельно взятой паре: обсуждение чего-либо, совместное изучение нового материала, обучение друг друга, тренировка, проверка.

На коллективных учебных занятиях в разноуровневых группах у учащихся развиваются навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

При коллективных способах (КСО) у каждого ребенка появляется возможность осуществить индивидуальную траекторию развития:

  • обучающиеся реализуют разные цели, разными способами и средствами, за разное время;

  • одновременно сочетаются все четыре организационные формы обучения: индивидуальная, парная, групповая и коллективная.

КСО идеально подходит для работы в классе, так как позволяет не просто дифференцировать, но и индивидуализировать процесс обучения по объему материала и темпам работы для каждого ученика. Развитие интереса и познавательной активности учащихся в рамках данного варианта организации учебной работы связано и с самой формой подачи материала. Соответствие объема и темпа подачи материала индивидуальным особенностям учеников создает чувство успешной деятельности у каждого ученика.

Информация о работе Коллективный способ обучения